Билль о правах круизных пассажиров

В прошлом году Международная ассоциация круизных компаний (CLIA), в которую входят крупнейшие круизные компании мира, приняла «Билль о правах круизных пассажиров», который подписан руководителями всех входящих в ассоциацию компаний.

Конечно, большинство круизных компаний мира, и российские компании в том числе, выполняли то, что прописано в этом билле, и до его появления.

Конечно, по некоторым положениям билля видно, что он составлялся по горячим следам после инцидента с круизным лайнером Carnival Triumph, на котором из-за отказа всех генераторов пассажиры и экипаж долгое время оставались без электричества, и, соответственно, без многих элементарных удобств.

Но все же, думаю, этот документ должен был рано или поздно появиться, чтобы «правила приличия» для круизных компаний существовали не только в головах, но на бумаге.

Билль содержит десять положений. Согласно ему, круизный пассажир имеет:

1. Право покинуть стоящее у причала судно, в случае если на борту не может быть предоставлено необходимое количество еды, воды, туалетов, мест для отдыха, доступ к медицинской помощи. При этом требуется разрешение капитана (исходя из требований безопасности) и, при необходимости, иммиграционных властей порта.

2. Право получить полное возмещение стоимости круиза, отмененного из-за механических неполадок, или частичное возмещение стоимости круиза, прерванного из-за механических неполадок досрочно.

3. На судах, находящихся вне рек и прибрежных морских районов, – право на получение экстренной профессиональной медицинской помощи до момента получения медицинской помощи с берега.

4. Право на своевременное информирование об изменениях в маршруте судна в случае механических неполадок и аварийных ситуаций, а также на своевременное информирование о ходе работ по устранению механических неполадок.

5. Право на экипаж судна, обладающий необходимой квалификацией на случаи экстренных ситуаций и необходимость эвакуации.

6. Право на запасной источник питания в случае поломки основного генератора.

7. Право на транспортировку в конечный пункт круиза или место проживания пассажира, если круиз досрочно прерван из-за механических проблем.

8. Право на обеспечение местом проживания или ночлегом на берегу в случае, если круиз прерван из-за механических проблем.

9. Право на наличие на сайте круизной компании бесплатного телефона для получения любой информации по эксплуатации судна.

10. Право на наличие публикации данного билля на сайте каждой круизной компании (члена CLIA).

Как я упоминал, большинство круизных компаний мира всегда следовали этому биллю независимо от его существования. Российские круизные компании, по крайней мере их «надежное большинство», на мой взгляд, выглядят в этом плане весьма достойно, и даже кое-что «перевыполняют». Например, билль требует наличие доктора на борту при плавании вне рек и прибрежных морских зон, тогда как на борту почти всех российских речных судов есть судовой медик. Единственное, чего у некоторых российских компаний пока нет – беплатного телефона (но у некоторых компаний есть, например, возможность получить ответный звонок, отправив смс на номер горячей линии).

Возможно, когда-нибудь ведущие круизные компании России соберутся в ассоциацию и примут более жесткий билль о правах круизных пассажиров, где будут фигурировать не только безопасность, информирование пассажиров об изменениях и возврат средств, но и сервис на борту своих судов.

Думаю, что для совершенствования круизного продукта и повышения доверия к круизам это было бы совсем неплохо.