На круизном теплоходе через центр Санкт-Петербурга

Когда-то теплоходы с туристами могли ходить через центр Санкт-Петербурга под разведенными мостами. Регулярных рейсов через центр города, правда, не делали, но возможность для них была. Сейчас такие рейсы не разрешены, поэтому речные круизные суда редко спускаются ниже Володарского моста, а если и спускаются, то без туристов.

Однако же вчера мне посчастливилось принять участие в перегоне теплохода 588 проекта через центр Петербурга. И вот как это выглядело.



В ночь на 28 июня трехпалубный круизный теплоход «Святая Русь», почти два года отдыхавший на Петровском острове на ремонтно-эксплуатационной базе флота, покинул базу и перешел к пассажирским причалам Санкт-Петербурга для того, чтобы начать свою круизную программу. Раньше этот теплоход принадлежал компании «Русские круизы», а недавно был приобретен новыми владельцами для организации недорогих круизов из Петербурга на Валаам и Кижи.

Хотя «Святая Русь» и не относится к нашей компании, и работать она будет в несвойственной нам нише круизов эконом-класса, но отказаться от участия в уникальном рейсе было невозможно.



Представим, что пассажирские рейсы под разведенными мостами разрешены, и существует уникальный маршрут выходного дня. Например, такой. Днем теплоход принимает туристов на Петровском острове или у Тучкова моста, и после вкусного обеда в судовом ресторане выходит в Финский залив. Совершив двухчасовой переход по просторам залива, теплоход останавливается в Петергофе. Экскурсия, прогулки по парку. Дело к вечеру; пора идти обратно.

Ужин. Вино. В баре играет живая музыка. А дальше все могло бы быть так.

Два часа ночи. Лоцман на борту, и теплоход начинает движение по Малой Неве в сторону Тучкова моста.



На разводном пролете моста включены зеленые навигационные сигналы. Движение разрешено.



Проходим Тучков мост. Справа – исторические здания Васильевского острова…



… а впереди – стрелка Васильевского острова, где Нева разделяется на два рукава дельты – Большую и Малую Неву. В нашем случае, поскольку мы идем снизу, рукава в этом месте, наоборот, как бы соединяются.



Биржевой мост. Обычно он у меня ассоциируется с разными перестроениями на нем при автомобильном движении. А со стороны – какая красота!



Стрелка Васильевского острова. Это место всегда мне очень нравилось. Биржевая площадь, здание Биржи, Ростральные колонны. Завораживающая картина и днем и ночью. Кстати, многие связывают архитектуру центра Петербурга с Петром Первым. На самом деле от петровского Петербурга не сохранилось почти ничего. Архитектурный ансамбль центра города сформировался гораздо позднее. Например, ансамбль Стрелки Васильевского острова относится к началу XIX столетия. При Петре здесь был неблагоустроенный портовый район.



Разведенный Дворцовый мост на Большой Неве – пожалуй, самый фотографируемый объект белых ночей. Мы не идем под него, но он хорошо виден с правого борта теплохода. Из-на него выглядывают шпиль Адмиралтейства, и заметный из разных концов города внушительный Исаакиевский собор. С обзорной террасы собора («колоннады») хорошо виден весь город. А ведь она расположена не на самом верху, а в средней части собора.





Слева остается Петропавловская крепость и ее несколько «прямолинейной» подсветкой:



Другой берег занимает Дворцовая набережная: Зимний дворец, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр…



А по курсу уже видны два моста: Троицкий (бывший Кировский) и Литейный. Опять же, в повседневной жизни я вспоминаю об этих мостах, когда мне надо через них ехать за рулем. Думаю о том, чтобы там не было пробок. И мало думаю о том, что эти мосты имеют замечательную архитектуру, и гармонично вписаны в городской пейзаж. Разводные пролеты этих мостов, в отличие от виденных нами двукрылых – однокрылые. И, кроме того, эти пролеты, вместо того, чтобы эффектно располагаться по центру, почти прижаты к левому берегу Невы. Поэтому вы нечасто увидите разведенные Троицкий и Литейный мосты на открытках и в фотоальбомах. Однако в них тоже есть свое очарование.







Хотя, как я говорил, разводные пролеты обоих мостов, Троицкого и Литейного, находятся рядом с берегом, фарватер между этими мостами довольно замысловатый: он уходит почти к середине реки, и затем возвращается к левому берегу.





