Из фотоархива Б.В. Курылева: пароходы 737 проекта

Борис Васильевич Курылев, ушедший из жизни в октябре прошлого года, оставил фотоархив пассажирских судов. Сегодня этот фотоархив временно перекочевал в наш офис.



Я посмотрел – и очень захотелось кое-что отсканировать и поделиться с вами (с разрешения сына Бориса Васильевича). Тем более что, как и я, Борис Васильевич интересовался именно пассажирским флотом. Меня, как гуманитария по складу ума, совсем не занимают ни техника, ни транспорт как таковой. Если он только не перевозит людей – тогда это совсем другое дело. Ведь пассажирский пароход или пассажирский самолет – это уже не про технику, а про людей.

И вот с фотографий на нас смотрят речные пассажирские суда прошлого. Колесные пароходы 737 проекта – это веха истории многих советских речных пароходств. Сейчас их уже не осталось в эксплуатации, да и век большинства из них был недолог – мало кто из этих пароходов прослужил больше тридцати лет. Но в свое время такие суда были широко распространены на многих российских реках. А построены они были большой серией в 1950-е годы, восполняя потребность пароходств в пассажирском флоте после войны. Строились эти суда сначала в СССР, но основная их часть была построена в Венгрии.

Борис Васильевич во время своих путешествий по реке сфотографировал многие из них. Некоторые фотографии я публикую здесь. Про каждый пароход можно было бы много рассказывать, но я ограничусь только небольшими комментариями. На фотографии в начале этого материала, сделанной в 1963 году, – пароход «Пермь» Камского речного пароходства.



Пароход «Павел Бажов», 1960 год.



Пароход «Вячеслав Шишков». Фотография, видимо, сделана не позднее середины шестидесятых годов, потому что потом пароход был передан из Камского пароходства на Днепр. Там в начале 1970-х годов им командовал капитан Вадим Михайлович Лапидус, позднее переехавший в Ленинград и работавший капитаном на четырехпалубных судах «Александр Ульянов» и «Сергей Киров». Это был неординарный, интересный человек, запомнившийся всем, кому доводилось с ним общаться. О нем всегда вспоминают очень тепло.



Пароход «Ярослав Галан» ниже Горького, 1959 год.



Пароход «В.А. Жуковский», Кострома, 9 июня 1965 года. Кто жил в то время, можете ли вспомнить, что вы делали в тот день? Как ни странно, иногда это удается. Вы, например, отдыхали в Ялте. А пароход «Жуковский» в это время подходил с пассажирами к Костроме. Кстати, «Жуковский» – судно-долгожитель (конечно, по меркам этой серии): он был списан одним из последних в европейской части СССР, после навигации 1985 года. Почти всю жизнь пароход ходил по пассажирской линии Москва – Уфа. Билеты на пароходы линии можно было купить в речных кассах, в том числе в Москве. И очень даже просто. Вот пришел с улицы и очень недорого купил. Ну, не всегда, конечно, а если случайно оставалось нераспределенное место в шестиместной каюте.



Не мог не отсканировать «Маяковского», поскольку фотографии с ним – большая редкость. Этот пароход работал совсем недолго, а потом исчез.



То же – и с «Эдуардом Багрицким». Как и «Маяковский», этот пароход в 1950-е годы трудился в Волго-Донском пароходстве.



Пароход «Владимир Ставский» в Аксайской РЭБ, 1976 год. Здесь же спустя четверть века закончили свою жизнь легендарные волжские пароходы «Володарский» и «Спартак».



Пароход «Киев», 1960 год.



Пароход «Иван Кадомцев», июль 1966 года, Горький.



Пароход «Антон Макаренко». Это судно, в отличие от своих собратьев, которые были обычно задействованы на транспортных линиях, прожил «туристическую» жизнь. В течение многих лет «Антон Макаренко» работал на «московской кругосветке» и на других маршрутах с туристами.



Пароход «Волгоград» на канале имени Москвы.



Пароход «Демьян Бедный» на Москве-реке.



