Новогодний прибалтийско-скандинавский автопробег

Палец попал на городок Кальмар в южной Швеции. Получается, что поеду туда встречать Новый год. За рулем. Так, Кальмар… Чтобы пересечь Балтийское море, будет удобнее воспользоваться паромом из Клайпеды. Он идет как раз в южную Швецию. Значит, по пути надо будет остановиться на ночлег где-то в Прибалтике. Отлично. Снова тыкаю пальцем в карту, туда, где примерно середина Прибалтики. Так, Цесис… Первый раз слышу. Надеюсь, там есть гостиница. Да, точно, есть.

Маршрут готов. Утром 28 декабря сажусь за руль и выезжаю из Петербурга в сторону Эстонии.



Люблю путешествовать с приятными мне людьми, это фантастически здорово. Но не меньше этого я люблю сесть за руль и поездить по разным местам в одиночку. Как в этот раз. Кто-то удивится: как это – ехать куда-то далеко, еще и за рулем, одному? А вот так. Я, машина, дорога, хорошая музыка и хорошие мысли. И больше ничего не надо.

Дорожные условия на трассе до Пскова этот день оказались непростыми из-за снега. Выполнять обгоны через снежные полосы на дороге не очень приятно. Но все это, в принципе, мелочи по сравнению с предстоящим путешествием.



Без задержек проехав через российский погранпункт Шумилкино и эстонский Лухамаа, я оказался в Эстонии, а затем в Латвии. Собственно, только я свыкся с мыслью, что еду по Эстонии, как уже был в Латвии. Стемнело; самое время перекусить. Но вокруг один лес и даже никаких других машин. Мне нравится ездить ночью по пустынным трассам: полная релаксация и ничего не отвлекает. Потом раз – догоняешь попутную машину, или она догоняет тебя. И что-то такое уходит: ты остаешься не только наедине со своими мыслями, но и с этим попутным автомобилем. А только что это была моя трасса.

Однако, не помешало бы поужинать. Но вокруг лес. И вот… манящий горящими окнами домик слева от дороги. Заезжаю.



Было фантастически душевно и вкусно. С камином и приятной обстановкой. К сожалению, не помню точного расположения этого кафе, но находится оно где-то на трассе Псков – Рига. Да-да, понимаю, что надо бы поточнее. Вроде как недалеко от Смилтене.



И пошли следующие километры по пустынной трассе. Затем поворот направо, там еще, наверное, километров десять, и… вот он, Цесис? Нет, сначала надо пропустить у переезда уютную вечернюю электричку. А за переездом будет Цесис.



Теперь можно сказать: вот он, Цесис. Позвонил хозяйке небольшой гостиницы, и она сказала, что сейчас приедет и откроет мне дверь.



Через минут пять подъехал человек на эвакуаторе и сказал, что здесь стоянки нет. Я начал было объяснять, что жду здесь хозяйку гостиницы, но это оказался ее муж, который приехал как раз чтобы показать мне, где можно оставить машину на ночь. Через пять минут моя ласточка отдыхала на удобной стоянке, а я уже был в гостинице.



В короткой дискуссии между разумом (надо бы поспать, потому что завтра предстоит осматривать Цесис, а потом ехать четыреста километров до Клайпеды, и желательно не опоздать на паром) и эмоциями (надо бы побродить по ночному городу) победил разум. Удивительный редкий случай.

Цесис

Когда я дважды ткнул пальцем в карту и попал сначала в Кальмар, а потом в неизвестный мне Цесис, я сделал это не от пресыщения многочисленными путешествиями (хотя, как сказали бы в Одессе, и от этого тоже). Дело в том, что параллельно с твоей жизнью во множестве неизвестных тебе мест тоже кипит жизнь, и еще какая, но ты с этим никогда не пересекаешься. Нет, ты вполне можешь себе представить, что там кипит в Москве или Нью-Йорке. Даже если никогда там не был. Но вокруг много других мест, о существовании которых ты и не догадываешься. И если взять и перенестись случайным образом в одно из них, то это может что-то в твоем сознании расширить.



