Новые круизные суда реки Янцзы

Заглянуть в будущее круизного флота для рек России можно, отправившись в Китай. На реке Янцзы работают суда примерно тех же габаритов, что и на Волге, но с одним отличием: большая часть китайских речных круизников построена в течение последнего десятилетия.



На прошлой неделе мы с Александром Сахаровым знакомились с теплоходами компании Yangtze Gold Cruises и общались с менеджментом компании.

Yangtze Gold Cruises – не единственная компания в Китае, эксплуатирующая новый круизный флот. Но, во-первых, у нее самые большие по габаритам речные суда на Янцзы и в мире. Во-вторых, поражают темпы строительства флота компании: все семь судов построены за два года – с мая 2011 года по апрель 2013 года, причем на одной и той же судоверфи в Чунцине (Chongqing Dongfeng Shipbuilding Corporation).

Помощь в строительстве этой серии оказало государство – через компанию с государственным капиталом Chongqing Jiaotong Tourism Investment Group Co. Это было сделано в целях развития внутреннего туризма в Китае. Подчеркну: внутреннего. То есть, конечно же, иностранцам на этих судах рады; для них предоставляется англоязычное обслуживание на борту и проводятся береговые экскурсии на английском. Но 80-90 процентов речных туристов компании – китайцы. То есть построена серия судов для внутреннего рынка, и судов первоклассных.


Основной идеей было создать речные суда, по комфорту и номенклатуре помещений перекликающиеся с морскими круизными лайнерами. Первоначально предполагалось построить десять теплоходов, но остановились на семи: именно столько судов нужно для ежедневных отправлений в трехдневный круиз из Чунцина в Ичан и четырехдневный круиз из Ичана в Чунцин.

Суда строились по двум проектам (Type 1 и Type 2). Суда второго типа отличались от первого большими габаритами, предельными для реки Янцзы. Головное судно первого типа получило название Yangtze Gold 1. После этого было осуществлено строительство серии из четырех судов второго типа – Yangtze Gold 2, 3, 5, 6 (номер 4 был пропущен, поскольку число 4 считается в Китае несчастливым). Затем построили еще два судна первого типа – Yangtze Gold 7 и 8. Строительная стоимость судна первого типа составила чуть более двадцати миллионов долларов, судна второго типа – порядка тридцати.

На следующей фотографии изображено судно первого типа Yangtze Gold 8. Его длина – 136 метров, ширина – 19,6 метров, скорость – 26 километров в час, пассажировместимость 350 человек, шесть палуб.



А это – судно второго типа Yangtze Gold 5. Его длина 149 метров, ширина – 24 метра, пассажировместимость – 570 человек, шесть палуб. Эти суда называют Yangtzemax (предельные габариты для реки Янцзы); при этом периодически они испытывают трудности при швартовках, так как далеко не все причалы на Янцзы могут принять такие огромные суда.





Суда подобной длины могут эксплуатироваться на основных круизных маршрутах в России, а вот ограничения по ширине в нашей стране гораздо серьезнее: чтобы работать на Волго-Балтийском водном пути (часть речного маршрута Москва – Санкт-Петербург), судно должно иметь ширину не более 16,5 метров.

Большую ширину судов второго типа использовали для оборудования улицы-променада в центре судна – по аналогии с некоторыми морскими круизными судами и паромами. На следующих двух фотографиях показан «променад» на теплоходе Yangtze Gold 2.





Суда первого типа уже на шесть метров, поэтому улицы-променада на них нет. Но как раз отсутствие этой улицы позволило на судах первого типа сделать больше площадь пассажирских кают. А вместо «Променада» на судах первого типа оборудован многоэтажный атриум с прозрачной крышей.









Далее все пассажирские помещения этих судов я буду показывать на примере самого нового из них – теплохода Yangtze Gold 8.

Все пассажирские каюты напоминают полноценную (в том числе и по площади) комнату в гостинице, и имеют балконы.



