Паромная эстафета

Перед праздниками я почувствовал, что для драйва мне нужно много морских теплоходов за очень короткий срок. Желательно не вылезая из-за руля. И на это есть всего два свободных выходных дня.

Невозможно, скажете вы? Но рядом с Петербургом – Балтийское море с множеством разнообразных паромов. Так что в конце последнего рабочего дня я сел за руль и поехал к ним.



Дорога до границы Финляндии заняла три часа. Потом час на границе, и потом часов пять – на пересечение Финляндии до городка Наантали, что севернее Турку.

А вы слышали про паромы, соединяющие Финляндию и Швецию? Думаю, что слышали, ведь они большие и удобные, с разными ресторанами и развлечениями. Многие на них путешествовали. Но, могу поспорить, далеко не все знают, что кроме больших круизных паромов компаний Silja Line и Viking Line, между Финляндией и Швецией ходят «рабочие лошадки», которыми пользуются водители дальнобойных фур, ну и просто те, кому не нужны преимущества большого парома. Итак, знакомьтесь, первый паром:

Паром Finnfellow (компания Finnlines)

Построен в 2000 году в Испании. Длина – 189 м. Спальных мест – 395

Паромная компания Finnlines известна своими грузо-автомобильно-пассажирскими линиями между Финляндией и Германией. А один из их паромов ходит напрямую в Германию из Санкт-Петербурга. Но нас интересует совсем другая линия – между финским Наантали и шведским Капельшером. На ней работают целых три парома Finnlines, выполняющих как ночные, так и дневные рейсы. Время в пути – девять часов. Поехали!

Утром 12 июня погода в Наантали выдалась на редкость пасмурной. Но разве это может омрачить радость от путешествия по воде?



Билеты на паромы линии Наантали – Капельшер для «пеших» туристов не продаются. Попасть на паром можно только на автомобиле. Заезжаем.





Автомобильная палуба на дневном рейсе почти пустая. Пассажиров немного. Но кроме закрытой, на Finnfellow предусмотрена и открытая автомобильная палуба, куда принимают в основном фуры.



Поднимаемся в пассажирскую надстройку парома, и попадаем к стойке информации.



Пассажирские каюты здесь почти ничем не отличается от кают на больших пассажирских паромах. Кроме одной приятной мелочи: из-за небольших размеров пассажирского блока на этом пароме есть большая вероятность попасть в каюту с видом вперед по ходу судна. Так у меня и произошло.





Не буду ставить задачу показать паромы целиком и сфотографировать каждый их закуток. Просто покажу фотографии некоторых общественных пассажирских помещений, дающие об этих паромах общее представление. Но в случае с Finnfellow фоторассказ будет полным, ведь на нем всего одно общественное пассажирское помещение. Точнее, полтора, если считать еще магазин. Ведь это не круизный паром, а рабочее судно для перевозки грузов, автомобилей… и попутно их водителей и пассажиров.

Зато это единственное общественное помещение – большое и многофункциональное. Здесь есть множество удобных кресел, бар, кафе самообслуживания (питание на пароме включено в цену билета), и даже детская игровая комната.





Рядом расположен магазин беспошлинной торговли: паромы этой линии хотя и работают внутри Евросоюза, но делают остановку на формально не входящих в них Аландских островах.



В 09.30 отошли от Наантали в дождь и туман. Кстати, когда-то из Наантали в Швецию ходили и паромы компании Viking Line, но сейчас этого нет.





Навстречу прошел паром Finnsailor той же линии. Его пассажирская надстройка расположена не в носовой, как у Finnfellow, а ближе к кормовой части.





Рабочий паром! Кстати, компания Finnlines часто переставляет суда с линии на линию. Например, через пару дней после окончания нашего рейса Finnfellow отправился в Санкт-Петербург.



Впереди – Аландские острова и небольшой паромный терминал Лонгнес. Этот терминал находится довольно далеко от столицы Аландских островов Мариехамна, где есть свой паромный порт. Но Лонгнес тоже востребован: паромы, заходящие туда вместо Мариехамна, не делают «крюк», и экономят немного времени и топлива. В Лонгнес, например, заходят и некоторые крупные круизные паромы компаний Silja Line и Viking Line во время ночных рейсов.







