Первые перегонные рейсы навигации

24 апреля теплоходы «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа» и «Карл Маркс» покинули затон Память Парижской коммуны, начав навигацию раньше запланированного срока. А произошло это вот почему.







Весна этого года в европейской части России выдалась маловодная. И незадолго до открытия движения по Волге возникли опасения, что глубины на участке от Балахны до Городца окажутся недостаточными для прохождения крупных судов. Этот участок и раньше доставлял немало головной боли и судоводителям, и энергетикам, и путейцам. Сброс через плотину Нижегородской ГЭС, достаточный для транзита судов с осадкой более двух метров, обычно делается в течение лишь нескольких часов в первой половине дня, поскольку на весь день воды для поддержания достаточного уровня не хватает.

И вот возникли опасения, что даже такой режим в этом году соблюсти не удастся. Действительно, после 15 апреля вода на проблемном участке не поднималась выше двух с небольшим метров. Поэтому Росморречфлотом было принято решение на всякий случай организовать проводку судов с большой осадкой через Городецкий гидроузел 25 и 26 апреля, дав на этот период повышенные попуски воды. На тот момент было непонятно, когда «дадут воду» в следующий раз, и компании задумались о необходимости вывода на верхнюю Волгу флота, работающего выше Городца.

Позднее было принято решение о том, чтобы график попусков воды согласовать с графиком движения через проблемный участок пассажирского флота. То есть туристы круизных судов в эту навигацию не должны почувствовать на себе недостаток воды в Городце. С другой стороны, на апрель обещали только две даты попусков, 25 и 26 апреля, а это означало, что теплоходу «Н.А. Некрасов», начинающему навигацию в Москве 30 апреля, надо пройти Городец в эти даты (изначально планировалось, что он пойдет 27 апреля). Теплоходам же «Карл Маркс» и «Александр Бенуа», начинающим навигацию в Нижнем Новгороде 1 мая, грозила задержка на городецком участке, при том что их расписание этого никак не допускало. Поэтому мы решили перевести эти суда в Городец, а потом решать, возвращать ли их в Нижний Новгород под посадку туристов, или отвезти туристов на автобусах в Городец, откуда и начать круизы.

Вечером 24 апреля теплоходы «Н.А. Некрасов», «Александр Бенуа» и «Карл Маркс» покинули затон и отправились в Нижний Новгород ожидать разрешения диспетчера продолжать движение. Первым отошел «Н.А. Некрасов»; я находился как раз на его борту. За нами отправился «Бенуа», а за ним – «Маркс».





Предшествующие дни были очень нервные и заполненные огромным количеством разных дел, и, честно говоря, к вечеру 24 апреля во мне накопился изрядный стресс. Но все прошло, когда «Некрасов» начал движение. Выход теплохода из затона – всегда эмоциональный момент; в этот раз он был еще и умиротворяющим.



Мы вышли на Волгу на закате. За нами последовал «Бенуа», за ним – «Маркс».







В половине первого ночи теплоходы встали на якоря на пассажирском рейде напротив Чкаловской лестницы. Четвертым в нашей компании оказался теплоход «Волга Дрим», тоже желающий подстраховаться и пройти вверх на несколько дней раньше запланированного.



К восьми часам утра наша флотилия из трех теплоходов подошла к установленному накануне понтону около здания речного вокзала.









Тем временем через плотину в Городце пошел повышенной сброс воды. Глубины на проблемном участке увеличились, и стало возможно движение судов с большой осадкой.

К этому дню готовились заранее – и судовладельцы, и Администрация Волжского бассейна, организация, которая отвечает за содержание реки и ее гидросооружений. Судовладельцы подали заявки на прохождение в эти дни девяноста единиц флота и в срочном порядке подготовили свои суда к выходу из затонов. В Администрации Волжского бассейна продумали, как организовать за двое суток проводку такого количества флота. Ведь в работе сейчас находится только одна шлюзовая камера из двух, и параллельное шлюзование судов невозможно.

Поэтому порядок движения флота был определен заранее, а суда были расставлены по рейдам, чтобы по команде диспетчера в строгом порядке проследовать вверх. Пассажирский флот пропускался в приоритетном порядке; впрочем, пассажирские суда также ожидали команды на движение в согласованных с Администрацией местах.