Здесь показана стандартная каюта площадью 26 квадратных метров; на судах второго типа площадь стандартных кают чуть меньше – 24 квадратных метра. Кроме стандартных кают, на теплоходах есть и люксы разных категорий площадью до 150 квадратных метров. На судах второго типа имеются также небольшие внутренние каюты площадью 13 квадратных метров. Для пассажиров кают высоких категорий выделена отдельная зона внутри теплохода, а также отдельная прогулочная палуба.





Главное общественное помещение на судне расположено в носовой части. Оно двухъярусное и многофункциональное, совмещающее в себе функции бара, танцпола, зала для проведения лекций и развлекательных программ.







На второй ярус ведет лестница, ступеньки которой начинают светиться, когда по ним поднимается или опускается человек.







В средней части верхней палубы находится еще один, тихий бар, используемый и как интернет-кафе (в общественных зонах теплохода имеется платный беспроводной доступ в интернет).



В кормовой части находится ресторан, обеспечивающий питание туристов в две смены.











Помимо основного, на борту есть и VIP-ресторан, в котором есть как общий зал, так и кабинки для небольших компаний.





Для корпоративных клиентов предусмотрены конференц-зал и комнаты для переговоров.



На каждом судне имеются внутренний бассейн, небольшой тренажерный зал, сауна, салон красоты, салон массажа.







В пространстве атриума размещены стойки информации и магазины, в которых продаются одежда и сувениры.







Классических боковых прогулочных палуб на этих судах нет, если не считать два небольших «аппендикса» в кормовой части. Однако площадь открытого палубного пространства достаточно высока для размещения всех туристов. Для защиты от солнца и дождя на открытой палубе оборудованы тенты.

















Местами полузакрытые морские террасы сильно напоминают аналогичные террасы на морских судах.



В кормовой части судна располагается открытый детский бассейн-«лягушатник».



Огромное пространство на открытой верхней палубе на этих судах пока используется слабо. Но по задумке авторов проекта оно может использоваться как поле для гольфа, и как вертолетная площадка (хотя конкретных идей об использовании вертолетных площадок на этих судах пока нет).

На следующей фотографии видна разобранная для прохождения низкого моста бутафорская труба.



Как и в России, на реках Китая сейчас образовался дефицит плавсостава. Компании предлагают речникам все большую зарплату, но помимо зарплаты – хорошие условия труда и проживания, что тоже играет роль. На теплоходах Yangtze Gold Cruises каюты экипажа весьма комфортны.

А мы пройдем в рубку Yangtze Gold 8. Перед рубкой оборудовано помещение для брифингов – деловых встреч капитана и руководителей судовых служб.



Ходовая рубка настолько просторна, что кажется пустынной.









Из рубки хорошо видна прогулочная терраса для пассажиров кают «люкс». Она оборудована на баке. Все швартовные механизмы спрятаны под этой палубой.



По пути в машинное отделение (куда доступ туристам закрыт из соображений безопасности) заглянем на камбуз.



Просторное машинное отделение – двухъярусное. Один ярус занимает котельное отделение, на другом расположены главные и вспомогательные двигатели и другие механизмы.





Главных двигателей на этих судах два. Но одновременно они практически не запускаются: теплоходы большую часть времени ходят на одной машине, за счет чего экономится и ресурс машины, и топливо.



Вахту в машинном отделении несет один человек (на российских судах требуется вахта от двух до трех человек). Но один человек – это не предел: на новейших теплоходах другой китайской компании Century River Cruises присутствия вахтенного в машинном отделении не требуется. И это тоже не предел: машинное отделение на новостроях Century River Cruises может контролироваться с берега.



В другой раз я вкратце расскажу о маршруте, на котором работают круизные теплоходы реки Янцзы. А пока лишь добавлю следующее. Если шесть лет назад на Янцзы можно было встретить множество судов старой постройки для внутреннего рынка, то сейчас таких судов там осталось очень мало, а для внутреннего рынка построены огромные суда-отели. Конечно, в этом деле не обошлось без помощи государства, но и эффект получился хороший: жители Китая знакомятся со своей страной, путешествуя на очень хороших современных судах. Есть куда стремиться и нам, россиянам.