Справа остается набережная Кутузова:



Слева – кусочек Петроградской стороны и место, где от Невы отходит ее рукав Большая Невка (причем Большая Нева – это не то же самое что Большая Невка). В этом месте стоит знаменитый крейсер-музей «Аврора».









После Литейного моста парадный центр Санкт-Петербурга сменяется на рабоче-деловой. Глубина реки здесь достигает двадцати пяти метров.



Справа виден Смольный собор. В любое время суток он как бы парит над окружающей обстановкой.





Между Литейным и Большеохтинским мостами – не только глубокое, но и весьма широкое место. Здесь происходит расхождение встречных караванов, идущих в разводку. Суда, следующие вверх, ожидают идущий вниз караван. Так что пока теплоход стоит на рейде, самое время во всех смыслах немного погреться в его старомодных внутренних помещениях.









А наблюдать за приближением к Большеохтинскому мосту можно из носового салона:



Кстати, на правом берегу Невы рядом с Большеохтинским мостом (район Охта) когда-то стоял город Ниен – шведский предшественник Санкт-Петербурга. Название разрушенной войсками Петра Первого городской крепости Ниеншанц можно услышать и сегодня, а про сам город забыли. Более того, считается, что Петербург был построен на пустом месте, что совершенно не так: на нынешней территории города, помимо Ниена, располагалось и множество деревень. Перед взятием крепости Ниеншанц петровские военные прошли по этим деревням и хуторам и предупредили жителей, что скоро будут стрелять, так что им лучше не выходить из домов.

Кстати, небольшая часть населения Ниена осталась жить в молодом Петербурге. Руины крепости и фундаменты городских домов еще сохранялись в этом месте при Петре, но к середине XVIII столетия от них не осталось никаких следов.



Встречные суда проходят Большеохтинский мост:



Теперь и наша очередь идти.







В мостовых башнях находятся механизмы, управляющие разведением моста.



Совсем небольшой участок реки отделяет Большеохтинский мост от моста Александра Невского.





Единственный железнодорожный мост через Неву носит название Финляндского. До его открытия в 1912 году линия железной дороги Петербург – Хельсинки была отрезана от остальной железнодорожной сети России. А ведь Финляндия в то время была частью Российской империи. В 1987 году почти вплотную к старому мосту был сооружен еще один, новый мост. Поскольку оба моста объединены одним названием, да и визуально сливаются в один, мало кто задумывается, что Финляндских мостов на самом деле два.





Перегон до Володарского моста – самый длинный на нашем пути: он занимает около сорока минут. Это бывшая рабочая окраина города.





Половина пятого утра. Проходим последний на нашем пути разводной мост – Володарский.





Сразу за Володарским мостом расположены причалы бывшего речного вокзала. Здесь могло закончиться наше воображаемое путешествие. Теплоход бы подошел к одному из причалов. Через два-три часа начался бы завтрак, и к девяти утра довольные увиденным туристы стали разъезжаться по домам.



Но пока такой круиз существует лишь в воображении. Да и «Святая Русь» не спешит к причалу, а, высадив лоцмана на катер, следует дальше, вверх по Неве, на прием топлива в Усть-Ижору.





Усть-Ижора с воды смотрится довольно привлекательно. Заправка теплохода длилась довольно долго, и я подумывал о переезде на берег на мотоботе. Впрочем, мотобот не понадобился: заправившись, теплоход отправился в сторону речного вокзала.



Правый берег Невы между Усть-Ижорой и Санкт-Петербургом застроен новыми роскошными усадьбами. Возможно, через двести лет они станут домами-музеями и обрастут легендами про привидения бывших хозяек.



На будущие исторические усадьбы смотрят многоэтажки левого берега.



Проходим Большой Обуховский (или «Вантовый») мост, до строительства которого каждую ночь Петербург оказывался разделен рекой с разведенными мостами. Задержался у знакомых на Васильевском острове – значит, там и ночуй.



За поворотом, на левом берегу Невы, открывается вид на причалы бывшего речного вокзала и строящиеся многоэтажные дома. Конечно, пока идет строительство, этот район кажется неуютным и как бы незаконченным. Но думаю, что в будущем году, когда дома будут возведены, все встанет на свои места, и теплоходы будут прибывать в современный красивый район с высокими домами.





