Первый круиз по Суре


Заниматься даже самым любимым делом скучно, если иногда не делать в нем что-то новое. Никогда раньше туристические теплоходы не заходили на реку Суру. И я давно уже задумывался о том, чтобы сделать круиз по Суре.

Сура - это правый приток Волги. Река эта судоходна в низовьях, причем до города Ядрина (60 километров от устья) на Суре действуют гарантированные глубины 4 метра. Это позволяет заходить на Суру крупным грузовым судам. Имеется судоходная обстановка: бакены и створы. Правда, обстановка не горит, а ширина судового хода невелика, ее гарантированное значение - всего 50 метров. Кроме того, на реке есть участки с односторонним движением, а также очень крутые закругления. Все это затрудняет судоходство по Суре, но не делает его невозможным.

В 2007 году на теплоходе "Василий Чапаев" мы сделали пробный заход на реку Суру, поднявшись на 10 километров от устья. Но низовья Суры - это еще не сама Сура, а скорее часть Чебоксарского водохранилища.

И вот в 2009 году мечту удалось реализовать: состоялся первый туристический рейс теплохода "Василий Чапаев" на Суру, маршрут - Москва - Ядрин - Чебоксары - Москва. 10 июля теплоход зашел на реку Суру, и конечно же я был в этот момент на борту. Ниже я расскажу о том, как прошел этот день, который целиком заняло путешествие по Суре и экскурсия в город Ядрин и его окрестности.

Представление о маршруте теплохода по Суре можно составить по этой карте:



Итак, смотрим карту. В левом верхнем углу, у города Васильсурск, - место впадения Суры в Волгу. Место, обозначенное желтой стрелочкой - это турбаза "Сурские зори", где сделал остановку "Василий Чапаев". Красным цветом в нижней части карты обозначено место, до которого дошел в этот день теплоход. Это устье реки Урги, на границе Чувашии и Нижегородской области.

Из Нижнего Новгорода вышли в 22.00, и в 06.40 вошли в Суру. Место входа в Суру устьем с виду и не назовешь: вокруг водохранилище, и где тут какая река, без карты разобраться трудно. По этим местам, нижнему течению Суры, "Чапаев" уже ходил в 2007 году, выполняя пробный заход в реку.



Утро выдалось несколько пасмурным, но теплым. Река тихая, почти безлюдная и практически незастроенная по берегам.



В помощь судоводителям "Василия Чапаева" в течение всего дня в рубке находится лоцман Валерий Николаевич Шалашугин, который, работая раньше на грузовых судах, неоднократно бывал на Суре. Но даже он воспринимает это путешествие как экзотическое плавание, и часто выходит из рубки заснять окружающую природу на видеокамеру:



В 08.40 показался Совхозный мост, первый мост через Суру. По нему проходит федеральная трасса М-7. Первый штурман, как и положено, докладывает в эфир, что теплоход "Василий Чапаев" проходит Совхозный мост. Но ощущение, что доклад этот никто не слышит: ни встречного флота, ни диспетчеров движения здесь нет. Хотя нет, наверное, суда, идущие по Волге в районе Васильсурска, услышали этот доклад, и долго их судоводители гадали, где же через Волгу перекинут этот самый Совхозный мост...



Судоводителей "Чапаева" же гораздо больше интересует не сам мост, а то, что находится за ним, на правом берегу Суры, слева по ходу теплохода. А находится там известная в Чувашии турбаза "Сурские зори", где имеется единственный на Суре причал для приема пассажирских судов. Ни в Ядрине, ни где-либо еще на Суре пассажирских причалов больше нет. Получив от "Инфофлота" габариты "Чапаева", руководство "Сурских зорь" дало добро на прием у них теплохода. Но для судоводителей было важно увидеть этот причал воочию.



