Из архива Б.В. Курылева: теплоходы проекта 588

Продолжая публиковать фотографии из коллекции Бориса Васильевича Курылева, в этот раз остановлюсь на, пожалуй, самом популярном типе речного судна в СССР и России на протяжении уже более пятидесяти лет. Это трехпалубные теплоходы проекта 588, строившиеся в ГДР с 1953 по 1961 год.



Теплоход «Н.К. Крупская», г. Ленинград, май 1984 г.

Для своего времени это были суда невиданных для советских рек габаритов. При проектировании отдельное внимание уделялось внешнему виду судов – в создании облика теплохода 588 проекта принимали участие архитекторы. Хотя, как это обычно бывает, у многих «любителей волжской старины» того времени новые суда вызвали резкое неприятие именно из-за внешнего вида.

После строительства первых одиннадцати теплоходов в проект были внесены изменения. Поменялись планировка пассажирских помещений, габариты надстройки и некоторые технические характеристики судов (например, мощность подруливающего устройства). Еще тридцать восемь теплоходов были построены по измененному проекту. Таким образом, всего было построено без одного полсотни таких судов.

Теплоходы 588 проекта поступили в Волжское, Московское, Камское, Северо-Западное, Беломорско-Онежское и Енисейское пароходства для работы как на транспортных, так и на туристических маршрутах. Первоначально именно такими судами была укомплектована знаменитая скорая линия Москва – Астрахань, и лишь в 1965 году их заменили на «чешский аналог» – теплоходы проекта 26-37. Поскольку Волго-Балтийский водный путь открылся для судоходства только в 1964 году, теплоходы перегоняли через Ленинград, Архангельск, Северную Двину, Сухону и Северо-Двинский канал.

В коллекции Б.В. Курылева присутствуют фотографии не всех сорока девяти судов 588 проекта, да и из тех, что есть, я отобрал не все. Пролистаем некоторые из них из относительно недавнего (восьмидесятые годы) прошлого.

Начнем с теплоходов Северо-Западного пароходства. До 1964 года Северо-Западный бассейн был обособлен от Волжского, и крупные пассажирские суда не могли ходить из Ленинграда на Волгу (упоминавшиеся перегоны с демонтажем частей надстройки и массой других сложностей не в счет). Тем не менее, к Ленинграду были приписаны четыре теплохода 588 проекта – «Н.К. Крупская», «Т.Г. Шевченко», «А.С. Попов» и «Алтай». Они выполняли туристические рейсы на острова Валаам и Кижи.



Теплоходы «Н.К. Крупская» и «А.С. Попов», г. Ленинград, 24 апреля 1982 г.

Из этой четверки в работе сейчас остался лишь «А.С. Попов». Остальные три теплохода уже разделаны на металл – все три из-за невостребованности и невозможности для владельцев потянуть задуманное переоборудование. Эти суда были не лучше и не хуже своих собратьев, и они вполне могли работать и сейчас. Но судьбы судов складываются как и судьбы людей – иногда довольно непредсказуемо.



Теплоход «Алтай», г. Ленинград, весна 1983 г.



Теплоход «Т.Г. Шевченко», г. Ленинград, весна 1982 г.



Теплоходы «Алтай» и «Т.Г. Шевченко», г. Ленинград, весна 1983 г.

В 1965 году, с открытием Волго-Балтийского водного пути вместо старой Мариинской системы теплоходы 588 проекта получили возможность ходить из Ленинграда на Волгу. Маршрутов стало больше, круизы стали продолжительнее, и четырех теплоходов Северо-Западного пароходства для выполнения всей требуемой работы стало не хватать. Поэтому на помощь пришли волжские собратья «Генерал Н.Ф. Ватутин», «Генерал И.Д. Черняховский», «Н. Гастелло», «Алеша Попович» и другие. Они стали выполнять многодневные рейсы с туристами из Ленинграда на Волгу, и обслуживали ленинградцев до середины семидесятых годов, когда в Северо-Западное пароходства стали поступать четырехпалубные суда из Германии.