Около Лонгнеса мы должны были разойтись с однотипным паромом Finneagle. Этого не случилось: тем утром Finneagle в тумане сел на мель при подходе к Капельшеру, и отправление в следующий рейс было сильно задержано.







Зато после выхода из Лонгнеса мы разошлись с другими паромами. Baltic Princess компании Silja Tallink следует из Стокгольма в Турку:





Из Стокгольма в Турку идет и Viking Grace, новейший паром компании Viking Line:





А вот вдали историческая Rosella, следующая из Капельшера в Мариехамн:







Уже перед прибытием в Капельшер мы разошлись с севшим утром на мель паромом Finneagle. После осмотра у него не было обнаружено повреждений, и судно вернулось в работу. Правда, чтобы встать в свое расписание, ему потребуется три дня, в течение которых отставание от графика будет постепенно сокращаться.



Подходим к Капельшеру, где стоит паром Kaunas Seaways, обслуживающий линию Капельшер – Палдиски (Эстония).



Надо сказать, что участь водителей на всех автомобильных паромах незавидна: пока нормальные люди смотрят, как судно заходит в порт, делает красивый оборот и швартуется, водители должны уже быть на автомобильной палубе. Ведь когда паром встанет к причалу, сразу откроется аппарель, и автомобили начнут выезжать наружу. Один автомобиль без водителя может создать небольшой затор. Ну а на Finnfellow выбора нет ни у кого – покинуть паром можно только внутри транспортного средства.



Здравствуй, Швеция. Вот загадал, что первый, кто оставит комментарий на тему того, что на мое лобовое стекло нагадила птица, тот… редиска. Ну да, нагадила. Накануне. Это же птица, и это входит в круг ее дел.



До следующего парома – пара часов, и я поехал куда глаза глядят. Просто покататься. В Швеции довольно красиво и аккуратно, так что все вокруг радовало душу.



В принципе я успевал доехать и до Стокгольма. Вообще функция Капельшера как паромного терминала – дублирование стокгольмского порта. Для паромных компаний заход в Капельшер вместо Стокгольма дает большую экономию времени, ведь Капельшер находится «снаружи» извилистого пути через шхеры, ведущего в Стокгольм.

Лет десять назад компания Silja Line, пытаясь снизить издержки, перенесла стоянку своего самого большого парома Silja Europa из Стокгольма в Капельшер. Получилась линия Турку – Капельшер. Ей, кстати, пользовались многие российские туристы, купившие «роскошный круиз по Балтийскому морю в Стокгольм». Из Капельшера в Стокгольм приходилось около часа ехать на автобусе. А, впрочем, это было не самым страшным.

Паром уходил из Турку в 21.00 и приходил в Капельшер в 6 утра. Вы пробовали прибывать зимой на пароме в Швецию в 6 утра? После вечерне-ночных развлечений и раннего завтрака? Темно, холодно, а гостиница с двух часов дня…

Справедливости ради, Silja Europa – очень хороший паром.

А я доехал до городка Норртелье. Тут хлынул такой дождь, что надолго из машины было не выйти. Но все же – как не прогуляться.





И так там понравилось, что едва не опоздал на следующий паром. А оставаться без этого парома не хотелось совершенно: как-никак гвоздь программы. Нет, внешне ничего особенного, просто самый старый паром Viking Line, переживший работу на разных линиях, кризисы, несколько попыток его продать, и так ни разу не сменивший флаг компании на другой. Итак, знакомьтесь:

Паром Rosella (компания Viking Line)

Построен в 1980 году в Финляндии. Длина – 136 м. Спальных мест изначально – 740 (в последнее время количество уменьшено)





Rosella работает на линии Капельшер – Мариехамн. Это всего два с половиной часа в пути. Но раньше этот паром обслуживал более дальние ночные линии. Например, в девяностые годы – линию Турку – Стокгольм, где работал по одному расписанию с конкурирующей Silja Europa. Маленькая Rosella – и Silja Europa, на тот момент самый большой паром в мире. Их было просто невозможно сравнивать. Я думал: кто же они, эти люди, выбирающие «Роселлу», когда рядом всегда есть красавица-«Европа»? Немного же я тогда понимал… Ведь есть люди, и их немало, которые выбирают небольшие суда за спокойствие и уют. Вот и я таким становлюсь…

Для работы на коротком плече много кают на пароме не нужно: пассажиры все равно предпочитают проводить это время в общественных помещениях. Поэтому несколько лет назад, когда «Роселлу» перевели на эту линию, на месте части кают сделали новые общественные помещения, а часть кают оставили.





