Речной пароход Delta King

В 1927 году для работы на линии Сан-Франциско – Сакраменто были построены два однотипных парохода. Их корпуса, изготовленные в Шотландии, были доставлены через океан в Калифорнию для достройки.

Строительная стоимость каждого судна составила почти миллион американских долларов. По тем временам – астрономическая сумма. Для примера, обычный речной каютный пароход тогда можно было построить в десять-пятнадцать раз дешевле. Значительная часть затрат пришлась на отделку судов. Пароходы получили названия Delta King и Delta Queen («Король дельты» и «Королева дельты»).



В наши дни добраться от символа Калифорнии Сан-Франциско до столицы Калифорнии Сакраменто несложно: дорога на автомобиле по мосту через залив Сан-Франциско и отличной многополосной магистрали займет не более двух часов, да и то с учетом пробок. Но тогда все было по-другому: не было мостов через залив; не было таких дорог как сейчас. Самым удобным видом транспорта между этими городами являлся пароход.



Delta King и Delta Queen стали самыми большими пассажирскими пароходами в истории речных перевозок Калифорнии, длиной 87 и шириной 18 метров каждый. Двести пассажиров размещались в одно-, двух- и трехместных каютах. Примерно треть кают была оборудована отдельным или смежным санузлом, остальные – умывальниками с горячей и холодной водой. В корпусе располагалось 42-местное помещение с мужскими спальными местами. Пассажирские помещения состояли из обеденного зала, обзорного салона, курительного салона и еще одного, внутреннего салона под названием Social Hall. Отдельная палуба была выделена под грузы, почту и автомобили пассажиров. Пароходы могли взять на борт до тысячи тонн груза.



Каждый пароход был оборудован мощной (2000 лошадиных сил) паровой машиной и приводился в движение задним колесом с защитным деревянным кожухом. Скорость пароходов в спокойной воде достигала 24 километра в час. В носовой части судов установили новаторские для того времени носовые подруливающие устройства.

Иными словами, Delta King и Delta Queen для своего времени были современными и комфортабельными судами, блестящими образцами речного судостроения XX века. Так же как, например, построенные за тринадцать лет до этого на Сормовском заводе пароходы «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна» для Волги. Во многих странах те годы были эпохой создания прекрасных, совершенных речных пассажирских судов – этого требовало время. Ведь авиации еще почти не существовало, дорог и мостов было мало, и пароход являлся одним из главных видов транспорта.

Линия Сан-Франциско – Сакраменто была ночной. Пароходы отправлялись в рейс в 18.30, шли всю ночь по реке Сакраменто без остановок (хотя бывали исключения), и приходили в пункт назначения в половине шестого утра. Для тех, кто покупал круговой билет, каюта оставалась в распоряжении на весь день. Правда, в Сан-Франциско, в отличие от Сакраменто, пароходы в течение дня не стояли у причала, а развозили и забирали грузы и почту по пристаням залива Сан-Франциско, ведь мостов через залив тогда не было.

За четырнадцать навигаций с 1927 по 1940 год каждый пароход выполнил по четыре с половиной тысячи односторонних рейсов. Плавание совершалось в основном в темное время суток. На реке Сакраменто не было судоходной обстановки, а на судах – ни радаров, ни эхолотов. Сильные ветра и туманы являлись обычным для этого маршрута делом. Однако же за все время работы Delta King и Delta Queen на линии Сан-Франциско – Сакраменто с судами не произошло ни одного серьезного происшествия, а случаи опозданий были крайне редки.

В то время искусство речного судовождения еще было обязательным на реке. В наше время все для большего числа речных специалистов речная электронная карта из удобного подспорья становится необходимым условием работы, а тип судового радара – критичным для умения читать изображение на нем. А в то время, например, для движения по реке в густом тумане вместо радара использовали судовой свисток. По звуку эха судоводители определяли расстояние до препятствия, а также его характер. Вся их работа состояла из множества подобных знаний и умений. И аварийность на реках была не выше, чем сейчас.

Думаю, не стоит говорить, что профессия речника деградирует. Она просто становится другой. Ведь мы уже не ожидаем от бухгалтера умения пользоваться счетами, а от инженера – логарифмической линейкой. И все же уходящего (хотя еще существующего) мастерства речного судовождения немного жалко. Но я отвлекся.

Мирная карьера пароходов продолжалась до 1940 года, когда Министерство обороны США арендовала оба судна для использования в качестве казарм в Сан-Франциско. В декабре 1941 года, в связи с началом боевых действий между США и Японией, пароходы, получившие военные обозначения YHB-6 и YHB-7 стали использоваться для перевозок раненых по заливу Сан-Франциско.

После окончания войны потребности в речной линии Сан-Франциско – Сакраменто уже не было: появились мосты через залив. Пароходы выставили на продажу. Delta Queen стал круизным пароходом на реках Миссисипи и Огайо – судном широко известным, любимым многими и со счастливой судьбой. Последние несколько лет пароход не ходит в рейсы, а используется в качестве гостиницы в Чаттануге. Здесь я писал об этом подробнее.