До этого я вообще не знал ни о каком Цесисе, а оказалось, что это очень симпатичное место с обширной историей. Городу уже почти восемьсот лет. Здесь интересная малоэтажная застройка, как каменная, так и деревянная. Неторопливо прогуливаясь по улочкам Цесиса, переносишься на несколько десятилетий, а то и на столетие, назад.





В городе хорошо сохранились руины древнего Венденского замка. Часть замка отреставрирована.









Уютный парк рядом с замком, как оказалось, был создан графом Карлом Сиверсом, владельцем одной из усадеб Петергофской дороги, о которой я недавно писал. Иногда удивляешься, как все переплетено, в том числе географически. Попадаешь в Цесис, а там, оказывается, занимался активным благоустройством Карл Сиверс.



Могу смело порекомендовать Цесис для посещения, или хотя бы остановки в пути. Симпатичный и спокойный латвийский городок оставит очень положительные впечатления. Очень рад, что побывал там.



Но пора в путь. Дорога до Клайпеды проходит по территории Латвии и Литвы, и в том числе приходится проезжать через центр Риги. Я люблю Ригу, но когда едешь через нее за рулем, транзитом, то такого удовольствия уже не получаешь: плотное движение и много светофоров. На этом теряется уйма времени.

Но зато в Риге я наблюдал удивительную дорожную традицию, и сам в ней поучаствовал. Автомобилисты знают, как бывает хлопотен левый поворот. Пока пропустишь весь встречный поток, тебе уже горит красный. Ты в последний момент все же проскакиваешь. Ничего особенно страшного, но и приятного бывает мало. В Риге же принято пропускать машины через одну. Прошла одна встречная, повернула одна налево. Снова одна встречная, снова одна налево. Это очень хорошее неписаное правило, которое применяется за исключением тех перекрестков, где для поворотов действует специальный режим светофоров.

Вообще прибалтийская манера езды мне весьма импонирует: местные водители взяли все лучшее от стран-соседей. Здесь есть аккуратность и вежливость, присущая скандинавским водителям, и некоторые хорошие черты водителей российских, например, помощь при обгоне на трассе. К этой теме я еще вернусь, когда мы поедем по Скандинавии. А пока – довольно комфортные четыреста километров до Клайпеды.

Что такое для меня комфортная езда? Чтобы дорога не преподносила сюрпризов вроде скользкой поверхности или невозможности совершить обгон, но и чтобы не была многополосным хайвеем. Потому что в последнем случае начинает тянуть в сон. А что это за езда, когда борешься со сном?



Клайпеда

В литовскую Клайпеду я приехал вечером, незадолго до времени посадки на паром. В моем случае точнее сказать погрузки на паром, потому что мы будем путешествовать на пароме вместе с автомобилем. Так что времени на Клайпеду не было совсем… ну или почти совсем. Рискуя опоздать к отправлению, я все же быстро прошелся по некоторым центральным улицам города, и получил весьма приятное впечатление.





В старом городе сохранились интересные фахверковые дома.













В центре Клайпеды на вечной стоянке установлен парусник «Меридиан». Построенный в Финляндии в 1948 году, этот парусник долгое время был учебным судном для курсантов мореходных училищ Балтийского моря, а затем – плаврестораном.



«Меридиан» много десятилетий является символом Клайпеды. Однако же еще два года назад парусник находился в плачевном состоянии. Руководитель фонда поддержки «Меридиана» в отчаянии обратился к правительству Литвы с просьбой затопить парусник в море, поскольку денег на ремонт судна у фонда не было. К счастью, нашлось другое решение: были выделены средства на ремонт, и в ноябре 2013 года бережно отреставрированный «Меридиан» вернулся на свою стоянку на реке Дане.



А теперь пора. Паромный терминал находится довольно далеко от центра Клайпеды, поэтому выезжать надо с запасом времени. Я, конечно, выехал без запаса, но все же успел и пристроился в конце очереди на паром. Здесь я впервые за время, проведенное в Прибалтике, увидел машину с российскими номерами (моя не в счет). Количество путешествующих россиян в этом году сократилось, и, видимо, на Прибалтике это сказалось в первую очередь. Очень жаль, ведь люди ни там, ни тут не виноваты в действиях политиков своих стран. Бывает грустно наблюдать, как люди принимают политические игры близко к сердцу и на свой счет. Не стоит это того. Куда важнее человеческие отношения. А политики… Если о них не думать, их и не станет.



