По Петербургу пешком, на старом трамвае и вертолете

Иногда прогулки по Петербургу получаются довольно необычными. Как, например, пару недель назад, когда в городе установилась солнечная погода, располагавшая к тому, чтобы забыть про транспорт и ходить по городу пешком. Но совсем забыть про транспорт не получилось…



Мимо трамвайного парка на Среднем проспекте постоянно ходят трамваи; люди входят и выходят…



…но не все. Некоторые стоят на остановке и ожидают свой необычный трамвай. И вот этот трамвай выезжает из парка.



Знакомьтесь: двухосный вагон N 2424 типа МС-4, построенный в Ленинграде на Путиловском заводе в 1933 году. Этот вагон – действующий экспонат Санкт-Петербургского музея городского электротранспорта. В музее собраны бережно отреставрированные исторические трамваи и троллейбусы, работавшие в разные годы в Ленинграде. Большая часть их – действующая.



В выходные дни один из музейных вагонов выходит на линию, и выполняет два оборотных рейса от парка на Среднем проспекте до площади Тургенева. Все желающие могут прокатиться на старом трамвае.





Как и в прежние времена, в вагоне работает кондуктор. Когда-то кондуктор считался по старшинству главнее водителя. Именно он контролировал посадку и высадку пассажиров из вагона, и давал звонок к отправлению.



Дети ростом до метра ездили бесплатно. Рост определялся по специальной насечке на стене вагона. Дети обычно заходили в вагон в головных уборах, отсюда пошло выражение «метр с кепкой».









Маршрут музейного трамвая проходит по Среднему проспекту Васильевского острова, Тучкову мосту, Кронверкскому проспекту, Троицкому мосту, Садовой улице. Часть пути, по Троицкому мосту и Садовой улице на участке до Сенной площади, сейчас не используется трамваями регулярных маршрутов. Так что рейс уникален еще и тем, что другие трамваи здесь не ходят.



Пересекаем Невский проспект. Приятно смотреть на лица людей, увидевших идущий старый трамвай. Лица становятся добрее, многие люди начинают улыбаться. Трамвай делает мир чуточку лучше.



На Сенной площади – конечная остановка обычных трамваев, но без разворотного кольца. Современные трамваи, как и наш исторический, тоже стали делать с двумя кабинами – по крайней мере те, которым предстоит работать на маршрутах без возможности развернуться.



Заключительный участок маршрута по Садовой улице. Впереди уже видна площадь Тургенева.









На площади Тургенева, пока трамвай разворачивается, пассажиры выходят прогуляться. У кого-то путешествие на этом заканчивается, а кто-то отправится на этом же трамвае обратно на Васильевский остров. Поездка в один конец занимает примерно час.



Исторический вагон поехал разворачиваться…



… а за ним отправился его пра-пра-правнук – современный шестиосный трехсекционный вагон типа 71-631, тоже с двумя кабинами. Жизнь идет, дизайн и техника развиваются, люди понемногу становятся лучше, хотя иногда на некоторое время массово сходят с ума и начинают друг друга ненавидеть из-за таких глупостей, как страна проживания или национальность, но это пока издержки… Оно пройдет. Лет еще триста, и пройдет.



А теперь прогуляемся пешком от площади Тургенева в сторону Невы. На этом участке канала Грибоедова гармоничный акцент в застройке создают Исидоровская церковь и бывшие казармы Морского гвардейского экипажа. Сейчас там уже не казармы, а налоговая инспекция.



Неподалеку стоит очень нравящийся мне Никольский собор.



А рядом – Мариинский театр. Точнее, сразу два театра. Первый расположен в здании 1860 года постройки – собственно, это и есть тот Мариинский театр, который хорошо известен любителям оперы и балета всего мира.



А рядом, через Крюков канал, расположен театр «Мариинский-2», или вторая сцена Мариинского театра. «Мариинский-2» открыт в прошлом году. Его зал оборудован по самому последнему слову техники; в нем прекрасное звучание. После открытия второго здания количество показываемых спектаклей Мариинского театра удвоилось.



В нашем городе принято ругать «Мариинский-2» за то, что здание не вписалось в архитектурный ландшафт этого исторического района. Петербуржцы в большинстве своем вообще очень консервативные в плане облика города люди. Если бы вопросы строительства в городе решались голосованием, то ничего нового в Петербурге вообще бы не строилось – ни в центре, ни на окраинах. Потому что тут дворик, который вроде бы упоминал Достоевский, а может и не упоминал, но пусть будет. А тут – пустырь, рядом с которым прошло детство. И не смейте это трогать.

