Крещение двенадцати новых судов Viking River Cruises

24 марта состоялась церемония крещения двенадцати новых речных круизных судов компании Viking River Cruises. Эти суда предназначены для работы на реках Европы: Рейне, Дунае, Эльбе. Мы с Александром Сахаровым были приглашены принять участие в этом мероприятии в Амстердаме.



Гости, прибывающие в Амстердам со всего мира, разместились на теплоходах Viking Mani и Viking Skirnir, двух из двенадцати судов, которым предстояло крещение.



Среди множества круизных компаний мира Viking River Cruises – одна из немногих, расположение к которой я почувствовал с первого взгляда. А когда стал ближе знакомиться с тем, что они делают, то понял, что это меня вдохновляет. Такое случается нечасто: обычно, даже если компания хороша и за ней стоят сильные профессионалы или искренние энтузиасты, мне бывает скучно вникать в ее работу с профессиональной точки зрения. Вроде и суда отличные, и сервис хороший, и продажи организованы прекрасно, а не заводит, и все. Нет полета. В случае же с «Викингами» присутствует и вдохновение, и ощущение одной волны.

Для кого как, а для меня вдохновение очень важно.



В течение нескольких лет компания Viking River Cruises осуществляет масштабную судостроительную программу. В ее рамках построены уже более четырех десятков круизных судов для рек Европы – так называемых «лонгшипов». Такого массового строительства круизных судов история отрасли пока не знала.

Один из важнейших факторов, сделавший возможным такой рост флотилии компании – это лояльность клиентов к бренду «Викинга». Очень близкий мне подход. Безусловно, лояльность бренду должна быть подкреплена готовностью заплатить за круиз определенную сумму. В России, в Европе и в США эти суммы разные, и в первую очередь они зависят от доходов людей, то есть от экономики страны. Клиенты «Викинга» в основном – американцы, которые готовы платить за круиз в среднем 450 долларов за человека в сутки. В Европе эта сумма несколько ниже, в России – значительно ниже. Соответственно, компания, работающая с американскими клиентами в высокой ценовой нише, имеет возможность массово строить флот.



В России сейчас многие разговоры ведутся вокруг необходимости государственного финансирования строительства флота. Вот и сейчас, прочитав про ввод в строй двенадцати новых судов, кто-то скажет: «Молодцы «Викинги»! А когда же у нас государство начнет строить круизные теплоходы?» Не задумавшись о том, что, вообще-то, «Викинги» построили свои суда сами.

Но мы киваем на государство. Я не знаю, что это – советская привычка жить в государстве с распределительной системой благ и ни за что не отвечать, или что-то еще хуже. Разве у нас в стране нет более актуальных проблем, чем круизные суда? Разве у нас все тяжело больные дети получают адекватные средства на лечение, при необходимости – в зарубежных клиниках? Нет, не получают. Обычно эти средства собираются путем пожертвований. Так как же можно говорить о выделении государственных средств на строительство круизного флота, когда нет средств на больных детей?

И, кроме того, круизный флот может строиться и затем успешно работать лишь когда для этого есть адекватная экономическая схема, а не когда кто-то даст денег. То есть экономические условия либо позволяют круизной компании строить флот, либо не позволяют. А банки с кредитными и лизинговыми схемами и государство с субсидированием части кредитной ставки здесь только в помощь.

По моему глубокому убеждению, в России флот начнет строиться, когда достаточное количество людей будут готовы платить за круиз по рекам России по крайней мере четыреста долларов за человека в сутки. Неважно, россияне это будут или иностранцы. Кстати, самые серьезные реконструкции флота в последние годы, как и начавшееся строительство теплохода Volga Dream II связаны только с этой ценовой нишей. Так что вопрос упирается не в действия государства или круизных компаний в узкой области, а в целом в экономику страны и в ее привлекательность для иностранных туристов.



В этом году «Викинги» начинают экспансию на море с масштабной строительной программой десяти морских круизных судов средних размеров. Новая компания называется Viking Ocean Cruises; в подходах к обслуживанию туристов речная и морская компания будут очень близки; внутренняя отделка морских круизников будет похожа на отделку речных «лонгшипов». Соответственно, в продвижении морских круизов расчет во многом делается на речных путешественников, лояльных марке «Викинг».



