Разведка экскурсионного маршрута для речных туристов Вытегра - Пудож - Каргополь

Из планов на 2014 год: теплоход «Василий Чапаев» идет по Волго-Балтийскому водному пути до Вытегры, откуда в течение двух дней будут организованы экскурсии в Пудож и Каргополь.

Экскурсионная компания в Вытегре подтвердила нам возможность организации таких экскурсий (комфортабельные автобусы приедут в Вытегру из Петрозаводска), хотя и предупредила, что дорога займет много времени. Соответственно, возникли сомнения: а стоит ли? В общем, я сел за руль и поехал посмотреть, что за дороги на этом маршруте, и что это за города.


Дорога от Санкт-Петербурга до Вытегры заняла почти семь часов: участок от Подпорожья до Вытегры частью состоит из грунтовки очень плохого качества. Но для будущего маршрута это неважно: автобусы поедут по другим трассам. Итак, вот как очень схематично выглядит интересующая нас часть дорожной сети:



На рисунке схематично показана дорога из Вытегры в Каргополь через Пудож, которой обычно пользуются путешественники, и прямая дорога на Каргополь, позволяющая здорово сократить путь. Новая трасса федерального значения уже показана на картах Вологодской области и на указателях. И хотя у меня возникли сомнения в том, что ее уже построили, но я решил попробовать проехать до Каргополя именно этим, более кратким путем, а на обратном пути заехать в Пудож (представив, что это еду не я на легковом автомобиле, а экскурсионный автобус с туристами).

Дорога Вытегра – Волгода идет вдоль Волго-Балтийского канала, с ответвлениями с указателями на шлюзы.



По пути встречается построенный в прошлом году храм Пресвятой Богородицы в селе Депо.



Видимого поворота на Солзу – Каргополь в районе села Прокшино не оказалось. Но, проехав чуть дальше, я увидел указатель на Солзу, и повернул налево.

Новая дорога на Каргополь с отличным покрытием и хорошей разметкой не  могла не радовать. Вечерело; я хорошо разогнался на пустынной трассе, и предвкушал, как вечером поужинаю в Каргополе. Думал и о том, что, конечно, расстояние от Вытегры не близкое, но по такой дороге не грех отвезти туристов в Каргополь с ветерком.

Как говорится, ничего не предвещало, ни один дорожный знак об этом не говорил… Но не проехав по чудо-дороге и десяти минут, я уперся в тупик. Дорога дальше визуально пока еще даже не строится.



Возвращаться в Вытегру и ехать в Каргополь через Пудож? Этого делать не хотелось: уж очень большой получился бы крюк. Развернувшись, поехал обратно в сторону трассы Вытегра – Вологда, и, о чудо, увидел на обочине человека. Он подтвердил, что дорога на Каргополь еще не построена, но есть старая дорога, по которой проехать можно не всегда, «но фуры проезжают». Проходимость дороги фурами воодушевила, и я отправился в указанном человеком направлении на Панкратово, где и выехал на старую дорогу.



Узкая грунтовка первые пару километров даже радовала. Потом начались лужи, чем дальше тем шире и глубже, и сомнительные деревянные мосты.



Осознавая высокую вероятность застрять на этой дороге, понимая, что наступает ночь, и случись что-то с машиной, помощи будет ждать неоткуда (по дороге почти никто не ездит), я все же продолжил путь, так как не хотелось отступать на полпути. Никакого жилья или людей вокруг не было, как и мобильной связи. Говорят, в этих местах водятся медведи и даже снежный человек. Ни тех, ни других не увидел, а вот зайцы буквально бросались в свете фар под колеса (ни одного не задавил).

Проезжать лужи-пруды и объезжать ямы и колдобины становилось все труднее; средняя скорость не превышала десяти километров в час. В одном довольно сложном месте я повредил машине дно. Перед некоторыми водоемами приходилось выходить из машины и смотреть, как лучше проехать это место. Иногда, проехав очередной пруд вброд, думал: как же я его снова преодолею, если придется разворачиваться и ехать обратно? У меня ведь не внедорожник. Не верилось, что такое можно сделать больше одного раза.

Проехав пятнадцать километров, я уперся в очень большую лужу с приличной для моей машины глубиной в середине и, что совсем плохо, мягким грунтом. Я походил, посмотрел, прикинул варианты, но было понятно, что этот водоем мне не преодолеть даже по доскам, наваленным справа.



