Круиз по зимней Европе: дневной Регенсбург

Самолет из Санкт-Петербурга прилетает в Мюнхен, а теплоход отправляется из Нюрнберга. Ночевать перед круизом хотелось в каком-то третьем месте, и я ткнул на карте наугад в точку где-то между ними. Попал в Регенсбург. Ну что ж, значит, тому и быть.

В Германии, даже приложив усилия, довольно трудно найти неуютные и неинтересные города. Случайно выбранный Регенсбург – не исключение.



Основное, пожалуй, то, что Регенсбург – единственный в Германии сохранившийся со времен Средневековья большой город. Остальные были разрушены в конце Второй Мировой войны. Да, есть такие города, как Дрезден, которые прекрасно восстановлены в первозданном виде, включая, пожалуй, и старую атмосферу. Но Регенсбург уникален тем, что он и не разрушался: город по какой-то причине оказался малоинтересен для войск союзников, да и сдан был без боя.

Вторая особенность Регенсбурга – его исключительная древность: город был основан еще римлянами в I веке. Остатки римской крепости хорошо сохранились.

Сейчас почти по каждому уголку Земли есть подробное описание в интернете. Не буду ставить себе задачу создавать еще один путеводитель или подробный отчет, а покажу лишь несколько запомнившихся мест.

Городская доминанта – собор Святого Петра высотой 105 метров. Его строительство было начато в 1273 году, в период расцвета и богатства Регенсбурга. Для строительства выбрали площадку, на которой стоял предыдущий собор, который незадолго до этого сгорел. Строительство вели в несколько этапов, причем уже после завершения первого этапа в соборе начались службы. Но до окончания строительства было далеко. В 1520 году (через 250 лет после начала!) строительство было прекращено из-за недостатка финансирования, и возобновлено только в XIX веке. Собор был закончен в 1872 году – через шестьсот лет после начала работ.





Поэтапное строительство собора проявляется даже в архитектурном оформлении главных башен собора. На следующей фотографии видны различия в оформлении более ранней южной (на фото справа) башни. Разница между ней и северной башней – 80 лет. Можно обратить внимание и на более темные камни, из которых сложена верхняя часть южной башни. Нижняя, более светлая часть была закончена за три столетия до строительства «темной» верхней.



На месте площади Нойпфаррплац до 1519 года находился еврейский квартал, состоящий из сорока домов. Потом был погром; дома разрушили, но площадку не стали сразу застраивать, за исключением возведение церкви «Нойпфарркирхе» – в честь победы «истинного» над «ложным».

Вообще, если даже поверхностно изучать историю Германии, понимаешь, что Гитлер не сделал ничего нового: желание уничтожать евреев у населения Германии регулярно возникало с незапамятных времен. Не вдаваясь в анализ причин, скажу лишь, что люди всегда отличались склонностью к ненависти по причине национальных различий. Это могло называться патриотизмом, чувством национальной гордости, желанием уничтожить (по их представлению) зло, но эти, казалось бы, красивые понятия никогда не приносили людям ничего хорошего. Ни патриотизм, ни чувство национальной гордости, ни борьба с воображаемым злом. Только кратковременную пользу для ограниченного круга людей.

Кстати, это всегда относится к обеим сторонам.

Как бы то ни было, Нойпфаррплац – это ценная площадка для археологов. Помимо фундаментов жилых домов, под ней обнаружили остатки синагоги.



На городских площадях, как в старые времена, работают рынки, и чего там только не продают.



К Старой городской ратуше (XIII век) примыкает построенный позднее дом для парадных приемов.













Регенсбург – место остановки круизных судов на Дунае. Правда, немногих судов: большинство круизов заканчивается в Пассау, а Регенсбург находится выше по течению. Лишь теплоходы, следующие до Нюрнберга, или дальше – по каналу Рейн-Дунай на Рейн, останавливаются в Регенсбурге. Красивая арка выводит мимо башни прямо к каменному мосту Штайнерне Брюке. Башня – ровесник моста, построенного в 1146 году. Мост с одиннадацатью пролетами и длиной 310 метров построили с фантастической для XII века скоростью – всего за одиннадцать лет.



До наших дней сохранились древние ледорезы, защищающие устои моста в период ледохода.



С моста открывается вид на Старый город.



На противоположном берегу зимует флотилия прогулочных судов.



Рядом с «мостовой» башней приютилось еще одно интересное здание. Это старейшая в мире сосисочная. Она начала работать в XII веке, обеспечивая питанием строителей моста, и так и работает до сих пор. Весной, когда Дунай выходит из берегов, здание бывает затоплено до середины высоты. Так было, например, весной этого года.



Как я уже говорил, я не ставлю перед собой задачу рассказать про все достопримечательности города. Лишь про то, что меня как-то «зацепило». И вот на первый взгляд несущественная вещь… Когда-то на берегу Дуная стояло большое здание рынка. Оно обветшало, а в 1960-е годы было снесено, и через него проложили трассу. Вот оно на фотографии:



Сейчас принято решение дорогу перенести чуть в сторону, а рынок восстановить, тем более что фундамент старого здания хорошо сохранился. А дальнейшие раскопки привели к тому, что на этом месте нашли остатки дома XII века – ровесника моста.



У правого берега Дуная пришвартован паровой буксир Ruthof Ersekcsanad, построенный в 1923 году. На нем разместился музей истории дунайского судоходства.





В зимние месяцы музей закрыт. Конечно, будь он открыт, я посетил бы его. Но нет так нет: меня это не расстроило. В последнее время наблюдаю, как много людей считают меня большим любителем флота и техники. Увы, увы… Мои увлечения – гуманитарные. Меня привлекают не суда, а люди на судах. Поэтому я по-настоящему увлечен только пассажирским флотом. К грузовым судам и буксирам равнодушен, а военную технику не воспринимаю вообще.

А что касается пассажирского флота, а тем более речного, то это, безусловно, мое. От Регенсбурга до Нюрнберга – полтора часа на поезде. В Нюрнберге нас ждет построенный в этом году речной теплоход Viking Freya. Стоит ли говорить, какой эмоциональный подъем вызывают у меня такие суда.



Скажете, что он далек от классических судовых форм? А что называть классическими формами? Может быть, это и есть то, что через пару десятков лет будут считать образцом. Не допускаете такой мысли? Читайте историю.

А о самом судне я расскажу в следующий раз.

Историческую сосиску хоть съел?)