Из архива Б.В. Курылева: теплоходы проекта 26-37

Третья порция сканов из фотоколлекции Бориса Васильевича Курылева (часть фотографий сделал Станислав Александрович Парфенов). В этот раз – теплоходы проекта 26-37. Моя самая любимая серия судов. Почти все эти теплоходы успешно трудятся на реках и сейчас, и есть много их современных фотографий. Но эти фото – редкие; они запечатлели жизнь теплоходов проекта 26-37 в советское время.



Проект 26-37 – это «чехословацкая трактовка» более распространенного проекта 588. Теплоходы проекта 26-37 были сделаны более мощными, и чуть больших габаритов, чем их немецкие коллеги. Суда проектировались под работу на скорой линии Горький – Астрахань, и построено было их всего четырнадцать, как раз столько, сколько требовалось для этой линии.

Один теплоход серии, «Валерий Чкалов», изначально попал в Московское пароходство, где работал на туристических линиях, и лишь спустя двадцать лет был передан в Волжское пароходство, где с опозданием в два десятилетия его все-таки поставили на скорую линию Горький – Астрахань. А остальные тринадцать теплоходов вставали на эту линию сразу после прибытия из Чехословакии на Волгу, в течение 1959-1962 гг.

В 1965 году девять теплоходов серии были переведены на скорую линию Москва – Астрахань, где работали неизменным составом больше двадцати лет, до 1987 года. А сама линия просуществовала до 2005 года.

Начну с теплохода с замечательным именем «Дружба». В дальнейшем его дважды переименовывали: он носил имена «Капитан Рачков» и «Сергей Абрамов». К сожалению, осенью 2011 года теплоход сгорел во время зимней стоянки в Москве. А в середине навигации 1960 года этот теплоход пришел на Волгу, и возможно даже, что фотография была сделана в его первом рейсе. Кстати, с самого первого рейса и потом много навигаций на «Дружбе» («Капитане Рачкове») работала штурманом участник Сталинградкой битвы, легендарная Валентина Алексеевна Князева. Крепкого ей здоровья!



Теплоход «Дружба», г. Горький, 1960 год

Где «Дружба», там и «Мир». Хотя эти названия теплоходы носили лишь первые несколько навигаций, но какие это были замечательные названия! «Мир» теперь называется «Афанасий Никитин».



Теплоход «Мир», г. Горький, 1960 год

На следующей фотографии – теплоход «Сергей Лазо», еще в астраханский период своей биографии. Дело в том, что хотя, как я говорил, тринадцать теплоходов серии поступили в Волжское пароходство, но базировались они в двух разных местах: восемь теплоходов – в поселке Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом, а пять теплоходов – в Астрахани.

Теплоход «Сергей Лазо» был передан из Астрахани в Память Парижской коммуны после аварии (столкновение с другим судном без серьезных последствий), которая случилась в 1983 году. С 1986 по 1992 год теплоходом командовал Александр Иванович Шашин, известный историк волжского флота и собиратель пароходной старины. Сейчас этот теплоход называется «Президент».



Теплоход «Сергей Лазо», г. Астрахань, 1981 г.

Не знаю, у кого как, а у меня теплоход «Сергей Лазо» крепко ассоциируется однотипным теплоходом «Вацлав Воровский». И неспроста: расписание именно этих двух судов в восьмидесятые годы было состыковано с расписанием ленинградских теплоходов «Герой Ю. Гагарин» и «Сергей Орлов». Получался 23-днейный рейс Ленинград – Астрахань – Ленинград с пересадками в Горьком на пути туда и обратно.

Но если «Сергей Лазо», как мы знаем, жив и здоров, то последняя навигация «Вацлава Воровского» была в далеком 1994 году. Теплоход мог еще работать, но работы для него тогда не было. В 2004 году так и не вернувшийся в строй «Воровский» был разделан на металл.

В школьные годы я настолько убедительно рассказывал всем о речных теплоходах, что приобщил к речным круизам даже двух учительниц. В результате учительница физики Евгения Дмитриевна Нисневич совершила путешествие как раз на "Вацлаве Воровском".