Ближе к полудню теплоход «Святая Русь» подошел к шестому причалу бывшего речного вокзала. Сейчас мне редко приходится совершать речные поездки по России на теплоходах не нашей компании, а когда я это делаю, то всегда получаю особое удовольствие от того, что я ни в какой степени не являюсь здесь официальным лицом и ни за что не отвечаю. Просто наслаждаюсь плаванием, и все. Иногда это бывает очень неплохо, вот как и в этот раз. Теплоходу, его экипажу и новым владельцам желаю безаварийной работы.



А речным туристам я безусловно желаю открытия ночного круизного маршрута через центр Санкт-Петербурга.


Уникальный мини-круиз получился!
И это хорошие получились бы круизы по Неве через центр Санкт-Петербургу, жалко что нельзя...
Хороший получился мини-круиз, необычный и красивый!!!
А так сказать, полёт фантазии, по поводу прохода с туристами в разводку, ну так может быть, когда-нибудь и такое будет. Должны же мечты сбываться!!! :)
Да я тоже думаю, что со временем такие круизы станут возможны.
Великолепный отчёт, очень понравилось, спасибо! Город на Неве просто прекрасен! А почему, кстати, запретили ходить теплоходам с пассажирами? Ведь можно было бы не только в Петергоф, но и до Кроншатдта дойти. И на палубе заметна "зелёная трава", что радует глаз.
Там узкие судоходные пролеты, сложный фарватер, быстрое течение, большая глубина. В случае чего спасательная операция может быть затруднительной. Этим и руководствовались.
Шикарный круиз, хоть и недолгий. И фото классные.
У "Инфофлота" новые теплоходы будут как скоро? Новые, переделанные из б/у? Новые-новые?
Будут, но небыстро. Встречный вопрос: а какое эта тема имеет отношение к "Инфофлоту"? :)
Думаю, что эта тема имеет отношение к "Инфофлоту" самое прямое. "Инфофлот" должен развиваться и в сторону увеличения флота тоже. Или не так?
Я просто рассказал о коротком плавании по центру Санкт-Петербурга на теплоходе совсем другой компании. :)

Что касается "Инфофлота", то для увеличения флота ему нужны другие суда - либо крупные, либо новые.
класс! очень оригинальный круиз получился...
спасибо за отчет
Почему то вспомнил старую песню Гребенщикова "Матрос":
...Среди осьминогов, моржей и сардин,
Прекрасный, как Охтинский мост.
Фотографии просто шикраные
Да, Большеохтинский мост - самый, пожалуй, красивый на Неве. :)
Спасибо!
Да, можно только жалеть о запрете прохода с пассажирами через город.
Запрет действует на все суда, независимо от размеров и принадлежности?
На все суда с пассажирами. Но запрет не на прохождение через город, а на прохождение под разведенными пролетами мостов Петербурга.
Эээээээ... А как же любимый еженощный аттракцион: пройти под разведёнными мостами на "Неве", "Фонтанке" и прочих прогулочных плавсредствах? Массово нарушают?
Они не ходят в разведенные пролеты. В "Правилах пропуска судов при разводке Санкт-Петербургских мостов" четко сказано: "Движение пассажирских судов с пассажирами на борту в разведенные пролеты мостов запрещается".
(Anonymous)
Завидую черной завистью...

С уважением, Михаил, бывший Sidorov, из СПб.
(Anonymous)
Александр Сергеевич, подскажите пожалуйста, сегодня "Святая Русь" НЕ отправляется в рейс? Спасибо!
Уточнил: не отправляется, не готовы какие-то документы. :(
Саша, отличная поездка получилась. Надеюсь, когда-нибудь «Инфофлот» сможет организовать ночь на Неве с пассажирами.
Кто знает, кто знает... Конечно, это было бы неплохо.
Великолепная поездка! Спасибо за фоторепортаж! Как всегда, безумно интересно! И всё-таки, во внутренних интерьерах этого теплохода есть особая трогательность и благородство.
Катюшка
(Anonymous)
Спасибо,отличный опус! Надеюсь капитан Евгений Евгеньевич -Джек Воробей раскрутит этот караблик!