Пришлось развернуться, и к половине третьего ночи вернуться на ночлег в Вытегру, Теперь я уже знал «родные» лужи, и преодолел пятнадцать километров адской грунтовки за один час – неплохой результат для этой дороги! После этого дорога на Вытегру показалась мне лучшим в мире автобаном, а возвращение на нее – счастьем.

Кстати, позднее изучив в интернете рассказы тех, кто ездил по этой дороге, узнал, что она слабопроходима даже для внедорожников, и я правильно сделал, что развернулся, так как перед Солзой мне пришлось бы преодолеть вброд ручей с метровой глубиной, что, конечно, вряд ли я смог бы сделать на своей «Вольво».

Наутро я поехал в Каргополь, как это делает большинство автомобилистов – из Вытегры на север через Пудож. Дорога на Пудож оказалась неплохой, с возможностью держать около ста километров в час практически на всех участках. Единственный небольшой грунтовый отрезок дороги явно будет скоро превращен в асфальтовое шоссе, процесс идет полным ходом. Так что эта дорога внушает оптимизм.



А вот попытка добраться до Муромского Свято-Успенского монастыря, что стоит на берегу Онежского озера, успехом не увенчалась. Свернув с трассы на дорогу, ведущую в этот монастырь, некоторое время я оптимистично ехал по такой вот дороге:



Потом поняв, что это будет долго, мучительно для машины, да и автобус с туристами все равно сюда не проедет, развернулся. Возможно, такая дорога – благо для монастыря: ничто не нарушит его размеренную уединенную жизнь, говорю это без всякой иронии.

От Вытегры до Пудожа сто километров, и, как я говорил, по неплохой дороге. Автобус преодолеет ее за полтора часа. Соответственно, я имел в голове запасной план: если Каргополь все же окажется уж слишком малодостижим для экскурсионного автобуса из Вытегры, ограничить стоянку в Вытегре одном днем и знакомством с достопримечательностями Пудожского района. Правда, до монастыря, как мы видим, автобус не доедет, до мыса Бесов нос с петроглифами – тоже, это ясно из рассказов автомобилистов. Есть еще Ильинский погост на острове в Водлозере, но перевозка туда большой группы затруднена. Остается сам Пудож.

Пудож – довольно старый город: селение на этом месте возникло в XIV веке, а статус города Пудож получил в 1785 году.

В центре города сохранилась деревянная застройка конца позапрошлого – начала прошлого веков. Есть краеведческий музей.







На берегу реки Журавки (один из рукавов протекающей рядом Водлы) разбит летний сад.





В Пудоже находится подворье Муромского Свято-Успенского монастыря – того самого, к которому ведет узкая неважная дорога. Изначально церковь Александра Невского была построена пудожским купцом Николаем Александровичем Базегским, причем он предлагал мирскому сходу на выбор строительство моста для устойчивого сообщения с Петербургом или церкви. Мирской сход выбрал церковь.

В советское время церковь Александра Невского пребывала в запустении и разрушалась; сейчас она передана монастырю и медленно восстанавливается.



Деревянная церковь Серафима Саровского в центре Пудожа построена недавно.



Пудож – неплохой городок; но чтобы ради экскурсии только в него теплоход шел шестнадцать часов от Белозерска до Вытегры, потом обратно? Это, пожалуй, вряд ли целесообразно. Значит, основным пунктом в экскурсионной программе круиза должен стать Каргополь, с осмотром Пудожа по пути.

Итак, в Каргополь. Но сначала я решил заехать в поселок Шальский, что в тридцати километрах от Пудожа на берегу Онежского озера. В Шальском есть причал, принимающий скоростные «Кометы» из Петрозаводска. На случай, если когда-нибудь этот или какой-то другой причал в Шальском надумает принимать трехпалубные суда, отсюда можно возить туристов в Каргополь. Только надо посмотреть, что за дорога.

Дорога в Шальский оказалась сносной, правда, с ямами и ухабами-«подлянками». Рядом течет Водла, и с того времени, когда она была судоходной, сохранились створные знаки.



Водла и сейчас проходима для судов до Подпорожья, что недалеко от Пудожа. В старые времена существовала пассажирская линия местного флота порт Шала (Шальский) – Подпорожье. В Шале пассажиры пересаживались с озерных судов на речные. А в 1950-60-е годы (не уверен насчет 70-х) существовала прямая линия Петрозаводск – Подпорожье. Ее обслуживал каютный теплоход 646 проекта «Ладога».