Я в этом плане нетипичный петербуржец. Мне нравится облик старого Петербурга, но нравится и новая Мариинка – во-первых, за свежую струю в архитектуре старого города. Пусть решение спорное, но свежее. А во-вторых, город получил прекрасный новый зал, где даются спектакли высокого качества. Удивительно, что удалось пробить строительство такого театра в таком месте, и я рад, что все получилось.



На острове Новая Голландия и до революции, и в советское время располагались военно-морские склады. Поэтому остров всегда был закрыт для посещения, и сильно интриговал мрачной неприступностью своих тяжеловесных зданий. Три года назад Новая Голландия открылась для посетителей, но сейчас закрылась снова – на реконструкцию под мультифункциональный комплекс.



Английская набережная Невы – одно из мест стоянки заходящих в Петербург круизных судов.



Перейдя Неву по Благовещенскому мосту, попадаем на Васильевский остров.







На Университетской набережной можно увидеть постройки петровского времени. Это редкость: облик «града Петра» фактически сформирован Екатериной Великой, то есть почти вся существующая застройка центра относится не к петровскому, а к гораздо более позднему времени. Но кое-что сохранилось и со времен основателя города. Здание Кунсткамеры (первого музея России) начали строить при Петре Первом. Это одно из старейших зданий Петербурга.



Стрелка Васильевского острова – одно из моих любимейших мест. Пожалуй, даже не только в Петербурге, но и в мире. Мне нравится, как ансамбль Биржевой площади гармонирует с Невой. Сейчас стрелка Васильевского острова – одно из мест для прогулок. А когда-то это был портовый район Петербурга.











Суда на подводных крыльях связывают центр города с Петергофом. Кстати, «Конструктор Алексеев» (так называется зеленый «Метеор» на фото) до недавнего времени работал в Нижнем Новгороде, в том числе на дальней линии Нижний Новгород – Ярославль. Но теперь он, как и его собратья, используется на наиболее коммерчески эффективной линии для скоростных судов – Санкт-Петербург – Петергоф.



За деревьями скрываются постройки Петропавловской крепости на Заячьем острове. А там…



… там стоит вертолет Ми-8. При хорошей погоде он выполняет полеты над городом.



Ну, полетели. Заходим в вертолет и размещаемся в салоне. Вообще салон Ми-8 чаще всего имеет две металлические лавки вдоль бортов (летал на таком в Якутии). Но этот вертолет – экскурсионный, и его салон оснащен удобными креслами.

Между прочим, классика советского вертолетного жанра – Ми-8. Еще широко распространенная, но постепенно уходящая в прошлое машина. Спешите полетать.





Летим. Под нами – недавно увиденная Стрелка Васильевского острова.



А это сам Васильевский остров с его прямыми улицами-каналами. Точнее, каналами они несмотря на замысел Петра не стали, и называются линиями. У каждой линии свой номер.



А вы знали, что у Академии художеств такой большой круглый двор? Туда, кстати, так просто не попасть, а с улицы двор не виден. Но с воздуха – пожалуйста, смотрите!



Вон, видите в правой части Адмиралтейство с его постройками? Туда тоже так просто не попасть, а с вертолета все как на ладони. Мы, кстати, там были в студенческие годы. Имитировали борьбу за живучесть в подводной лодке. Там есть такой большой тренажер, имитирующий отсек подводной лодки. В него подается вода, и борьба за живучесть проходит в довольно реалистичных условиях.



Медный всадник, Исаакиевский собор…



… ну и Дворцовая площадь – правда, Зимний дворец в кадр не попал.



Храм Спаса-на-Крови, Михайловский сад и Михайловский замок. А видите ровно в середине кадра здание Русского музея? Мы все привыкли к тому, что музей стоит на площади Искусств (правее). А тем временем он находится практически на территории Михайловского сада, с которым Русский музей почти никто не ассоциирует. На фотографии это хорошо видно.



Михайловский замок – место, где убили императора Павла:





А это менее известное место, хотя находится оно в самом центре города, рядом с Литейным проспектом: Преображенская площадь и Преображенский собор.



Мосты слева направо: Петра Великого, Александра Невского, Финляндский железнодорожный. А дальше по Неве будет Володарский мост, и за ним – причалы речных круизных судов.



Парадный квартал, который мы видели с земли в прошлый раз, – еще один уголок нового строительства в центре Петербурга. С воздуха дома квартала кажутся игрушечными, будто с макета.



На следующей фотографии хорошо видна дельта Невы. Большой остров слева – Васильевский, а правее – несколько островов, именуемых вместе Петроградской стороной.



А на следующей фотографии хорошо видно путевое хозяйство Финляндского вокзала. Отсюда отправляются пригородные поезда в северную часть Ленинградской области, а также скоростные поезда «Аллегро» в Финляндию.