Покидаем Капельшер.



До этого я думал: какова она, добрая старая Rosella? Наверное, пропитана духом старины. Но она оказалась не такой. Конечно, доброй, но совсем не старой. Внутренние помещения парома несколько лет назад подверглись капитальной реконструкции. Изнутри это фактически новое судно.



Маленькие окошки бывших кают при оборудовании на их месте общественных помещений заменили на большие современные окна-иллюминаторы.











Но все же «добрая старина» в пароме осталась. Это очаровательно старомодные открытые крылья мостика. Пройдешь под ними – и попадешь на носовую площадку перед рубкой.





А оттуда открывается вид… да, конечно, на море, но еще и на замечательный, тоже старомодный, бак. Где вы на современном пароме или круизном судне увидите живой брашпиль под открытым небом? Все спрятано внутрь. А здесь – нет. Добрая старая Rosella.



Навстречу в Капельшер под полной луной двигается Finnsailor…



… а за нами пристроился паром Gabriella, идущий из Стокгольма в Хельсинки с заходом в Мариехамн.





Господи, всего-то после работы сесть за руль и повернуть не домой, а в другую сторону, и вскоре ты окажешься в таком чудесном месте… Многого в мире достичь очень просто, достаточно повернуть не в привычном направлении.



Близится полночь, а мы подходим к Мариехамну. Люблю это место, хотя времени в нем сейчас будет очень мало – меньше часа.



Давно пора спуститься на автомобильную палубу, но нам навстречу выходит теплоход Birka Stockholm, совершающий ежедневные 20-часовые круизы из Стокгольма на Аландские острова. На свой риск остаюсь сделать фото – и скорее вниз.





Аландские острова – тихое и приятное место, и оно мне очень нравится. Но паромный терминал Мариехамна довольно оживлен – днем и ночью сюда заходят паромы по пути из Финляндии и Эстонии в Швецию и обратно.



Вот за нами подошел паром Gabriella. За несколько минут он произведет посадку-высадку пассажиров, на него заедут несколько автомобилей, и рейс будет продолжен. Многие сидящие в барах, танцующие или уже отдыхающие люди даже не заметят, что паром где-то останавливался.



За «Габриеллой» подходит следующий из Стокгольма в Хельсинки паром Silja Serenade – замечательный шедевр мирового судостроения, первое в мире судно с многоэтажной улицей-променадом.



И снова – пять минут на посадку-высадку, и рейс продолжается. Забавно: это маленькое плавсредство отправится по морю внутри большого:



Скоро придет и мой паром. Но пока есть полчаса, прокачусь по улицам Мариехамна. Этот город полуспит и днем, а ночью здесь абсолютная тишина и отсутствие всякого движения. На улицах – ни людей, ни собак, ни автомобилей. Если не считать меня на машине.





Третье место за один день. Сначала финский Наантали, потом дороги Швеции, а теперь Аландские острова. Все бы нормально, но я везде за рулем своего автомобиля. Причем я не путешествую на нем между этими местами. Но когда куда-то приезжаю, то снова оказываюсь в нем. Ощущение некоторой нереальности происходящего.





Когда я вернулся в порт, мой следующий паром уже делал красивый оборот в акватории. Надо его сфотографировать. А на контроле – медлительный стажер, которому помогает инструктор. Пожалуйста, побыстрее, дорогой стажер! Ведь сейчас этот паром закончит оборот и кадра не будет!