Проезжаем живописное село Семеново.



Погост существовал на месте нынешнего поселка Шальский еще в начале XVI века. Сейчас Шальский – крупный поселок на берегу Онежского озера. Рядом расположен небольшой порт Шала.







Мой приезд в Шальский привлек всеобщее внимание. Люди останавливались и с любопытством смотрели на мою машину. И у них для этого были основания: пока я ехал из Пудожа, поврежденное накануне на лесной дороге днище частично отвалилось, и одна его металлическая часть, волочась по асфальту, издавала неимоверный грохот.

Попытки залезть под машину и извлечь жестянку успехом не увенчались. Пришлось с помощью местных жителей искать эстакаду, которая нашлась в одном из дворов. Как и многое в Карелии, она оказалась деревянной, и не была рассчитана на мою «Вольво», под которой начали гнуться доски. Я спешно съехал обратно, после чего отзывчивые местные жители нашли для меня гараж с ямой. С помощью хозяина гаража грохочущую жестянку удалось отцепить. Огромное ему спасибо.



Берег Онежского озера в этих краях живописный. Песчаный пляж уходит на десятки километров в обе стороны. В двенадцати километрах к югу находится Бесов мыс с петроглифами и реконструкцией древнего поселения. Но, как я говорил, на автобусе туда проехать невозможно, а значит, посещение Бесова мыса не включишь в маршрут.



Включив музыку в салоне, я начал выезжать задним ходом с побережья, думая о чем-то своем. И глупейшим образом застрял в песке. И ведь надо же – вчера на этой же машине преодолел довольно сложные участки лесной дороги и ни разу не застрял, а тут – на тебе, на ровном месте.



Выбраться самостоятельно не получилось; пришлось идти искать помощь. Через некоторое время удалось обнаружить троих отдыхающих, приехавших в эти места из Ярославской области. Они не без труда вытолкнули машину на более-менее безопасное место.

Что ж, теперь – обратно в Пудож, и оттуда в Каргополь. От Пудожа до Каргополя 160 километров, вопрос только в том, какие это километры. От ответа на него зависит, можно ли возить в Каргополь теплоходных туристов из Вытегры или Шальского.

Забегая вперед, скажу, что путь от Пудожа до Каргополя я преодолел за два с половиной часа, а обратно до Пудожа доехал за два часа. Для автомобиля это нормально, ну, возможно, даже слишком быстро для такой дороги. В любом случае, автобус так не поедет: часть дороги на Каргополь – это грунтовка, где-то в сносном, но в основном в неважном состоянии.



Как обгонишь едущее по дороге плавсредство?



В районе деревни Орлово проезжаем большое Лешкмозеро. Волна на нем была больше, чем на Онеге.



Ближе к Каргополю проезжаем интересную деревянную, построенную в конце XVIII века Богоявленскую церковь в селе Гавриловском. Еще три месяца назад на этом месте стоял уникальный тройной ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни. Постройки ансамбля венчали двенадцать куполов.

5 мая 2013 года Покровско-Власьевская (самая старая в ансамбле) церковь и колокольня сгорели от удара молнии. Удалось отстоять только Богоявленскую церковь.



На другой стороне дороги – то, что я сначала принял за часовню; и, наверное, не только я так ошибся. На самом деле это такое кафе, закрытое на замок.



Каргополь – городок с очень простой прямоугольной планировкой улиц. Город интересен, с одной стороны, храмовыми комплексами, а с другой – старой деревянной застройкой.

Я люблю бывать в северных городах зимой. Идея попасть русской зимой на русский север приводит в смятение многих иностранцев. Однако как раз зимой, на мой взгляд, в этих городках особенно уютно и хорошо. Но речные туристы поедут в Каргополь летом, и я в этот город тоже приехал летом.

Итак, церкви Каргополя. Как я уже сказал, они составляют целые комплексы, а всего этих комплексов два. Первый расположен на Соборной площади, и состоит из трех церквей и колокольни.



Христорождественский собор XVI века:



Введенская церковь начала XIX века:



Колокольня Соборной площади XVIII века:



Церковь Иоанна Предтечи XVIII века:



Второй ансамбль формирует собой Красноармейскую площадь (фактически это не площадь, а зеленое поле). Он состоит из трех церквей.