Из хорошего - был сделан вывод о возможности выполнить перед причалом оборот: по первоначальному плану предполагалось подходить к причалу сверху без оборота. Из... не плохого, а усложняющего задачу - низкий борт причала, соответственно перед подходом придется выкидывать деревянные кранцы. Вторая проблема - малая длина причала вкупе с отсутствием свай. Это вполне понятно - причал предназначен для приема небольших судов. Но "Чапаеву" с его длиной 77 метров стоять там будет непросто: при усилении ветра его будет болтать вместе с причалом, да и швартовы придется крепить не к причалу, а куда-нибудь к берегу. И третье - причал слабо закреплен. Опять же: для малых судов это нормально, для "Чапаева" при ветре может вызвать проблемы. Вспомним недавний случай с другим теплоходом, когда порывом ветра его оторвало и понесло вместе с причалом... Иными словами, подход крупного теплохода к причалу "Сурские зори" потребует от судоводителей максимальной осторожности.

Турбаза "Сурские зори" - это место сегодняшней стоянки "Чапаева", но не конечный пункт маршрута. Туристы должны увидеть с воды Ядрин, оборот запланировано сделать на грузовом рейде у Ядрина, не доходя до Ядринского моста. Так что движение теплохода вверх по Суре продолжается.

Как же здесь хорошо! Как сказала одна из участниц рейса: "Вот настоящая река!" На берегу то и дело можно наблюдать цапель. А круиз по Суре я бы назвал скорее экспедицией по неизведанной реке. Мы все здесь впервые, здесь никогда не ходили круизные теплоходы!



Сура изобилует крутыми поворотами. Когда я завтракал, теплоход вдруг убавил ход и развернулся на 180 градусов. "Зачем был сделан оборот?" - удивился я. Но выйдя на палубу, обнаружил, что никакого оборота не было, а просто теплоход прошел очередний крутой поворот реки. Это не остров, это просто изгиб русла Суры:





Я подробно рассказываю о первом круизе по Суре, включая и технические подробности, и это может кого-то удивить: зачем создавать пособие для других круизных компаний? Но для меня высшей наградой за эту идею будет налаживание регулярных заходов на реку Суру разных теплоходов разных компаний. Иначе - ну зашел твой теплоход на Суру, а дальше что? Нет, так неинтересно. Интересно начать что-то новое для всех.







Вот и грузовой рейд Ядрина, откуда уже виден сам город. Здесь разгружают щебень из баржи, которую привел сюда толкач ОТ-2062.


А впереди виднеется город Ядрин, который стоит немного в стороне от реки:



Здесь, на 60-м километре Суры, надо делать оборот и возвращаться к причалу турбазы "Сурские зори".

Но в расписание этого дня заложен запас времени. Это было сделано на всякий случай: кто знает, какие неожиданные задержки могут быть на незнакомой реке. Но запас времени не понадобился. Что будем делать? А почему бы не пойти дальше, вверх по Суре? Так и поступили.

Идем под Ядринский мост. Этот момент вдвойне уникален. Дело в том, что его проектная высота - всего 10 метров. Как же под ним пройти нашему теплоходу? А очень просто: такая высота у моста будет после окончания заполнения Чебоксарского водохранилища (если это когда-нибудь состоится). А пока "Василий Чапаев" проходит под Ядринским мостом с большим запасом.



Ядрин и Ядринский мост позади, а мы идем дальше. Река становится уже, с палубы просто не уйти, так все замечательно вокруг.





На карте уже намечено удобное место для оборота, возле устья реки Урги. Правда, надо до него дойти и убедиться, что оборот там действительно безопасен.



Ну что ж, как ни жаль, но надо разворачиваться. Это 69-й километр Суры. Ну, поехали крутить оборот. Впечатляющий оборот на узкой реке, хотя и в месте ее небольшого расширения! Как не уважать мастерство судоводителей?





Идем обратно. Если уровень Чебоксарского водохранилища будет поднят, некоторые из этих мест скроются под водой:



Среди многих туристов на палубе - и директор круиза Павел Ходырев (на фото слева), и Дмитрий Ширяев, который в прошлом году работал директором круиза на теплоходе "Илья Муромец", в этом - на теплоходе "Н.А. Некрасов":



Изредка на берегах и на лодках можно видеть людей. Они удивляются, увидев здесь такой теплоход, и приветствуют его:







К половине второго дня впереди вновь показался Совхозный мост, а рядом с ним - турбаза "Сурские зори".