Получив каютную карточку, мчусь в сторону автомобильной очереди, но пристраиваюсь не к ней, а останавливаю машину около края причала и достаю фотоаппарат. Вот он, красавец, считающийся флагманом компании Silja Tallink, да и всего балтийского паромного флота. Итак, знакомьтесь с третьим паромом:

Паром Baltic Queen (компания Silja Tallink)

Построен в 2009 году в Финляндии. Длина – 212 м. Спальных мест – 2800



Паром Baltic Queen идет из Стокгольма в Таллинн – как обычно, с остановкой в Мариехамне. Я уже говорил, что водители машин не имеют возможности посмотреть прибытие парома, так как должны в это время находиться на автомобильной палубе. В случае с Мариехамном они обычно не могут посмотреть и отправление. Стоянка короткая, машин мало. За последней заехавшей машиной сразу закрывается аппарель, и паром начинает движение. Люди в это время еще не успевают добраться с автомобильной палубы до своих кают.

Но если подняться наверх не ожидая лифта и не заходя в каюту, кое-что можно успеть увидеть.



Rosella осталась одиноко ночевать в Мариехамне. У нее нет ночных рейсов.









После двух очень спокойных и малолюдных паромов Baltic Queen ошарашивает. На часах – половина второго ночи, а жизнь на судне продолжает бурлить – в барах, на двух танцполах и даже на открытых палубах. На борту много эстонской молодежи, отправившейся в плавание, чтобы хорошо провести время.

























Интересные бывают параллели. Вспомним, что произошло со многими пароходствами на постсоветском пространстве. Не говоря уже про пассажирский флот. И это кажется естественным ходом событий. А что если я вам скажу, что современный паром Baltic Queen – судно советского Эстонского морского пароходства? Да-да. Ведь компания Tallink, купившая финскую Silja Line – это фактически преемник Эстонского пароходства. Получается, что можно не только плакать о том, как все разрушили, но и развиваться, создавая новые прекрасные суда?

Когда хочется пожаловаться на трудности в работе, я вспоминаю про Tallink.

Утро 13 июня и мы подходим к Таллинну. Вместе с нами к эстонской столице приближается круизный теплоход Prinsendam компании Holland America Line – относительно небольших размеров элегантное судно для искушенных круизных путешественников. «Проходных» маршрутов у «Принсендама» нет: каждый круиз содержит какие-нибудь нетривиальные остановки, или их необычное сочетание.





Про возможность посмотреть вход в порт Таллинна и швартовку парома, думаю, говорить не надо: мое место в этот момент совсем не на открытой палубе.



Более того: если нормальные люди обычно имеют возможность после выхода из парома его сфотографировать, то водители – нет. Следуй в колонне до выезда из порта, где судно уже не видно, и не отвлекайся.

Но тут – о удача. Эстонский пограничник увидел мою машину с российскими номерами и сделал мне знак выехать из колонны и остановиться. Спасибо тебе, чудесный эстонский пограничник! Вот тебе паспорт, вот документы на машину, вот страховка. Ты уж сам как-нибудь со всем этим разберись, а я пойду сфотографирую паром.

Пограничник удивился, но возражать не стал.





До отправления следующего парома оставалось полтора часа. К этому судну я отношусь с особой теплотой. Ведь именно на нем когда-то в далеком 1996 году я, впервые поехав за границу, совершил морское путешествие из Турку в Стокгольм. Судно показалось мне просто нереальным по размерам и фантастическим по планировке и отделке внутренних помещений. Оно и сейчас, после всех этих лет, производит хорошее впечатление. И, я думаю, найдутся читатели, которые когда-то путешествовали на этом пароме. Знакомьтесь:

Паром Silja Europa (компания Tallink Silja)

Построен в 1993 году в Германии. Длина – 201 м. Спальных мест – 3013



В свое время это был самый большой паром в мире, и единственный в мире, на борту которого работал настоящий «Макдональдс». Правда, работал он недолго, и вскоре на его месте появился другой ресторан. Кстати, изначально паром должен был называться Europa, а строился он для компании Viking Line. Но дело в том, что круизные, как и паромные компании часто являются оператором и носителем раскрученного бренда, но не собственником судов. Так было и в случае Viking Line. Паром уже почти достроили, когда его собственник обанкротился и не смог расплатиться с верфью. Это стало большим ударом для Viking Line, тем более что «Европу» сразу перехватил прямой конкурент – Silja Line, добавивший слово «Силья» к прежнему названию.

