Круиз по зимней Европе: по каналу Майн - Дунай и реке Майн; Бамберг

Прежде чем перейти к круизу и первой остановке, средневековому Бамбергу, еще несколько фактов о Viking Freya.



Высота судна составляет 7,5 метров, осадка – 1,7 метра, но это соотношение может существенно меняться, когда судну требуется пройти под особо низким мостом. В этом случае в балластные танки берется вода, и высота судна уменьшается почти на метр (а осадка, соответственно, увеличивается).

Рубка может уходить в надстройку полностью, при этом ее крыша раздвигается, и судоводитель имеет лишь возможность высунуть голову и смотреть за обстановкой. Но и это возможно не всегда: иногда между мостом и верхней палубой «лонгшипа» остается всего несколько сантиметров. Тогда судоводитель контролирует движение судна по компьютеру.

Силовая установка Viking Freya – дизель-электрическая. Два главных двигателя имеют мощность по 1000 кВт каждый (это чуть меньше суммарной мощности главных двигателей российских теплоходов 301 проекта), и два дизель-генератора по 350 кВт каждый. Помимо дизельного топлива, они используют солнечную энергию, что на речных круизных судах, если не ошибаюсь, сделано впервые.

У «лонгшипа» восемь винтов, и это не считая носового подруливающего устройства. Винты попарно установлены на четырех поворотных насадках, что обеспечивает судну хорошую управляемость, и, в сочетании с работой подруливающего устройства, – точность при заходе в узкие шлюзы, когда с каждого борта в буквальном смысле остается зазор в один сантиметр.

Итак…

О Нюрнберге я уже писал несколько лет назад, поэтому повторяться не буду, а просто дам ссылку на тот рассказ. Тогда, весной 2009 года, я был в командировке в Лейпциге, и в свободное время посетил Нюрнберг, Дрезден и Берлин. После этого я задумал написать три небольших рассказа об увиденном, поскольку все эти три города – яркие участники событий Второй мировой войны. Но написал только про Нюрнберг. Хотя хотелось донести что-то и про полностью уничтоженный вместе с населением, а потом восстановленный таким, каким он был, Дрезден. Об этом напишу, может быть, как-нибудь потом. А про Нюрнберг – здесь.

Круизные теплоходы стоят на канале Майн-Дунай вдалеке от центральной части города, так что отправление получается очень будничным.



Верхняя палуба на все время круиза закрывается для туристов: канал Майн – Дунай и река Майн буквально изобилуют низкими мостами. Такова особенность этого маршрута. На Рейне и Дунае на подобных судах верхняя палуба большую часть времени остается открытой для доступа.



Первый на пути теплохода шлюз так и называется – «Нюрнберг». Всего на этом семидневном маршруте ни много ни мало 38 шлюзов. Во-первых, потому что канал Майн – Дунай пересекает довольно крутую возвышенность; от Нюрнберга теплоход как бы спускается с холма (который по-правильному называется Главный европейский водораздел). Майн же зарегулирован плотинами, и на нем, соответственно, тоже много шлюзов.







Главный европейский водораздел разделяет между собой две группы рек: одни впадают в Атлантический океан и северные моря, другие – в южные моря: Средиземное, Черное, Азовское, Каспийское. С давних времен люди понимали, что соединение рек по обе стороны водораздела откроет удобный речной путь через Европу с юга на север. Но канал, обеспечивающий сквозное судоходство через Европу, открыли лишь в 1992 году.



На берегу канала находится необычный холм, покрытый солнечными батареями. Это "Солнечная гора" - природная электростанция, отметившая в этом году свое десятилетие. От вырабатываемой здесь энергии питается часть близлежащего города Фюрт. Недаром Фюрт называют Солнечным городом.



Некоторые фотографии я бы объединил в галерею под названием «Зима в Баварии». Вот одна из них:



Последние тридцать километров пути проходят по реке Регниц, которая настолько зарегулирована, что считается частью канала. Рядом с Бамбергом, куда теплоход прибыл поздно ночью, Регниц сливается с Майном.

Как и в Нюрнберге, в Бамберге стоянка круизных теплоходов находится далеко от центра города. В Бамберге причалы расположены в узкой искусственной бухте в промышленном районе, куда круизные суда, за неимением места разворота, заходят задним ходом.



Бамберг ведет свою историю с незапамятных времен. Яркий период в истории города начался в 1002 году, когда германский король Генрих решил основать здесь епископство. Причем планы Генриха были, выражаясь современным языком, весьма амбициозны: он задумал сделать Бамберг духовной столицей Германии. Считается, что и выбор места был не случаен: город строился «на семи холмах», как и Рим.

Бамберг действительно стал одним из центров политической и религиозной жизни в Европе. Помимо служителей церкви, это место облюбовало баварское купечество. Город быстро разрастался, и спустя некоторое время перекинулся через рукав Регница. И сейчас рукав Регница делит город на старую («холмистую») и новую части.





В старый город попадают по одному из мостов, затем – через арку.