Regina Seaways

Вот и сам паром. Он работает на ночной линии Клайпеда – Карлсхамн и называется Regina Seaways. Оперирует этим и другими аналогичными паромами компания DFDS Seaways.



Такой вот грузопассажирский трудяга. Совсем не похожий на круизные суперпаромы Балтийского моря. Но не пугайтесь: на самом деле это чудесный паром. Сейчас мы на него заедем, и сами все увидим.



С автомобильной палубы в пассажирский блок люди поднимаются на эскалаторах. Это очень удобно. Нет никакой очереди в лифт. Тебе не надо, не дождавшись своей очереди в лифт, подниматься в каюту с вещами по крутым трапам. На «Регине» ты спокойно поднимаешься на эскалаторе на пассажирскую палубу. Никаких очередей.



Каюта с видом вперед – это очень хорошо. Можно даже не выходить на палубу: все и так видно.





В каюте демонстрируется ролик по безопасности. Как раз недавно, вдохновившись роликами по безопасности в некоторых авиакомпаниях, таких, как Air New Zealand, Delta, United, я решил, что неплохо бы сделать что-то такое для «Инфофлота». Кстати, я работаю в компании «Инфофлот», речные круизы, дочитавшим до этого места скидка, путевки можно приобрести по адресу… Шутка.

Так вот, у этих авиакомпаний ролики по безопасности сделаны с несколько гротесковым юмором (кому не лень, найдите ролик Air New Zealand на Ютубе, и вы поймете, о чем я). И я подумал, что на море и реке скорее всего ничего подобного никто не делал, и почему не сделать это первыми. В каютах наших теплоходов тоже демонстрируются ролики по безопасности, но они довольно серьезные. Оказалось же, что смешной ролик уже сняла для своих паромов компания DFDS Seaways. Сначала я вообще подумал, что это комедийный канал.



Пассажирская зона на Regina Seaways гораздо меньше, чем на скандинавских паромах, но и пассажиров здесь немного. Сами пассажирские помещения выполнены очень достойно, а о приветливости персонала могу отозваться только в превосходной степени. Чудесный паром, чудесные люди, которые на нем работают.











Клайпедский порт огромен. Путь от паромного причала до выхода в открытое море занимает у парома почти полчаса.



В баре показывают «Операцию «Ы» на русском языке с литовскими субтитрами. Фильм с удовольствием смотрят люди и из России, и из Прибалтики. Литовские субтитры излишни, всем все понятно и все всё знают наизусть. В соседнем кафе дальнобойщики неторопливо обсуждают свои дела. Опытный пожилой дальнобойщик спрашивает у молодого прибалтийского коллеги: «А сколько в Литве стоит…»

Ах да, чуть не забыл. Детей и впечатлительных лиц прошу пропустить следующий абзац.

«А сколько в Литве стоит ми…ет?». Молодой дальнобойщик в замешательстве. Как тут ответишь, чтобы не ударить в грязь лицом перед опытными коллегами? Не скажешь ведь, что черт его знает, ни разу не пользовался. В общем, непростое положение. Но тут пожилой дальнобойщик уточняет: «то есть минимальный штраф». Ах, вот оно что, с облегчением думает молодой дальнобойщик. «Нет, этого не знаю. На штрафы в Литве не попадался».



В 9 утра паром прибыл в шведский Карлсхамн.





Сто километров по хорошим шведским дорогам – и вот он, Кальмар.

Кальмар

Здесь много исторических домов. В одном из них мне предстоит жить два дня.



Точнее, моя комната – в небольшой пристройке во дворе. В ней очень уютно.





А гостиная находится в главном здании. На самом деле это частное жилье, плюс две пристройки для гостей. Гостиная находится в общем распоряжении; в ней приятно неторопливо завтракать. Никуда не хочется уходить. Хозяйка Хелен исключительно радушна. В общем, жить здесь – одно удовольствие.



