На пароходе American Queen по рекам Огайо и Миссисипи. Часть 1

Речной круиз – прекрасный способ увидеть страну изнутри. И это в полной мере относится не только к России, но и к Америке.

На карте изображены главные круизные магистрали США – часть речной системы Миссисипи. Круизы выполняются по рекам Миссисипи, Огайо, Теннеси, Камберленду и Миссури, и охватывают четырнадцать американских штатов.



Разумеется, в рамках одного круиза побывать на всех этих водных путях невозможно: это заняло бы около двух месяцев. Обычно круизы занимают неделю или чуть больше, и проходят по одному из участков «круизной системы». Самый популярный круиз поздней осенью, зимой и ранней весной – по нижней Миссисипи между Мемфисом и Новым Орлеаном. А в летний сезон наибольшей популярностью пользуется маршрут по верхней Миссисипи между Сент-Луисом и Сент-Полом.



Летом этого года в Миссисипи наблюдаются необычно высокие уровни воды, в результате чего мост в городе Ганнибал (на родине Марка Твена) стал непреодолимой преградой для круизного судна. Поэтому маршрут некоторых круизов был изменен. В моем случае новым маршрутом стал такой: из Цинциннати в Сент-Луис по рекам Огайо и Миссисипи. Что ж, бывает. Маршрут с остановками изображен на карте.



13 июля 2013 г.

Цинциннати (штат Огайо), довольно крупный город на реке Огайо. Жара.







История Цинциннати неразрывно связана с историей внутреннего судоходства в США. Первый пароход прибыл сюда в 1811 году. Сейчас рядом с этим местом установлен памятник в виде гребного колеса заднеколесного парохода – копия колеса парохода American Queen, на котором нам предстоит отправиться в круиз.



Наверное, многие слышали про то, что на Миссисипи и притоках сохранились десятки исторических пароходов, которые и сейчас находятся в работе. Это красивое заблуждение: исторических судов в США в работе почти не осталось. Есть только прогулочный пароход Belle of Louisville, которому в следующем году исполнится сто лет. Есть еще пароход Delta Queen 1924 года, который используется в качестве гостиницы и готов вернуться в строй как круизное судно. И это все. Большинство старых судов давно разобраны, а вместо них построены новые – такого же классического вида и с заднеколесной схемой. Некоторым ветеранам, однако, повезло сохраниться в качестве плавучих музеев, ресторанов и даже театров.

А к двум упомянутым историческим пароходам я еще вернусь в течение моего повествования.

Местный пароход Belle of Cincinnati делает прогулочные рейсы по Огайо. У него классический экстерьер, но построен он в 1988 году.



Пароход American Queen пришвартован к правому берегу реки Огайо. Причалов для круизных судов на реках США не существует; они подходят прямо к берегу.



На этом судне нам предстоит совершить недельный круиз до Сент-Луиса. Интерьеры American Queen можно посмотреть здесь: недавно я публиковал фотографии и давал к ним комментарии.



Около шести вечера отправляемся и делаем оборот для движения вниз по Огайо. Трап закреплен на баке – это традиционная американская схема, с единственным отличием от традиции: на American Queen два трапа вместо одного.

















Воображение рисует десятки круизных судов, курсирующих вверх и вниз по Миссисипи и ее притокам, и останавливающихся в городках «одноэтажной Америки». Реальность же такова, что на Миссисипи работают всего два круизных судна, плюс к этому случаются периодические заходы в Миссисипи экспедиционных круизных судов смешанного плавания. Причем в течение последнего десятилетия были годы, когда по рекам США круизные суда не ходили вообще. К сожалению, речные круизы в Америке незаслуженно недооценены.

American Queen – это, можно сказать, плавучий дворец, визитная карточки Миссисипи. Судно, сменившее трех владельцев из-за своей далекой от идеала экономики. Сейчас пароход эксплуатируется компанией Great American Steamboat Company, созданной специально для организации круизов на этом пароходе.