Здесь осталось много отголосков средневековья. Бамберг, как и большинство немецких городов, пострадал в конце Второй мировой войны; однако была разрушена только часть зданий, и разрушенное удалось восстановить. Благодаря этому старая часть Бамберга считается отличным образцом средневековой городской планировки и архитектуры.







Кафедральный собор святых Петра и Георгия находится на месте двух сгоревших до этого храмов. Его строительство было начато в конце XII века епископом Отто II. Надо сказать, это был необычный для своего воинственного времени человек, ведший мирную политику и умудрившийся в те времена не втянуть Бамберг ни в один конфликт. Он же был и хорошим организатором. Строительство собора заканчивал уже его племянник епископ Экберт, привлекая лучших в Европе мастеров. Строительство было завершено в 1237 году.









Чтобы не переходить от пищи духовной сразу к пиву (а куда в Германии без него?), даю промежуточную фотографию:



Недалеко от кафедрального собора расположена лучшая в городе пивная. Что за невидаль, скажете вы: в каждом германском городке есть своя лучшая пивная. Но здесь – случай особый, ведь в Бамберге при варке пива, как и в старые времена, используют открытый огонь. Пиво получается с дымком. Говорят, много веков назад все пиво было с дымком. В наши же дни такое пиво массово производится только в Бамберге. И оно и вправду очень приятное на вкус.



Немецкая пивная – это пиво и дружеские разговоры под пиво. Немногие берут к пиву закуску, но мало кто ограничивается одной кружкой. Официантки разносят пиво гроздьями из кружек.



Очень хорошо:



… но так, пожалуй, еще лучше:



Бамберг исключительно хорош для прогулок даже зимой. Город обладает очень притягательной и уютной атмосферой.



«Новая» часть города, конечно, тоже застроена очень давно. Но в ней преобладают более поздние, чем в старом городе, здания.







Нереально вкусно:



В Бамберге жил и работал Вильгельм Эмиль Мессершмитт – разработчик немецких военных самолетов. Менее известны другие разработки Мессершмитта – легкие спортивные самолеты, которые он производил не только для Германии, но и для Румынии.

Семья Мессершмитта поныне живет в Бамберге и владеет здесь гостиницей.





После отправления из Бамберга Viking Freya (которую я окрестил Фреюшкой) входит в Майн.







Удивительная предновогодняя картина для центральной Европы, не правда ли?







Это тоже, пожалуй, подойдет для серии «Зима в Баварии»:



Вечером теплоход сделал остановку в местечке Швайнфурт, чтобы переждать несколько часов, и прибыть в Герлаххаусен точно по расписанию – в 8.30 утра.



Дальше...
Ух ты! Солнышко!!! )))
Очень красивое здание с росписью, а что это?
Это Старая ратуша на входе в Старый город. Ей больше пятисот лет.
(Anonymous)
Александр! С наступающим Новым Годом!
Исполнения всех Ваших планов и задумок!
Вопрос: скажите честно, Вы бы хотели (хотя бы в мечтах), чтобы в Инфофлоте были суда с такой компоновкой как Викинг Фрея, на которой Вы путешествуете? Чёткое разделение по зонам, кормы для туристов нет, в центре атриум и т.д. Или всё-таки, когда будете заказывать новые суда (верю, что такое будет обязательно)требования по компоновке все-таки будут другие?
С уважением
Андрей Максимов
Андрей, спасибо за поздравление, и Вас с наступающим!

Я совсем не против такой компоновки, она мне нравится. Но в конечном счете надо будет выбирать исходя из вариантов, которые предложат проектировщики, а они, в свою очередь, максимально учтут наши пожелания. Возможно, оптимальным окажется другой вариант.
Александр Сергеевич, с Новым Годом!

Два главных двигателя имеют мощность по 1000 кВт каждый (это чуть меньше мощности главных двигателей российских теплоходов 305 проекта),

Опечатка вкралась, наверное всё-же российских теплоходов 301/302 проектов (у них суммарная мощность ГД 2200 кВт).
Спасибо, ошибся, уже исправил.

С наступившим Вас Новым годом!
Красивые маленькие города в Германии.
А погода у нас и в Москве не сильно отличается сейчас :)

PS
Помнится, лет 25 назад придумывал я собственный проект речного теплохода (даже план палуб где-то остался, в детских тетрадях). А потом решил, что дизельный двигатель – это плохо, выхлопы загрязняют воздух, поэтому у меня будет не теплоход, а, конечно, электроход. А откуда взять электричество на реке? От солнца, конечно. Это должен быть солнечно-электроход. :-) С солнечным батареями на тентовой палубе, за рубкой.
Потом подрос и понял утопичность той идеи... Тем более забавно и приятно узнавать сейчас, что идея-то обретает реализацию!
А подробностей не знаешь? Какую мощность, какой % от энергопотребления т/х способна выдавать солнечная установка?
Я не помню точно, какой процент, где-то была такая информация. Гораздо меньше половины, конечно, и не на постоянной основе. В вестибюле, кстати, есть табло, где показываются вырабатываемые солнечные киловатты. :)