Рядом – море и вид на остров Эланд. Это я удачно ткнул на карте: рядом – остров. Люблю острова, и на следующий день обязательно поеду на Эланд. Но пока давайте посмотрим, что это за Кальмар.



Написал знакомым: «Приехал в Кальмар». Ответная смска не заставила себя ждать: «Хорошо что не в креветку». Я бы тоже так ответил. На самом деле это уютный старый город с населением сорок тысяч человек. Кафедральный собор XVII века. Много интересных зданий. Летом сюда любят приезжать туристы, но зимой в Кальмаре довольно тихо и пустынно. Есть дорогие квартиры в водонапорной башне. Об этом я узнал потом, и пожалел, что не сделал толковых фотографий этой замечательной башни. То-то я думал, отчего это водонапорная башня так красиво подсвечивается ночью.











В Кальмаре находится впечатляющий средневековый замок. Он хорошо отреставрирован, и в нем разместился музей. А когда-то этот замок участвовал в Кальмарской войне. Вот ведь какие дела: случайно выбрал на карте городок Кальмар, а в честь него, оказывается названа целая война. Под стенами этого замка датчане и шведы в течение многих дней активно уничтожали друг друга в огромных количествах.

Как обычно, данная война шла за территории (но наверняка с местом для подвигов и для гордости потомков с обеих сторон). И, как обычно, после того как поубивали множество народа, крепость сначала была взята одной стороной, а потом в рамках мирного договора возвращена обратно. Я даже не уточняю, где тут какая сторона: сейчас все равно обе они в Евросоюзе. Не сказать, правда, что за пятьсот лет они особенно подружились: датчане называют шведов алкоголиками, ну а шведы тоже как-то отвечают им взаимностью. Но что их сплачивает, так это то, что и те и другие считают финнов странными, а про норвежцев вообще умолчу. Эх, несовершенен человек, все бы ему делиться по разным признакам…











После ужина оставил чаевые и собрался уходить. Официантка подошла ко мне, пожелала счастливой дороги, тепло меня обняла и скрылась в кухне. Вот это сервис. Надо внедрить на теплоходах. Шучу. Усовестился, что оставил милой девушке так мало чаевых и добавил. Наверное, легко меня раскрутить?

31 декабря я сел за руль и поехал на остров Эланд.

Остров Эланд

В 1972 году Эланд был соединен с материком шестикилометровым мостом. Из-за этого он потерял статус острова, и соответствующие этому статусу дотации. Но транспортная доступность Эланда стоила того. Из Кальмара на Эланд можно попасть по этому мосту на автомобиле всего за несколько минут.



Эланд довольно плотно заселен, но в основном здесь небольшие поселки и отдельные домики. А город на Эланде один, он называется Борихольм. Городок очень маленький, с небольшой торговой пешеходной улицей в центре.









В кондитерский подают вкусную выпечку и ароматный кофе, какой умеют делать в Швеции.





Недалеко от Борихольма сохранились стены некогда мощного Борихольмского замка XVII века. Нынешний вид руин замок приобрел после пожара 1806 года. Восстанавливать замок не стали, а через некоторое время превратили его в музей под открытым небом. Правда, зимой музей, как и почти все на Эланде, закрыто. Но зато везде тихо и малолюдно. Люблю ездить по таким местам именно зимой.



Дорог на Эланде относительно немного, и движение по ним небольшое. Но при этом дорожная сеть острова охватывает все даже самые маленькие поселки.



А чего на Эланде много, так это мельниц. Вот, например, посмотрите на эту мельницу. Разве не красавица?



Почти в каждом поселке Эланда есть церковь. На острове множество действующих церквей; я покажу для примера одну из них. Кстати, рядом с этой церковью сохранились старые каменные конюшни; это единственное место на острове, где они сохранились.





Исключительно интересно оказалось увидеть настоящую церковь XII века, стоящую в стороне от дороги. Церковь была заброшена в 1888 году, и с тех пор пустует. Ее внешний вид сохранился со времени постройки. Вот представьте себе: тысячу лет назад это место и это здание выглядели почти так же.