В 11 утра мы получили разрешение на движение вверх всех трех судов. Первым от причала отошел «Александр Бенуа». Он же возглавил «инфофлотовский» караван, преодолевающий сложный участок.





«Карлу Марксу» пришлось немного задержаться с выходом из-за того, что к 11 часам не успели оформить некоторые бумаги. Поэтому «Маркс» выпустил от причала «Некрасова», который пошел вторым.





К 13.30 «Некрасов» и «Бенуа» подошли к Балахне, откуда начинается проблемный участок. Согласно плану Администрации Волжского бассейна, грузовые суда, стоящие на этом рейде, должны были уйти первыми и освободить рейд для беспрепятственного движения флота, идущего снизу. Но сначала пропускались пассажирские суда, так что Балахнинский рейд мы проследовали без остановки.



А вот ближе к Городцу образовалась очередь из пассажирских теплоходов, причем поскольку места на рейде уже не было, им приходилось «топтаться на месте», а точнее идти на одной машине самым малым ходом. Задачу осложнял сильный ветер. Диспетчерская служба Городца работала очень четко: два судна в камеру, два судна к стенке, готовиться следующим двум, наполняем камеру – и так много раз подряд. Конвейер работал бесперебойно, хотя эфир при этом был загружен как никогда. Не подводили и судоводители, которым при таком сильном ветре было довольно непросто осуществлять все эти маневры.



И вот «Бенуа» пошел в шлюз, а «Некрасову» и догнавшему нас «Марксу» дана команда подойти к подходной стенке шлюза. То есть – приготовиться к заходу в шлюз. Проходим рейд, проходим городецкий «Город мастеров» и заходим в подходной канал.









Прислоняемся к стенке; за нами то же самое делает «Карл Маркс». Ветер усиливается; маневры на мостиках осуществляют капитаны.



Тем временем суда в камере шлюза быстро поднимаются до уровня среднего бьефа Городецкого гидроузла.



Затем камера опорожняется, и мы можем в нее заходить. Пока мы заходим, «Александр Бенуа» уже занимает место на рейде в среднем бьефе напротив пристани Галанино. Через полчаса к нему присоединимся и мы.





Прошлюзовавшись, выходим в средний бьеф. Дальше нам сегодня идти не надо. На рейде много судов, но места пока есть. Капитан «Александра Бенуа» Павел Иванович уже сообщил капитанам «Маркса» и «Некрасова», что он встал в удобном месте напротив пристани Галанино. Идем к нему.





Мы решили встать на рейде борт к борту. Распределяемся: «Маркс» подходит к правому борту «Бенуа», «Некрасов» – к левому. Эти маневры занимают некоторое время из-за сильнейшего ветра.



Наконец стоим, отдав якоря и ошвартовавшись друг к другу. На часах семь вечера. «Некрасов» продолжит рейс на Москву на следующий день, а «Бенуа» и «Маркс» либо останутся здесь до 1 мая, либо вернутся в Нижний Новгород, но это в том случае, если в следующие дни будут давать достаточные уровни на проблемном участке.



Жизнь на рейде быстро вошла в колею. На теплоходах доделываются небольшие косметические работы; работники ресторана и проводницы готовятся к приему туристов. Между счалом и берегом курсируют мотоботы обоих крайних в счале теплоходов.

Наутро мотобот «Маркса» сделал особый рейс – вокруг счала и в сторону Городецкого судоремонтного завода, без остановки там.





Экипаж мотобота в этом рейсе подобрался исключительно представительный: в «палубной команде» капитан «Маркса» Владимир Савельев и капитан «Бенуа» Павел Гражданинов, а в «машинной команде» главный механик «Маркса» Игорь Алексеичев.









Посмотрели с воды на стоящий на территории завода восстанавливаемый колесный пароход «К.М. Станюкович». Интересно, выйдет ли он когда-нибудь в рейс? Как его станут использовать?





Вечером 26 апреля «Некрасов» покинул Городец, и, прошлюзовавшись, вышел в Горьковское водохранилище и отправился в Москву. А «Маркс» и «Бенуа» пока остаются на рейде. Пристань «Галанино» планируют ввести в работу в понедельник. Если теплоходы не вернутся в Нижний Новгород, они начнут свои первые круизы от нее. Решение будет приниматься не позднее вторника.