Теплоход «Вацлав Воровский»

Такая же судьба (не в плане приобщения учительниц к круизам, а в плане окончания жизненного пути) постигла теплоход «Клара Цеткин». Вместе с Вацлавом Воровским» они после навигации 1994 года остались на отстое: сначала в Астрахани, затем – в Памяти Парижской коммуны. В 2004 году теплоход «Клара Цеткин» закончил свой путь в Череповце.



Теплоход «Клара Цеткин»

Еще один бывший «астраханец» – теплоход «Клемент Готвальд». После навигации 1996 года его передали из Астрахани в Память Парижской коммуны, а после навигации 2002 года выставили на продажу. В дальнейшем он носил имена «Профессор Лукачев», «Екатерина Великая», а сейчас этот теплоход принадлежит пермской компании и называется «Родная Русь».



Теплоход «Клемент Готвальд», 1961 год

И, наконец, пятый астраханский теплоход назывался «Николай Щорс». Он был построен в 1962 году и стал не только последним судном серии, но и последним трехпалубным теплоходом, построенным для СССР. Судьба «Щорса» в Волжском пароходстве, за исключением первых и последних лет, была в основном туристическая: с 1965 по 1991 год «Щорс» обслуживал Саратовский совет по туризму и экскурсиям. Одним из его постоянных пассажиров был саратовский поэт Николай Егорович Палькин, автор замечательной иллюстрированной книги «О, Волга!».

В 90-е годы теплоход то находился на отстое, то эпизодически вставал на транспортные линии. К сожалению, памятная табличка в вестибюле теплохода дает совсем другую информацию об истории его работы, но она ошибочна. Сейчас этот теплоход называется «Михаил Танич».



Теплоход «Николай Щорс»

Теплоход «Андрей Жданов» стал одним из первых судов, переименованных на закате Советского Союза по идеологическим причинам. В 1988 году теплоход получил имя «Иван Кулибин», которое носит и сейчас. С 2002 по 2005 год капитаном на нем был Сергей Арсентьевич Селезнев, активно помогавший проведению первой конференции любителей речного флота (она прошла на этом теплоходе в 2003 году), поэт и интересный человек. Сейчас он командует теплоходом «Санкт-Петербург».



Теплоход «Андрей Жданов», 1980 год

«Октябрьская революция» – головное судно серии, построенное в 1957 году. Этот теплоход рекордно долго (с 1959 по 1992 год) работал на скорой линии Горький – Астрахань. Теплоход продолжает работать на Волге. Он никогда не менял названия.



Теплоход «Октябрьская революция», г. Казань

Теплоход «Комарно» – тоже своего рода рекордсмен среди судов серии: его реконструкция продолжалась больше трех лет, из-за чего теплоход пропустил три навигации с 2005 по 2007 год. Но результат получился очень достойный: это комфортабельное судно работает в премиум-классе в высоком ценовом сегменте под именем «Волга Дрим»; основные его клиенты – американские туристы. А строящийся в Хорватии «Волга Дрим 2» станет первым за двадцать лет круизным судном, построенным для работы на реках России.



Теплоход «Комарно», 1986 год

Теплоход «Яков Свердлов» тоже очень достойно реконструирован, называется теперь «Александр Бенуа», и работает он во флотилии нашей компании. Поэтому, конечно же, отношение к этому теплоходу у меня очень теплое.

Кстати, задолго до реконструкции, в начале девяностых, когда этот теплоход еще работал на транспортной линии Москва – Астрахань, у его тогдашнего капитана Германа Валентиновича Родионова была интересная (хотя, на мой взгляд, утопическая) инициатива. Он предлагал выкупить все суда транспортной линии у Волжского пароходства экипажами. Каждое судно стало бы самостоятельным акционерным обществом. Эта инициатива серьезно обсуждалась, но до реализации дело не дошло.



Теплоход «Яков Свердлов», 1983 год

Следующую фотографию, на которой изображен теплоход «Серго Орджоникидзе», я показал нескольким коллегам и спросил у них, что это за теплоход. И никто не смог ответить на этот вопрос. А теплоход всем моим коллегам хорошо известен, ведь сейчас он – часть нашей флотилии, и называется «Н.А. Некрасов». Впрочем, то, что старое имя давно забылось, неудивительно: теплоход носил его всего две навигации. Переименовали его по той причине, что одновременно с ним в Московское пароходство пришел трехпалубный теплоход с тем же именем. Они пересекались на Волге, и, дабы избежать путаницы, один из теплоходов пришлось переименовать.