Второстепенные дороги на Эланде довольно узкие, но по ним можно добраться до живописных мест с вписанными в окружающий пейзаж одинокими домиками.





На восточном берегу острова одиноко стоят руины церкви святой Бригитты XIII века.





Когда-то место, где сейчас сохраняются руины церкви, было центром оживленной торговли.



Сейчас там лишь несколько летних домиков.



Остров Эланд безусловно стоит длительного посещения. Там есть где поездить и что посмотреть. Это очень спокойное место с доброжелательными людьми. Несмотря на мост, добрая островная атмосфера на Эланде сохранилась.

Ну а мне надо к пяти часам вечера вернуться в Кальмар. Хелен предупредила, что в это время в районе замка состоится новогодний фейерверк, который будут смотреть многие жители города, и это зрелище довольно красивое.





Так что прощаюсь с Эландом, включаю соответствующую моменту спокойную музыку, и возвращаюсь в Кальмар. А там наблюдаю нечто невиданное: пробку на въезде в город, и большую толпу людей, идущих в сторону замка. И это в тихом малолюдном городке! Впрочем, в новогодний вечер иногда случаются чудеса.

Новый год

Фейерверк красиво освещал замок разными цветами: красным, синим, зеленым. Я даже забыл, какой у замка естественный цвет.









Потом почти все разошлись по домам. В саму новогоднюю ночь на улицах Кальмара было многолюдно, но не так, как во время фейерверка. Большинство жителей Кальмара отмечали Новый год дома. Тем более что Новый год в Европе не считается таким значительным праздником, как в России. В отличие от Рождества.

Итак, на часах почти полночь. На улицах в основном молодежь. Люди радуются, общаются, обнимаются. Тут же можно и подкрепиться – посреди площади продают жареные сосиски.











За минуту до полуночи Кальмар оглашается грохотом фейерверков. Они будут грохотать полночи. Как в эту ночь настроение у кальмарских собак? Но у людей на улицах настроение праздничное.





Хороший городок Кальмар. Хорошо, что случайный выбор попал на него. Мог бы попасть на какое-то маложивописное унылое место… Впрочем, я и там бы с удовольствием встретил Новый год, и получил массу приятных впечатлений. Уж я-то себя знаю.

Наутро надо снова отправляться в путь. Теперь – четыреста с чем-то километров строго на север, в Стокгольм. Обратный паром доставит меня в Финляндию, где я заеду к друзьям.

Шведские дороги мне нравятся. А вот шведские традиции вождения машин на трассах – не очень. Нет, здесь все вежливые, и почти не нарушают правила. Но каждый едет сам по себе. Типичная картина: ограничение скорости 90 километров в час, движение однополосное, обгон по встречной невозможен из-за отбойника между полосами. Едет машина со скоростью 80. Ты вынужден ехать за ней с ее скоростью, впрочем, зная, что скоро будет участок с двумя полосами, где ты обгонишь тихохода.

И вот этот участок наступает. Тогда водитель этой машины, рассудив, что полосы теперь две, и ехать стало безопаснее, увеличивает скорость до предельных девяноста. Получается, что, не превышая разрешенную скорость, его невозможно обогнать! А когда участок кончится, он снова сбросит скорость до восьмидесяти.

В Швеции не принято помогать обгоняющему автомобилю. Каждый едет сам по себе. Никто не сбавит скорость, никто не примет вправо, если видит, что полоса обгона занесена снегом, и обгонять по ней опасно.

Но вот однажды, когда меня догнал на удивление быстрый и превышающий скорость швед, я немного принял вправо к обочине, и в нужный момент чуть сбавил скорость. Судя по мигнувшей после обгона «аварийке», он оценил эту вежливость. Значит, для нее есть место и на шведских дорогах? Почему же ее никто не проявляет?

