Круиз по Вятке закончен; через год пора в следующий!

Позавчера утром теплоход «Василий Чапаев» вышел из Вятки в Каму, а сегодня он уже заканчивает свой круиз в Нижнем Новгороде. Теперь впереди у «Чапаева» – Ока, по которой теплоход отправится сегодня вечером, причем на его борту останутся и некоторые участники вятского круиза.

В Кирове желающие участники круиза попробовали себя в росписи дымковских игрушек. Каждый придумал свой узор. Путешественница Ольга подарила мне вот такого замечательного расписанного ей коня. Господи, до чего это приятный подарок. Спасибо тебе, Ольга!



Вернемся на несколько дней назад, когда «Чапаев» находился в крайней точке своего круиза по Вятке – в Котельниче.



Путешественники посетили динопарк, краеведческий музей, Никольский собор, филиал палеонтологического музея. Экскурсия прошла хорошо, хотя немного не хватило времени на самостоятельную прогулку по городу. Но в любом случае, не ставя под сомнение замечательные приемы, оказанные нашим туристам в Мамадыше, Вятских Полянах, Уржуме и Советске, Котельнич по праву стал кульминацией незабываемого круиза.

Ну а я, доехав со всеми до динопарка на автобусе, я пересел в автомобиль и отправился в Гирсово.





Гирсово – это село практически в пригородной зоне Кирова, в пятнадцати километрах от его центра. Здесь находится самый низкий на участке от устья Вятки до Кирова мост, практически непроходимый для теплоходов типа «Чапаева». Судите сами: высотный габарит «Чапаева» с убранными антеннами составляет 12,2 метра. А в день стоянки «Чапаева» в Котельниче, при относительно невысоком уровне воды (на полтора метра ниже прошлогоднего), высота судоходного пролета этого моста составляла лишь 11,5 метра.



Конечно, если вода упадет еще на 80 сантиметров, то теплоход сможет пройти до центра Кирова. Но вероятность этого не очень велика. Поэтому Гирсово – это наиболее вероятное место стоянки теплохода в будущем круизе.

Место это довольно приятное, благоустроенное, с хорошей асфальтированной дорогой, проходящей рядом с рекой и соединяющейся с лежащей неподалеку трассой, ведущей в Киров. Все, включая Киров, недалеко. Осталось должным образом подготовить место подхода судна.



На обратном пути заглянул еще в один вятский городок – Орлов (в советское время он назывался Халтурин). Слышал мнения, что неплохо бы заходить и туда. Архитектура центра Орлова чем-то похожа на архитектуру центра Советска. Но, думаю, чтобы не повторяться и не размывать впечатления путешественников, мы не будем (пока) включать Орлов в будущие круизные программы по Вятке. Тем более, что там нет удобных мест для подхода теплохода.







В 12.30 «Чапаев» отправился из Котельнича вниз по Вятке. Самая дальняя от устья (534 километра) точка пройдена, а теперь теплоходу, медленно поднимавшемуся вверх, при движении будет помогать сильное течение.

Нас провожает руководитель общественной организации «Сами», организовавшей прием туристов в Котельниче, Михаил Жданов:



Капитан на мостике:





Провожающие на причале:



В этом рейсе на борту находится капитан-наставник нашей компании Иван Иванович Муравьев, много лет проработавший капитаном пассажирских судов на Волге. Его задача – помогать второму штурману, несущему первые в своей жизни самостоятельные вахты. Кстати, второй штурман «Чапаева», Анатолий Попов, работает в «Инфофлоте» пятую навигацию, и прошел на этом теплоходе путь от матроса, рулевого, до третьего, а теперь и второго штурмана. За его спиной и практика на теплоходах «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа». Готовил Анатолия как самостоятельного судоводителя капитан Урал Фауатович Ямалединов. Надо сказать, что первые же рейсы с самостоятельными вахтами Анатолию достались довольно сложные – это круизы по Вятке и Оке. Поэтому помощь Ивана Ивановича здесь бывает кстати.

Но при отходе от Котельнича в рубке капитан, так что капитан-наставник выполняет совсем другую задачу, неподвластную даже капитану – дает сложный музыкальный гудок. Мы в шутку сказали, что вот чему надо учить молодых судоводителей, потому что остальному они научатся сами. Кстати, Иван Иванович неплохо владеет и аккордеоном – говорят, туристам «Дмитрия Пожарского», на котором он работал капитаном, доводилось слышать его игру. Нашим туристам – пока нет, но у них, надеюсь, все впереди. Я хочу еще сказать, что в экипажах судов встречаются очень интересные люди. Например, один из главных механиков в «Инфофлоте» – еще и хороший художник.