«Н.А. Некрасов» мне нравился еще со школьных лет, и я видел себя его капитаном. Возможно, я бы мог справиться с этой работой, но поскольку эту должность сейчас занимает высококлассный специалист Алексей Анатольевич Быков, то я, конечно, на это место не претендую. Но к теплоходу имею самое прямое отношение – как судовладелец. Мы приобрели классно реконструированное судно в 2010 году, и, сдается мне, что именно таким образом Вселенная реализовала мое давнее, с детства, желание иметь отношение к этому теплоходу.

Кстати, по моим прикидкам, «Н.А. Некрасов» – единственный в мире теплоход… Та-та-дам! Единственный в мире теплоход, который никогда не зимовал вне затона Память Парижской коммуны. Рекорд, конечно, шутливый, и к тому же закрадывается сомнение: а вдруг когда-то в шестидесятые он разок зазимовал где-то еще, и тогда весь рекорд пойдет насмарку?



Теплоход «Серго Орджоникидзе», 1961 или 1962 год

И напоследок – теплоход, зайдя на который, вы сможете посмотреть, какой бы стала вся серия, если бы ее успели реконструировать в конце восьмидесятых. Дело в том, что существовала программа реконструкции теплоходов проекта 26-37. В 1988 году первым на реконструкцию в Чехословакию отправили теплоход «XXI съезд КПСС». Вторым должен был отправиться «Сергей Лазо», но программа была свернута по экономическим причинам.

Что же касается теплохода «XXI съезд КПСС», то его успели реконструировать, но вернуться на Волгу он смог только в конце девяностых под именем «Капитан Пушкарев». Реконструкция коснулась и пассажирской части (были переделаны каюты; повысилась их комфортабельность, при этом были сохранены каюты разных категорий), и части механической. Внешне теплоход тоже слегка изменился за счет большой ходовой рубки, которую ему установили в Чехословакии.



Теплоход «XXI съезд КПСС», г. Куйбышев, 1980 год

Все эти замечательные теплоходы сыграли большую роль в волжском судоходстве, а у многих из них впереди еще немало интересных событий, и, конечно, счастливых туристов. Я бы назвал эту серию истинно волжской, ведь работа всех этих судов была и остается связана с этой прекрасной рекой.


"Клемент Готвальд" пережил и "Екатерину Великую", став сейчас "Родной Русью".

А вообще - спасибо за ностальгию, снимки по-настоящему тронули, сколько теплых чувств было к этим прекрасным "чехам". Не ко всем, но ко многим. И щемящая грусть где-то внутри, когда разбомбленный "Вацлав" гнил в затоне, и светлые воспоминания о путешествиях на "Некрасове", "Кулибине" и "Октябрине".

Ну и да - тоже больше нравились "чехи", чем "немцы", хотя любителей последних (чисто по ощущениям) было и есть количественно больше. Эх, сколько копий было сломано в спорах "армяне лучше чем грузины", сидя на палубе на фоне теплого закатного солнышка.

Еще раз спасибо, что находите время для таких постов.

Edited at 2015-01-31 08:10 am (UTC)
Да, спасибо, я уже добавил про "Родную Русь". Почему-то вылетело из головы это переименование. А у "немцев" и вправду, как я заметил, поклонников больше. Видимо, из-за более интересной внутренней отделки. Речь, конечно, о "родной" отделке, которой уже почти нигде не осталось. А мне "чехи" всегда нравились за ощущение уверенной мощи.
Теплоход Клара Цеткин
Порадовался за серию, спасибо!
Немного дополню про "Клару Цеткин", все семидесятые годы капитаном теплохода был Николай Михайлович Сарбаев

(Фотография 2007 года, Астрахань)
а его первым помощником ныне здравствующий 84-летний -- Юрий Григорьевич Карасёв