Ну а пока мы и другие судовладельцы перебазировали свои суда в Городец, стала поступать обнадеживающая информация по поводу предстоящей навигации. Если вода на участок Городец-Балахна станет даваться по особому графику, то этот график будет составлен с учетом расписания пассажирского флота. Поэтому пока мы все готовимся работать в штатном режиме, разве что с минимальными корректировками расписания.

И желаем друг другу успешной навигации.
Удачи и терпения!
А у "Василия Чапаева" и "Солнечного города" всё остается по прежнему ?
Спасибо! Да, у "Чапаева" и "Солнечного города" все остается по плану.
"Немало теплоходов белоснежных собрал под общим флагом Инфофлот"! Удачи!
Эх! Вот оно что было! Жаль, проезжал мимо Речного уже позже, чем теплоходы ушли в сторону Городца :( Но в эти дни успел заметить чрезвычайно активное движение грузового флота, удивился. А вот оно, оказывается, что творилось! Увы, последнее время менее внимательно слежу за всем, что на реке происходит... :(

"Спецрейс" мотобота порадовал :)
Из-за активного движения флота ближе к "Станюковичу" не стали подходить.
Понятно... Ну, и тут вроде видно, что по крайней мере поддерживают его в отличном состоянии. Жаль, конечно, что такой удивительный проект "завис" почти на финальной стадии, но счастье, что всё сделанное аккуратно сохраняется. Хочется надеяться, что в итоге появятся у кого-нибудь возможности доделать всё и пустить колёсник по Волге...
В прошлом году одна из камер верхнего Городецкого шлюза была на ремонте. Сейчас она работает или ремонт пока продолжается?
Очень интересный репортаж! Спасибо, Саш! Удачной навигации!
Меня как сторонника подъема Чебоксарского до проектной 68-й отметки конечно сейчас заклюют, но интересно, сколько ещё десятилетий пройдёт, пока наконец решат проблему Городца хоть каким-нибудь способом (если не проектный подъем до 68-й, то альтернативная низконапорная плотина в Козино)...
(Anonymous)
Лучше уж альтернативным способом. А чем грозит подъём уровня воды в Чебоксарской ГЭС мы все знаем - экологической катастрофой.
Однозначного ответа - к чему приведет подъем уровня Чебоксарского водохранилища нет. Зачастую противники этого решения действуют по принципу "А Баба Яга против" - мол раз это идея президента (или исходит от ЕДРа) - значит это плохо.
Не могу сказать, что я являюсь сторонником или противником данного решения. Ибо всех цифр и фактов для анализа у меня нет.
Так что если начнут клевать - то пусть они сначала докажут.
(Anonymous)
Вы не правы, Пётр. А доказательства того, что подъём уровня до 68-ой отметки грозит экологической катастрофой нескольким регионам Поволжья есть у "компетентных органов". Почитайте, если очень хотите этого.
Вы не могли бы выйти из тени? Мне трудно с анонимом общаться.
Почитаю - предоставьте ссылки на документы, пожалуйста. И обязательно - что это за "компетентные органы"?
Пока на данный момент у меня есть доказательства, что подъем уровня до 68-й отметки приведет к следующим последствиям:
1. улучшение условий судоходства на Чебоксарском водохранилище
2. уменьшит площадь той части водохранилища, где глубины до метра - река именно с них начинает обычно "цвести"
3. потребует полной ревизии и восстановления всех берегозащитных сооружений
4. повысит количество вырабатываемой электроэнергии Чебоксарской ГЭС
5. в силу первого пункта несколько стабилизирует работу Городецкого гидроузла, что даст положительное влияние на его работу как генерирующей мощности.
6. в силу опять же первого пункта позволит изменить характеристики грузопотока вверх по Волге, в частности в транспортировки наливных грузов. Это так же позволит избавиться от дополнительных перегрузочных операций на участке Кстово - Ярославль, что позволит снизить риски загрязнения акватории нефтепродуктами
7. снизит риски круизных компаний из-за низкого уровня воды и перерывов в судоходстве
Это плохо?
А как же все населенные пункты на Волге? Их же просто смоет. У меня, например, дача на берегу Волги, и дом стоит в 30 метрах от воды, пусть и на пригорке. Сам дом может и не смоет, но единственную дорогу вдоль берега по всему поселку затопит точно. И таких поселков по всей Волге ведь полно, и никто там не будет заниматься берегоукреплением, а сделают как в 82-м году, когда заполняли Чебоксарское водохраниище, когда половина прибрежной части поселка под воду ушла, а людей, которые прожили всю жизнь на берегу Волги переселили в другую деревню, в нескольких километрах от берега.
Предыдущее сообщение для Петра.
(Anonymous)
Илья, а кого вообще интересует ситуация в Нижнем Новгороде и Нижегородской области? Например то, что заречная часть нашего города практически превратится в болото и местами уйдёт под воду. И то, что одна из наших святынь - Макарьевский монастырь окажется на острове и ему тоже будет угрожать затопление, а в его подвалах будет стоять вода. Кого это вообще интересует?
А вас, Пеётр, я никак ссылок давать не буду. Вы прекрасно знаете о чём я говорил выше. А если так хочется почитать, то найдите информацию о том, чем грозит поднятие уровня воды на Чебоксарской ГЭС сами. Её предостаточно в интернете.
Уже озвучено решение строительства низконапорной плотины в Козино.
Участок до Городца всегда был проблемой, на Средней и Нижней Волге воды пока вроде хватает. Паводок пошел. ТАк что, думаю все сложится удачно.
Александр Сергеевич, успехов в работе! Надеемся сесть 01 мая в Нижнем, хотя и Городец не так и плох: закрыли навигацию-2013 на "Бенуа" до него же, посему и начать из Городца будет в чём-то символично!
Спасибо! По 1 мая предполагаю такую ситуацию: воду будут давать по летнему графику (в первой половине дня), тогда как отправление из Нижнего в 12.00 планировалось по весеннему режиму, когда воды хватает круглосуточно. То есть вернуться в Нижний теплоходы смогут, но не смогут отправиться в рейсы по расписанию.