Благовещенская церковь XVII века и небольшая Никольская церковь XVIII века:



Церковь Рождества Богородицы XVII века – единственная в Каргополье, не закрывавшаяся в советское время.





А сейчас, напротив, в Каргополе осталась единственная церковь, которая пока еще исполняет светские функции. Это Зосимо-Савватиевская церковь начала XIX века. В ней находится Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей.



Воскресенская церковь в северной части Каргополя относится к XVII веку:



Церкви Сошествия Святого Духа XVIII века еще только предстоит реставрация, и, судя по ее внешнему виду, работы предстоит много.



Не менее, чем церквями, Каргополь интересен своей застройкой. На каждом историческом доме, а почти все дома в застройке центра исторические, висит табличка с датой его постройки и иногда – фамилией первых владельцев.

Каменных домов в городе немного; они малоэтажные, и относятся большей частью к концу XIX века.















Основу застройки Каргополя составляют деревянные здания конца XVIII и XIX века. Гуляя по городским деревянным тротуарам, мимо старых деревянных домов, переносишься в позапрошлый век. В настоящий позапрошлый век, и даже не в его имитацию, ведь здания дошли до нас почти в нетронутом виде. На мой взгляд, именно этим наиболее интересен Каргополь – живой музей под открытым небом.























Бывает, что дом состоит из двух частей – старой (которую удалось сохранить) и новой:



На берегу реки Онеги сохранилась настоящая полоскальня. В таких домах жители Каргополя стирали в проточной речной воде белье, причем полоскальня действует и сейчас.





Река Онега некогда была судоходной; до 1960-х годов пассажирские рейсы из Каргополя в населенные пункты озера Лачо и реки Свидь, до села Астафьево, выполнял небольшой каютный пароход "Никитин", а затем его заменил скоростной теплоход «Заря», работавший в Каргополе до 1996 года. Сейчас пассажирского флота в Каргополе нет (хотя одно грузовое судно переделано под прогулочное). Сохранился городской причал.



Но вернемся к нашему теплоходу «Василий Чапаев». В предварительном расписании на 2014 год у него есть круиз «Северная сказка», проходящий из Москвы по городам Русского Севера до Вытегры. Из Вытегры, где теплоход стоит два дня, запланированы автобусные экскурсии в Каргополь и Пудож. Моей задачей было оценить плюсы и минусы такой поездки, потому что когда будет официально открыта продажа путевок на навигацию 2014 года, что-то менять будет уже очень нежелательно.

Безусловно, Каргополь стоит того, чтобы в нем побывать. Этот город может стать украшением любого речного маршрута. Но дорога на автобусе из Вытегры в один конец, будем реалистами, займет не меньше шести часов, причем часть пути пройдет по очень плохой грунтовке. Это будет не просто некомфортно для туристов, но и «украдет» положительные впечатления от Каргополя. Поэтому на сегодня решение об организации такой экскурсии у нас отрицательное. В ближайшие дни в маршрут круиза «Северная сказка» будут внесены изменения.

Если говорить о заходе трехпалубных судов в Шалу с целью посещения Каргополя, то и это даст мало преимуществ: автобус будет ехать, по моим расчетам, пять часов в одну сторону, и опять же местами по плохой дороге.

Но из хорошего могу сказать, что когда будет закончено строительство дороги, соединяющей трассу Вологда – Вытегра с дорогой на Каргополь, станут возможны автобусные экскурсии в Каргополь из Гориц и Кузино – мест традиционной стоянки туристических теплоходов на Шексне (хотя и там путь неблизкий). Осталось подождать навигации 2015 года, к которой эта трасса будет введена в эксплуатацию.

Ну а я благодарю всех, кто прочитал это повествование, и желаю всем интересных путешествий – водных и сухопутных!
Бедная машинка! Помыл хоть уже? И что там снизу отлетело? Ремонт-ремонт :( не стоило оно того.
Уже записался на мойку. :) Отвалилась защита бензобака. Ничего, машинку полечим, а поездка получилась интересной.
1. Участок Р-1 по Вологодской области (Исаево - Солза) в следующем году (как планировалось ранее) введен не будет. На состоявшемся зимой совещании двух смежных автодоров назывались сроки 2020. Причина в том, что вологодчким эта дорога абсолютно не нужна, и попробуй их переубеди.