Судьба парохода Delta King сложилась не так гладко. После окончания военной службы Delta King уже никогда не ходил в рейсы; часть его механизмов была передана на отбывающий на Миссисипи пароход Delta Queen. После нескольких лет бездействия в Калифорнии пароход Delta King был продан канадской строительной компании, и в 1952 году отбуксирован вдоль океанского побережья на север, в канадский городок Китимат, где стал общежитием для строительных рабочих. Казалось, что неподвижный, окруженный со всех сторон насыпью пароход так и закончит свои дни в Китимате.



В 1958 году, когда в Китимате появилось достаточное количество новых зданий для размещения рабочих, потребность в старом пароходе отпала, и он был выставлен на продажу. Вскоре нашелся покупатель – торговая палата калифорнийского Стоктона, города, в котором в свое время и был построен Delta King. В 1959 году пароход отбуксировали по океану обратно в Калифорнию, где планировалось его переоборудование в судно-памятник с театром и рестораном.

По прибытию в Стоктон пароход привели в надлежащий внешний вид – окрасили снаружи, и… бросили. Потянулись годы бездействия. В 1969 году судно было продано Торговой палате Сакраменто. В том же году Delta King отбуксировали в Сакраменто, где его стали использовать для проведения периодических мероприятий, наиболее известными из которых стали джазовые фестивали. Однако длилось это недолго: спустя пару лет пароход снова был брошен, затем продан и отбуксирован в Ричмонд. Там бездействие парохода продолжилось, и в 1981 году старый корпус дал течь, и судно затонуло.

Так могла бы закончиться история славного парохода Delta King. Но как раз с этого момента и началась его новая жизнь. В 1984 году пароход приобрела группа инвесторов-энтузиастов с целью установить его в качестве гостиницы в Сакраменто. Пароход был снова отбуксирован в Сакраменто, где его начали бережно восстанавливать – с сохранением внешнего облика и изначального стиля.

В марте 1987 года пароход Delta King был отбуксирован в исторический район Сакраменто, к месту будущей стоянки, где работы продолжились. 20 мая 1989 года состоялось торжественное открытие парохода для посетителей. И началась его новая жизнь.

* * *


На прошлой неделе я останавливался на пароходе Delta King на полтора дня. Пароход удивительно органично вписался в исторический центр Сакраменто. Чуть поодаль расположены высотные здания делового центра, но рядом с пароходом – малоэтажная, частью деревянная, застройка и старая железнодорожная станция.





Пароход восстановлен продуманно. С одной стороны, в точности сохранен его исторический внешний вид. У судна нет ни дополнительных надстроек, ни даже изменений в рисунке окон и дверей. В целом сохранилась и планировка внутренних помещений. При этом пароход четко разделен на три зоны – гостиница, бар-ресторан и конференц-центр. То есть восстановление парохода в историческом виде подкреплено работающей экономической схемой. И большую ошибку делают те, кто считает второе менее важным для жизни старых судов.



В кормовой части второй палубы, на месте внутреннего салона, оборудованы фойе и стойка информации гостиницы. Эта часть судна сильно пострадала при затоплении, и она же, пожалуй, стала единственной, где не сохранен старый стиль отделки. Здесь же расположено несколько кают (гостиничных номеров).



Планировка носовой части второй палубы сохранилась в точности такой, какой она была при постройке парохода. Воспроизведена и оригинальная отделка помещений. Здесь, как и раньше, находятся вестибюль и ресторан.





На месте курительной комнаты, занимавшей самую носовую часть палубы, теперь оборудован ресторан, конвертируемый при необходимости в банкетный зал. Отделка этого помещения также воспроизводит ту, которая была здесь изначально.



Парадная лестница ведет из вестибюля на третью палубу. Эту визитную карточку пароходов Delta King и Delta Queen, конечно же, невозможно назвать трапом.



То место, куда ведет парадная лестница, в старые времена было обзорным салоном. Он занимал носовую часть третьей палубы. Теперь в помещении бывшего салона сделан бар. Вечерами здесь играет живая музыка.





Из бара можно выйти наружу, на прогулочную палубу (веранду), где стоят столики. Там можно не только выпить, но и плотно перекусить, заказав горячие блюда из ресторана.



Почти всю третью и всю четвертую палубы занимает гостиница. Номера сделаны из бывших пассажирских кают. При реконструкции из двух кают делали один гостиничный номер. И снова – прекрасное внимание к деталям изначального облика судна. Сохранены все двери, ведущие в каюты с палуб, даже те, которые уже не нужны. Посмотрите на следующую фотографию. Раньше у каждой каюты была одна дверь и одно окно. Теперь, после объединения кают по две, каждому гостиничному номеру достались два окна и две двери. Одна из дверей никуда не ведет и является просто элементом экстерьера судна.



Наверное, было приятно гулять по палубам Delta King на закате, когда теплоход тихо бежал по реке Сакраменто. Хороши, конечно же, были и речные рассветы. Сколько людей встретили их на этих палубах! Из таких счастливых моментов и создается положительная энергетика судов. Новые суда обычно ее лишены, но постепенно ей обзаводятся. Им переходит часть энергии доброты и счастья тысяч людей, побывавших на них.