В 1965 году из Волжского пароходства в Ленинград был передан теплоход «Родина». Кстати, в первые годы после постройки (с 1955 по 1958 год) им командовал был очень известный в свое время волжский капитан Александр Иванович Торсуков. Он был виртуозным судоводителем, отличным организатором, и талантливым учителем штурманов. Александр Иванович начал свой трудовой стаж в 1909 году матросом на буксире; работал и на знаменитом пароходе «Ориноко» («Переворот»), оказавшем огромное влияние на облик волжского пассажирского флота с конца XIX века и до наших дней. В 1943 году Александр Иванович чудом уцелел, когда двухпалубный теплоход «Карл Либкнехт», на котором он работал старшим помощником капитана, подорвался на немецкой мине. А до «Родины» капитан Торсуков командовал известным волжским пароходом «Володарский». Почему я так подробно об этом пишу. Капитан Торсуков мне представляется как бы связующей нитью между поколениями бурлаков прошлых столетий и речниками на современных судах.

Говорят, он был довольно мягким в общении человеком. Ему, кстати, принадлежит замечательное изречение о том, что если на судне чистые уборные, дальше можно не смотреть: теплоход в порядке.



Теплоход «Родина», г. Горький

Кроме ленинградского теплохода «Т.Г. Шевченко», был еще один теплоход, названный в честь украинского поэта – волжский «Тарас Шевченко». Позднее он назывался «Сергей Кучкин», а сейчас носит название «Очарованный странник».



Теплоход «Тарас Шевченко»



Теплоход «Сергей Кучкин», г. Астрахань, сентябрь 1983 г.

Ну что же, попробую соорудить переход от теплохода «Сергей Кучкин» к теплоходу «Михаил Кутузов»… Министр речного флота РСФСР Сергей Андреевич Кучкин был суровым человеком. Небольшой эпизод: в 1958 году, в бытность свою начальником Волжского пароходства, он снял с должности капитана теплохода «Михаил Кутузов» за посадку на мель, допущенную старшим штурманом теплохода.



Теплоход «Михаил Кутузов», г. Горький

Но, надо сказать, он же спустя год и восстановил его в должности, отправив в Германию принимать новый теплоход «Денис Давыдов». Капитана звали Василий Григорьевич Москалев. Фронтовик, инициативный и ответственный человек. Он командовал «Денисом Давыдовым» до 1982 года, а потом много лет работал в Волжском пароходстве капитаном-наставником. Автор многих книг и статей, Василий Григорьевич оставил большой след в истории волжского судоходства.

По счастью, я успел пообщаться с Василием Григорьевичем в 2003 году. И в том же году – с известным енисейским капитаном Михаилом Демьяновичем Селивановым, принявшим под командование свой первый пассажирский пароход в 1945 году. Сейчас обоих капитанов уже нет в живых, а тогда они, будучи в солидном возрасте, сохраняли бодрость духа и занимались общественной работой: руководили советами ветеранов; Василий Григорьевич писал книги; Михаил Демьянович возглавлял созданный им музей истории Енисейского пароходства (и какой!).

Так вот, что особенно запомнилось из общения с этими людьми – они не выглядели частью прошлого. Это были абсолютно современные люди с современными суждениями. Никакой ностальгии по прошлому, никакого «в наше время было так…». Спросишь про события тех лет – расскажут, где-то не без юмора, но точно без пафоса. А сами – в сегодняшнем дне.

Чем дальше, тем чаще надо напоминать себе, что ты не хочешь стать человеком, говорящим «мы стояли у истоков…» и «а сейчас не то и не те». Но когда перед глазами есть достойные примеры людей, в данном случае пассажирских капитанов, которые такими не стали, то справиться с соблазном остаться в прошлом гораздо проще.