2. Идея везти туристов в Каргополь, на Бесов Нос или в Муромский м-рь изначально виделась неосуществимой, так оно и оказалось. Что можно было бы поискать в окрестностях Вытегры взамен? Пудож сразу отбрасываем, он чудовищно скучен. Единственный (да и то сомнительный) шанс его раскрутить как туристический центр был бы, если бы местные власти по примеру В.Устюга с его дедморозом попытались обыграть Пудож как легендарный Соловец из "ПНвС" Стругацких, благо есть немалые основания считать именно его прообразом. Соорудили бы соответствующий антураж - "Изнакурнож", НИИЧаВо, памятники Стругацким и их героям... Из более-менее привлекательного, значительного и достижимого на автобусе из Вытегры - ансамбль Палтогского погоста http://sobory.ru/article/?object=00251 (14 км от Вытегры) - но Богоявленская церковь рухнула в 2009-м и неизвестно, когда будет восстановлена; ансамбль Саминского погоста (42 км от Вытегры) - но Тихвинская церковь также в ужасающем состоянии; часовня в Пяльме http://sobory.ru/article/?object=05072 (но это уже 192 км от Вытегры); церковь в Чёлмужах http://sobory.ru/article/?object=04963 (и вовсе 220 км). Уж проще нанимать катера и катать до Муромского и Бесова Носа по воде, либо возить по плохой дороге на Подпорожское кольцо, в Юксовичи, Щелейки и Гимреку. (Замечу попутно, с покупкой 331-го достижимость всех перечисленных объектов упрощается на три порядка).

3. Лядинский погост, по счастью, не последний северный тройник. Уцелели еще 6 (Ворзогоры, Малошуйка, Почозеро, Нёнокса, Кижи, с некоторой натяжкой Варзуга) из имевшихся на 1917 год нескольких десятков.

***
Меж тем, по доносящимся сведениям, хозяева саратовского теплохода готовы торговаться. Думаю, если дело дойдет до покупки, они могут уступить его миллионов за 5! И, между нами, натужные поездки в достаточно унылый и спивающийся Каргополь рядом не стоят с открывающимися экскурсионными возможностями в Двинском бассейне.
Ну уж прям
Каргополь весьма интересен. Другой вопрос, какой ценой (в широком смысле слова).
А вот пустить 33 пр. по Двине (и заодно нахлобучить уродливый "Помор-тур") было бы шикарно! Жаль до В.Устюга он не всегда сможет доходить... зато Солевычегодск, видимо, был бы всегда доступен (из Архангельска)...
6 часов в один конец
безусловно, слишком много... часа 3 еще можно потерпеть, больше - чаще всего неразумно (до 2 часов - нормально).
Как бы там ни было, а разведка классная....по моему так даже интересней, когда едешь, а заранее ничего не известно, мне кажется такие путешествия острее воспринимаются и запоминаются лучше-)).. Жаль они невозможны в рамках экскурсионного маршрута..Церкви в Каргополе хороши, как же здорово, когда они белые...
Да, такие путешествия действительно воспринимаются острее. :) Все время узнаешь что-то новое.
Мы уж давно ждем, когда ее достроят.

За отчет - спасибо!
Да, рейс предполагается очень интересный. Жаль, что у меня по срокам не получится пойти. Поэтому я скорее всего пойду в следующий за ним рейс с 19 по 30 июля.
Да, для такой машины поездка вышла весьма смелая :)
Но оно того точно стоило.

Спасибо за рассказ и фото! Увлекательно!


Кадр со створным знаком, стоящим на обочине дороги - особенно забавный! :)

