11 000 морских миль на "Роттердаме": суда в порту Пирея

В мире трудно найти место с таким интенсивным движением морского пассажирского флота, как порт Пирей.

С древности Пирей выполнял роль морских ворот Афин. Фактически в Пирее три порта, и они находятся на порядочном расстоянии друг от друга. Вместе они образуют огромный паромный и круизный хаб, принимающий двадцать миллионов пассажиров в год.

Мы не успеем обойти все три порта, и даже не обойдем целиком один. Но все же увидим некоторые круизные суда и паромы – их здесь много в любое время года и любое время суток. Кстати, при заходе в порт и выходе из порта Пирей паромы имеют приоритет перед круизными судами из-за жесткого расписания.

В январе в Европе немного круизных судов, но они есть. Costa Magica – представитель успешного проекта морских круизников, так называемого класса Destiny.

Первое такое судно, Destiny (ныне Carnival Destiny, но в этом году теплоход получит новое название Carnival Sunshine), было построено в 1996 году. В то время это было не просто самое большое круизное судно в мире, но и первое круизное судно с водоизмещением более ста тысяч тонн. С разными вариациями суда на базе этого проекта строятся до сих пор – для компаний Carnival и Costa, хотя дальнейшее развитие класса Destiny делится на несколько проектов со своими названиями. Погибший лайнер Costa Concordia – это тоже развитие проекта Destiny.



Теплоход Costa Magica был построен в 2004 году. В момент съемки (январь 2013 года) он находился в 11-дневном круизе по маршруту Чивитавеккья – Савона – Валетта – Пирей – Измир – Родос – Крит – Катаколон – Чивитавеккья. Этот круглогодичный маршрут Costa Cruises с вариациями существует уже несколько лет, и в свое время на нем работал и теплоход Costa Concordia.



Про теплоход Rotterdam компании Holland America Line я потом сделаю отдельный пост, так как я в тот момент как раз совершал на нем круиз из Роттердама в Сингапур.



Посмотрите на две следующие фотографии. Первая сделана в порту Пирея, вторая же взята с сайта simplonpc.co.uk. И на обеих фотографиях изображено одно и то же судно! Более того, это систершип парома «Анна Каренина», который до 1996 года работал на линии Санкт-Петербург – Киль, а сейчас носит название Regina Baltica.





Изначально же оба парома были построены в 1980 году по заказу компании Viking Line для работы на линии Хельсинки – Стокгольм. Первый, Viking Song, стал в дальнейшем «Анной Карениной», а второй, Viking Saga, как раз и изображен на фотографии. Оба парома пользовались большим успехом, и внесли большой вклад в превращение паромных линий между Финляндией и Швецией в круизно-паромные.

В 1985-1986 годах на линию Хельсинки – Стокгольм поставили новые большие однотипные паромы Mariella (которая работает на линии до сих пор) и Olympia (а этот паром сейчас известен в России под именем «Принцесса Анастасия» и обслуживает паромно-круизную линию Санкт-Петербург - Стокгольм). В этой связи паром Viking Song был перестроен для круизов и переименован в Sally Albatros.

В 1990 году во время ремонта на судне вспыхнул пожар, практически полностью уничтоживший надстройку. Корпус, однако, удалось использовать для строительства нового судна с тем же именем. Именно тогда теплоход получил современный облик.

После этого судно сменило несколько названий, в том числе в 2003-2005 годах под именем Silja Opera обслуживало линию Хельсинки – Санкт-Петербург, а в 2006 году, несмотря на отсутствие автомобильной палубы, некоторое время заменяло паром Silja Europa на линии Хельсинки – Стокгольм.

С 2007 года теплоход находится в собственности компании Louis Hellenic Cruise Lines и совершает круизы по Средиземному морю. Его нынешнее имя – Cristal.



Той же компании принадлежит и теплоход Orient Queen. Сейчас это судно кажется невзрачным и архаичным. Но в 1968 году для молодой компании Norwegian Cruise Line это был первый построенный по их заказу круизник (под названием Starward). Starward работал в составе флота NCL до 1995 года.





Теперь, пока мы не перешли к паромам, две фотографии, сделанные с очень большого расстояния, поскольку следующие два круизных судна находились в соседнем порту. Но проигнорировать их нельзя: каждое из этих судов внесло свой вклад в развитие круизного судоходства.

Итак, первое судно называется Thomson Spirit, и принадлежит оно компании Thomson Cruises, организующей недорогие круизы в основном по Европе. В прошлом это известный лайнер компании Holland America Line Nieuw Amsterdam (второй с таким названием, а сейчас построен уже третий теплоход, носящий это имя). Построенный в 1983 году, Nieuw Amsterdam выделялся своим современным и авангардным для того времени дизайном. Помимо обычной работы в Карибском бассейне (зимой) и на Аляске (летом), теплоход периодически выполнял дальние многодневные круизы, например, по странам Азии.

В 2000 году Nieuw Amsterdam был продан компании American Classic Cruises, которая задумала возродить известный в Америке бренд United States Line. Вспомним, что самый быстроходный трансатлантический лайнер в мире United States работал под флагом этой компании. Поэтому планы возрождения бренда вызывали большое воодушевление в США. Nieuw Amsterdam был переименован в Patriot и зарегистрирован под американским флагом (крайняя редкость для круизного судна). Более того, на теплоход была набрана американская команда, что тоже является редкостью. В декабре 2000 года Patriot начал выполнять недельные круизы по Гавайским островам из Гонолулу, а меньше чем через год компания обанкротилась.