А теплоход «Денис Давыдов» работал где-то до середины девяностых, потом был передан из Астрахани в Память Парижской коммуны, затем продан в Камское пароходство, но в эксплуатацию так и не был введен. Теплоход находится сейчас на отстое в Перми.



Теплоход «Денис Давыдов», 1980 г.

Вместе с «Денисом Давыдовым» в 2001 году в Пермь был продан однотипный теплоход «Генерал И.Д. Черняховский», который тоже так и не вернулся в работу. Но попытки ввести теплоход в эксплуатацию были: у Камского пароходства существовал проект восстановления судна с переоборудованием внутренних помещений, и параллельно теплоход предлагался для восстановления с передачей в долгосрочную аренду другим компаниям. В том числе такие переговоры дважды вели и мы, и оба раза довольно близко подходили к подписанию договора, хотя оба раза не сложилось.



Теплоход «Генерал И.Д. Черняховский», г. Ленинград, весна 1983 г.

«Генералов» в Волжском пароходстве было два: кроме «Черняховского», еще «Генерал Н.Ф. Ватутин». Это, кстати, был первый трехпалубный теплоход в моей жизни: в 1984 году мы с папой совершили на нем поездку по транспортной линии Москва – Ростов-на-Дону – Москва. Все было хорошо, а вот почему-то врезался в память случай, совсем пустяковый, вспоминая о котором, и сейчас становится как-то неприятно.

В Ростове одна семья опоздала к отправлению в рейс. По расписанию теплоход отправлялся ровно в 8 утра, а у них в билетах почему-то было указано 08.30. Они догнали теплоход в Кочетовском шлюзе, заселились в свою каюту и поехали, как и планировали, в Хвалынск. А мне запомнилось, как пожилые женщины забирались на теплоход через высокий борт, и никто из экипажа не подал им руку.

Случай, впрочем, нетипичный, уж сейчас-то я это отлично знаю. А теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин», после огромного (18 лет!) перерыва в работе прошел капитальную реконструкцию, получил новое имя «Русь Великая» и класс, позволяющий не только работать на реках и озерах, но и выходить в прибрежные зоны морей.



Теплоход «Генерал Н.Ф. Ватутин», г. Куйбышев, 1981 г.

А вот теплоход «И.С. Тургенев» вместе с однотипным «Ильичом» после навигации 2006 года встал на дорогостоящую реконструкцию, которая продолжается с перерывами по сей день, и заканчиваться пока не собирается.



Теплоход «И.С. Тургенев»

В Московском пароходстве с 1961 года работали теплоходы «Иван Сусанин» и «Серго Орджоникидзе», а в 1981 году к ним присоединился переведенный из Беломорско-Онежского пароходства «К.Э. Циолковский». Теплоходы обслуживали туристические маршруты, в основном Москва – Санкт-Петербург – Москва.

У каждого из этих судов была непростая судьба с разного рода превратностями. В Московском пароходстве эти теплоходы проработали до начала-середины девяностых годов. «Иван Сусанин» после долгого стояния в Амстердаме в 2004 году вернулся в Россию, и после реконструкции получил имя «Петр Первый». Сейчас он используется в качестве плавгостиницы в Череповце. «Серго Орджоникидзе» после пожара 1992 года так и не был восстановлен, и в конце концов его порезали. «К.Э Циолковский» теперь называется «Анатолий Папанов», и находится в затоне Память Парижской коммуны на отстое, впрочем, с перспективами вернуться в работу.



Теплоходы «К.Э Циолковский» и «Серго Орджоникидзе», г. Ленинград, июнь 1983 г.

Теплоход «И.А. Крылов», большую часть жизни проработавший в Волжском пароходстве, с 2003 года вошел в состав Московского пароходства, у которого к тому моменту уже не оставалось подобных судов. И работает он, кстати, в основном на традиционной линии московских трехпалубников Москва – Санкт-Петербург.