Пока ждем уточненной информации по графику попусков.
А впереди уже всех ждет замечательное открытие навигации, даже не верится, как-то зима в этом году особенно быстро пронеслась.
Удачи и успехов вам, капитанам и всем теплоходам этим летом, и семь футов под килем! :)
Зима пронеслась быстро! Спасибо, Даша, за пожелания!
потрясающе!
всегда было интересно, как работают речники. сам хоть с морским судоходством связан, речное было для меня прямо закрытой книгой.
вот от Вас только узнаю.
Алексей
Александр Сергеевич,с первым перегоном вас и хорошей навигации! Все таки думаю мы из Галанино начнем 1 мая.Скажите,а в доке ППК стоит "Юрий Андропов"?
Re: Алексей
Спасибо, Алексей! В доке ППК стоит "Княжна Анастасия".
Не могли бы вы пояснить обывателю-экономисту, почему теплоходы из затона до Москвы идут пустыми, вместо того, чтобы сформировать круиз Нижний Новгород-Москва?
Наши теплоходы никогда не идут из Нижнего пустыми, за исключением "Некрасова" в этом году. Все четыре остальных теплохода принимают первых туристов навигации в Нижнем Новгороде.
Спасибо. Именно из-за "Некрасова" я и обратил внимание на это.
Спасибо, Александр Сергеевич, за фоторепортаж и за рассказ с подробностями первых дней навигации. Ясно, что в связи с недостаточным уровнем воды хлопот прибавилось, но решения найдены. А вот 305 проект имеют неоспоримые преимущества в этом плане? Или для них тоже есть определённый риск?
305 проект в этой ситуации имеет очевидное преимущество.
Навигация 2014!
Александр, спасибо вам и вашему форуму, за то, что дали прикоснуться к событию - ОТКРЫТИЕ НАВИГАЦИИ в НИжнем Новгороде.По семейным обстоятельствам присутствовать не cмогли(это впервые)Очень жаль.Удачи ВАМ и вашей компании.Пусть всё сопутствует этой УДАЧИ!!!
Re: Навигация 2014!
Лариса, спасибо! Ну, значит, в следующем году у Вас обязательно получится побывать на открытии в Нижнем Новгороде! Удачной навигации!
Замечательный информативный рассказ! Спасибо!
И многие ушли с инфофлотовскими в этот раз?
(Anonymous)
Спасибо за интересный репортаж и удачной навигации.