Что находится у теплохода под водой

Белый теплоход - это красивое зрелище. Особенно когда речь идет о больших речных судах, предназначенных для многодневных путешествий. Например, таких:



Это теплоход 588 проекта. Такие суда строились в 1954-1961 гг. в Германии для работы на реках Советского Союза. Почти все эти теплоходы успешно работают до наших дней, хотя многие из них серьезно переоборудованы, ведь требования к комфорту пассажиров за 50 лет изменились.

Когда мы смотрим на теплоход, то мы видим верхушку айсберга, а именно - надводную часть судна. А что же у него внизу, под водой? Давайте посмотрим. Для этого нам надо переместиться в Саратовскую область, город Балаково.

Там сейчас проходит ремонт теплоход "Космонавт Гагарин", который стоит не в воде, а на земле на специальных опорах - кильблоках:



Теплоход приводится в движение тремя латунными винтами, на каждый из которых через валопровод (систему валов) передается вращающий момент от отдельного дизельного двигателя. Винты имеют диаметр почти с человеческий рост - 1.6 метра. Направление вращения винтов разное: левый и средний винт вращаются в одну сторону, правый - в другую. На фотографии также видны гребные валы, соединенные непосредственно с винтами. Это видимая часть валопроводов, идущих от главных двигателей к винтам.





За каждым винтом находится по одному рулю, соответственно всего их тоже три. Руль нужен судну не только чтобы оно когда необходимо поворачивало, но и для того, чтобы удерживалось на курсе. Рули приводятся в движение электрической рулевой машиной, а также существует возможность ручного управления рулями через специальный штурвал в аварийных случаях.

На фото мы видим только один руль, потому что остальные два временно сняты для ремонта. Но они присутствуют на следующем фото.



А вот и упоминавшиеся выше снятые рули, транспортируемые краном в ремонт. На фото хорошо видно, что конструкция состоит из двух частей: собственно перо руля и соединенный с ним вертикальный вал, который называется баллером руля. Баллер руля служит для соединения пера руля и румпеля (рычаг для поворота руля, расположенный внутри корпуса).

Также на фотографии видно, что баллер руля "делит" перо руля не ровно пополам, а смещен относительно продольной центральной оси пера. Такой руль называют полубалансирным. У него передняя часть пера руля (расположенная перед баллером) значительно меньше задней.


 

Теплоходы этого типа могут двигаться не только вперед и назад, но даже боком! Это их свойство очень полезно при маневрах у пристаней и в шлюзах, и обеспечивается оно наличием подруливающего устройства в носовой части. Его устройство очень простое: это винт внутри трубы, вращающийся в двух направлениях и вызывающий движение потока воды, от чего и судно начинается двигаться "боком" в ту или иную сторону. Решетки снаружи этой трубы устанавливаются для защиты подруливающего устройства от попадания в него крупных предметов.

Между решеткой и винтом есть еще одно очень полезное устройство - шибер. Шиберы - это опускающиеся заглушки, герметизирующие подруливающее устройство на тот случай, когда его надо извлечь для ремонта. Иначе, поскольку извлекается оно через судовой ресторан, каждый раз приходилось бы поднимать судно из воды. И, к сожалению, почти на всех подобных судах так оно и происходит, так как шиберы почти везде пришли в негодность. А учитывая, что подруливающие устройства часто ломаются, это создает проблемы экипажам. Поэтому при необходимости ремонта подруливающего устройства иногда делают просто: выбрасывают судно носовой частью на песчаную отмель. Но это не очень хорошо для корпуса судна. Лучше восстановить шибер. Я не знаю, насколько это трудоемко, но такие планы у некоторых знакомых мне механиков с этих судов есть.

Вот как выглядит подруливающее устройство снаружи:



Вот какие детали и механизмы скрыты у привычных для нас судов под водой.


 
Да, теплоход _целиком_ - эт овнушает ;-)

Кстати, "Маркса" ведь тоже планируется доковать в ближайшее время,
Да, "Маркс" идет в док весной в затоне Память Парижской коммуны.
Спасибо за интересный постинг! ;)
Спасибо, давно хотел это увидеть :)
И все оказалось даже масштабнее, чем я ожидал ;)
добрый день,
собираемся в июне на небольшой теплоходный круиз из питера по ладоге и онеге, это будет наш первый круиз в жизни. на что стоит обратить внимание при заказе билетов? какие каюты не стоит выбирать?

может есть еще какие-то советы, рекомендации?
Все зависит от бюджета и индивидуальных предпочтений.

Стоит обратить внимание на наличие в каюте санузла (душ, туалет). Из тех судов, что работают в Санкт-Петербурге, санузлы есть в каждой каюте на всех четырехпалубных судах, а также на трехпалубном теплоходе "Карл Маркс". На остальных судах часть кают оборудована лишь умывальником.

Не всем нравятся каюты на нижней палубе с иллюминаторами, тем более что в озерах их часто задраивают наглухо.

Ну а вообще стоит почитать специализированый речной форум http://www.infoflotforum.ru - там обсуждается множество вопросов по речным круизам, в том числе вопрос выбора каюты.
(Anonymous)
3 винта по моему верх расточительства. И на Титаник похож.