Теплоходы «Иван Сусанин» и «И.А. Крылов», г. Ленинград, 1983 г.

Теперь немного астраханских теплоходов. Как я говорил в прошлый раз, часть пассажирского флота Волжского пароходства до 1998 года базировалась в Астрахани. Среди этих судов были и теплоходы 588 проекта, один из которых традиционно обслуживал астраханских туристов и назывался «Михаил Лермонтов». Этот теплоход выполнял многодневные круизы из Астрахани в Москву и Ленинград. В 1993 году «Лермонтов» в последний раз вышел в навигацию, на этот раз как судно транспортной линии Горький – Астрахань. В начале 2000-х теплоход был разрезан в затоне Память Парижской коммуны.

Первое название «Михаила Лермонтова» было «Казбек». В 1958 году пять новых теплоходов 588 проекта были названы в честь гор: «Кавказ», «Урал», «Эльбрус», «Алтай», «Казбек». «Алтай» и «Казбек» я упомянул. «Эльбрус» («Валентина Терешкова»), к сожалению, сгорел в Астрахани во время подготовки к навигации 1978 года. А про «Кавказ» и «Урал» я еще скажу.



Теплоход «Михаил Лермонтов», г. Астрахань, сентябрь 1981 г.

Теплоход «Багратион» был передан в Астрахань из Нижнего Новгорода в 1981 году. В 1988 году «Багратион» стал первым в списке на капитальную реконструкцию в Австрии (вспомним, что одновременно в Чехословакию был отправлен теплоход проекта 26-37 «XXI съезд КПСС»). «Багратион» перегнали в Ростов, где его начали готовить к морскому переходу. Но в Австрию ни этот, ни другие теплоходы серии не попали: программа была свернута по экономическим соображениям. Весной «Багратион» вернулся в Астрахань, и снова встал на горьковскую транспортную линию.

«Багратион» работал до 1998 года, затем его передали в Память Парижской коммуны, и больше он никогда не выходил в рейсы. Как и «Лермонтов», «Багратион» был утилизирован в начале 2000-х годов, причем в процессе разделки он опрокинулся и долгое время оставался в таком положении. Это была грустная картина последних месяцев жизни красивого и еще недавно исправного теплохода с достойным названием.



Теплоход «Багратион», г. Астрахань, сентябрь 1981 г.

Теплоход «Урал» в течение жизни менял названия на «Инженер Пташников», «Тарас Бульба», а теперь он снова называется «Урал». Неоднократно менялся и порт базирования: Астрахань, Нижний Новгород, снова Астрахань, и теперь Пермь. Речники полушутливо-полусокрушенно говорили, что пока теплоход передавали туда-обратно, его несколько раз пограбили. И это сущая правда. Например, для средневековых зазватчиков взять город означало еще и возможность его начисто ограбить, а жителей убить или увести в рабство. Ничего личного, просто славная традиция предков. Так и на реке: при передаче из одного места базирования в другое даже в рамках одного пароходства теплоход обычно грабится. Правда, мирные жители при этом не страдают, но часть оборудования и мебели с теплохода бесследно перекочевывает в какие-то другие, не судовые места. Вот недавно в Паркоммуне при смене собственника грабили теплоход, так там не только поснимали топливные насосы, но даже телевизоры повыносили из кают. Это, между прочим, речная традиция, заведенная еще дедами, так что ее пока чтят.

Пограбленный теплоход каждый раз возвращался в работу, а когда он стал «Тарасом Бульбой», новые пермские владельцы внедрили на нем невиданное новшество: пиво без ограничений! Это оказалось, разумеется, востребовано. Кстати, когда компания обанкротилась, а теплоход уже год как стоял без работы в затоне, я на нем побывал, и он все еще пах пивом. Мы тогда его чуть не купили, и даже назначили на него перегонного капитана (из Перми в Паркоммуну), но в последний момент сделка сорвалась по причине невозможности согласовать некоторые юридические моменты. Теплоход простоял без дела еще два года, а теперь вернулся в работу под первоначальным именем «Урал».