Holland America Line приобрела судно обратно, и больше не стала его продавать, вместо этого найдя для теплохода арендатора, упоминавшуюся выше компанию Louis Cruise Lines. А она в свою очередь сдала теплоход в аренду компании Thomson Cruises, где он работает под именем Thomson Spirit.



Периодически весь мир с восхищением обсуждает очередное явление в круизном мире: обычно это самое большое, либо технологически совершенное, с невиданными развлечениями для туристов судно, а это как правило суда компании Royal Caribbean. В последние три года главным круизным героем является лайнер Oasis of the Seas (и его близнец Allure of the Seas). Что обсуждали до этого? Лайнер Freedom of the Seas и двух его собратьев. А до этого? Voyager of the Seas и всю сопутствующую серию. До этого восхищались теплоходом Sovereign of the Seas. А до этого героем новостей и властителем умов любителей круизов был построенный в 1982 году теплоход Song of America.

Вот он-то и стоит в порту Пирея. Сейчас некогда известный лайнер носит имя Louis Olympia. Это действительно очень достойное, удобное для пассажиров судно с множеством разных общественных помещений. А в свое время это было судно с множеством прогрессивных решений. Но что я заметил: лайнеры-герои круизных новостей в последние четыре десятилетия быстро уходят во второй-третий эшелон, и спустя десять лет после помпезного дебюта о них мало кто вспоминает. В отличие от, видимо, оставшихся навсегда великими лайнеров Queen Mary, Queen Elizabeth, Normandia, United States…



Переходим к паромам, и о них – более коротко.

Хотя паромы обычно и находятся в тени ярких и комфортабельных круизных судов, но и среди них безусловно встречаются очень интересные экземпляры и целые серии. Серия паромов Superfast – один из примеров.

До недавнего времени автомобильно-пассажирские паромы с каютами не отличались высокой скоростью. При этом существовали скоростные дневные паромы без кают. Строить же дальние каютные скоростные паромы было не принято, хотя существовали исключения (вспомним ставший буквально культовым паром Finnjet 1977 года постройки, работавший на линии Финляндия – Германия).

Ситуация изменилась лет пятнадцать-двадцать назад, когда для линии Греция – Италия потребовались паромы, затрачивающие меньшее время на «дорогу», чем обычно. Началось строительство скоростных каютных паромов, а в период с 2008 по 2012 была построена целая серия из двенадцати паромов класса Superfast, развивающих скорость до 31.5 узлов. Точнее говоря, не все эти суда были однотипными: при внешнем сходстве они строились по разным проектам.

Сейчас часть паромов разошлась по другим компаниям; два из них работают аж в Австралии, соединяя Мельбурн с тасманийским портом Хобарт. Паром Superfast XII, изображенный на следующей фотографии, работает на ночной линии Пирей – Ираклион (Крит), преодолевая это расстояние за девять часов.



На той же линии работает построенный в 2000 году скоростной паром Knossos Palace компании Minoan Lines. Это очень крупный паром длиной 214 метров, вмещающий две с половиной тысячи пассажиров. Один из видных представителей скоростного каютного паромного флота.



Паром Nissos Mykonos постройки 2005 года поменьше и помедленнее: он может развивать скорость до 26 узлов.



Apollon Hellas – паром компании Hellenic Seaways для местных линий. Построен в 1990 году.



Theofilos – это уже исторический паром. Построенный в 1975 году для компании TT-Line, он носил традиционное для этой компании имя Nils Holgersson. Сейчас паромом оперирует компания Nel Lines. Паром работает на линии Пирей – Салоники.



Паром Mytilene 1973 года постройки соединяет Пирей с одноименным городом на острове Лесбос.



Скоростные паромы не только удобны для пассажиров. Они еще и прожорливы, и временами проблемны механически. И чем старше паром, тем этих проблем у него больше. Jetferry 1 – скоростной паром 1995 года, который из-за перечисленных причин долго и безуспешно ждет покупателя.



Паромы компании Blue Star Ferries обслуживают дальние линии между Грецией и Италией.



В дополнение к сказанному – фотографии еще десятка греческих паромов, среди которых – скоростные катамараны и паромы старой постройки.







В советское время в СССР строились и эксплуатировались в большом количестве скоростные суда на подводных крыльях морского класса типов «Комета» и «Колхида». Некоторые из этих судов в 1990-е года попали в Грецию, и несколько «Комет» и «Колхид» продолжают работать по сей день. Flying Dolphin 17 – это бывшая «Колхида», построенная в Поти (Грузия) в 1984 году.



А эта «Колхида», построенная в 1991 году, за время работы сменила несколько названий, и сейчас носит имя Flying Dolphin Erato.









В следующий раз мы познакомимся с раскопками древнего Коринфа и увидим Коринфский канал.

(предыдущая остановка - Навплион, Греция)

Да, Thomson Celebration - бывший Noordam, он был построен на год позже чем Nieuw Amsterdam по тому же проекту, и работал в составе Holland America Line до ноября 2004 года (я был в его последнем рейсе).
Да, в Holland America Line. Ноябрь 2004 года, 9-дневный маршрут Чивитавеккья - Лиссабон. Очень элегантное, хотя и слегка старомодное, судно. Вопрос о дальнейшей аренде "Ноордама" был к тому времени давно решен. В отличие от систершипа он никогда не простаивал в ожидании покупателя или арендатора.
(Anonymous)
Смотрю на эти фотографии и думаю - а ведь раньше эти суда были просто идеями в чьей-то голове... Спасибо Вам, Александр!
Анастасия
Да уж, есть ли еще в мире подобные музейные порты?! :-)