Возвращаясь к строительству речных судов, в этом году Viking River Cruises вводят в строй двенадцать новых теплоходов, из которых десять относятся к серии «лонгшипов» и предназначены для работы на Рейне и Дунае, а два новых судна для работы на Эльбе (маршрут Прага – Берлин) представляют собой «укороченные лонгшипы».



Год назад, совершая круиз по Майну на теплоходе Viking Freya, я рассказывал о «лонгшипах» и их интерьерах. Все четыре десятка построенных судов практически идентичны, хотя и имеют небольшие различия в оформлении внутренних помещений. В этот раз я познакомлю вас с интерьерами теплохода Viking Mani, на котором мы жили в Амстердаме в эти дни.

«Лонгшип» имеет длину 135 метров, ширину 11,45 метра. Это предельные для Рейна и Дуная габариты судна. Осадка судна 1,7 метра; рубка утапливается в надстройку при прохождении низких мостов. Механически судно представляет собой дизель-электроход с двумя главными двигателями мощностью 1000 кВт каждый и восемью винтами на четырех поворотных насадках. Вспомогательная силовая установка состоит из двух дизель-генераторов по 350 кВт и солнечных батарей. Для маневренности судно оборудовано носовым подруливающим устройством.

Внутренний дизайн «лонгшипов» – очень скандинавский. В отделке применены светлые материалы; обилие прозрачных поверхностей дает во внутренние помещения много света.





Ресторан занимает носовую часть главной палубы.





Большой салон с фирменной «лонгшиповской» барной стойкой является общественным центром судна.





Перед салоном находится «Аквавит» – застекленная панорамная веранда, где, параллельно с основным рестораном, сервируются блюда для желающих позавтракать или пообедать в менее формальной обстановке.



Перед «Аквавитом» устроена открытая терраса, защищенная прозрачными ветроотбойниками.



Наверху – просторная прогулочная палуба.



Предельно допустимая ширина речного судна в Европе, 11.45 м, на первый взгляд не позволяет оборудовать каюты полноценными балконами. Однако на «лонгшипах» (и судах некоторых других проектов) за счет смещения коридора относительно центра появилась возможность оснастить балконами каюты по одному борту. Причем у «лонгшипа» на противоположном борту, где места для балконов вроде бы нет, расположено несколько двухкомнатных кают «люкс», которые, за счет уменьшения площади гостиной, тоже имеют балконы. Неплохой пример рационального использования ограниченного пространства судна.



Каютные санузлы на построенных ранее «лонгшипах» имели стеклянные стены, которые нажатием кнопки становились из матовых прозрачными или наоборот. На новейших судах от этого отказались, вернувшись к обычным пластиковым стенкам.







Амстердам, расположенный в дельте Рейна и Мааса, входит в маршрут популярного круиза по Рейну Амстердам – Базель (или обратно). Этот город является и отличным началом для неторопливого недельного плавания по Рейну, и блестящим финальным аккордом обратного круиза.





Улочки, мосты, каналы, многочисленные бары, периодически возникающий сладкий запах марихуаны из ближайшего «кофе-шопа»… Прекрасные места для прогулок всей семьей, а через сто метров – знаменитый район красных фонарей с раздетыми девушками в витринах. Это Амстердам.













По велосипедным дорожкам здесь разрешено ездить и микроавтомобилям, таким, как этот Canta LX:



А для поездки по каналу можно взять напрокат водный четырехместный велосипед:





В Амстердаме ежедневно бывает до десятка речных круизных судов. Они швартуются прямо в центре города, напротив железнодорожного вокзала. Для тех, кто прибывает в Амстердам на поезде, нет необходимости брать такси до теплохода – все рядом.



Для церемонии крещения новых «лонгшипов» выделена находящаяся неподалеку причальная стенка морского круизного терминала. Ну а «лонгшипы» предыдущих лет постройки, такие как Viking Hlin, тем временем заходят в Амстердам в рамках своих обычных круизов.



