Шесть "Роттердамов" на картинах Стефена Карда

Капитан Стефен Кард рисует морские суда. Среди его работ – много картин, на которых изображены лайнеры компании Holland America Line.

В истории Holland America Line было шесть лайнеров, носивших имя Rotterdam. Чаще всего это имя присваивали флагманским судам компании. Все они, кроме последнего, шестого, строились для работы на трансатлантической линии Роттердам – Нью-Йорк.

Все шесть «Роттердамов» изображены на картинах Стефена Карда.



Первый Rotterdam изображен во время рейса через Атлантику. Пароход был построен в 1872 году. По нынешним меркам это было совсем небольшое судно длиной 81 метр и водоизмещением всего полторы тысячи тонн. Пароход был оснащен одной четырехцилиндровой паровой машиной, но поскольку паровые машины в то время только начинали внедряться на морских судах, и не были достаточно надежными, то первый «Роттердам» был оснащен и традиционными мачтами с парусами – на всякий случай. Пароход мог брать на борт 8 пассажиров первого класса и 288 – третьего (второго класса на этом судне предусмотрено не было). Экипаж парохода составлял 46 человек.

Трансатлантический рейс длился около двух недель, что по тем временам считалось большим достижением.

Жизнь первого «Роттердама» была недолгой: в 1883 году пароход потерпел крушение около берегов Нидерландов. К счастью, жертв не было, но пароход был потерян.

Тремя годами позже Holland America Line приобрела 8-летний пароход British Empire, который получил имя Rotterdam. На картине Стефена Карда он изображен прибывающим в Нью-Йорк:



В июне 1895 года Rotterdam II выполнил первый в истории Holland America Line и один из первых в истории вообще морской круиз (в те времена морские пассажирские суда выполняли транспортную, а не круизную функцию).

В том же 1895 году Rotterdam II был переименован в Edam, поскольку уже был заказан новый современный и комфортабельный пароход Rotterdam водоизмещением 8300 тонн. Четырьмя годами позже Edam был разделан на металл.

У Стефена Карда Rotterdam III изображен в последнюю ночь трансатлантического рейса из Нью-Йорка в Роттердам:



В 1906 году третий Rotterdam был продан датской компании Scandinavian American Line, и уступил место четвертому «Роттердаму», который вписал много славных страниц в историю Holland America Line.



Выполнивший первый рейс в 1908 году, Rotterdam IV по многим параметрам был похож на современные морские суда: длина – почти двести метров, скорость – более шестнадцати узлов, пассажировместимость – свыше трех тысяч человек.

По уровню комфорта четвертый «Роттердам» был одним из передовых судов своего времени. Например, целая палуба была выделена под каюты с собственным душем и туалетом (в дополнение к традиционным «люксам» на другой палубе). На судне был применен прообраз современной системы центрального кондиционирования.

Rotterdam IV получил известность благодаря своим многодневным круизам, которые пароход выполнял наряду с обычными трансатлантическими рейсами. Круизы начинались и заканчивались в Нью-Йорке, а маршруты пролегали на Средиземное море, в Южную Америку и Карибский бассейн.



В рекламных плакатах того времени привлекают внимание цены на круизы. Действительно, кто в наше время откажется от шестидневного круиза на Багамы на первоклассном лайнере всего за 45 американских долларов? Правда, доллар тогда стоил гораздо дороже, чем сейчас, и эти круизы в те годы могли позволить себе очень немногие состоятельные люди.



Rotterdam IV проработал немалый по тем временам срок: тридцать два года, и в 1940 году был списан и разделан на металл.

Пятый «Роттердам» стал, пожалуй, самым знаменитым судном, носившим это имя.



Построенный в 1959 году как двухцелевое (трансатлантическое и круизное) судно, которое легко конвертировалось из двухклассной трансатлантической компоновки в одноклассную круизную, Rotterdam V за годы службы в Holland America Line приобрел тысячи поклонников из разных стран мира. Начиная с 1969 года Rotterdam использовался только как круизное судно, выполняя в том числе и ежегодный кругосветный круиз.

В 1997 году Rotterdam V был продан в компанию Premier Cruises, в составе которой работал под именем Rembrandt до банкротства компании в 2000 году. В 2008 году пароход под своим историческим именем установлен на вечную стоянку в Роттердаме в качестве музея и гостиницы.

Подробнее об этом пароходе я писал восемь лет назад, когда его судьба еще не была окончательно ясна.

Когда Rotterdam V еще работал в составе Holland America Line, в Италии уже завершалось строительство шестого «Роттердама», нового флагмана Holland America Line. Стефен Кард изобразил его во время первого кругосветного круиза у берегов Индонезии:



Элегантный лайнер средних размеров, Rotterdam VI трудится в составе флотилии Holland America Line и сегодня. Он круглогодично базируется в порту Роттердама, выполняя из него круизы разной продолжительности (от одной недели до двух месяцев) по самым разным маршрутам, включая Европу, Азию и Карибский бассейн. Несмотря на то, что в последние годы флот компании пополнился более современными и крупными судами, многие постоянные клиенты Holland America Line не изменяют уже ставшему классическим шестому «Роттердаму».

О седьмом "Роттердаме" говорить пока рановато. Но, учитывая планы Holland America Line на строительство нового флота, сдается мне, что это будет уже почти мегалайнер....
(Anonymous)
Александр Сергеевич, добрый день! Это замечательные картины, а точнее их фотографии. Думаю, что сами картины производят более сильные впечатления.
Они смотрятся современно. И так хочется попасть туда. Почувствовать на себе этот ветер и воздух, услышать запах и шум воды…
Еще одна мысль почему-то посетила меня сейчас: кто-то строит лайнеры, кто-то работает и обслуживает их, кто-то использует их по назначению, кто-то рисует их, может быть кто-то даже слагает о них стихи и песни… И это здорово когда есть что-то, что объединяет людей!
Анастасия О.
Да, и это хорошее объединение людей и их интересов. Не деструктивное. :)
Есть шансы у седьмого "Роттердама" опять получить мачту и паруса? :-)
Ну, если нефть закончится, а новых источников энергии не придумают... :))
Не просто красиво, а впечатляюще
(Anonymous)
С удовольствием прочитал экскурс в историю Rotterdam. Картины действительно писал влюблённый в морские суда человек. Помечтать не вредно, одно подобное судно Интерфлоту и можно представить, чтобы на нём было и куда бы нас занесло!
Картины действительно впечатляют! С даты публикации все захожу любоваться :) Одну из них даже на рабочий стол поставил :)
Через краски видно что человек передал свою любовь к этим судам, видно счастья что он на них работает. Вообще люди которые серьезно увлекаются живописью это необычные люди, с интересной душой и уникальным складом ума. Решил все таки коммент поставить дабы спросить, а из речных капитанов кто нибудь увлекается чем то подобным?
Хорошо рисовал волжский капитан Константин Иванович Бабушкин (он работал капитаном на теплоходах "Карл Маркс" и "Советская Россия", оба судна принимал с постройки в ГДР), сохранились его картины. Из современных капитанов художников не знаю, но уверен, что таланты среди них тоже есть.