Второе судно, работающее на Миссисипи, Queen of the Mississippi, было построено недавно, и при его строительстве задача поразить воображение не ставилась. Небольшие размеры, небольшой выбор общественных помещений, много кают с балконами, и, конечно, традиционная заднеколесная схема. Но, правда, нет того внешнего изящества, присущего пароходам-дворцам.

14 июля 2013 г.

Глубокой ночью швартуемся к берегу километрах в пяти выше Луисвилла (штат Кентукки). В самом Луисвилле в тот день проходил рок-фестиваль, сцена находилась как раз на берегу реки, и капитан решил, что для пожилых туристов будет слишком шумно, если пароход встанет в центре города.



Теперь я расскажу об организации экскурсий для туристов American Queen. Обычно я неохотно пишу на тему того, как и что организовано на борту, мне интереснее само судно и маршрут. Но здесь – совсем другое дело.

В течение всего рейса пароход сопровождают несколько автобусов, которые возят туристов на экскурсии на стоянках. Как и в России, экскурсии есть основные, включенные в стоимость круиза, и дополнительные за дополнительную плату (обычно это одна, максимум две экскурсии за стоянку).

Так вот: автобусы, обслуживающие основную экскурсию, курсируют с интервалом десять минут по определенному маршруту, останавливаясь у разных достопримечательностей. В каждом автобусе есть гид, дающий информацию по маршруту. Участник экскурсии может выйти в любом месте, провести там сколько угодно времени (в рамках стоянки теплохода), и сесть в другой автобус, чтобы продолжить маршрут. Посещение большинства музеев при этом бесплатно.

То есть это классическая схема hop on – hop off, популярная во многих странах мира. Но я нигде не встречал такого, чтобы эта система применялась в рамках обслуживания круизных туристов. Она оправдывает себя: каждый человек полностью свободен в планировании того, что посетить во время экскурсии и сколько времени провести на том или ином интересном объекте. Более того, человек сам планирует себе продолжительность экскурсии. Теоретически такую систему можно попробовать и в речных круизах по России. Почему-то мысленно все время примеряю эту систему к Костроме.

Автобусы в фирменной пароходной ливрее смотрятся сногсшибательно.



По пути в Луисвилл проезжаем бывший железнодорожный мост, который после демонтажа железнодорожных путей оставили как памятник самому себе, переделав его в пешеходный.



Луисвилл – это еще не «одноэтажная Америка». Это типичный средних размеров американский город.







Городская ратуша:



А это памятник пожарным, погибшим при выполнении своего долга:













Для меня же главной достопримечательностью Луисвилла является пароход Belle of Louisville. Я упоминал о нем выше: это самый старый в мире действующий пароход, и единственное в США оставшееся в работе историческое речное судно. Построенный в 1914 году в Питтсбурге под именем Idlewild, пароход сначала работал пассажирским паромом в Мемфисе, а в 1931 году сменил порт базирования на Луисвилл. После продажи в 1947 году пароход сменил имя на Avalon и в течение следующих пятнадцати лет работал в разных городах Миссисипи и Огайо. Когда в 1962 году старый пароход было решено списать, нашелся человек, который приобрел его на аукционе, и после ремонта механизмов и реставрации внутренних помещений пароход, уже под названием Belle of Louisville, стал прогулочным судном в Луисвилле.

Интересно, что паровая машина и гребное колесо парохода были изготовлены гораздо раньше, чем пароход был построен. Они использовались на другом судне постройки конца XIX века, а 1914 году переставлены на строящийся Idlewild.

Иногда Belle of Louisville покидает Луисвилл для участия в различных мероприятиях в других городах, где всегда становится почетным и желанным гостем. Пароход ежегодно принимает участие в Большой гонке пароходов, являющейся частью знаменитых соревнований по скачкам «Дерби Кентукки», и часто в ней побеждает. Главным соперником Belle of Louisville много лет подряд выступал легендарный пароход Delta Queen, о котором я расскажу ниже. Сейчас вместо закончившей плавательную карьеру Delta Queen в гонках участвует пароход American Queen.