По фронтальному виду «лонгшип» не спутаешь ни с одним другим типом судна. Кому-то он покажется слишком угловатым, и непохожим своими обводами на классические суда. И это действительно так: по форме носовые обводы «лонгшипа» близки к параллелепипеду, за счет чего внутреннее пространство судна организовано предельно рационально. Вообще концепция «лонгшипа» такая: в первую очередь отель, во вторую – теплоход. У такого подхода есть и сторонники, и противники, однако популярность этих судов говорит сама за себя.





Среди, казалось бы, похожих между собой круизных судов, работающих на Рейне, можно встретить и что-то необычное. Например, Royal Crown – теплоход небольшой вместимости (90 пассажиров) с оригинальным экстерьером:



Travelmarvel Diamond и Bellevue – казалось бы, обычные рейнские круизники. Но только на первый взгляд…



На самом деле это конструкции, состоящие из толкача и толкаемой пассажирской секции, так называемые twin cruisers. Такая концепция позволяет значительно снизить шум и вибрацию в пассажирских помещениях, и более рационально их скомпоновать. Правда, большого применения для круизных целей этот подход пока не получил.





Нельзя пройти мимо всегда улыбающихся теплоходов компании A-Rosa Cruises.







А вот и довольно необычное прогулочное судно Oceandiva. Необычно оно тем, что построено на базе кормовой части корпуса недостроенного теплохода 302 проекта «Владимир Высоцкий» – последнего из серии речных круизных судов, строившейся в Германии для Советского Союза. В начале девяностых годов оплаты за поставки заказанных теплоходов прекратились. Три уже построенных судна отправились в Китай, а недостроенный «Высоцкий» стал банкетным прогулочным теплоходом в Амстердаме.





Голландию называют страной тюльпанов. Действительно, здесь выращивается семьдесят процентов из всех тюльпанов на планете. Наблюдать поля цветущих тюльпанов можно в апреле. Именно в апреле многие круизные компании организовывают специальные «тюльпановые» круизы по дельте Рейна и Мааса. Взорам участников этих круизов предстают такие картины:



Март же еще слишком ранний месяц для цветения тюльпановых полей. Однако производство тюльпанов не останавливается: они продолжают выращиваться в теплицах Голландии, и непрерывно поставляться в самые разные уголки мира, включая и Россию.













Пока шли последние приготовления к крещению судов, участники мероприятия собрались в салонах Viking Mani и Viking Skirnir на коктейль.







Бокал шампанского за новые суда…





Приготовления закончены; все готово к мероприятию. Правда, погода в день крещения судов выдалась пасмурная, а перед самым мероприятием пошел дождь. Общее настроение, однако, это никак не испортило. Наоборот, красные зонтики «Викинга» подчеркнули праздничность события.



Выступает президент Viking River Cruises Торстен Хаген:



Четыре из двенадцати судов в этот день оставались на верфи «Нептун» в Ростоке. Поэтому крещение было сделано в виде телемоста. На большом экране, установленном на верхней палубе Viking Mani, можно было наблюдать за происходящим в Ростоке.



Каждое судно крестит своя крестная мама. Она говорит напутственные слова и разбивает бутылку шампанского о форштевень (в данном случае перерезает ленточку, и бутылка сама летит в нужное место). Обычно крестными матерями судов становятся медийные персоны (артисты, политики, общественные деятели) или жены известных людей. Но не в этот раз. Торстен Хаген отобрал для этого почетного дела сотрудников компании, работающих в ней много лет. Подход несколько необычный, но очень созвучный моей душе: я сделал бы ровно то же самое.



Итак, первой прошла церемония в Ростоке. Кстати, «Викинг» называет свои суда в честь богов викингов, а их у викингов было очень много. Поскольку суда одинаковые и их тоже много, то мало кто из сотрудников компании помнит все их названия (я специально этим поинтересовался). Даже у руководителей, курирующих свои группы флота, есть «шпаргалки», в которых курируемые суда перечислены поименно.

В Ростоке были окрещены два «лонгшипа» и два «укороченных лонгшипа» для Эльбы:

Viking Mimir. Крестная мать – Яна Худакова (Чехия). Старший администратор на борту.

Viking Vili. Крестная мать – Генриета Балисова (Словакия). Директор круиза.

Viking Astrild. Крестная мать – Синеми Баккер (Нидерланды). Директор круиза.

Viking Belya. Крестная мать – Адриана Филказова (Словакия). Старший администратор на борту.