Пароход «40 лет ВЛКСМ» (бывший «Рыбинск»). Скорее всего, между 1962 (переименование судна) и 1964 годом (передача парохода на Днепр). То есть довольно редкий кадр, на котором уже переименованный пароход запечатлен еще в Волжском бассейне.



Пароход «А. Серафимович», 1963 год.



Пароход «Уфа». Вместе с «В.А. Жуковским» этот пароход работал на линии Москва – Уфа до 1985 года. А на фотографии он изображен в молодости, в 1961 году.



Пароход «Сергеев-Ценский» в Касимове.



Пароход «А.П. Чехов», 1963 год. В следующую навигацию он уйдет на Днепр.



Пароход «А.Ф. Писемский» на канале имени Москвы, 2 августа 1972 года. А что вы делали в этот день? Я еще не родился, но планировал сделать это в течение ближайших месяцев. Вообще, если не ошибаюсь, я был в этот день в Киеве. То есть там была моя мама, и, получается, что и я. Однако поскольку я не имею представления, за какое время до рождения душа вселяется в тело, то вполне возможно, что в тот день я был не в Киеве, а наслаждался последними днями в тонких мирах перед очередным воплощением. И, надо же, при этом точно так же, как сейчас, существовал канал имени Москвы вместе с пассажирскими пароходами и радостными речными путешественниками на палубах. Есть подозрение, что все это будет благополучно существовать и после нас.

Дальше пошли фотографии без подписей места и даты.



Пароход «Н.Г. Помяловский».



Пароход «Сергей Алымов».



Пароход «И.С. Никитин».



Ну а это просто фото с палубы подходящего к пристани парохода 737 проекта.



Пароход «К.М. Станюкович» с палубы какого-то однотипного судна. На сегодня это единственное сохранившееся в сносном состоянии судно этого типа в европейской части России, но без особых перспектив работы.



Пароход «Владимир Арсеньев».



Пароход «Свердловск»



Пароход «Рязань» много лет стоял напротив Белого городка без дела, пока не сгорел. А на фотографии он живой и в рейсе с пассажирами.



Здесь он же – в знакомом большинству речных туристов ракурсе. Подходит к Угличу.



Пароход «Евгений Петров» отходит от волжской пристани. А за ним к ней подходит какой-то дизель-электроход 785 проекта.



Пароход «Сталинград» в Горьком. Позднее его переименовали в «Волгоград», а работал он в то время на пассажирской линии Москва – Горький. Линия проходила по Москве-реке и Оке.

Вот такие фотографии уже ставших историческими пароходов 737 проекта. В следующий раз отсканирую фотографии судов другой серии. Хорошего вечера!


Шикарная подборка
Но очень хотелось бы размерчик побольше, хотя бы 1000 пикс. по длинной.
Re: Шикарная подборка
Володя, заготовки крупного размера удалил, а пересканировать выше моих сил... Но в следующий раз оставлю для желающих.
Re: Шикарная подборка
Крупняк можно сваливать куданить в кучу, на тех же яндекс.фотках или ещё где (и давать ссылку). Интересующиеся (вроде меня) найдут и посмотрят.
А то и ностальгия, и бальзам на душу... но глаза привыкли к размерчикам побольше!