Перед началом дневной прогулки Belle of Louisville наполняет окрестности звуками уникального музыкального свистка. Многие люди приезжают прокатиться на историческом пароходе из других городов, забронировав билет по интернету.



Для меня участие в прогулке означает риск опоздать к отправлению American Queen, но мысли отказаться из-за этого от поездки на историческом пароходе даже не возникло.

У входа сохранилась касса, где раньше продавали билеты. Сейчас билеты продают в небольшом здании на причале, а в основном по интернету, но судовое помещение кассы сохранено для истории.







Парадный трап ведет с рабочей палубы в пассажирские помещения судна.



Значительная часть средней палубы отведена под обеденный зал (можно купить билет с обедом и без обеда).





В носовой части той же палубы расположены сувенирный киоск и бар. В этой части парохода обращает на себя внимание отделка потолка. Ей почти сто лет: она сохранилась с момента постройки судна.





На верхней палубе устроены сидячие места под навесом; места на средней и верхней палубах расположены также на открытых прогулочных террасах.



Небольшие внутренние помещения средней палубы частью служебные, частью предназначены для мероприятий.



За время двухчасовой прогулки Belle of Louisville дошел как раз до места стоянки American Queen, после чего вернулся к центральной городской набережной.











Пароходы поприветствовали друг друга свистками.



Это была не единственная встреча пассажирских судов за день. Перед самым отправлением American Queen мимо нас сначала вниз, потом вверх прошел второй круизный теплоход речной системы Миссисипи – Queen of the Mississippi. Полагаю, что он ждал, когда мы освободим место у берега. У него, кстати, тоже случилось изменение маршрута из-за высокой воды в Ганнибале.



Вот вроде все при нем – и балконы, и заднее колесо, но насколько они разные с American Queen. Не сомневаюсь, что Queen of the Mississippi коммерчески гораздо успешнее, но вот по внешней красоте… А впрочем, это уже субъективный взгляд.





Мы потихоньку тронулись в сторону Луисвилла и шлюза McAlpine, уже второго на нашем пути. Но первый шлюз мы прошли ночью.







В подходном канале (сооруженном в обход местных порогов, когда-то препятствовавших судоходству) мы разошлись с толкачом с двенадцатью баржами, груженными углем. Такое количество барж на реках США – не исключение, а скорее правило.





Заходим в шлюз…



… и, немного опустившись, выходим из него.



Все виденные мной на Огайо шлюзы – двухкамерные, очередей на шлюзование не наблюдал ни разу. Но и интенсивность движения флота с той же Волгой сравнить невозможно: флота мало, и в основном это редкие толкачи с многочисленными баржами.



По пути следования парохода иногда встречаются такие индустриальные пейзажи.



Круизные суда на Миссисипи продолжают движение и в ночное время. В этом они похожи на российские круизные суда, и этим они отличаются от речных круизных судов большинства других стран. Но на эту ночь мы сделали остановку прямо у дикого берега. Самое время поговорить о гонках пароходов.

Я уже упоминал про традиционные пароходные гонки, в которых принимает участие пароход Belle of Louisville. В XIX столетии гонки имели не традиционно-развлекательное значение, а являлись элементом жесткой конкуренции между разными судами. Ведь в то время пароход был единственным средством добраться до многих мест Америки, и скорость играла большую роль.

Одним из самых ярких событий в жизни Миссисипи стала гонка двух пассажирских пароходов Robert E. Lee и Natchez. Это были первоклассные по тем временам суда – как с точки зрения технического оснащения, так и с точки зрения удобств для пассажиров, и, конечно, с точки зрения скорости. Капитаны обоих пароходов относились друг к другу очень ревниво. Конкуренция между пароходами была острейшей. Это и привело к знаменитой гонке 1870 года.

