Городецкий участок Волги: новые ограничения

С 10 августа действует новый режим работы Нижегородской ГЭС, от которого зависит возможность движения флота вниз от плотины на участке до Балахны.

Напомню, что этот год на Волге – аномально маловодный. Потому что он, во-первых, такой сам по себе, а во-вторых, потому что весной через плотину Нижегородской ГЭС шли большие сбросы – вода расходовалась неэкономно. Несмотря на это, трехпалубные пассажирские суда до 10 июля проходили городецкий участок без ограничений (вода под осадку 2.5-2.6 метра давалась ежедневно в утренние часы). После 10 июля суда с осадкой до 2.5 метров могли проходить этот участок по графику, раз в три-четыре дня.



Фото Юлии Шуниковой

Август особых беспокойств не вызывал. Круизные компании рассчитывали, что на очередном заседании Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада будет установлен пусть более жесткий режим работы Нижегородской ГЭС, но все же позволяющий судам с осадкой до 2.5 метров в определенные даты проходить этот участок.

Предварительно вопрос обсуждался на совещании в Национальной палате судоходства. Уже там стало ясно, что сценарий оптимистичным не будет. А ситуация возникла такая.

Учитывая установившуюся отрицательную приточность Горьковского водохранилища, на период 10 августа – 10 сентября оказалось возможно установление среднего сбросного расхода по Нижегородской ГЭС 800-840 м3/с. Вопрос был, как эти сбросы распределить. Рассматривались два варианта:
1. По равномерному графику, обеспечивающему постоянные глубины для движения судов с осадкой до 2 м (сброс 800 м3/с).
2. По графику, при котором раз в 4 суток на 3 часа обеспечивается глубина для судов с осадкой 2.3-2.4 м (сброс 1050 м3/с); остальное время – для судов с осадкой 1.7 м (сброс 720 м/с для накопления воды в водохранилище).

Мы рассчитывали на второй вариант, который, при определенных условиях, позволил бы транзитное движение трехпалубных судов через городецкий участок раз в 4 дня. Причем при увеличении интервала до 6 суток обеспечивались бы безоговорочно безопасные глубины для транзита таких судов.

Однако против этого варианта выступили, во-первых, энергетики, которые не могут обеспечить безопасную работу ГЭС при сбросах ниже 750 м3/с; во-вторых, грузовые судоходные компании, которые в случае принятия первого варианта не смогли бы работать ни в дни с малой водой (из-за осадки судов), ни в часы повышенных попусков (из-за приоритета пассажирского флота, шлюзование которого занимает большую часть отведенного времени).

Мы высказали свое мнение, что если принять комбинированный график, когда чередуются несколько дней равномерного сброса, несколько дней накопления и несколько часов повышенного сброса, то транзит трехпалубных судов был бы возможен. Но позиция грузовых судоходных компаний, подкрепленная мнением в Росморречфлоте, была твердой: дать возможность работать грузовым судам.

В связи с этим был принят первый вариант работы Нижегородской ГЭС: постоянный расход воды 800 м3/с под осадку 2 м. Таким образом, реализован худший для пассажирского флота сценарий: трехпалубные суда не смогут до 10 сентября проходить городецкий участок. Правда, запланированы один-два повышенных попуска воды в осенний период, чтобы суда смогли попасть в свои затоны (даты этих попусков будут известны не раньше начала сентября).

Итак, после 7 августа трехпалубные суда оказались разделены городецким участкам на, как говорили в старые годы, «суда верхнего плеса» и «суда низового плеса» – без возможности перейти на «чужой» участок. Мы, хотя и рассчитывали на другой поворот событий, к данному варианту готовились. Было необходимо, чтобы после закрытия городецкого участка один из теплоходов – «Н.А. Некрасов» или «Александр Бенуа», оказался внизу, чтобы выполнить запланированные круизы в Астрахань, другой наверху. Поэтому, имея предварительную (но не официальную) информацию о готовящемся решении, мы без колебаний отправили «Некрасова» по своему расписанию в Астрахань. 7 августа он прошел городецкий участок по последней «большой воде».