Слов нет. Всё-таки вековую мудрость и прагматизм не пропьёшь.
Молча завидую китайцам... А по поводу цен на круизы в Китае что-нибудь известно? Соизмеримы с нашими или всё же дешевле?
Цены соизмеримы с нашими - примерно 150 долларов места в 2-местной каюте в сутки. По мировым меркам это невысокая цена.
Слов нет. Они что-то создали сами! :) Спасибо, очень надеюсь, что это и у нас построят. Можно уже писать президенту с цифрами и планами)
Да они вообще почти все сами теперь создают, кстати готовят и рывок в китайском гражданском авиастроении.
Афигеть, прям как морской круизный лайнер в миниатюре...

А на наши рекам по габаритам что-нить влезает?
А теоретически перегон оттуда к нам аналогичного судна возможен? (по моему разумению - да, но все-же) и порядок цены (в % от его стоимости покупки)на это приключение?
В принципе такие суда по габаритам могут работать на Волге. А для Волга-Балта они не проходят по ширине.

Перегон теоретически возможен - в плавдоке, но это очень дорогое удовольствие, точные цифры даже не назову. Плюс высокая таможенная пошлина.
Бутафорская труба, получается, только для красоты? А выхлоп тогда куда идёт? Как на речных трамвайчиках, за корму?
А Волго-Балт рано или поздно всё-таки придётся расширять. Ну а пока и по Волге суда такой ширины нормально походить могут. Верю, что я ещё схожу в круиз на подобном теплоходе по России.
P.S. Китайцам проще, у них навигация небось круглогодичная...
Труба только для красоты, а выхлоп идет через выхлопные патрубки в кормовой части, рядом с водой.

Теоретически на Янцзы возможна круглогодичная навигация, фактически она идет с марта по ноябрь.
На фото правый борт (обшивка и балконы кают) выглядит так, будто его притерли о стенку дока и потом хреново покрасили. И это новое судно. Интерьеры полны "голдовости", как и все китайское. Пластиковые стеклопакеты - буэ. На камбузе на полу сральник. В общем, сия посудина для очень внутрикитайского рынка, имхо.
Безусловно, суда, построенные Китае, имеют свои особенности, в основном в части отделки внешних зон. Но это, на мой взгляд, не означает, что подобные суда - сугубо для внутрикитайского рынка.
Александр Сергеевич, а декпланов этих речных монстров случайно не имеется? Интерьеры, конечно интересно, но было бы интересно посмотреть и на общее расположение.
Каюты, очевидно, модульные? Это здорово удешевляет проектирование и постройку. По срокам тоже.
(Anonymous)
Отличный репортаж! Вот китайцы молодцы. Уважаю! По сравнению с теплоходами на реках россии, даже с четырехпалубниками, как небо и земля!
Не выглядит как дешевый китайский сухогруз. Молодцы китайцы
Круто. Самодвижущийся плавающий отель...с ударением на слово "отель"...
302-е на Янцзы уже не работают, находятся на отстое. Причины - низкие экономические показатели и маленькие каюты.
Спасибо за репортаж. Ничего не скажешь - молодцы они. Есть, конечно, свои, национальные особенности, весьма на любителя, но это частности. Остается один вопрос - когда у нас что-нибудь появится новое. Понятно что существует много экономических отличий, но так или иначе, рано или поздно и у нас что-то делать придется. И хорошо бы до того момента когда с теплоходами в нормальном состоянии грустно станет.
Думаю, время, когда в России начнется строительство крупных речных круизных судов, уже не за горами.
Спасибо за репортаж! Интересно, есть ли у него носовой бульб для уменьшения сопротивления воды? И как реализован движитель? ГД - Вал - Винт, или же ГД - Генератор - Гондола с винтом (как на Queen Mary 2). Вообще для российских рек хочется более изящного дизайна, особенно в носовой части (это к вопросу - будут ли когда нибудь строить речные суда у нас)