(Фотография 2013 года, Астрахань)
Re: Теплоход Клара Цеткин
Эрнст Галимович, спасибо за фотографии. Николай Михайлович Сарбаев был очень известным астраханским капитаном.
Слышал когда-то, что заказ на 14 судов отдали в Комарно по той причине, что верфь в Висмаре зашивалась и часто срывала сроки передачи уже заказанных теплоходов. Все это конечно из области слухов, но как по мне, так "чехи" - отдельный самостоятельный проект, который просто похож на 588. Хоть и сделан по мотивам, но все-таки выполнен с нуля.
26-37 и есть самостоятельный проект. Если 588 проект целиком был разработан в ЦТКБ МРФ в Ленинграде, то 26-37 - совместная работа с чешским КБ "Новинка".
588 главнее (ну я в своем стиле)
Отличная коллекция... ТЛ - как первая (вторая) любовь, навсегда.

А технически "Воровский" и"Цеткин" могли еще поработать?
Re: 588 главнее (ну я в своем стиле)
Конечно могли бы. Хотя их и пограбили перед передачей из Астрахани в ППК, но в дальнейшем другие теплоходы восстанавливали, и неплохо восстанавливали, из куда худшего состояния.
Обожаю такие исторические посты про теплоходы. Спасибо за проделанную работу. Жаль, что теплоходы этого проекта не ходят в Петербург.
Спасибо за оценку! :) В Петербург с некоторыми ограничениями сейчас ходит теплоход "Волга Дрим", бывший "Комарно".
Александр Сергеевич спасибо за статью!!!
С удовольствием почитала историю теплоходов!
а Особенно про некоторые мои любимые теплоходы.
Спасибо, Саш! Классный отчёт! С удовольствием почитал и чуть-чуть поностальгировал.:)) А Некрасов - и мой любимый теплоход. В стародавние доинфофлотовские времена в 90-е годы несколько раз ходил на нём на ТЛ в Астрахань. Легендарные были рейсы! А в заключительный раз, когда ходил на нём на ТЛ, в 2000 году А.Быков там работал, если не ошибаюсь, 2-м штурманом. Хорошо помню его тогда - и, кстати, он мало изменился внешне. :))
Получилось, кстати, так, что с 1998 по 2000 год на "Некрасове" (тогда еще в Волжском пароходстве) вместе работали три наших нынешних капитана: Ю.М. Машарипов - 1 штурманом, А.А. Быков - 2 штурманом, В.М. Савельев - рулевым. Так что, можно сказать, что этот теплоход стал кузницей кадров для "Инфофлота". :)
Редкие кадры! Спасибо за чудесный рассказ!
Спасибо, Сергей! С интересом, кстати, прочитал твой материал об уходящих судах. Все ведь происходит на моих глазах, я даже в каком-то смысле наблюдаю за процессом изнутри. И в каждом случае для ухода судна есть свои уникальные причины. А вместе это все-таки складывается в тенденцию: суда понемногу уходят.
Было интересно почитать, хоть и не люблю этот проект.
Радомир
(Anonymous)
Интересно, вы пишете, что теплоходы серии 26-37 были крепче и мощнее 588. Тогда почему в настоящее время их практически невозможно увидеть, за исключением "Волга Дрим", на Ладоге и Онеге, где условия судоходства более суровы чем на реке? А 588 прекрасно справляются в этих условиях.
Re: Радомир
Я пишу, что они мощнее, а не крепче. Суда проекта 26-37 строились для Волги, без расчета на эксплуатацию в озерах. Они имеют более тяжелую, чем у проекта 588, надстройку, и, соответственно, меньшую остойчивость. Впрочем, в период с 2004 по 2011 год эти теплоходы ходили в Петербург через озера без единой предпосылки к происшествию. Потом, после "Булгарии", им закрыли выход в озера по чисто политическим причинам.
Александр, спасибо за интересный обзор. Не менее любопытно было узнать, как меняли имена у теплоходов. На мой взгляд, "Волга дрим" как название не выдерживает никакой критики. Ладно бы еще "Volga Dream", раз уж на борту были американские туристы, но в кириллической транслитерации... Александр, а каково Ваше мнение?
Думаю, что решение владельца назвать теплоход именно так имело свои основания. Но я бы, наверное, дал теплоходу официальное название на русском языке "Волжская мечта". На мой взгляд, это красивое и благозвучное название. А для иностранных туристов оно было бы Volga Dream.
Сергеич, спасибо, с удовольствием почитал и посмотрел фото, хоть многое вроде бы и знал. Очень душевно и своевременно, на фоне поднадоевшей зимы.