Теплоход «Солнечный город» осенью нужен внизу из-за программы круизов из Ростова-на-Дону. До этого мы рассматривали вариант поменять этот теплоход местами с «Чапаевым», который может проходить городецкий участок при любых уровнях воды, чтобы он работал осенью из Ростова. Но «Солнечный город» накануне ушел по расписанию вниз на Ростов, еще и удачно попав на день повышенного сброса Нижегородской ГЭС, и вопрос снялся.

Расписания и маршруты части круизов пришлось поменять. Теплоход «Н.А. Некрасов» выполнит несколько круизов из Нижнего Новгорода. Например, клиентам, забронировавшим круиз на «Александре Бенуа» по маршруту Москва – Астрахань – Москва, будет в те же даты предложено путешествие на «Некрасове» по маршруту Нижний Новгород – Ростов-на-Дону – Астрахань – Нижний Новгород, причем по размеренному (но не затянутому) расписанию с большим количеством разных стоянок. Тот же «Некрасов» вместо одного из своих московских круизов пройдет по Волге и Каме по маршруту Нижний Новгород – Чайковский – Нижний Новгород. Круизы «Некрасова» согласованы со скоростными «Ласточками» Москва – Нижний Новгород.

Подробнее обо всех изменениях можно прочитать здесь.

В таких случаях вполне уместно выразить надежду, что неудобства клиентов компании не будут слишком большими и они получат удовольствие от круизов. Но я бы хотел добавить, что мы надеемся, что некоторые из новых круизов, являясь очень интересными и в чем-то уникальными, станут для туристов приятными открытиями. И кто-то скажет: «Как же нам повезло, что нет воды. Какой же хороший получился маршрут!».

Однако, мы рассчитываем, что после этого маловодного года Волга не станет нас баловать такими сюрпризами. А через несколько лет, возможно, будет построена низконапорная плотина в Козино, и опасные перекаты скроются глубоко под водой.
Ну, я знал, что Вы выйдите из этой ситуации без проблем. Но ведь застряли не только Ваши суда в "верхнем" и "нижнем плёсе", а также другие.
Вот что с ними будет, пока не ясно...
Все ищут решения и со дня на день объявят. По сути, в действительно неприятной ситуации только один теплоход, застрявший внизу. По остальным что-то можно сделать.
"Михаил Танич". Правда есть еще "Василий Суриков", но они тоже достойно вышли из этой непростой ситуации.
Хорошо, что Вы более-менее заранее предупреждаете клиентов об изменениях. А я вот купил в Мостурфлоте на сентябрь московскую кругосветку, так они до сих пор утверждают, что маршрут не изменился. Хотя всем понятно, что по Оке теплоход не пойдет.
Где утверждают? Вы звонили на фирму? Оснований для полной отмены маршрута на сегодняшний день нет. До Касимова теплоход доходит, хотя возможно и с небольшой потерей времени из-за снижения скорости на мелководье (запас времени там есть). У него два рейса до Касимова снизу. По кругосветке ясности нет, так как до прохождения Кузьминского шлюза осталось (считаю) 44 дня.
Сейчас для прохождения теплохода через этот шлюз не хватает 44 см. воды (совпадение:) ). В эту навигацию за неделю с 9 по 16 июня уровень на Кузьминском шлюзе изменился на 46 см. Так на Оку влияют дожди. Если все-же воды 25 сентября хватать не будет, значит единственным изменением в маршруте станет автобусный переезд из Рязани в Москву в последний день круиза, с попутным заездом в Константиново.
Конечно же я звонил на фирму, не сам же я это придумал. Вы все прекрасно придумали, вот и посмотрим, пойдет ли оно так. До конца месяца никаких дождей не предвидится.
Может в этой фирме так и положено,но нормальным я такой ответ клиенту не считаю. Более похож на нормальный ответ ваш предыдущий мне комментарий в этой теме.
Может быть и так, только мой ответ неофициальный, просто делюсь своим мнением. А ответ менеджера по телефону - официальный.
Да и не должен этот сотрудник знать, сколько там сейчас сантиметров и сколько дней до "времени Ч" прохождения шлюза. У нее (него) есть информация "рейс не менялся", она (он) это выдает клиенту.
(Anonymous)
Почему это сотрудник не должен знать про шлюз? Он пирожками на рынке торгует или круизами по реке?
Почему это сотрудник не должен знать про шлюз? Он пирожками на рынке торгует или круизами по реке?
Так же, как продавец телевизоров не обязательно должен знать физику полупроводников, а продавец пирожков процент клейковины в этом сорте пшеницы :)
Кстати, иногда, когда клиенту нужна какая-то специфическая информация, он может взять паузу и перезвонить специалисту бэк-офиса, иногда, например, мне. :)
Хотя по шлюзам -это не моя консультация. Мне менеджеры могут звонить, уточняя какое-нибудь оборудование каюты, наличие на теплоходе какого-то сервиса, редко пользующегося спросом и т.п.
Да какая тут физика. Просто сказать, круиз состоится, если что - просто на автобусе поедете из Рязани. Трудно это?
Тут еще надо учесть то обстоятельство, что потенциальные ответы менеджера рассчитаны на среднестатистического клиента, который, увы, не столь продвинут, как постоянные посетители интернет-ресурсов по речному флоту. Слова "шлюз" и "уровень" могут показаться ему неубедительными, услышав про Рязань и автобус, он может понять это как полностью автобусный круиз. Я ни капли не шучу: по замене Сурикова так и было. Звонили с вопросами: "А что, мы в Казань и Пермь на поезде поедем?"
Так такие клиенты и не звонят в офис с вопросами "мы знаем что Ока обмелела, что будет с круизом?". Они спокойно приезжают на теплоход и в день начала круиза получают такой сюрприз.
Звонят-звонят, еще как звонят :) Интенсивно звонят, уж поверьте :)
А еще приезжают в офис, лично
зря вы Чапаева вывели в затон так рано. Можно было бы заменить им рейсы Маркса и Бенуа в Елабугу, так как я думаю все же часть народа откажется от замены этих рейсов на северные рейсы.
Про Чапаева гораздо интереснее, попадёт ли он в сентябре на Оку, хотя бы до Мурома )