Следующие восемь судов были окрещены в Амстердаме:

Viking Mani. Крестная мать – Джулия Рософф (США). Директор по маркетингу в офисе Лос-Анджелеса.

Viking Skirnir. Крестная мать – Донора Андерсон (США). Управляющий офисом в Лос-Анджелесе.

Viking Ve. Крестная мать – Мириам Каючова (Словакия). Горничная.

Viking Lofn. Крестная мать – Каролина Ланда (Австрия, но много времени проводит в России, которую очень любит). Отель-менеджер на борту.

Viking Vidar. Крестная мать – Корнелия Пфейффенбергер (Австрия). Отель-менеджер на борту.

Viking Modi. Крестная мать – Файе Пирие (Великобритания). Консультант в офисе в Лондоне.

Viking Geffon. Крестная мать – Верона Тиле (Германия). Консьерж.

Viking Eir. Крестная мать – Клара Эрмитаж (Великобритания). Управляющий офисом в Лондоне.





После официальной церемонии гости прошли в банкетный зал, где при минимуме официоза прозвучали очень теплые поздравления всем сотрудникам Viking River Cruises.



Выступают солисты Венской оперы:



Руководство амстердамского порта вручило капитанам новых «лонгшипов» памятные таблички:



В жизни крестных матерей новых судов этот день был очень и очень особенным...



Торстена Хагена поздравляют сотрудники компании:



Это было незабываемо. Я люблю масштабные вещи; я люблю все новое и необычное; мне нравится, когда раздвигаются существующие рамки. Это очень вдохновляет.



До поздней ночи на «Мани» и «Скирнире» продолжалось интересное общение. А наутро «лонгшипы» начали расходиться к местам своей работы. Ведь круизная навигация на европейских реках уже началась.


Tags:
Саша, не согласен, насчет того, что все говорят: "Когда государство построит..."

Я говорю по другому: "Ну когда же Инфофлот наконец построит новое судно?" )))


Удачи в нелегком, но интересном и любимом деле.
Андрей, спасибо! :) Да нет, конечно, не все. Но очень часто такое приходится слышать.
А мы, конечно, построим!
Да, на очень интересном событии вы побывали! Теплоходы интересные, заметно, что учтены современные запросы сервиса и уровня комфорта, всё максимально функционально. Когда судно строится с нуля, легче всё сразу учесть и предусмотреть и, главное, что всё гармонично и органично, чего затруднительно добиться при реконструкции старых судов. Спасибо Вам за рассказ и фото!
Красавцы. Однако мощный заход - 12 теплоходов сразу выпустить в навигацию. Насчет ценовой ниши согласен, но, Саш, мне кажется, что никто не отдаст 400 долларов в сутки за теплоход, который только когда-то будет построен. Если бы такой лонгшип был у нас сейчас, он бы нашел какую-нибудь преемиум-нишу, уверен. Получается обратная картина - пока платить 400 долларов не за что, а раз так то и строить не на что, ибо непонятно, как оно востребовано будет.