Итак, отходим от Котельнича и даем продолжительный музыкальный гудок (а правильнее говорить «свисток»).





Рубку «Чапаева» теперь украшает макет Котельнического моста – подарок экипажу от одного из местных жителей. Конечно же, всем этот подарок пришелся по душе. Жаль, что я не увидел этого человека и не сказал ему «спасибо». И даже не знаю, как его зовут. Спасибо Вам, автор макета, мы будем теперь часто вспоминать гостеприимный Котельнич и Вас.



Остаток дня пробежал среди тихих вятских пейзажей.













К восьми вечера вернулись в Потрепухино. Как раз вовремя – после целого дня хорошей погоды полил дождь, а после него на реку опустился густой туман. Выйди мы из Котельнича чуть позже, остались бы пережидать его на якоре не доходя до Потрепухино.







Тем же вечером мы с Любовью Черенковой плотно поработали над следующим круизом по Вятке, собрав воедино все наши мысли и заготовки. Получившаяся программа должна была еще «вылежаться» пару дней до публикации, прежде чем попасть в руки туристам наших теплоходов, а на следующей день после этого – быть опубликованной на сайте компании и появиться в офисах.

Наутро туристы «Чапаева» отправились на экскурсию в Киров, а я – тоже в Киров, чтобы сначала обсудить будущий маршрут с путейцами, а затем вернуться в Петербург. А теплоход остался на день в Потрепухино – эта стоянка на Вятке в этом году заключительная.











Итак, в 2015 году планируется выполнить круговой круиз на теплоходе «Василий Чапаев» по маршруту Нижний Новгород – Киров – Нижний Новгород с предварительным местом стоянки теплохода ниже Гирсовского моста. В качестве новинок мы добавили в будущий круиз посещение старинного города Нолинска (ведь поселок Медведок, место стоянки теплохода во время экскурсии в Уржум, как раз относится к Нолинскому району), добавили экскурсию в «Вятский Суздаль» – город Слободской, находящийся недалеко от Кирова. В программе вятского круиза 2015 года появилась и «природная» экскурсия – к Зараменской пещере и Береснятскому водопаду в окрестностях города Советска. Подробнее программу будущего круиза можно посмотреть здесь. Мне она очень нравится.

До чего это интересно и удивительно – открывать для круизных путешественников новые маршруты. До новых встреч на реке!
Александр, спасибо за рассказ и фотографии. Интересно было увидеть знакомые по прошлогоднему круизу места. В наш 2013 круиз деревья по берегам Вятки были ещё голые, а у Вас зелёные:) А в парк динозавров мы ведь тогда так и не попали. Вот ведь год не прошёл даром. И Котельнич стал кульминацией круиза 2014.
Посмотрели программу Вятки 2015 и сразу забронировали каюту. Программа очень интересная!
Да, в этом году весна пришла на Вятку чуть раньше. И воды было меньше, чем в прошлом году, но это не мешало.
Тут, к сожалению, гибкость с датами невозможна: круизы по Вятке возможны только в короткий период в первой половине мая.
Саша, очень рада, что лошадка-путешественница Вам понравилась, конечно не творение дымковских мастериц, зато от души))). Пусть она будет для Вас маленьким стимулом к большим победам. Вятка 2015- интересный, насыщенный маршрут, надо ехать.
И еще, очень трогательно было, когда в Котельниче всем маленьким детишкам на причале раздали книжки-разукрашки, бывают моменты, которые никогда не хочется забывать и этот один из них. Спасибо!!!
С Иваном Ивановичем мне пришлось пообщаться, когда он был на теплоходе "Космонавт Гагарин" Сразу видно, что это прекрасный специалист, мастер своего дела, любящий свою работу и замечательный человек!
(Anonymous)
Добрый день, Александр Сергеевич!
На след. год круиз планируется начать 30 апреля, в Вятку - 3 мая, но Вы ранее писали (о предыд. круизах), что чуть позже гарантированно заканчивается ледоход, поэтому и круизы 2013-2014 начинались в первых числах мая. Что-то изменилось или решили внести поправку на теплые зимы?
СИ
На всякий случай в расписании есть запас времени.
очень большое желание от любителя Инфофлота
Подскажите, пожалуйста, планируется ли маршрут на Вятку из Москвы(желательно с возвратом туда-же), так нравится этот маршрут, но для меня важно М-М (думаю и не только для меня, многие предпочитают именно такой вариант, несмотря на увеличение стоимости и продолжительности)