А вообще, конечно, немного жаль, что никак не получится уже задействовать главное преимущество 305-го на Городецком участке. :)
Мы рассчитываем выполнить рейс по Оке. Сомнние вызывает только проходимость Кузьминского шлюза в начале сентября, но мы туда и не идем.
Хм, подстава. Как раз сейчас думал о том, чтобы сходить до Твери в круиз "Дольче Вита" на "Некрасове".
Впрочем, нашим чиновникам на пассажиров всегда было наплевать. Это касается и ж/д, и, как оказалось, речных путешествий.
ну вообщем-то пассажирских теплоходов всего штук 10 этот участок проходит, а грузовых около сотни от этого я думаю тут поступили верно.
Это принципиальный момент: пусть хоть один пассажирский проходит, но его тоже надо учитывать. Люди всегда должны быть на первом месте, в том числе, и по той простой причине, что именно люди являются потребителями той продукции, которую везут эти самые баржи. А у нас в стране всегда был подход к людям как к подневольным: все равно "съедят", потому что альтернативы нет. Хотя бы пару окон можно было предусмотреть.
В общем, это все отвлечение, но очередной посыл понятен.
За " Некрасова" большую часть круизов выполнит "Бенуа". Эти теплоходы практически одинаковые.
Интересны изменения по Марксу - который дважды еще придет к нам в Питер с заходом на Валаам, причем второй раз даже в сентябре. Мне казалось его "специально" уводили с Северо-Запада чтобы избежать осенней штормовой погоды на Ладоге.
Да, так и есть. Но все же здесь это, видимо, наилучший выход. Кстати, сентябрь на озерах статистически спокойнее августа.
(Anonymous)
А что делать с большим клубным круизом? Покупали его из-за большого количества вкусных "плюшек": новый для нас "Некрасов", новые стоянки: Йошкар-Ола, Тетюши, Юрино; возможность сходить в театр в Ярославле, ночевка в Казани... А чем нас может удивить Вытегра и Ирма, тем более что в этом году мы там уже были на "Марксе"? Замена совершенно неравнозначная. Про малый клубный круиз я вообще молчу...
Возможность сходить в театр в Ярославле остается. Часть стоянок заменены на другие. Ирма - это экскурсия в Вологду или Белозерск. Посмотрите на новую программу круиза, и если вас она не устроит, обратитесь в офис и вам вернут уплаченную сумму.
Михаил
(Anonymous)
Александр, так программы, пока, нет! Есть график/расписание стоянок и все. А с экскурсионной программой много не понятного. Например в Вытегре стоянка 6,5 часов. Стандартная программа укладывается в 2,5 ч. Остальное - свободное время? То же с Ярославлем.
Поэтому принимать решение сдавать/не сдавать приходится "в слепую". Хорошо время ещё есть. Пока не торопимся, думаем...
"Малому клубному круизу" повезло! Те, кто не торопился, дождались - у них круиз НН-Самара-Казань.
Оставил отзыв о круизе Маркса Спб-Москва.
http://www.infoflotforum.ru/topic/42387-karl-marks-sankt-peterburg-moskva-0308-110814/
Настоятельно рекомендую всем, у кого есть возможность, воспользоваться моментом и купить круиз на Марксе по ВолгоБалту. Цены-то "вкусные".
Интересно, приведет ли осложнение работы на Городецком участке к повышению цен на 305-е на рынке?
В очень выигрышном положении в случае повторения проблем с уровнем воды оказывается Мостурфлот - они спокойно могут запустить Есенина (да и Грина, наверное, тоже) в гранд-волжские круизы. И это будут самые комфортабельные теплоходы на этом маршруте. Я уж не говорю, что у МТФ есть еще Образцов. Водоходу останется только щелкать зубами от зависти и пожинать плоды своей любви к четырехпалубникам.
А вот кому грустно - так это Гаме - они лишаются своей фирменной круизной линии.
Хочу заметить, что у "Грина" достаточно жесткий контракт. У "Есенина" в общем-то тоже. Так что появления их на внутреннем рынке в высокий сезон ждать не стоит. Только весна-осень на коротких и средних маршрутах.
Ситуация временная. Она ни на что всерьез не повлияет, в том числе и на востребованность 305 проекта.
(Anonymous)
Учитывая тренд изменения климата в средней полосе России, ситувция может из временной стать частой. Напомните мне, в СССР бывали случаи разрыва пассажирского судоходства по Волге?
В России в 1996 году.