Корни, возможно, кроются в древней психологии. Вот небольшой примечательный шведский автопример. Я нигде не видел, чтобы автомобили там были припаркованы вразнобой. В России все паркуются как удобно – кто-то передом к препятствию, кто-то задом. Но в Швеции паркуются всегда единообразно. Я вспомнил, как во время стажировки в Швеции нам рассказывали об одном из средневековых шведских правил: не выделяйся. Возможно, это осталось в народном менталитете.

Но почему же они не помогают при обгоне?

А в целом ездить там комфортно.



Mariella

Наконец я в Стокгольме, в очереди на заезд на паром Mariella.



Фотографии парома мне сделать не удалось (такие вот издержки поездки за рулем – водители заезжают на паром, но самого парома практически не видят). Поэтому покажу здесь официальную открытку Viking Line. На ней изображен паром Mariella. Кстати, систепшип «Принцессы Анастасии», работающей на линии Санкт-Петербург – Стокгольм.







В 16.30 уже темно. Хотя за бортом и 1 января, но на удивление тепло. Паром покидает Стокгольм и направляется в Хельсинки с остановкой в Мариехамне, что на Аландских островах.







«Мариелла» – ветеран Балтийского моря, и в чем-то его визитная карточка. На момент постройки в 1985 году это был самый большой паром в мире. Он никогда не менял ни компанию, ни название, и всегда работал на линии Хельсинки – Стокгольм. Такой стабильностью могут похвастаться немногие паромы.

В 1994 году «Мариелла» первой подошла к месту гибели парома «Эстония». Несмотря на сильный шторм и исключительно трудные условия для спасательной операции, на борт парома удалось поднять часть людей. Затем к спасению людей приступили вертолеты, используя вертолетную площадку на верхней палубе «Мариеллы» как свою базу. У меня больше нет вопросов, для чего на паромах нужны вертолетные площадки.



«Мариелла», несмотря на возраст, весьма популярна, имеет множество постоянных пассажиров, и обладает, я бы сказал, мощнейшей доброй энергетикой. А кому интересны советы по лидерству и управлению, почитайте мысли на эту тему капитана парома Стефана Дальстрема.















Ближе к полуночи на десять минут зашли в Мариехамн. Какая красота – смотреть, как огромный паром легко разворачивается в узком проливе и так же легко швартуется. А рядом ночует добрая старая «Роселла».





Сразу за нами к Марихамну подходит паром Silja Symphony. Удивительно: эти два парома, «Симфония» и «Серенада», построены в самом начале девяностых. Им уже больше двух десятилетий; мода на судовой экстерьер стремительно меняется, но они продолжают выглядеть современно. В чем здесь секрет?





Финляндия

Прибываем Хельсинки в 10 утра. Это хорошее, совсем не раннее время прибытия. Но очень пасмурно и дождь. Мне предстоит проехать триста с лишним километров по такой погоде.



Дорога не радовала. На основной трассе из-за водяной взвеси в воздухе вечно плохая видимость. А на второстепенных дорогах, которые ведут к коттеджу, в котором поселились мои друзья, очень узко и скользко. Тот редкий случай, когда езда по Финляндии доставила скорее напряжение, чем удовольствие. С другой стороны, совсем не тянуло в сон.

Обносить дома заборами в Финляндии не принято. Это делает сельский и лесной пейзаж открытым и добрым. А для местных жителей это единение с окружающей средой.

В последние годы многие петербуржцы, и не только они, проводят отпуска и новогодние каникулы в съемных коттеджах в соседней Финляндии. Туда недалеко ехать, там хороший воздух, и это относительно недорого. Правда, с падением курса рубля популярность отдыха в Финляндии упала. Но на Новый год большинство коттеджей было забронировано задолго до этих событий, поэтому пока россияне в Финляндии есть. Но уже видно, что их становится меньше. Продукты в финских магазинах из дешевых становятся малодоступными по цене. Бензин становится крайне дорогим. В общем, в гости к соседям россияне начинают ездить реже. Но хочется верить, что это временное явление.

Коттеджи стоят прямо в лесу, на значительном расстоянии друг от друга. Создается полное ощущение уединения. Мы хорошо провели вечер с друзьями, и я остался там до утра.



А наутро – снова в путь, по снежной скользкой сказке, в Петербург.