Швартуемся с предельной осторожностью. Зная многих капитанов, скажу что не многие из них согласились бы подойти к этому причалу, да и не все смогли бы. Капитан "Чапаева" Рафаэль Радикович Назаров - смог, в очередной раз подтвердив свою репутацию классного судоводителя. Но сложнейшая швартовка заняла несколько больше времени, чем планировалось. И я убедился, что будь ветер сильнее, и швартовка здесь была бы невозможна. Нам повезло, но на будущее надо что-то придумывать. Наилучшим вариантом было бы укрепление причала и принятие некоторых других мер для безопасного подхода к причалу "Сурских зорь". Потому что место это очень хорошее, с прекрасной инфраструктурой базы и пляжем для купания.





Нас встречает известная многим речным туристам Людмила Петровна Пронюхина, руководитель компании "Мир экскурсий". Людмила Петровна для речных туристов - визитная карточка Чебоксар. Для этого рейса Людмила Петровна и ее коллектив создали большую экскурсионную программу в Ядрине и его окрестностях, о которой я сейчас расскажу. А вот и сама Людмила Петровна в центре внимания туристов (кадр сделан в тот же день позднее):



Мы сели в автобусы и поехали в сторону Ядрина. Комфортабельных автобусов в самом Ядрине нет, их пригнали для нас из Чебоксар.

С Совхозного моста удалось запечатлеть теплоход у причала "Сурских зорь". Разве не уникальный кадр - туристический теплоход на Суре?



А вот что накануне нашего прибытия написала Ядринская пресса:

Теплоход «Василий Чапаев» причалит завтра на живописном берегу реки Сура

Прибыв из Нижнего Новгорода, туристы начнут знакомиться с Ядринским краем на берегу реки Сура около турбазы «Сурские зори». Далее их ждут в музее натурального хозяйства чувашского крестьянина XIX века в д.Верхние Ачаки и на Ядринском спиртовом заводе. Туристов в этот же день ждет экскурсия по г.Ядрин с посещением историко-мемориального комплекса около монумента Ангела памяти и славы, Дома-музея народного артиста СССР Н.Д.Мордвинова, гимназии №1 г.Ядрин, Ядринской центральной библиотеки, церкви Св.Троицы и т.д. Экскурсоводы Нина Долгова, Ирина Токарева и Людмила Павлова расскажут о достопримечательностях города и района. Они надеются, что история и достопримечательности г. Ядрин заинтересуют гостей. Много здесь интересного и познавательного.

В конце 1589 года русский царь Федор Иванович вызвал в Москву свияжского воеводу князя Андрея Петровича Куракина. Ему дали полторы сотни стрельцов, нескольких детей боярских и других «разных чинов людей» и поручили сооружение крепости ниже Курмыша по Суре. С такой свитой Куракин прибыл в Курмыш и до весны занимался заготовкой дубовых бревен для частокола крепости и срубов под башни. Затем стрельцы на плотах спустились до места назначения. Весеннее половодье помогло без особых трудностей выкатить бревна на берег. С этого небольшого пригорка открывалась чудесная картина: на восток и юго-запад, затапливая луга и кустарники, плескалась весенняя вода (она прятала большие озера-старицы быстрой реки), на запад на всю ширь темнели бортные леса. Лучше не сыщешь места для крепости. С востока и юга она будет защищена крутым берегом. Историк Арсений Изоркин описывает начало возведения военно-сторожевого острога, названного по аналогии с находившейся неподалеку чувашской деревенькой Ядрином. С тех пор прошло 419 лет.

Облик Ядрина изменился, сейчас это один из самых красивейших городов Чувашской Республики. За последние годы здесь введены в эксплуатацию здания новой больницы, пристроя к ДК, узла связи, ОВД по району, налоговой инспекции и т.д. Появились новые магазины. Преображается частный сектор. Скоро, совсем скоро заработает новый физкультурно-спортивный комплекс.

Наша первая остановка - деревня Верхние Ачаки, колхоз "Ленинская искра". Здесь создан народный музей натурального хозяйства чувашского крестьянина. Нас встречают песнями (отмечу высокий уровень их исполнения)...

...и закусками. Какие здесь вареники! А домашний квас с изюмом! А травяной чай!



Желающие смогли не только посетить крестьянские дома XIX века, но и попробовать себя в работе с крестьянскими инструментами.



Следующий пункт нашей программы - визит на Ядринский спиртовой завод. Здесь можно не только познакомиться с работой предприятия, но и...