Кстати, до начала навигации ровно 3 месяца. Уже даже чуть меньше.
:-)
Спасибо, Дима! И, как обычно, эти три месяца пролетят мгновенно. :)
Большое Спасибо!
Очень полезная и интересная статья! Её бы на Речной Форум:))
26-27 мои одни из любимых судов. Самый любимый теплоход - Президент, я его ласково называю "Презичка". Среди других любимчиков - Бенуа ( Беничка) и Некрасов ( Никеша).

Спасибо за редкие кадры. Щорс по-моему был единственным "чехом", который работал на туристической линии в советское время. И единственный 26-37, который не заходил на стоянку в Ильинке, где я проводил в детстве все лето.

В 1965 году, при большой перекомпоновке буквально всех линий (это было связано с открытием Волго-Балта) из тринадцати судов на линии Горький - Астрахань остался только теплоход "Октябрьская революция". Девять теплоходов были переведены на скорую линию Москва - Астрахань, а три судна ("Николай Щорс", "Сергей Лазо" и "Вацлав Воровский") стали работать на туристических линиях. "Лазо" и "Воровский" - где-то до 1983 года (плюс-минус год). "Щорс" - до 1991 года. "Чкалов" работал в Московском пароходстве на туристических линиях до 1980 года, а после передачи в Волжское пароходство - на скорых линиях. У остальных судов серии в советское время туристические рейсы тоже случались, и даже, бывало, с иностранными туристами, но лишь эпизодически. Основная их работа была на транспортных линиях.
(Anonymous)
"Воровский" тоже туристов возил в советское время и по моему ещё Комарно и Сергей Лазо.
Уникальные фотографии! Огромное спасибо Вам, Александр Сергеевич, за такой экскурс в историю! Это безумно интересно! Тем более, что мне самому практически на всех этих теплоходах удалось проехаться в 90-е и 2000-е годы. А самый первый в жизни "круиз" продолжительностью 2 часа по маршруту Дубовка-Волжский был на теплоходе "Октябрьская революция" в 1983 году. Цена билета была 50(!) копеек, а детский билет 10(!) копеек!
(Anonymous)
Cпасибо автору за интересный ностальгический экскурс. Как будто побывала в гостях у добрых старых друзей. Как печально, что уходят из жизни не только капитаны, но и их славные корабли, дарившие людям романтику и радость долгие десятилетия...С благодарностью,
Фаизова Лариса Ренатовна, дочь капитана
т\х Вычегда, Андрей Жданов, Лев Доватор,
Феликс Дзержинский, Русь
ФАИЗОВА Рената Шамгуновича.
Спасибо, Лариса Ренатовна! Ренат Шамгунович был известным и уважаемым капитаном, о нем на Волге вспоминают и сегодня.
"Воровского" и "Цеткин" в Череповец перетащили в мае 2002 года. "Цеткин" порезали в 2003-м, а затонувшего там же "Воровского" - только в 2007-м.

С модернизацией "XXI съезд КПСС" был такой скандал. Словаки просили прислать первым "Комарно" - там какой-то юбилей судоверфи был и работа с ним была бы знаковой. А наши отправили свой идеологически верный "Съезд". В итоге словаки саботировали работу. Вернулся на Волгу "Съезд" осенью 1996 года, в 1997-м был достроен в ППК, где и получил имя Пушкарева.
капитаны
родился я в Сталинграде.Отец всю жизнь посвятил речному порту.Начинал работать с Андреем Кучкиным. Был диспетчером погрузо-разгрузочных работ. И так вышло,что я катался на всех без исключения волжских теплоходах.После армии решил поступать в Университет им. Жданова. И отец мне отдал свой бесплатный билет до ленинграда. В люксе добирался до Ярославля на "Кларе Цеткин ".А потом по Мариинской системе на " Красногвардейце " Вот так. Но хочу спросить вот о чем. Начальником Речпорта Сталинграда был Анатолий Исакович Быков.Замечательный человек. Не его ли сын ныне капитанит на "Некрасове" ? Алексей Анатольевич. АУ!