Никаких объявлений о предстоящей гонке не делалось. Оба парохода отправлялись из Нового Орлеана в один и тот же день согласно расписанию: Natchez – до Сент-Луиса, Robert E. Lee – до Луисвилла. Объявлений не было, но о гонке знали все. На эти рейсы капитаны взяли небольшое количество пассажиров, и отказались брать груз – чтобы не делать лишних остановок. Из Нового Орлеана пароходы провожали тысячи людей, в том числе и с палуб прогулочных судов, вышедших пожелать удачи участникам гонки. Пассажиры пароходов не покидали палубы почти круглосуточно, болея за успех своего судна, ведь на значительном протяжении пути расстояние между пароходами было минимальным.

Natchez несколько раз вырывался вперед. Но один раз ему помешала небольшая поломка машины, отнявшая полчаса на ремонт. В другой раз потребовалась длительная остановка для приема угля. Джон Кэннон, капитан парохода Robert E. Lee поступил хитрее: договорившись заранее, он принял уголь с самоходной баржи прямо на ходу! Желая закончить гонку именно в Сент-Луисе, капитан пересадил в устье реки Огайо всех пассажиров, следовавших до Луисвилла, на другой пароход, и последовал дальше вверх по Миссисипи. Дальнейшее движение судов сильно осложнил густой туман.

Robert E. Lee пришел в Сент-Луис первым и был встречен с большим ликованием. Natchez смог прийти в конечный пункт лишь через шесть с половиной часов. Несмотря на то, что победитель был определен, горожане оказали большие почести обоим капитанам, а гонка вошла в историю судоходства на Миссисипи.

15 июля 2013 г.

День в ходу! В Америке это называется старомодным словом Steamboatin’. День любования рекой, и, собственно, настоящей Америкой, не такой, какой многие представляют ее из-за океана.





































Пользуясь днем ничегонеделанья, накупил в судовом магазине первую порцию книг о Миссиссипи; будет еще вторая и третья. Мои друзья всегда удивляются, зачем я привожу из каждой поездки книги в таком количестве, когда все можно скачать из интернета. Но ведь многое нигде не скачаешь, да и к тому же бывает приятно подержать настоящую книгу в руках, тем более книгу о пароходах. Кстати, самой толковой книгой по истории парохода Delta Queen оказалась… кулинарная книга The Delta Queen Cookbook. Помимо сборника рецептов судового ресторана в ней обнаружилась масса ценной информации о работе судна.



Вечером проходим Эвансвилл (штат Индиана). Эвансвилл - в программе следующего дня.



Пароход же следует дальше, и уже ночью прибывает в городок Хендерсон. Это другой берег Огайо, и соответственно другой штат – Кентукки.

А я расскажу о культовом заднеколесном пароходе Delta Queen. Его с теплотой вспоминают пассажиры; его с теплотой вспоминают бывшие члены экипажа, многие из которых теперь работают на American Queen.



Пароход Delta Queen на старте гонки в Луисвилле. 2004 год. Фото Joe Schneid

Пароход Delta Queen, в отличие от многих судов, не «уроженец» Миссисипи. Вместе с однотипным судном Delta King он был построен в 1927 году для работы на реке Сакраменто (Калифорния). Пароходы обслуживали ночную линию Сакраменто – Сан-Франциско. Для тех, кто посещал Сакраменто или Сан-Франциско «одним днем», каюта оставалась в распоряжении в течение всего дня. Это было очень удобно, и пароходы пользовались большой популярностью. Особенно популярны были субботние и воскресные рейсы, когда на борту играла живая музыка.

Пароходы успешно работали на своей линии даже во время Великой американской депрессии 1930-х годов. Лишь в 1940 году работа линии была остановлена. Пароходы были переоборудованы в плавучие госпитали. Интересно, что в 1943 году именно военные осуществили капитальный ремонт машины Delta Queen, в котором пароход остро нуждался.

Казалось бы, с окончанием войны пароходы могли вернуться к мирной работе. Но получилось по-другому: на пассажирской линии пароходы оказались больше не нужны, и в 1946 году они были проданы с аукциона. Delta King успел в дальнейшем поработать экскурсионным судном на реке Гудзон, а сейчас служит гостиницей в Сакраменто.