... но и, разумеется, продегустировать его продукцию. Наливали, как говорится, без ограничений - шесть сортов местной водки, да под отличную закуску, тоже кстати местоного производства. Директор круиза Павел Ходырев налегал именно на местную закуску: "Начальство на борту, так что никакой дегустации". Надеюсь, что он шутит про связь между присутствием начальства и дегустацией. :)) Ну а я попробовал кое-какие сорта, водка оказалось весьма мягкой, и кстати один из сортов водки называется "Чапаев"!



Побеседовал с заместителем главы администрации Ядринского района. Главный вопрос - причал в Ядрине. Если он будет установлен, то делать круизы в Ядрин станет гораздо проще.

Вот мы и в Ядрине. Город показался весьма уютным, и чем-то похожим на Козьмодемьянск, и даже местами на Елабугу, с очень гостеприимными жителями.





Сейчас редко встретишь такой ЛУАЗик:



Любовно оформленный детский уголок в местной библиотеке:



Архитектурной доминантой Ядрина является Свято-Троицкий собор, настоятель которого очень интересно и с любовью рассказал о его истории и современности:







Людмила Петровна показывает на здании церкви отметку уровня, до которого поднялась вода в одно из наводнений в старое время:



Ядрин - родина народного артиста СССР Николая Мордвинова, известного по главным ролям в фильмах "Богдан Хмельницкий", "Котовский", "Маскарад", "Парень из нашего города". В городе есть дом-музей артиста, который мы посетили.





Еще один вывод, который я сделал по итогам первого рейса - это то, что на стоянку на Суре надо закладывать не четыре часа (как было заложен изначально), и не пять часов (как получилось после продления времени стоянки на час), а больше. Потому что экскурсия вполне может занимать больше времени, а если теплоход стоит у турбазы "Сурские зори", то не помешают два-три часа свободного времени на турбазе - погулять по природе, искупаться.

Возвращаемся к теплоходу. Пора отправляться. Но еще есть полчаса, которые многие используют для купания.



В 19.30 отправляемся в рейс. Постояли бы в этом прекрасном месте подольше, да и запас времени перед Чебоксарами имеется, но надо засветло выйти из Суры - обстановка здесь ночью не горит.

Перед отправлением сажусь в шлюпку и делаю несколько прощальных кадров теплохода у "Сурских зорь".



Наутро в Чебоксарах сажусь в самолет... И надо же - в этот день мне была уготована еще одна встреча с Сурой. Вот же устье Суры, теперь с воздуха. Слева направо течет Волга, а снизу, из нижнего правого угла, к ней подходит Сура:



Мечта сбылась, первый в истории круиз по Суре состоялся. Как мне показалось, Сура понравилась всем - и туристам, и экипажу. Значит, надо продолжать.

Но очень трудно подобрать подходящие слова для того, чтобы выразить всю меру благодарности тем людям, которые работали над этим круизом. И делали это в высшей степени профессионально и со всей душой. Это экипаж теплохода "Василий Чапаев" во главе с капитаном Рафаэлем Радиковичем Назаровым, это лоцман Валерий Николаевич Шалашугин, это компания "Мир экскурсий" во главе с Людмилой Петровной Пронюхиной, это коллектив турбазы "Сурские зори" во главе с Еленой Константиновной Свешниковой, это ядринские экскурсоводы Людмила Павлова, Нина Долгова, Ирина Токарева, и многие люди, встречавшие нас по пути следования нашей экскурсии... и это коллектив компании "Инфофлот".

Когда имеешь дело с такими людьми, делать что-то новое и интересное совсем несложно.
Александр, спасибо огромное. Большое дело сделали.
класс! Саша, это просто фантастика!!!
очень захотелось побывать на Суре)
Вопрос такой: на будущий год такой рейс в предварительном расписании заявлен. А состоится ли он? А то хотелось бы с супругой побывать там, уж очень Вы все живописно расписали!
Будем надеяться. И если состоится, то хотелось бы приобрести каюту №23, слишком много у нас с Ириной связано с этим номером...
Это уже не ко мне, звоните в офис "Инфофлота".
круиз
(Anonymous)
Александр,здравствуйте!
Я Ваш тезка из Москвы.Родился в Пензе и хочу содить на собственной лодке из Москвы в Пензу через Нижний.Возможно ли это?И как на маршруте с топливом?(бензин).Ответьте,пожалуйста ,если не затруднит.
С уважением Александр Кострицын.
Мое имя в жж Rim 20.


















































































Re: круиз
На собственной лодке - возможно. Как с бензином по пути - затрудняюсь ответить.
Здорово! Событие, в самом деле.