Теплоход «Инженер Пташников», г. Астрахань, сентябрь 1981 г.

И еще один астраханский теплоход – «К.А. Тимирязев». Этот теплоход дольше всех работал в Астрахани, поскольку когда в конце 90-х Волжское пароходство передавало последние пассажирские суда в Нижний Новгород, «К.А. Тимирязев» был продан астраханской компании. До 2013 года «Тимирязев» выполнял разные круизы из Астрахани, а в навигацию 2014 года не вышел: подошел срок серьезного ремонта корпуса и механизмов, что сделало дальнейшую эксплуатацию судна в Астрахани нерентабельной. Тем не менее, при должных вложениях средств вернуть теплоход в строй возможно, и сейчас он находится в Астрахани в ожидании покупателя.



Теплоход «К.А. Тимирязев»

Теплоход «Кавказ» с 1961 года и по сей день называется «Космонавт Гагарин». Этот теплоход был у нас в аренде с 2008 по 2012 год.



Теплоход «Кавказ»

Теплоход «Добрыня Никитич», один из волжских «трех богатырей». Большую часть жизни этот теплоход работал на скорой линии Горький – Астрахань, а также выполнял некоторые ответственные поручения, такие как небольшие рейсы с правительственными делегациями. На его борту бывал Никита Сергеевич Хрущев.

В навигацию 2002 года теплоход был арендован пермской компаний, которая не смогла выполнить обязательства перед туристами. Скандал был настолько сильный, что параллельно с последовавшей продажей «Добрыни» в Камское пароходство ему дали новое имя «Прикамье». Через год теплоход был передан в аренду «Русской пароходной компании на паях», которая сделала теплоходу реконструкцию и эксплуатировала его на круизах из Москвы до 2012 года. После этого «Прикамье» вернулся в Пермь, и в связи с большим объемом необходимых работ по корпусу и двигателям пока остается в затоне.



Теплоход «Добрыня Никитич», г. Астрахань, сентябрь 1981 г.

Теплоход «Дмитрий Донской» теперь называется «Князь Донской». У него также были названия «Кабаргинъ» и «Кабаргин». Что касается «Князя Донского», то несколько удивительно, что теплоходу не вернули изначальное имя. Ведь Донским московского князя Дмитрия Ивановича, если не ошибаюсь, стали звать уже после смерти. Поэтому сочетание «князь Донской» несколько, на мой взгляд, странное. Но это безусловно более красивое название, чем «Кабаргин» и даже чем «Кабаргинъ», каким бы достойным человеком ни был носитель этой фамилии.



Теплоход «Дмитрий Донской», 1984 г.

Теплоход «Карл Либкнехт» был одним из первых судов, проданных Волжским пароходством частной компании. Это произошло в 2001 году, и покупателем стала ростовская компания «Вояж», переименовавшая теплоход в «Юрий Никулин». С 2012 года судно перешло к нам, и после большого количество вложений в переоборудование внутренних помещений и приведения в порядок механической части получило имя «Солнечный город».



Теплоход «Карл Либкнехт», г. Куйбышев, 1986 г.



В шестидесятые-семидесятые годы волжский теплоход «Козьма Минин» был, можно сказать, флагманом среди аналогичных судов. С середины шестидесятых этот теплоход обслуживал иностранных туристов на линии Казань – Ростов-на-Дону, а с приходом в семидесятые годы комфортабельных судов австрийской постройки стал плавбазой отдыха для речников. В 1993 году теплоход перешел на скорую линию Горький – Астрахань, и после этого если и работал, то немного, и встал на отстой. После продажи в 2001 году в Камское пароходство «Козьма» вернулся в строй, и по сей день выполняет круизы из Перми.