Паром Silja Europa много лет работал на линиях между Финляндией и Швецией, а в прошлом году был переведен на паромно-круизную линию Таллинн – Хельсинки. Стало быть, снова отправляемся в Финляндию.









С палубы парома можно окинуть взглядом таллиннский порт. Здесь стоят и паромные, и круизные суда. Паромы в этом регионе работают круглогодично и все имеют ледовый класс, а круизники заходят сюда сезонно. Набор стоянок у каждого из работающих здесь круизных судов свой, но есть один город, без которого не обходится ни один балтийский круиз – Санкт-Петербург.

Вспомнились разговоры последних месяцев о возможной отмене заходов круизных судов в Санкт-Петербург. Мол, такие санкции. Но что за глупые страшилки. Любому мало-мальски знакомому со спецификой отрасли человеку понятно, что в этом случае Балтийское море для круизов фактически будет закрыто. Никто не пойдет в Таллинн, Стокгольм, Хельсинки и другие города. И не потому, что там неинтересно. Напротив, это красивые, гостеприимные места с прекрасными людьми. Но большинство туристов отправляется в круиз по Балтике из-за возможности побывать в Санкт-Петербурге.

Я начисто лишен малейшего ура-патриотизма, и ощущаю себя абсолютным человеком мира, нравится это кому-то или нет. Главное, что это нравится мне. Но посмотрим на факты – балтийские круизы без Санкт-Петербурга просто скончаются. Кто на это пойдет? К чему пугать этими страшилками про санкции, и, главное, кого?

Все, ни слова больше о политике.









Заложив эффектный крен, в порт входит Viking XPRS. Этот паром, как и два других, Star и Superstar, строились специально для линии Хельсинки – Таллинн, где существенна скорость парома. Эти суда пересекают Финский залив всего за два часа, и делают до трех круговых рейсов в день. В отличие от них, Silja Europa – не скоростной, а обычный паром, затрачивающий на путь из Таллинна в Хельсинки три с половиной часа. Билет на него берут те, кому хочется не просто добраться до пункта назначения, но и насладиться морским путешествием.





Паром Finlandia компании Eckero Line тоже постоянно работает на линии Хельсинки – Таллинн.



Снова зарядил дождь. Прощаемся с Таллинном и уходим в море.





Итак, Silja Europa. Пытался воссоздать те свежие эмоции восемнадцатилетней давности, когда я впервые попал на большое морское судно. Но нет – те ощущения уже затерлись. Паром и паром. Хотя и вправду большой и комфортный. Кстати, старшим помощником капитана на нем работает молодая девушка из Эстонии Ангела Сооба.

Паром Silja Europa отражает пик технологии судостроения начала девяностых, и моду на судовую архитектуру того времени. Внутренние пространства судна просторны; площадь остекления максимальна, и внутрь парома проникает много естественного света. Вспомним, что в тот же период, только чуть позже, были построены «корабли света» для компании Royal Caribbean International, и первый из них – Legend of the Seas. Проектировщики этих судов добились обилия естественного солнечного света во многих их внутренних помещениях. Сейчас этим трудно кого-то удивить, но тогда это был прорыв. Как и «променады» на паромах Silja Serenade и Silja Symphony. И, кстати, этот опыт опять же был повторен компанией Royal Caribbean – на более поздних круизных мегалайнерах.

Хотя, может быть, сейчас 20-летняя «Европа» выглядит чуть-чуть старомодно. Время идет быстро. Меняются технологии, моды и тенденции. Меняются и суда.























Подходим к Западному порту Хельсинки. В отличие от южной бухты, здесь не так красиво, но и в этом порту обычно стоят несколько паромов и круизных судов.