Вот уже и он, город на Неве.



Итак, две с половиной тысячи километров по российским, эстонским, латвийским, литовским, шведским и финским дорогам, два морских перехода на отличных паромах, интересные маленькие города и поселки. Это хороший вариант встречи Нового года. Во всяком случае, мне понравилось, и я, может быть, когда-нибудь повторю. Главное, попасть на карте пальцем в хорошее место. А впрочем, бывают ли на карте плохие места?

P.S. Во время поездки, слушая музыку в машине, открыл для себя «нехитовую» сторону Максима Леонидова и его Hippoband. Прекрасная музыка и замечательные тексты. Почему-то мне показалось, что слова песен «Маленькая роль» и «Танцуй, Зорба, танцуй» злободневны. Или настоящее искусство актуально в любое время и в любом месте?
Спасибо за прекрасный рассказ. Отличное путешествие.
Классный стиль изложения!-) Очень нравится мне такой. Он делает читателя соучастником и в чем- то даже сопереживателем-). Спасибо большое !

Edited at 2015-01-04 11:04 am (UTC)
Александр Сергеевич! спасибо за интересный и содержательный рассказ! дочитала и досмотрела до конца. Спасибо! НОВЫХ ПРИЯТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ ВАМ В ЭТОМ ГОДУ!
Спасибо, Анастасия! С наступившим Новым годом! :)
ЗдОрово! С бооольшим удовольствием прочитала про твое новогоднее путешествие. :)
Сколько же на карте таких интересных и красивых мест, в которых ни то что не побываешь, а даже не узнаешь про них никогда!
Даша, спасибо! Я тоже иногда узнаю про новые места из твоих с Ваней рассказов о путешествиях. Вот так объединенными усилиями и познаем мир. :)
В Венденский замок вполне можно было "ткнуть пальцем" совершенно сознательно. :)) Интересное место. Пожалуй, самое известное на сегодня из сохранившихся укреплений Ливонского ордена. Штурмовали его в свое время и Новгородцы, и Литовское княжество, Иван Грозный, шведы... И все без особого успеха.
Замечательная поездка получилась! Тоже люблю такие спонтанные путешествия )
"Мариэлла" тоже оставила приятные впечатления, помнится мы с на ней с товарищем Урицк славно зажигали, бедняга Мозжухин даже делал вид, что он не с нами... )))
Ха, знакомое дело... Однажды глубоко уважаемый мной Алексей Семин даже вынужден был сбежать от нас с товарищами Яблонским и Михайловским в Киеве. И я его хорошо понимаю! :) Было это, правда, давно.
ох, прямо не знаю с чего начать...
А! СПАСИБО
За ощущение себя за рулем - обожаю ездить одна
За мой любимый древнейший Цесис - не была там лет 20
За остров Эланд - вот уж не думала, что мне его кто-то покажет из френдов, да так хорошо!!!
Я там работала почти месяц)) - выставку от своего музея монтировала
Он очень уютный, очень.

СПАСИБИЩЕ

PS
Кстати, такие же ролики безопасности крутят на Марии и на Анастасии
Спасибо за оценку. :) А насчет "Принцесс" - да, конечно, ведь ими тоже управляет компания DFDS.
Спасибо за чудесную новогоднюю историю. С Рождеством Вас, Александр! Светлой радости Вам в душе.
мдааа..большая прогулка получилась :)
домики интересные такие )
я уже второй раз читаю ))
С Новым годом и Рождеством))
Замечательное путешествие как по маршруту, так и по способу передвижения:автомобиль и паром. Сколько интересных мест в Прибалтике и европейских странах! Я с большим интересом познакомился с фоторепортажем с положительным, добрым взглядом на все моменты, чего не встретишь в большинстве СМИ, выискивающих сплошной негатив, и за это Вам, Александр Сергеевич, искреннее спасибо! А в высказывании о политиках Вы совершенно правы! Вы взяли на себя миссию видеть прекрасное в мире, запечатлеть и поделиться с нами.
Если интернет не наврал, Цесис - родина Лаймы Вайкуле.