Теплоход «Козьма Минин», 1980 г.

«Минин» и «Пожарский» по логике – парные суда, но теплоход «Дмитрий Пожарский» большую часть жизни работал на обычных туристических линиях на Волге, где трудится и сейчас.



Теплоход «Дмитрий Пожарский»

Теплоход «Эрнст Тельман» стал одним из главных героев фильма «Китайский сервиз». «Загримированный» под колесный ретро-пароход, теплоход участвовал в съемках в течение всей навигации 1998 года. Капитаном на нем в то время был Павел Иванович Гражданинов, сейчас возглавляющий экипаж нашего «Александра Бенуа».

«Эрнст Тельман» после продажи в 2004 году был реконструирован и переименован в «Цезарь». Теплоход остается в работе и сегодня.



Теплоход «Эрнст Тельман», г. Астрахань, сентябрь 1983 г.

Теплоход «Фридрих Энгельс» работал в Волжском пароходстве до 2003 года. Он был уже в состоянии, требующем ремонта, и его продали для использования в качестве гостиницы в Калининграде. При буксировке в Калининград Балтийским морем теплоход во время шторма затонул. Высказывались версии, что на самом деле «Энгельс» не затонул, а его спрятали и теперь где-то используют, но я в этом сомневаюсь. Спрятать теплоход таких размеров в наши дни – дело малоосуществимое.



Теплоход «Фридрих Энгельс», г. Астрахань, сентябрь 1983 г.

Пермского теплохода «Ф. Жолио-Кюри» хотя и не касались переоборудования, но и работал он в нише эконом-круизов. И мог бы работать дальше, но осенью 2011 года, после возвращения в затон, на нем произошел пожар. И хотя судно подлежит восстановлению, его оставили до лучших времен в затоне в Перми.



Теплоход «Ф. Жолио-Кюри», г. Астрахань, сентябрь 1983 г.

А закончу обзор я фотографией теплохода «Степан Разин». Этот волжский теплоход был выведен из эксплуатации одним из первых, после навигации 1991 года. После долгого отстоя в 2005 году его наконец продали в Санкт-Петербург, и даже начали ремонтировать (как над теплоходом только не издевались, даже приваривали ему в качестве стабилизаторов качки скуловые кили), но судовладелец разорился, и работы прекратились. Попутно выяснилось, что залоговая стоимость судна значительно превышает реальную, что стало неприятным откровением для одного петербургского банка. Все закончилось тем, что в 2013 году теплоход разделали на металл на Невском судоремонтном заводе, и от него осталось много полезных запчастей, которые теперь используются на некоторых однотипных теплоходах.



Теплоход «Степан Разин»

Но все-таки я не случайно заканчиваю обзор именно этим теплоходом. Казалось бы, грустная нота, но на самом деле нота совсем не грустная. Теплоход сфотографирован в годы своей активной жизни, когда он приносил радость многим людям. В восьмидесятые годы, когда «Степан Разин» обслуживал скорую линию Москва – Ростов-на-Дону, на его борту работал настоящий бар. Ведь тогда бары на таких судах были редкостью, тем более на транспортной линии.

Думаю, что какие-то из теплоходов этого типа останутся в работе и через несколько десятков лет в качестве музейных ретро-судов. Уж очень классическим стал их экстерьер. Волге без них никак.
Спасибо за фотографии - ностальгия как никак.
"Денис Давыдов" в 80-е годы работал от Куйбышевского совта по туризму и экскурсиям.
Мне же более памятен из всех "Степан Разин" - в середине 80-х годов на нем я впервые прошел полный круг по маршруту Куйбышев - Москва - Ростов-на-Дону - Куйбышев, а на "Добрыне Никитиче" в 1984-м впервые в жизни оказался в Ростове-на-Дону. Елки палки - 30 лет уже прошло.
По "Степану Разину" вот что еще вспомнил - в 1985-м и 86-м годах он на ростовскую линию вставал несколько позже остальных судов - в мае и июне он совершал рейсы до Ленинграда, и где-то в середине июня возвращался на пассажирскую линию.
спасибо за интересный пост