После прибытия в Хельсинки я собирался поехать на машине в обратно в Петербург. Но стоящий на соседнем причале паром очень соблазнял своим видом. До его отправления оставалось меньше двух часов, а для окончания регистрации с автомобилем – меньше часа. Съездив в раздумьях в Хельсинки за небольшими покупками, я решил вернуться и купить билет на этот паром. Ведь поездка на нем сильно упрощала мою жизнь. Вы, наверное, догадались, что этим пятым незапланированным паромом оказался

Паром Princess Maria (компания St. Peter Line)

Построен в 1981 году в Финляндии. Длина – 166 м. Спальных мест – 1638



На момент постройки это был самый большой в мире паром. Он носил имя Finlandia, и работал под флагом компании Silja Line на линии Хельсинки – Стокгольм. Сейчас «Принцесса Мария» ходит между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Я совершал на нем поездку два года назад, и рад вернуться на его борт.

Автомобилей здесь перевозится немного – специфика линии. В нашем рейсе – порядка десятка легковых.







Ну, поехали. На соседнем причале готовится выйти в рейс Silja Europa. Сегодня вечером он будет в Таллинне. А мы завтра утром – в Санкт-Петербурге.









При выходе в море паром сопровождает множество чаек. У меня они почему-то ассоциируются с забавной картинкой. Я ее сейчас покажу, но тех, кого шокируют неприличные слова, попрошу быстро пролистать эту страницу вниз не глядя.



Ну что ж вы не пролистали, я же предупреждал.









Путешествие в белую ночь по Финскому заливу – это очень здорово.



















Утром на палубе прекрасно. На судне много иностранцев, путешествующих в Россию по безвизовой программе для паромных пассажиров. Меня спрашивают, где же Кронштадт. Неужели там? Нет, там Ломоносов, а Кронштадт – после того как пройдем дамбу.











Вдали виден Петергофский парк.



А вот уже новостройки юго-запада Петербурга и вход в Морской канал.







Справа – огромный грузовой порт (в котором до строительства «Морского фасада» швартовались и крупные круизные суда), а слева – жилые дома Канонерского острова.



На выходе из Морского канала открывается вид на Морской вокзал. Рейс закончен.



Маневрами командует капитан Юрий Мундин. Кстати, его фотоработы недавно выставлялись в петербургском культурном центре «Лофт проект ЭТАЖИ».



За ночь пройден вот такой путь:









Вот и все: очередное волшебное перемещение с автомобилем осуществлено, теперь нас переместили в родной город.



С точки зрения многих людей это двухдневное мероприятие было, наверное, не слишком содержательным. А мне понравилось. И вот что я думаю: в конце жизни вспоминаются в основном именно такие, не соответствующие принятым представлениям о том, как потратить выходные дни, моменты. Я так думаю. В общем, было очень здорово. Желаю всем интересных событий в жизни!




Саша, здорово пишешь, продолжай еще. :)

А финансовая составляющая данного мероприятия какая оказалась? (переведу на русский: во сколько денег обошлось данное путешествие?)
В среднем каждый переезд на пароме с автомобилем и каютой обошелся в сто евро.
Интересное путешествие.
Только не слишком ли смазываются впечатления?
По ощущениям и собственному опыту катаний "галопом по Европам", такая поездка должна длиться не менее недели. :-)
А я там везде был и по много раз, так что задачи осматривать достопримечательности не было. Просто прокатился на паромах с минимальным временем на берегу. :)
Супер!! Спасибо, Александр! После прочтения необходимо срочно совершить подобное путешествие!
Все реально спланировать прямо не отходя от компьютера! :)
Спасибо! И рассказ интересный, и новая дорога заинтересовала.
Замечательные рассказ и поездка.

