Интересные пассажирские суда в Будапеште

Будапешт – самый крупный город на Дунае, и его по праву можно назвать столицей дунайского судоходства. Здесь всегда много разного флота: круизного, грузового, прогулочного.



В прошлый раз я писал о стоящем в Будапеште пароходе «Память Азина», а теперь давайте познакомимся еще с четырьмя будапештскими судами.

Пароход Kossuth



Пароход был построен в 1914 году Будапеште для Венгерской Королевской судоходной компании, и предназначался для прогулок по Дунаю. Первое имя, которое он получил, было Ferencz Ferdinánd Fõherczeg; в дальнейшем пароход трижды переименовывался.

В 1944 году, когда советские войска подошли к Будапешту, пароход был эвакуирован в Австрию, но через два года был возвращен в Венгрию.

Имя Kossuth пароход получил в 1953 году, после капитальной реконструкции с заменой надстройки. Kossuth был выведен из эксплуатации в 1978 году, а в 1986 году был превращен в музейное судно, став пароходом-рестораном (с небольшим музеем внутри) в центре Будапешта.

В 2000 году был капитально отремонтирован корпус, а в 2004 году – надстройка парохода.



Заглянем внутрь.

Общественные помещения парохода размещаются на двух палубах. В носовой части главной палубы находится ресторанный зал.





Проход ведет в кормовую часть парохода. Отсюда через стекло можно увидеть паровую машину, которая, хотя и находится не в рабочем состоянии, но сохранилась.







Через другое стекло видно пароходное гребное колесо.



В кормовом холле находится небольшой музей, посвященный судоходству на Дунае.





В музее среди прочих экспонатов выставлен макет парохода Kossuth в первоначальном виде (когда он носил имя Ferencz Ferdinánd Fõherczeg). У парохода в первый период жизни была не двухъярусная, как после 1953 года, а одноярусная надстройка.





В кормовой части главной палубы располагается банкетный зал, который я не стал фотографировать, поскольку в нем проходило мероприятие.



Трап из кормового холла ведет на вторую палубу.



Центральную часть здесь занимает бар.



Ресторанные залы находятся в носовой,…



… кормовой частях второй палубы,…



… а также на боковых террасах.



Пароход Kossuth украшает собой центр Будапешта. Он уже не ходит в рейсы, но желающие отправиться на прогулку по Дунаю могут легко это сделать: от борта исторического парохода регулярно отправляются прогулочные теплоходы типа «Москва» с ресторанами типа «буфет» на борту. На борту же парохода-ветерана ресторан работает по классической системе а ля карт.



Со следующими двумя судами мы познакомимся более кратко, и снаружи.

Дизель-электроход Gróf Széchenyi

Построен в Венгрии в 1940 году в качестве прогулочного судна; первое имя – Stadt Passau.

Это единственный двухпалубный колесник в Будапеште, находящийся в рабочем состоянии. Gróf Széchenyi – дизель-электроход с бортовыми гребными колесами. Такое сочетание (дизель-электрическая установка и гребные колеса) не было принято в российском судостроении, но в Европе колесные дизель-электроходы строились, и их можно встретить и сейчас, например, в Швейцарии, и, как мы видим, в Венгрии.



Дизель-электроход Gróf Széchenyi используется для прогулок и различных мероприятий в Будапеште.





Теплоход Europa

Думаю, что любители речных путешествий легко узнали в очертаниях этого дунайского теплохода-ресторана судно 305 проекта.



Действительно, теплоход Europa когда-то назывался «Дон», и работал в Советском Союзе. Построенный в 1959 году в Будапеште, «Дон» был одним из судов проекта 305, строившихся большой серией для рек СССР. Головным теплоходом был «Дунай», а вторым – «Дон». После постройки теплоходы проделали путь по Дунаю, Черному и Азовскому морям к порту своей приписки – Ростову-на-Дону.

Теплоход «Дон» три десятилетия отработал на туристических линиях Волго-Донского пароходства, выполняя многодневные круизы из Ростова-на-Дону до Москвы, Перми, Астрахани, Волгограда и других городов. В 1988 году теплоход получил имя писателя Виталия Закруткина.

1990-е годы теплоход провел без работы: начиная с 1992 года поток туристов резко упал. Но в отличие от некоторых других однотипных судов «Дон» остался в строю, только сменил «страну проживания». В конце 1990-х годов теплоход проделал тот же путь, что и четыре десятка лет назад, но в обратном порядке, и оказался в Будапеште. Здесь он был реконструирован в теплоход для проведения банкетов и мероприятий, и получил новое имя Europa.



Теплоход стоит в центре Будапешта напротив здания Парламента, и выходит в рейсы по заказу.



Всего в Венгрии было построено 47 теплоходов 305 проекта для рек СССР. После этого были построены еще два подобных судна, но по несколько измененным проектам 313 и 3131. Первый теплоход, получивший название «Дружба», до 1998 года трудился на круизных маршрутах в Чехословакии (в последние годы – Словакии), а позднее был порезан. Второй теплоход остался работать в Венгрии; его мы сейчас и посетим.

Теплоход Fortuna



Теплоход был построен в Будапеште в 1967 году по проекту 3131 и получил название Nagy Októberi Szocialista Forradalom («Великая Октябрьская Социалистическая революция»). Всю свою активную жизнь, до 1992 года, он выполнял круизы для венгерских профсоюзных организаций.

В 2000 году началась новая жизнь судна. После переоборудования пассажирских помещений теплоход, получивший название Fortuna, был установлен у набережной в Будапеште как гостиница.