теплоходы со славной историей, но все-таки им уже по 50+ лет, давно пора на покой, а они все в строю
Вопрос не в возрасте, а в техническом состоянии судов, а оно зависит от объема и своевременности ремонтов.
"после долгого стояния в Амстердаме в 2003 году вернулся в Россию" - разве не в сентябре 2004-го? Как раз Сергей в октябре поехал на НССЗ, где "Сусанина" готовили к перегону в Москву, куда он пришел в ноябре 2004 года.
Миша, спасибо, исправил. Действительно, в сентябре 2004. Я тогда заезжал на теплоход в гости на НССЗ, и между тем что видел тогда и тем, что стало после реконструкции действительно очень большой контраст.

Спасибо за очередную подборку редких кадров. У меня, кстати, Ватутин тоже первый в жизни теплоход. И это тоже было в 84 году. Я ехал тогда из Ильинки до Горького на нем.

Может быть, мы были в одном рейсе? У меня это была первая декада августа.
Спасибо, очень интересно и познавательно )))

Ходил я и на "Кабаргин" и на "Т.Г. Шевченко" (помню с детства, что был у меня значок с этим теплоходом, но уже много лет не могу найти его. Очень жалею ((( )

И на "И.С.Тургенев" я был в перегонном финальном рейсе до НН. Т.е. я был его крайним пассажиром. Потом он уже не вышел в следующую навигацию.
Спасибо, Андрей! "Тургенев" в последние годы мне нравился обстановкой на нем, хотя ничего особенного в самом теплоходе тогда не было.
Прочитал с большим интересом! Спасибо.
Да, я в том же 1993 году совершил путешествие на астраханском же "Щорсе", тоже по ТЛ Горький - Астрахань - Горький. Единственный круиз в жизни из многих десятков, который мне НЕ понравился. Основной вопрос был в дефиците нормальных кадров плавсостава в Астрахани + в заниженных требованиях к обслуживанию на астраханских судах. Плюс плохое техническое обслуживание этих судов на Астраханском СРЗ.
Радомир
(Anonymous)
Александр, простите, а почему в этом рассказе не говориться о теплоходе Карл Маркс?
Re: Радомир
Не было его фотографии в коллекции Бориса Васильевича.
Красивые теплоходы!

Интересный у Вас блог! Как на счёт взаимной дружбы?
Спасибо за интересный пост.
Жалко нет информации о Арабелле/ Лев Доватор. Что с ним сейчас.
Спасибо! "Арабелла" так и стоит на реконструкции без ясных перспектив.
На "Советском Союзе" мне посчастливилось "прокатиться" в июле 1996 года из Самары до Волгограда, я и не предполагал тогда, что это последняя навигация для него, очень интересное судно по интерьерам и отделке. Александр Сергеевич прав, говоря о возможной реконструкции, необходимо сохранить оригинальный интерьер и отделку, хотя, видимо этого уже не случится...
Спасибо огромное! Работал «Н.К. Крупская» в 1980 году, - получилось "по страницам моей памяти"
Спасибо за фото и информацию. Я сошлюсь на ваш пост у себя в журнальчике, ок?
Олег
(Anonymous)
Интересно,но почему-то запал в памяти регистрационный номер теплохода Алтай - СЗ-183.Знакомый на нём ходил матросом.
Циолковский
(Anonymous)
В 1993 году, ходил на "Циолковском К.Э."
в подмену, вторым механиком, рейс Москва - Астрахань.
Капитаном был Кипнис М.А., старпомом Лисов Сергей Юрич ( сейчас на яхтах работает), механик Жанков Сергей....отчество забыл, к сожалению.
Хороший экипаж был. Дружный.