V Международный форум «Морской туризм»: возвращаясь к вопросу строительства речных круизных судов

В Санкт-Петербурге проходит V Международный форум «Морской туризм». Полезное и информативное мероприятие, на котором собрались специалисты по морскому и речному туризму. Много интересных выступлений. В этот раз и мы с моим коллегой Александром Сахаровым сделали доклад о тенденциях и перспективах речного туризма.

Несмотря на название, в этом году про речной туризм на форуме говорится едва ли не больше, чем про морской. И это неспроста – отрасль вплотную подошла к необходимости строить новый круизный флот для российских рек. Среди многих обсуждающихся вопросов этот (впервые за много лет) звучал на форуме чаще всего.

Но в первую очередь – зачем нужно строить новый флот? Чем не устраивают сущестующие суда, особенно после серьезных модернизацией?


Причин здесь несколько.

1. Поддержание годного технического состояния существующего флота подходит к той границе, за которой вложения не окупаются никогда. Средний возраст речных круизных судов в России составляет сорок лет. Но проблема здесь совсем не в техническом состоянии этих судов. Напротив, как судовладельцы, так и надзорные ограны единодушны во мнении, что большинство этих судов содержатся в полностью исправном состоянии. Проблема в том, что поддержание этих судов в исправном состоянии требует вложения все больших и больших средств. В результате получается, что вложения в некоторые суда уже не могут окупиться, и их дальнейшая эксплуатация ведет в тупик. Таких судов с каждым годом становится все больше; в их разряд попали уже и некоторые четырехпалубные теплоходы.


2. На новом судне возможно более оптимальное расположение помещений; уровень автоматизации позволит содержать меньший штат команды. Соответственно, его экономическая эффективность будет выше, чем у существующих судов.

3. Спрос на речные круизы должен увеличиться за счет тех людей, которые хотели бы отправиться в речной круиз именно на новом судне.

Казалось бы, давно надо строить новый флот. Но из-за высокой стоимости строительства и сезонности эксплуатации круизного флота в России окупаемость таких судов в разумные сроки находится под большим вопросом. Тем более что пока что в нашей стране большую сложность представляет привлечение долгосрочного кредита.

Нельзя сказать, что государство ничего не делает для поддержки отечественного судостроения. Вступивший в силу в ноябре 2011 года Федеральный закон о поддержке судостроения 305-ФЗ предоставляет существенные налоговые льготы как судостроительным предприятиям, так и судоходным компаниям, заказывающим новые суда на российских верфях. До 2013 года действовало субсидирование на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам при строительстве флота на российских верфях.

Все эти меры могут эффективно работать для грузового, особенно нефтеналивного флота, но для строительства круизных судов этого недостаточно. Здесь требуется дополнительная государственная поддержка. Наиболее оптимальным ее вариантом является финансирование через государственную лизинговую компанию строительства серии круизных судов, которая передает их в долгосрочный бербоут-чартер круизным компаниям.

Что при этом делать со старым флотом? Здесь был бы полезен так называемый Судовой утилизационный грант. Этот грант должен представлять собой единовременную выплату судоходной компании при утилизации старого флота. Выплату целевую – ее можно будет использовать только в целях строительства или приобретения нового судна. В государственной программе «Развитие судостроительной промышленности» что-то подобное (хотя и с ограничениями) предусмотрено на 2021 год и дальше. Но очень желательно, чтобы сроки реализации этой программы в области формирования утилизационных фондов были перенесены на более ранний срок.

Я уже писал о разработке концептов новых круизных судов Морским инженерным бюро (Одесса). Похоже, что в ближайшее время еще несколько проектных бюро сделают свои разработки в этом направлении. Дело за государством: для принятия описанной выше программы государственной поддержки строительства круизного флота требуется согласование нескольких министерств. Эта работа уже идет, но она еще потребует длительного времени.

Некоторые проекты строительства флота реализуемы в рамках финансирования из местных бюджетов. Уже сегодня в рамках Форума был представлен проект судна смешанного плавания на 89 мест для круизов по реке Амур с выходом в Охотское море. Это часть программы Правительства Хабаровского края по возрождению круизного туризма.

Интерес к развитию круизов проявляют и администрации других регионов. Например, в республике Коми задумали организовать круизы по реке Печоре. Изначально для этого рассматривался проект ПКС-40 (тип «Сура»), но, по словам советника по туризму главы республики, из-за высокой строительной стоимости такого судна от этой идеи пока отказались. Но не отказались от самой идеи круиза по Печоре. Кстати, и сам нижегородский теплоход «Сура» был построен с участием финансирования из местного бюджета.

А мы на этой неделе знакомились с китайскими новостроями – новыми круизными судами для реки Янцзы. В Китае сейчас идет активное строительтство круизного флота при прямой государственной поддержке. Причем эти суда обслуживают в основном отечественного, то есть в данном случае китайского туриста. Серьезные действия государства в области развития внутреннего туризма и строительства речных круизных судов уже дают результаты, и результаты впечатляющие. Но об этом я напишу в следующий раз, а сейчас просто пожелаю, чтобы Россия в этом деле не отставала от Китая.
Чтобы рассматривать варианты строительства новых судов, нужно иметь стабильно высокий спрос на круизы. Как, кстати, в этом году с заполняемостью на август - сентябрь? (Присутствует шкурный интерес, с удовольствием купил бы чтонить в августе со скидкой).

У российских верфей и КБ отсутствует опыт проектирования и постройки речных круизных судов (последние двухпалубники еще при царе Горохе строились, Сура и реновации не в счет). Не проще ли пойти по пути Мистралей, т.е. заказать проект и первые 1-2 судна в Сербии/Голландии/Германии, а остальные строить тут по лицензии? Единственное, что нужно предусмотреть - чтобы генераторы и дизеля были российского производства. Понятно, что справиться с такой задачей ни один туроператор в одиночку не сможет.
Я думаю, что если в России строят танкера и сухогрузы, делают современную отделку реновируемым круизным судам, то почему у нас не смогут построить и целое круизное судно? Не думаю, что здесь играет роль, есть ли в России опыт строительства именно таких судов или нет.

С заполняемостью сейчас более-менее нормально.