Заглянем в гостиничный номер. Как я говорил, каждый номер сделан путем объединения двух кают.



Оригинальное гребное колесо не сохранилось. Его не было уже во время службы судна общежитием в Канаде. При восстановлении парохода колесо было заменено копией. Причем защитный кожух восстанавливать не стали – вероятно, посчитав, что возможность увидеть само колесо будет для людей интереснее. Это, пожалуй, самое большое отступление от исторического облика парохода при его восстановлении.



Я упоминал, что целая палуба Delta King была отведена под груз, почту и автомобили. Это первая палуба, и сейчас она используется как конференц-центр. На нее со второй палубы ведет полупарадная лестница.



В вестибюле конференц-центра можно увидеть макеты пароходов Delta King и Delta Queen.







Центральная часть палубы отведена под офисы и переговорные.





На месте машинного отделения теперь находится банкетный, он же конференц-зал. Он так и называется – Paddlewheel Room.



На полубаке восстановлена демонтированная в пятидесятые годы небольшая служебная надстройка – Bow House. В ней устроен камерный банкетный зал.





Здесь же, на полубаке, сохранился аутентичный кнехт.



Еще ниже, в корпусе судна, оборудован еще один банкетный зал Mark Twain Saloon, а также театр Delta King, в котором дает спектакли местная труппа.



То, что пароход Delta King восстановлен из совершенно критического состояния, кажется удивительным. Но еще удивительнее то, что пароход живет не как законсервированный музей. Нет, Delta King – живое судно с доброй пароходной энергетикой. Кстати, существуют (пока дальние) планы восстановить его до ходового состояния. А почему нет? Ведь его собрат, Delta Queen, до сих пор может ходить в рейсы.









Очень рад, что побывал, и даже пожил на этом пароходе. Желаю ему, после всех трудностей, долгой счастливой жизни. Как и тем людям, которые с ним связаны.
Здорово! Тебе удалось передать атмосферу парохода. Я прямо чувствую, как поскрипывает деревянный пол, лестница. Хочется сеть в уютном баре в компании друзей... Эх! ) Спасибо!
Да, пароход располагает к хорошему дружескому общению. :)
Хороший кораблик.

Насколько могу судить, американцы любят такой тип пароходов и даже современнные прогулочные теплоходы иногда стилизуют под старый пароход.
Удивительно интересная и тепло рассказанная история.
(Anonymous)
Парадная лестница чем-то отдаленно "Титаник" напомнила...
Андрей Максимов
(Anonymous)
Александр!
Вы упомянули, что одна из палуб предназначалась для перевозки автомобилей. Сколько ни смотрел на фото судов и на фото моделей не понял, как автомобили въезжали на палубу? Я правильно понял, что они именно въезжали, а не грузились краном и крепились. Но если был принцип парома, то где аппарель?
С уважением
Андрей Максимов
Re: Андрей Максимов
Как я понимаю, оно попадали на грузовую палубу через грузовые двери. Они видны на старых фотографиях парохода по бортам. Это были двери только для грузовых операций: пассажиры заходили на пароход через другие двери и попадали сразу в фойе второй палубы.
Двери кают,как я понимаю, выходят на прогулочную палубу, а не в общий коридор. Вот что понравилось. Палуба широкая,да и столики с шезлонгами поместятся.Все время смотрю на корабли с личными балконами... брр.. гулять только по пристани. А речные пейзажи как же. Да трижды... много раз пройденный КиМ с балкона не такой как с палубы.
СЕРВИС ОНЛАЙН БРОНИРОВАНИЯ АВИАБИЛЕТОВ
(Anonymous)
Занимает таблица авиарейсов внутренних и международных аэропортов, жаждите быть в ориентированности элитных услуг от проверенных фирм, туристических агентств а также лоукостеров? С профессиональной помощью нашего сервиса вы очень просто найдете дешевые авиабилеты, акции авиакомпаний, особые условия 2017 года и оцените ведущие плюсы онлайн системы поиска и организации перелетов:

Созданная нами база включает в себя наиболее 800 авторизованных партнеров, которые обеспечивают перелеты в 200+ государств мира, больше 100 агентств по предоставлению пассажирских услуг!
Регулярно отслеживаем спецпредложения и акции авторизованных перевозчиков.
Помогаем выбрать комфортные места на самолеты и номера в отелях, давая их фото, схемы и карты. Составляем особенные рейтинги на базе действительных рецензий пользователей интернет-ресурса.
Разыскиваем благоприятные предложения исключительно на порталах проверенных партнеров.
Мы предоставляем цены напрямую от авиакомпаний без отчислений и наценок. Комфортный и продуманный интерфейс гарантирует сверхбыстрый поиск как можно лучше подходящих пропозиций.

[url=http://aviabilety-sale.ru/]дешевые авиабилеты акции авиакомпаний скидки[/url]