Судьба же Delta Queen оказалась интереснее: пароход был отбуксирован морским путем и через Панамский канал в Новый Орлеан, а оттуда по рекам Миссисипи и Огайо – в Цинциннати. Там началась его круизная работа, продолжавшаяся до 2008 года. Delta Queen с первого же года работы на речной системе Миссисипи ходил с туристами по всей системе от Нового Орлеана до Сент-Пола и от Питтсбурга до Чаттануги. При этом в течение первых лет круизы начинались и заканчивались в базовом порту Цинциннати.

В то время у Delta Queen была замечательная хозяйка – капитан Мэри Грин, первая женщина на Миссисипи, получившая дипломы лоцмана и капитана. Она очень любила пароход; ее любили команда и пассажиры. После смерти душа капитана не захотела покидать судно (она умерла во время рейса). Призрак капитана Мэри жил на пароходе по крайней мере до начала 1990-х годов. Это можно было бы отнести к красивой легенде, если бы не десятки свидетельств от самых разных людей. Практически все авторы, пишущие о Миссисипи и не раз совершавшие путешествие на Delta Queen, свидетельствуют о встрече с призраком Мэри.

Одним из тех, кто встретил призрак капитана Мэри, был молодой матрос по имени Майк. Зимой 1982 года Delta Queen находилась на ремонте, и в одну из ночей Майк остался дежурить на судне. Он задремал, но его разбудил шепот. На судне больше никого не было. Майк прислушался. Шепот раздавался из соседнего помещения. Перемещаясь по судну, источник звука привел Майка в котельное отделение. Там звук пропал, зато обнаружилась серьезнейшая водотечность. Вода поступала через сломанную помпу с такой скоростью, что пароходу грозило скорое затопление. Если бы привлеченный чьим-то шепотом Майк не попал в котельное отделение, последствия могли быть очень печальными. Впоследствии Майк прослужил на Delta Queen много лет и стал капитаном этого парохода. При всей трезвости рассудка он не сомневается, что в ту ночь пароход спасла Мэри Грин.

Не раз встречался с призраком Мэри Грин и другой капитан Delta Queen, Док Хаули. Члены экипажа парохода никогда не боялись этого призрака, зная, что Мэри не собирается никому причинять вред, а просто продолжает заботиться о судне. Призрак исчез в начале 1990-х годов и больше ни разу не появлялся. Вероятно, Мэри Грин решила покинуть землю.



Пароход Delta Queen готовится к отправлению из Падаки (штат Кентукки). 2007 год. Фото Shadle

В 1966 году Конгресс США принял новую конвенцию о безопасности плавания, в соответствии с которой судам с деревянной надстройкой запрещалось выполнять продолжительные рейсы с пассажирами. Для парохода Delta Queen, имеющего большую историческую ценность, было сделано исключение, то есть оформлено так называемое изъятие из конвенции. В дальнейшем это изъятие продлевалось с определенной периодичностью и даже с видимой легкостью.

Воодушевленная успехом парохода, компания Delta Queen Cruises в 1975 году построила ему в пару большой пароход Mississippi Queen, а в 1995 году – пароход еще больших размеров American Queen, о путешествии на котором и идет мое повествование.

Блестящая тройка пароходов работала на речной системе Миссисипи до 2001 года. После сентябрьских терактов 2001 года, когда Америку охватила паника и люди стали отказываться от путешествий, Delta Queen Cruises обанкротилась. Пароходы пропустили навигацию 2002 года, затем суда вышли в работу с новым владельцем, потом снова не работали, и наконец в 2007 году перешли к третьему владельцу – компании Majestic America Line. В этой компании скоро поняли, что ввязались хотя и в красивое со стороны, но трудное и убыточное дело, и стали терять интерес к пароходам.