Часто встречая "шестую пятилетку" под названием "Ядрин" всю жизнь думал, что это где-то на Дунае, а оно вон оказывается как!
Восхитительно! Уже даже не круиз, а скорее экспедиция! :-)

Вообще, иногда жалею, что нет у нас достаточно комфортабельных и вместительных судов, способных при этом далеко заходить в небольшие реки...
Саш, а обстановки там нету вообще? Отчаянный такой рывок был.))) Зато теперь обкатали на будущее.

А, кстати, где-то давным-давно у тебя видел фотку, когда кто-то из "ваших" ("Юлаев", кажется) подходил к необорудованному берегу с трапом на берег сразу. Такая тема в Ядрине не пройдет, или там нет подходящего берега?

Еще, мне всегда кажется, что такие круизы по стандартному маршруту, с некой изюминкой в самой дальней его точке, трудно преподнести сторонним туристам как эксклюзив. Форумчане и постоянные тут не в счет. Так что, если это направление заработает и будет грузиться - это действительно достижение. С чем и поздравляю!))))
Обстановка есть, просто не горит в темное время. К необорудованному берегу подойти можно, этот вариант рассматривается.

Круиз этот рассчитан не на "энтузиастов", а на самых обычных туристов, которые хотят посмотреть что-то новое. Они в основном и были на борту в этом рейсе.
То есть хождение по Суре возможно только засветло?

А вообще это была бы интересная фишка, с отправлением, например, из НН. Саш, а вариант еще Васильсурска не прорабатывали?

Вообще продуктивный год выходит - и Рыбинка, теперь еще и Сура.
Да, только засветло. В Васильсурске нет пристани.
Мое мнение такое, что наличие подобного эксклюзива стоит скрывать при продаже путевок (закладывая его в расписание, программы и стоимость путевок) и "выдавать" туристам, как некий "сюрприз от туркомпании". Насколько я знаю, обычные рейсы продаются намного лучше, чем "эксклюзивные". Хотя, загрузка рейса до Ядрина превзошла все мои ожидания - если верить сайту ТК ИнфоФлот (а я ему верю) Чапаев ушел с практически полной загрузкой.
Александр, здравствуйте.. ссылка на ваш пост всплыла на ядринском форуме, зашел почитать..
большое спасибо, что устраиваете такие экскурсии в наш город.
думаю все будут рады, если такие "экспедиции" станут регулярными.
p.s. ссылка появилась тут: http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=434188
(Anonymous)
Вот еще статья на ядринском сайте - "Туристы с теплохода "Василий Чапаев" посетили Ядрин" http://yadrin.com/yadrin/1733-turisty-s-teplokhoda-vasilijj-chapaev-posetili.html
Да, я думаю, что такие рейсы станут как минимум ежегодными.
Сегодня выкупил путевку на аналогичный круиз в 2010 г. А от турбазы до Ядрина сколько примерно по времени ехать на автобусе?
Посмотрел по атласу Чувашии, что Верхние Ачаки находятся достаточно далеко от Суры и как будто совсем не по пути.
(Anonymous)
А как долго туда ехать? И сколько по времени была экскурсия в самом Ядрине?
Ехали в Верхние Ачаки от места стоянки теплохода минут 40, по-моему. В Ядрине провели около полутора часов.
спасибо ,за интересную информацию,
в мемориз добавила на будущее )
А в этом году дебаркадера в Сурских Зорях не было, и мы причаливали непосредственно к берегу.
При этом стоящую носом в берег яхту пришлось слегка подвинуть.
Хамар-Ял
(Anonymous)
Вы только увидали частичьку Суры, нужно было подняться еще выше. Вот там действительно СУРА !!! Прекрасные места !!!
seoblogst
(Anonymous)
avtor molodec!
было полезно прочесть, thanx
(Anonymous)
было полезно читать, познавательно