Всегда хотел у кого нибуть спросить, но стеснялся как то. Почему эти красивые большие суда называются паромами, а не теплоходами.
Можно назвать их и теплоходами. Теплоходами обычно называют суда с дизельными двигателями. А паром - это уже не тип двигателей, а назначение: линейная перевозка людей и транспортных средств.
я сам любитель иногда проехать по кругу по какому нибудь новому маршруту для себя. не с целью обзреть окрестности, а ради транспортного фана.
Рискну побыть "редиской". :) В свое время у меня водителем работал бывший таксист. Так вот, у них было поверье: если птица нагадила на лобовое стекло машины - это к богатым клиентам и успешной работе. К деньгам, то есть. Говорит, так и ездили, не смывая сколько было возможно, и вроде бы примета работала. Так что скоро жди крупных финансовых поступлений, дело верное. ;-)

Ну а само путешествие феерично, конечно. Сколько всего паромов получилось? вроде бы шесть?
Ого! Хорошо, что я пока не успел помыть машину. :)

Паромов получилось пять.
Круто, спасибо за рассказ!
Всегда мечтал так провести выходные!
Рад, что понравилось! А мечта эта довольно легко реализуема. :)
"Господи, всего-то после работы сесть за руль и повернуть не домой, а в другую сторону, и вскоре ты окажешься в таком чудесном месте… Многого в мире достичь очень просто, достаточно повернуть не в привычном направлении."

Прочитав это мне вспомнились слова, "чтобы не идти по черной полосе, делай в жизни спонтанные зигзаги судьбы. Километраж зигзага зависит от степени личной свободы от обстоятельств, только заранее этот зигзаг не надо продумывать, ибо личный навигатор перестроит черную полосу под новый маршрут". Бог его знает, зигзаг ли это судьбы в Вашем, Саша, случае, но дорога домой у Вас получилась познавательным, интересным путешествием. Саша, интересных Вам "зигзагов" подольше и подальше, и чтобы драйв был в жизни не только от путешествий.
Ольга, спасибо! Ох, и других зигзагов у меня хватает, но о них писать совсем не хочется. А вообще жизнь, конечно, увлекательная вещь. :)

Edited at 2014-06-17 08:09 pm (UTC)
(Anonymous)
"Ударим автопробегом ..." :) Интересно получилось.
Спасибо за рассказ.
СИ
Аж голова закружилась от количества паромов за короткий промежуток времени! ) Но получилось здорово!
Отличное путешествие!

Вот только я слышал, что с осени питерским "принцессам" будет закрыт вход в Европу в связи с ужесточением экологических требований. Опять линия из СпБ зачахнет, обидно.

Интересно, оставшиеся четыре паромов, на которых вы сейчас путешествовали, все проходят по экологии? Rosella аж на год старше Марии.
Любые экологические вопросы (если они существуют) не фатальны и решаются дооборудованием судов. Вопрос только в целесообразности вложений. Здесь, к сожалению, не могу ничего сказать.
Спасибо, Александр! Удивили невиданным маршрутом, восхитили замечательными фотографиями (особенно 52 - шедевр!, любуюсь) и, как всегда, вселили массу положительных эмоций, рожденных от поразительного эффекта присутствия, который всегда есть в Ваших рассказах. Еще раз спасибо!

Edited at 2014-06-19 04:43 pm (UTC)
Спасибо большое за увлекательную панораму путешествия.
Глядя на все это великолепие вспоминаю 18 часов верхом на пароме Сахалин-8 .... Из развлечений есть палуба, красивое деревянное панно в недрах и столовка работающая первый час после посадки с такими отстойными макаронами, что бр.

Ах да еще из развлечений был сосед по каюте с бутылкой водки и нехитрой закусью

Надоб на эту тему постик забацать. Для сравнения
Как спланировать маршрут
Александр, очень порадовал рассказ и количество мест за 2 дня.
Можно подсказать, какими ресурсами пользовались (кроме личного опыта)при планировании маршрута? Билеты покупались заранее или "прямо на причале". Если по последнему варианту, то где эти кассы искать? И какова вероятность, что по приезду без заранее купленных билетов на паром может не быть мест.
Re: Как спланировать маршрут
Прошу прощения, пропустил вопрос. Понимаю, что прошло уже много времени, но лучше поздно, чем никогда :) Для покупки билетов я использовал сайты паромных компаний. Там везде есть соответствующая удобная функция. А многие покупают билеты на паром перед отправлением в терминале. Риск не уехать из-за отсутствия билетов невелик, но есть.
Re: Как спланировать маршрут
Да, спасибо за информацию. С текущими валютными курсами всё откладывается видимо надолго :-)))