Литейный мост по утрам – это брррр… Пробка на съезде на набережную. А с неба все выглядит очень благообразно. И крейсер «Аврора» пока на месте (а найдите его!).



Здесь мы набираем дополнительную высоту: на борту парашютисты, и они собираются прыгнуть. Ну, удачи вам, ребята, вы уж как-нибудь приземлитесь где-то там, а перед этим порадуйте людей на земле красивым видом раскрытых парашютов.



А мы летим дальше.



Внизу – строящийся стадион «Зенит». Строят его на месте стадиона имени Кирова, и делают это довольно долго. В 2020 году этот стадион должен принять матчи чемпионата Европы.





На следующем фото – обширная часть центра города, а в правом нижнем углу – виденный накануне Никольский собор.





Рядом – оба здания Мариинского театра. Кстати, именно с воздуха оба здания можно одновременно увидеть целиком. С земли удобных ракурсов, позволяющих оценить сразу и «Мариинский», и «Мариинский-2», практически не существует.



Исаакиевская площадь и Мариинский дворец:



Кусок Невского проспекта и Казанский собор:



А здесь Невский проспект виден почти целиком – уходящей в сторону Невы прямой просекой. Он и был лесной просекой в самом начале…





Снижаемся.





Под нами – Троицкая площадь, а за ней – большая Соборная мечеть. Эта мечеть работала и в советское время – правда, только с 1956 года.







Прилетели.



Высадив пассажиров, вертолет улетел на базу в Пулково.





Когда есть желание закончить вечер прогулкой и кафе на пешеходной улице, не обязательно идти в центр города. На Васильевском острове тоже есть такое место – 6-7-я линии. Это название пешеходной улицы. На ней довольно уютные вечера.













Начали день с трамвая, а закончили памятником конке в натуральную величину.





Круизные суда часто ночуют в центре Петербурга.



Всем хорошего настроения и приятных прогулок… иногда и на старых трамваях с вертолетами, ну а может еще на каких-то интересных видах транспорта. Мало ли их в мире существует?
Отличные фото
и интересный рассказ.
Ну не могу не задать свой традиционный вопрос: цена такого полёта?
Re: Отличные фото
~3тр с человека за обзорную над городом, летает где то минут 15.
Недешево, но посмотреть на город в хорошую погоду с высоты - стоит.
Метеоры
... А первый Метеор на фото, с красной полосой -- это, скорей всего, 214, где капитан -- Сергей Ткаченко, неиссякаемый источник сведений о технике судоходства.

Теперь, когда и у меня есть свой Метеор, осталась самая малость: восстановить его, чтоб кто-нибудь из будущих путешественников написал такой же чудесный рассказ
Re: Метеоры
Желаю, чтобы у Вас все получилось с "Метеором", и чтобы это было только началом и за этим "Метеором" последовали другие! :) Интересное, хотя и непростое дело.
Саша, а где репортаж с Авроры?

Я не поверю, что ты вчера не ходил. :)

ЗЫ: Может ты поснимал отправление "Красин"а?
Вчера, к сожалению, смотреть "Аврору" пойти не смог. Были сильно другие планы. Но в сети, к счастью, полно фоторепортажей об этом интереснейшем событии.
Классно! Очень красиво и душевно.
Потрясающе красиво. Как же давно я не был в Питере! Пора наведаться.))
Каждый год бываю летом в Питере и всякий раз составляю абсолютно новую программу осмотра. Удивительный город! А благодаря репортажу Александра наметил пару новых идей. Про трамвай не знал (в этом году планировал попасть в музей, но не успел).
Кстати, над Москвой тоже можно полетать на легком вертолете.

Edited at 2014-09-25 02:42 pm (UTC)
Кстати, интересно как-нибудь полетать на вертолете и над Москвой. :)
gorchakovas
(Anonymous)
Спасибо за отличные фотоочерки, особенно по горячим следам, в июне прошли на "Карле Марксе" от Москвы до СПб через Кижи и Валаам, просто здорово. Когда были в Петропавловской крепости, летало два вертолета с ее площадки,Ми-8 и еще маленький, очень хотелось в небо, но не сложилось, так что фото с Ми-8 очень интересны. Ну и в дополнение... Не спеша иду по аллее Петергофа, что-то сфотографировал и держу аппарат у груди, на него садится синица, смотрит в глаза, поворачиваю руку ладонью вверх ,синица садится на руку,вертится на ладошке несколько секунд, не находит корма, смотрит в глаза, верещит и улетает. Вот так я обидел одного из жителей Северной столицы.
Re: gorchakovas
Спасибо! Летом небольшой вертолет выполняет экскурсионные полеты еще с одной площадки - на набережной Невы, напротив Медного всадника.