Edited at 2013-07-28 10:54 pm (UTC)
Интересно - просто завораживают маленькие города, одна полоскальня чего стоит! Это же совершенно другое ощущение нежели, например, Кижи где сделать фото без туристов в кадре невозможно. Возможность не только увидеть, но и проникнуться духом места!
Совершенно фантастическое зрелище - дорога в никуда, и разметка прямо до конца нанесена - какой сервис!
Александр, Вы смелый человек! Мне показалось даже безрассудно смелый, попытка проехать по такой дороге в темноте, если бы Выше на фото не было машины, я бы решил что Вы обладатель какого-нибдуь внушительного по размерам внедорожника. Так ружье с собой нужно возить, палатку и спальный мешок!
Да, то что я не застрял по дороге на Совзу, даже не знаю как объяснить. Но теперь есть что вспомнить. :)
Каргополь великолепен. Что если выйти на местные власти с просьбой ускорить строительство новой дороги или модернизировать старую? Это ведь в их интересах, получить туристический поток.
Этот вопрос находится в ведении Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Как я понимаю, вопрос строительства нормальной дороги Прокшино - Солза ставится уже много лет.
Спасибо за интересную фото экскурсию! ... Которая вызвала какое-то грустно-печальное, но светлое настроение. С одной стороны красота природы, храмов, зданий, а с другой стороны, ... эта покинутость и неухоженность. Видимо, и знаменитую каргопольскую игрушку уже давно не делают. :((( Мы как-то привыкли к тому, что у нас все медленно, но меняется к лучшему, ... но, к сожалению, не везде. В течение более десяти лет, мы практически ежегодно из Казани ездим в Дивеево. И уже привыкли, что с каждым новым приездом оно становится краше, так же, как и наша Раифа или Толга в Ярославле. А тут все так грустно, ощущение, что жизнь покинула эти места или ... просто такое впечатление от фотографий. Конечно, если бы появилось возможность открыть туристический маршрут - это принесло хотя бы в летний период небольшие средства (ведь каждый турист или свечку купит, или записочку подаст). Но по таким дорогам, это, конечно, невозможно. :(((
Каргопольскую игрушку в Каргополе делают и сейчас. В центре города целый дом отведен под центр ремесел "Берегиня".

Все-таки почему-то мне кажется, что зимой эти места смотрятся живее.
Интересная у тебя разведка получилась. Жаль, что пока не будет Каргополя, ждём новую дорогу.
Александр, большое спасибо за увлекательнейший рассказ и фотографии. Прошлым летом мы тоже ездили по тем местам, только машинка у нас была побольше. С большим удовольствием вспомнили свою поездку благодаря Вашим фотографиям. Маршрут задуман очень интересный - но он на определённый контингент путешествующих, всё таки переезды больше 200 км в один конец - это довольно утомительно. Не всем это понравится. Мы сами много путешествуем по России на машине, но в автопутешествиях совсем другой настрой. Мы сознательно идём на это и готовы к длинным переездам.
Вверху в комментариях я прочитала про Подпорожское кольцо. Отличный вариант. Небольшие по расстоянию переезды и шедевры деревянного зодчества. Правда некоторые церкви находятся в удручающем состоянии, но возможно привлечение туризма в эту глубинку откроет им второе дыхание.
Когда-то ездил по Подпорожскому кольцу в рамках демо-тура, который организовала для нас одна из лодейнопольских компаний. Мы думали даже предлагать такую экскурсию туристам, с отправлением из Лодейного Поля или Свирьстроя. Но в церквях "кольца" есть проблемы с приемом больших групп туристов, и даже во время демо-тура в одну из церквей нас просто не пустили.

А везти туда туристов из Вытегры вообще немыслимо из-за очень плохих грунтовых участков дороги между Вытегрой и Подпорожьем. Не уверен даже, что автобус там проедет после дождя.

Посмотрел у вас в ЖЖ про вашу машину-дом ГАЗ-66. Просто здорово! Вот на чем можно было доехать до Солзы. Хотя - деревянные мосты...
Очень интересный рассказ. Необычайные экстрим-приключения. Дороги в Каргополь вряд ли быстро построят, а вот стояночку в Шальском порту можно было бы и устроить. Во-первых - пляжик, в солнечную погодку и искупаться можно, во-вторых до Пудожа всё-таки недалеко, в-третьих, монастыри и храмы многим туристам надоели ( сужу по тем круизам, в которых был), а вот экскурсия на карьеры ( а они там есть и там добывают щебень) с промышленным уклоном, была бы интересной, я думаю.
Да, если порт Шала сможет принимать трехпалубные суда, то можно что-то придумать.
Очаровательный репортаж. Сильное желание сделать новый круиз. От себя могу подсказать, что еще в конце сентября 1978-го года, нас первокурсников Петрозаводского речного училища, после сентябрьской "картошки" вывозили на регулярном рейсе из Подпорожья в ПТРЗ на "Ладоге" (проект 646).
Получается, и в 1970-е рейс существовал. Вроде был еще период, когда "Ладога" ходила в Медвежьегорск, а в 1980-е - уже в туристические рейсы, в основном в Ленинград.