Стримлайнеры Kalakala и Admiral

Некоторые суда имеют столь необычный вид, что мало кого оставляют равнодушными. Такими были пассажирские пароходы Kalakala и Admiral, яркие представители стиля арт-деко.



Впрочем, арт-деко – понятие широкое; более точно будет отнести эти суда к «стримлайнерам» – так в первой половине XX века называли транспортные средства обтекаемой формы. В основном стримлайнерами называли локомотивы, но и пароходы Kalakala и Admiral тоже, безусловно, попадали в эту категорию. И мне они так нравятся, что я вкратце расскажу о каждом из них.

Kalakala

Надо сказать, что ни Kalakala, ни Admiral изначально не несли в себе ничего революционного, а, напротив, были самыми обычными пароходами в классическом американском стиле. Построенный в 1926 году пароход Peralta обслуживал паромную линию Сан-Франциско – Окленд и мало отличался от других аналогичных судов. Все изменилось 3 мая 1933 года. Пароход находился на ночном перестое, когда на нем вспыхнул пожар, уничтоживший надстройку.



На этом недолгая биография парохода могла и закончиться, но, как говорил Уинстон Черчилль, кризис – это новые возможности. Так же считал капитан Александр Пибоди, владелец компании Black Ball Line, который приобрел судно с целью восстановления. О возрожденном пароходе должны были заговорить во всей Америке и за ее пределами.



На сохранившийся корпус была установлена новая надстройка необычного вида. При реконструкции были применены огнестойкие материалы; судно было оснащено по последним требованиям пожарной безопасности. Пароход, получивший новое имя Kalakala, был поставлен на паромную линию Сиэтл – Бремертон, и отправился в первый рейс 3 июля 1935 года.







Александр Пибоди был прав: о судне быстро узнали и заговорили во всем мире. Kalakala мгновенно завоевал популярность и стал визитной карточкой Сиэтла. И следующие три десятилетия были годами славы для необычного судна. Про него сочиняли песни. Без плавания на нем визит в Сиэтл считался неполным.





В 1951 году пароход сменил владельца, но в основном продолжал обслуживать прежнюю линию Сиэтл – Бремертон. Последний рейс по этому маршруту пароход выполнил 6 августа 1967 года. К этому времени стареющее судно становилось все более дорогим в обслуживании, и компания решила построить для него замену. Kalakala был продан на Аляску, где в последующие годы использовался как завод по переработке краба, затем как завод по переработке креветок, а потом просто оказался брошен.

Когда пароход приспосабливали к использованию в качестве завода, пострадала его надстройка, в которой проделали большие технологические отверстия. Кроме того, были утрачены многие элементы интерьера, включая парадную лестницу в стиле арт-деко. Но внешний вид «Калакалы» сохранился, и до глубины души поразил архитектора Петера Бевиса, в 1984 году случайно увидевшего брошенное судно недалеко от Кадьяка. Петер решил восстановить пароход. Переговоры затянулись на долгие годы, и лишь в 1998 году «Калакалу» удалось отбуксировать в Сиэтл.



С тех пор пароход сменил несколько владельцев, каждый из которых был своего рода энтузиастом, желающим сохранить «Калакалу». Но все их усилия пока ни к чему не привели. Сейчас славный пароход стоит в городе Такоме недалеко от Сиэтла, и хорошо виден на Google maps. Правда, свободно подойти к нему нельзя: территория порта, где находится судно, огорожена. Состояние «Калакалы» очень плохое, и есть опасения, что корпус может дать течь, и пароход затонет.



Однако же будем надеяться на лучшее, а именно – когда-нибудь увидеть замечательное судно снова в работе.

А вот в случае с другим пароходом авангардной внешности, «Адмиралом», надеяться уже не на что.

Admiral

Стометровый железнодорожный паром Albatross, построенный в 1907 году, верно служил на переправе в Виксбурге до 1937 года, когда его приобрела компания Streckfus Steamers, нуждавшаяся в новом экскурсионном судне для Сент-Луиса.

На базе старого корпуса было построено новое судно авангардного вида в стиле арт-деко, получившее название Admiral. Возможно, и даже очень вероятно, что экстерьер судна был создан по мотивам уже существовавшей «Калакалы». Как и Kalakala в Сиэтле, вмещавший одновременно четыре тысячи человек пятипалубный Admiral стал визитной карточкой Сент-Луиса. На нем стремились побывать гости города, на его борту проводились концерты, танцевальные вечера, праздничные мероприятия.



В 1974 году Admiral прошел серьезную реконструкцию: паровые машины были заменены дизелями, а гребные колеса – винтами. Внешний же вид судна не изменился, и еще несколько лет Admiral выполнял речные прогулки по Миссисипи из Сент-Луиса. Впрочем, популярность речных прогулок стала снижаться, и Admiral начал приносить убытки. В 1979 году судно было продано новому владельцу, который провел реконструкцию «Адмирала», в процессе которой были демонтированы двигатели. Но еще много лет после этого Admiral находился без дела, пока в 1994 году не начал служить в качестве плавучего казино в том же Сент-Луисе. В 2006 году Admiral сменил владельца, и после этого эксплуатировался как казино еще четыре года.



В июне 2010 года казино было закрыто, а судно выставлено на продажу. Продать его удалось не сразу, и только на слом. Летом 2011 года некогда знаменитое судно было отбуксировано в Колумбию (штат Иллинойс), где вскоре было разделано на металл.



Очень и очень жаль.
Удивительные, уникальные суда! Не только по форме и конструкции но и по судьбе!
Жаль конечно, как и любое другое судно. Будем надеяться что пароходом Kalakala  все таки займутся и не дадут ему погибнуть.
Хотелось бы верить! Хотя сейчас, по, моему, и у энтузиастов опустились руки - уж очень плохое состояние у судна.
Красотулечка. Наверное, очень сложно ремонтировать. Такома - не там ли стоял знаменитый рухнувший от ветра мост?
"Адмирал" похож на "Леваневского" огромных размеров :)
Да, экстерьер этих судов перекликается с теплоходами типа "Леваневский", и еще с некоторыми судами 30-х годов. В мире тогда была тяга к "плавным линиям".
Каков дизайн! Приют 11-и на плаву :-)
Интересно, а каковы судоходные качества этих судов по сравнению с более привычными проектами?
Интересный рассказ, не менее интересные фоотографии. Кстати не знал, что стиль арт-деко применялся в судовой архитектуре. Жаль конечно, что такое интересное речное судно как "Admiral" даже вроде бы во вполне преуспевающей Америке сохранить не получилось, так стоит ли удивляться тому, что в России не сохранилось почти ни одного парохода (а какие были красавцы "Володарский", "Спартак", "Память Азина"). Но эти два американских парохода действительно яркие страницы в истории их речного флота.
Так что еще раз спасибо за такой интересный рассказ, ну и вопросик. А нет ли желания попробовать интересные формы дизайна (подобные этим американским) на судах СК "Инфофлот"?

Edited at 2013-04-16 05:35 am (UTC)
Виктор, применялся и весьма успешно. Причем на море первыми стали французы - Ile de France и Normandie
Про Admiral не знал. Александр - насчет стиля корабельной архитектуры я бы не согласился. Скорее это конструктивизм, нежели арт-деко.
Несколько лет назад попадался сайт энтузиастов, которые ставили цель восстановления парома Kalakala. Значит дело с мертвой точки не сдвинулось, а жаль. Тогда же вроде они объявляли сбор пожертвований на восстановление судна.