В 2008 году Majestic America не стала предпринимать серьезных попыток продлить изъятие из конвенции для Delta Queen, и в октябре 2008 года пароход, совершив последний рейс, встал на прикол – сначала в Новом Орлеане, а затем в Чаттануге, где новый владелец, энтузиаст паровых судов, использует ее в качестве гостиницы. При этом все механизмы парохода поддерживаются в рабочем состоянии, и пароход постоянно готов выйти в плавание. Это делается не просто так: сейчас в Конгрессе США разгорелась нешуточная борьба за оформление очередного изъятия из конвенции для Delta Queen. Ведь этот пароход имеет статус исторического памятника, и многие люди, включая конгрессменов от штата Огайо, хотели бы, чтобы пароход вновь вышел в плавание. Но американская система работает как и в нашей стране: стоит один раз упустить продление разрешения, потом оформить его заново будет крайне сложно… Будем ждать.

Продолжение – в части 2

Вот уж действительно Америка абсолютно не такая небоскребная-железобетонная, как ее нам в большинстве показывают, еще и в сочетании с данными судами. Кстати, не хочу показаться занудой, но мне показалось, что на American Queen конструктивно нет бака, здесь нос, просто нос судна, или все же бак?

Edited at 2013-08-11 07:55 pm (UTC)
Да, по привычке я называю это место баком, но его фактически нет. Эти суда не рассчитаны на большую волну.
Большое спасибо, Вам Александр Сергеевич, очень интересно. Поддерживаю Дмитрия, такая Америка стала для меня открытием. Про пароходные гонки, в моем детстве был сериал "Все реки текут" так вот там тоже по моему что то вроде гонок было. Смотрел с удовольствием! Спасибо!
Алексей Ш.
Невольно вспоминается старинная мелодия из этих мест:

Gonna lay down my sword and shield
Down by the riverside,
Down by the riverside,
Down by the riverside,
Gonna lay down my sword and shield
Down by the riverside,
I'll study war no more... ну и так далее.
Александр, собственно вопрос по технике - что за машины у новостроев?
Да, эту песню там кстати пассажиры пели хором. :)

Машины у новостроев - дизельные, хотя движителями обычно являются гребные колеса (но есть и винтовые теплоходы).
То есть передача вращающего момента на колеса осуществляется с помощью редуктора или все же электротрансмиссия применена? Просто на некоторых фотографиях видны шатуны.
Чаще всего так: дизельный двигатель + гидромоторы, вращающие колесо. Бывает и так, что колесо бутафорское, и применена схема - винты через валопровод. Есть и несколько судов, на которых установлены старые паровые машины.
Для меня осталась нераскрытой тема местных толкачей с составами. Чисто визуально габариты приставок сопоставимы с волжскими (и грузоподъемность, вероятно, схожая), но почему на Волге не практикуют подобный формат перевозок сыпучих грузов (щебень, песок)? Явно же, гонять один "Шлюзовой" с двумя баржами менее выгодно, чем с, например, сразу с шестью?

И спасибо за рассказ. Очень познавательно.
Я не так хорошо разбираюсь в грузовых перевозках, как в пассажирских, но полагаю, что ограничение габаритов составов на наших реках связано с малыми радиусами закругления судовых ходов. Плюс на некоторых водных путях еще и ограниченными размерами шлюзовых камер.
Ах! Кресла-качалки! Вот чего не хватает на палубах наших теплоходов!
Андрей
(Anonymous)
Александр, а купаться в Огайо можно? Вода на вид жуткая.
Re: Андрей
Не знаю, я не пробовал. :) Вода довольно мутная.
(Anonymous)
Александр!Спасибо за серию о Миссиссипи и о Паро(тепло)ходах!!!А берега по моему менее живописные,чем на Оке,Вятке,Белой?
Да трудно сравнивать. Мне пейзажи нравятся и там, и там.
Спасибо за прогулку, отличные виды, бывал и в Цинциннати и в Луисвиле, на Belle of Louisville не успел покататься, теперь жалею))