Edited at 2015-03-29 10:57 pm (UTC)
Конечно, "раскатывать" премиум-нишу надо до начала строительства подобных судов. И некоторые шаги в этом направлении делаются - вынужденно, в связи с падением въездного туризма, но тем не менее. МТФ активно продвигает круизы на "Грине" и "Виктории", которые прошли очень хорошую реконструкцию. И я бы не сказал, что намечается более-менее устойчивый спрос в этой нише, при том что цены там гораздо ниже 400 долларов в сутки. Возможно, дело времени. Хорошо бы.
Если был бы аналог Грина для реки Ока, я бы первый на нём купил билеты для 4-рых человек.
(Anonymous)
Внутреннее убранство может быть и красивое, но внешне эти "суда" выглядят чудовищно. Не пойми - разбери: где нос, где корма. В "Волгонефти" больше теплоходной грации, чем в этом.
Очень жалко, что многие, без сомнения умные судовладельцы, считают что эти плавучие ангары - будущее НАШЕГО круизного флота.
Я не встречал мнения, что эти суда - будущее российского речного флота, так что не понимаю, о чем Вы. Лично мне эти суда нравятся, но будущие российские новострои я вижу другими.
Если пофантазировать, то мне здесь видится небольшое судно на 80-100 спальных мест, и недельный маршрут примерно Евпатория - Севастополь - Алупка - Ялта - Алушта - Судак - Феодосия - Керчь. Можно было бы попробовать. Жаль, что из-за международных санкций
это связано ограничениями по работе судна.
Алексей
(Anonymous)
Очень хорошая статья, впрочем как и всегда. А на счет ценовой политики и строительства новых судов..... будет и на нашей улице праздник, главное что такие энтузиасты и фанатики (в хорошем смысле этого слова) речного туризма, как Вы, не только задумываются о строительстве нового флота, но и выбираю уже своим кораблям крестных мам)))))).
Re: Алексей
(Anonymous)
Думаю, что именно отсутствие навыков в правильном выборе "крестных мам" тормозит запуск в работу нового круизного флота в России. Все остальное ведь сущие пустяки. А вот выбор "крестных мам" - архиважная задача, с которой без поддержки государства не справиться :)
Re: Алексей
О строительстве думаем (и о массе предшествующих этому действий). О крестных мамах пока не задумывались. :) Но если это действительно первостепенный вопрос, то придется поторопиться. :)))
Кстати да - Ocean cruises в этом сезоне заходит в Питер
Да, они в апреле запускают первое судно, и у него будут заходы в Петербург.
Александр Сергеевич, а если теоретически представить одно из этих судов в "Инфофлоте", какие маршруты были бы возможны?
Не думаю, что имеет смысл просто взять "лонгшип" один в один и запустить в России. Но если бы возникла такая необходимость, то, думаю, из-за ограничений по выходу в водохранилища и невозможности ходить по Оке из-за длины он бы работал на маршруте Москва - Тверь - Мышкин - Москва.
Да, теперь я понял, что они не для нас, т.е. проекты должны быть адаптированы под наши условия судоходства...Спасибо Вам за ответ, Александр Сергеевич!
(Anonymous)
Меня зовут Антон, вот смотрю я на эти новые пароходы и думаю, как ни крути, а 588 проект все-таки красивее.
Добрый день, Антон! Конечно, теплоходы 588 проекта очень хорошо проработаны с точки зрения внешней архитектуры, это очень красивые суда. Но сточки зрения судна-отеля "лонгшипы", конечно, гораздо совершеннее.
а в чём разница если кратко по сравнению с Грином?
Я посмотрел вроде одно и тоже

Edited at 2015-03-30 10:36 pm (UTC)
"Грин" - не 588 проект, а судно следующего за ним поколения. После капитальной реконструкции это вполне современное с точки зрения пассажирских помещений судно. Отличия от "лонгшипа" в разных планировочных и отделочных нюансах, но в целом подход одинаковый.
Грин хорош всем, кроме кормовых кают - там такая вибрация была :)
Делалось что-то в межсезонье? Положили бы на пол там виброплиты какие-то.
Александр, спасибо за интересный рассказ. На мой взгляд, главное в нем - внутрикорпоративные отношения. Отличный пример того, как можно мотивировать лояльность сотрудников к компании без значительных финансовых затрат. И персонал польщен, и напыщенных celebrities приглашать нет нужды.
В прошлом году очень интересными были Ваши, так сказать, гидрографические посты. А каковы перспективы на грядущую навигацию? Как с водой?
Андрей, спасибо! Внутрикорпоративные отношения в "Викинге" - действительно отдельная достойная внимания вещь, и выбор крестных матерей теплоходов из сотрудников компании - лишь один из эпизодов.

Перспективы с водой на предстоящую навигацию пока непонятны. 13 апреля ожидается межведомственное совещание, на котором будет утвержден режим работы Нижегородской ГЭС на навигацию. Исходя из этого 15-18 апреля круизные компании, собравшись в Тольятти, будут по необходимости корректировать свои графики. Возникнет ли такая необходимость - честно, пока не знаю.
Александр, большое спасибо за репортаж. Означает ли ввод в эксплуатацию 12 новых судов то, что компания продаст/спишет соответствующее количество каких-то других своих теплоходов?

Edited at 2015-04-01 06:16 am (UTC)
Пока нет. В Европе у них семь судов предыдущего поколения, все в этом году в работе.