Думаю, вопрос будет решен путем строительства низконапорной плотины в Козино.
Владимир Анатольевич (Нижний Новгород)
(Anonymous)
Скажите, а почему нельзя произвести обмена судами между Таничем и Гагариным? Неужели это так сложно сделать судовладельцам? В этом случае они бы смогли выполнить свои обязательства перед туристами? Такое в Вашем бизнесе не практикуется?
: Владимир Анатольевич (Нижний Новгород)
Практикуется, и переговоры велись. Но не договорились. Очень много таких вопросов приходит по "Гагарину". Люди до сих пор ассоциируют его с "Инфофлотом". Но этот теплоход уже два года не относится к нашей компании.

Edited at 2014-08-14 05:30 pm (UTC)
Re: : Владимир Анатольевич (Нижний Новгород)
(Anonymous)
по гагарину. при выборе круиза я консультировался с работниками волгаплес и с вашими. все вроде решил, и заметил разницу в наличии кают на сайтах плеса и инфофлота. обратился с вопросом в инфофлот почему так. мне там разъединили примерно так- самое точные данные у нас. мы являемся агентом теплохода и прочее.
ну так я и подумал бы , что в ответе за него инфофлот. точнее так и думал вначале.
Александр Сергеевич, а Вы случайно не в курсе, почему СК так долго тянет с изменениями Д. Пожарского? Понятно, вопрос не к Вам, но может что-то слышали?
Добрый день, Сергей! Они сейчас решают, как перестроить расписание. Думаю, что скоро появится информация.
Александр Сергеевич, надеюсь осенью удастся завести суда в затоны, а если повториться малоснежная зима и полное отсутствие дождей осенью и весной. Не сорвётся ли в следующем году навигация на верхней Волге? Наметили на следующий год круиз на "Марксе" Северное ожерелье, как то уже беспокоит положение дел с водой.
Радомир, вряд ли ситуация этого года повторится в следующем. В любом случае, "Северному ожерелью" городецкая проблема не мешает. А в мае вода есть всегда для разводки теплоходов по районам работы.