Заглянем внутрь. Каково оно, развитие 305 проекта?



Реконструкция конца 1990-х годов затронула все пассажирские помещения теплохода. Каюты были перестроены под гостиничные стандарты, но планировка общественных помещений в основном не изменилась. Правда, все помещения были отделаны заново.

Итак, центральный вестибюль на главной палубе. По расположению трапов сразу угадывается 305 проект. Действительно, внутренняя планировка теплоходов проекта 305, 313 и 3131 почти идентична.





Каюты в носовой части главной палубы демонтированы; теперь здесь оборудован конференц-зал.



Два коридора ведут в кормовую часть главной палубы.



Как и на судах 305 проекта, трап из кормового пролета главной палубы ведет на вторую палубу, но расположен он относительно 305 проекта зеркально, по левому борту.





Из кормового пролета можно спуститься в машинное отделение, но никаких механизмов там не осталось. В помещении бывшего машинного отделения оборудован большой банкетный зал (во время моего визита он был закрыт).



Кормовую часть главной палубы занимает ресторан.



Теперь поднимемся на вторую палубу.



В кормовой части – тупик: там находится каюта.



Центральный вестибюль второй палубы – такой же, как на судах 305 проекта. Но хочу отметить отделку: она на этом судне мне очень нравится. Хоть и не «родная», но, по-моему, это именно то, что надо для теплоходов этого типа.





Расположение помещений в носовой части второй палубы довольно оригинальное. Круизные компании, работающие с теплоходами 305 проекта, думают: что же оптимальнее сделать на своих судах в носу второй палубы? Обзорный салон или панорамную каюту? На этом судне сделаны сразу две панорамные каюты, при этом пассажиры не были лишены и вида вперед.



Коридор упирается в панорамное окно, а справа и слева – каюты с видом вперед и по сторонам. Причем так было сделано при постройке теплохода. И, что интересно, эта часть надстройки на судах проектов 313 и 3131 разная: на «Дружбе» здесь был обзорный салон, перед которым шла прогулочная терраса – собственно, как и на теплоходах 305 проекта. На «Октябрьской революции» в носовой части второй палубы террасы не было.



На следующей фотографии видно, что боковая прогулочная терраса не круговая. При движении в сторону носа теплохода она заканчивается тупиком.



Зато эта терраса привычно опоясывает кормовую часть палубы.



Интересно также, что шлюпбалки на этих судах расположены не на верхней, как на 305 проекте, а на второй (средней) палубе.





Спустимся на нижнюю палубу.





Здесь сохранились каюты без санузлов. Они тоже используются как гостиничные номера, поэтому на этой палубе оборудованы общественные душевые и туалеты. На следующем фото слева – туалетные кабинки, справа – прикрытые занавесками душевые. Такие каюты есть только на нижней палубе теплохода; в остальных каютах после реконструкции имеются все удобства.





Приятно побывать на исторических судах. Думаю, что это не последний мой рассказ о них.
Как я понимаю - перенос на 311-м проекте шлюпбалок на среднюю палубу обоснован низкими мостами на Дунае.
Благодарю за рассказ :) Теперь знаю, какой ботель выбрать для остановки в Будапеште следующий раз :)
Ой, как интересно! Спасибо большое! Мы проходили по набережной мимо "Europa", я на него смотрела, подумала еще, что очень похож на те суда, которые у нас курсировали в свое время. Но мне даже в голову не могло прийти, что это наш Закруткин!
Спасибо! Замечательный репортаж! Всё очень красиво! И всё-таки теплоходы должны быть в движении! А в качестве гостиницы можно воспринять как некий изыск взыскательных клиентов, но лично я туда бы жить не пошёл, несмотря на мою любовь к теплоходам 305 и др. проектов, что-то душа не принимает такое...А в качестве музея- это прекрасная идея была бы, хотя там и так есть небольшой музей

Edited at 2013-04-01 09:23 pm (UTC)
Ну конечно, судно на вечной стоянке не совсем то... Но все же дает некоторое представление о том, как это было.
Если у Фортуны демонтированы двигатели и механизмы, то как же отель функционирует? Все коммуникации с берега?
Главных двигателей нет. Но что с дизель-генераторами и котлами, не знаю. Возможно, они на месте, по крайней мере котлы. Электропитание можно получать и с берега.
А фекалку куда девают? Оскам сдают или на берег перекачивают? Да и питьевую воду откуда забирают? Затратен ли отель на воде по сравнению с обычным?
Обычно по всем этим хозяйственным нуждам судно-отель подключено к береговым коммуникациям. Насчет затратности отеля на воде по сравнению с обычным ничего сказать не могу, так как не знаю, какова экономика береговых отелей. Но во всяком случае теплоходы-гостиницы на Северном речном вокзале обычно себя не окупали.

Edited at 2013-04-04 06:19 pm (UTC)
(Anonymous)
На тх "Дон" я плавал в 1973 году, с бабушкой. Мне было 14 лет. Двухместная каюта на верхней палубе. Ростов-Москва-Ростов.И в 1977 году с товарищем из Ростова до Москвы.Капитаном был Потапов. Сейчас вспоминаю,- кораблей 305 проекта у ВДРП было ? ...Алдан, Баргузин, Днепр, Дон, Дунай, Аракс... кажется 6 единиц. Капитаном "Аракса" был Борташ, он трагически погиб под винтами своего теплохода на зеленой стоянке, перевернулась шлюпка в которой он находился.