Edited at 2014-05-19 06:57 pm (UTC)
Как славно, что Вы как бы реанимировали эту серию пароходов. А вместе с фотографиями и индивидуальный эмоциональный флёр, сопровождающий многие изображения.
Всё проходит ... увы!
Огромная признательность!
Ваш ЭГ
Спасибо, Эрнст Галимович! Все проходит, но зато на это место приходит что-то новое! :)
Плавали в 1975 на "Волгограде" по маршруту Москва (ЮРВ) - Рязань - Н.Новгород - Ульяновск - Калинин - Москва (СРВ). Пароход был построен в Венгрии. Александр, спасибо за фото.
Рад, что понравилось! Этот пароход здесь изображен дважды, в том числе под первым именем "Сталинград". :)
Спасибо за прекрасный фоторепортаж! Как всегда, с огромным интересом посмотрел, особенно тронул пароход "Волгоград"("Сталинград"), даже и не знал, что был таковой, названный по имени моего родного города. А вообще вызывает гордость пассажирский флот СССР! И приятно, что некоторым участникам этого форума даже удавалось поплавать на таких судах.
Мне тоже нравится тот флот, но гордости он не вызывает. Я тогда не жил, эти пароходы не создавал, чем же гордиться лично мне? :) Это пусть гордятся те, кто эти пароходы проектировал, строил и эксплуатировал. И то, стоит ли? Гордость - чаще нехорошее чувство. :))
Ну насчёт гордости я, конечно, высокопарно выразился, скорее имел ввиду восхищение. Я сам в то время не жил. Эта фотоподборка говорит о том, как было развито речное пассажирское сообщение и туризм, причём здесь практически отражены суда в-основном одного проекта, наверняка Вы нам о других проектах что-нибудь расскажете и покажете, будем с интересом следить за этим.
"Н.Г.Помяловский"
(Anonymous)
Добрый день. Хочу предоставить уточняющую информацию по судну "Н.Г.Помяловский". Если это не однофамилец)), то это р.Кубань. В г.Краснодаре пароход закончил свои дни. Он долго стоял на приколе и в 90-х в нем по слухам был ресторан. Потом случился пожар и судно оттянули на отмель, где когда сошла вода, оно осталось лежать на боку. Подростками лазили по обгоревшим внутренностям - машинное отделение - ни с чем не сравнимый восторг! Затем несчастного разрезали на металлолом и на том месте не осталось даже следа ...
Владимир
(Anonymous)
Спасибо, материал просто супер!!! Ждем продолжения. Вот еще о пароходах, правда более ранних, может быть заинтересует http://www.kazan-journal.ru/pages/item/351-byilaya-volga-v-pamyati-i-na-stole
Re: Владимир
Владимир, спасибо, очень интересный материал!
Станюкович
(Anonymous)
Здравствуйте!
А почему такой пессимистичный прогноз про "Станюковича"? Можно поподробнее?
Re: Станюкович
Добрый день! Ни у кого нет (и, по-моему, не было) четкого видения, как это судно будет использоваться. Такие проекты обычно живут до тех пор, пока у хозяина не иссякает энтузиазм/деньги. Что и произошло.
Большое спасибо за подборку!Пересматриваю иногда эти снимки и возвращаюсь в... детство (ну не знаю, как это назвать, может - в прошлую жизнь))Да, интересно узнать про сегодняшнюю судьбу "Станюковича". И про создание этого архитва. Кто их фотографировал? По заданию или просто, для себя?
Эти фотографии делал покойный Борис Васильевич Курылев, просто для себя, во время своих путешествий по рекам. И получилась довольно большая коллекция.
Спасибо Вам огромное. Хотя, есть в чем и покаяться - в конце 70-х обстреливали проходящий "Станюкович" с бережка из рогаток на Москве-реке, вызывая гневные тирады вахтенного в мегафон.
А "Киев" и "Казань" после списания играли роль турбаз в родимом п/я. Каждое лето их оттаскивали на Оку для спартанского отдыха ученых-химиков.
Незашта.
Искал изображение парохода , указанного в памятке и попал на ваш пост.А сканер , вон он , под рукой. Мне не лень дотянуться
Сергей Абаимов
(Anonymous)
Прекрасно!
В 73-м на Жуковском до Уфы и обратно!
Воспоминания...!
Спасибо за такую работу!
Сергей Абаимов
(Anonymous)
Кстати, нужно найти Фото теплохода и отсканировать.
Пароход - Демьян Бедный
(Anonymous)
Добрый день!

Хотел уточнить - есть ли информация - фотографии по пароходу Демьян Бедный?
Жуковский
(Anonymous)
На этом параходе я в 9-ти летнем возрасте (1972 год) посетил впервые Москву. Путешествие из Уфы в Москву заняло 14 дней. На параходе нас -- детей было человек 10. Во время путешествия мы, кстати, без помощи взрослых, подготовили концерт для пассажиров. Пели, играли, танцевали, читали стихи. Жаль, что ни одной фотографии с этого путешествия не осталось. У меня еще небыло фотоаппарата (мал еще был)...