"Вятский гранд-круиз", часть 1

Сейчас «Василий Чапаев» стоит на рейде на реке Вятке напротив села Цепочкино, чтобы продолжить движение в рассветом. А я немного расскажу о прошедшей части «Вятского гранд-круиза».

«Вятский гранд-круиз» – это путешествие по Вятке, которое, по замыслу, вобрало в себя все лучшее, что входило в круизы по Вятке в 2013 и 2014 годах. Добавляется и кое-что новое.

Быть первооткрывателями Вятки для современных круизных путешественников для нас очень приятно. Эту работу мы ведем с 2011 года, когда «Чапаев» совершил пробный заход на Вятку до Вятских Полян. В 2013 году «Чапаев» поднялся по Вятке до города Советска, а в 2014 году – до Котельнича. В этом году мы рассчитываем дойти до Гирсово, это совсем недалеко от Кирова. Организация круизов по Вятке – довольно сложная, нестандартная работа, связанная, помимо всего, с большими затратами, но для нас это, как я говорил, очень приятное дело, и, в конце концов, посильный вклад в копилку новинок нашего мира.



Во время волжской части путешествия «Чапаев» сделал остановку в Чебоксарах. Здесь всегда интересная экскурсионная программа, которую делает коллектив во главе с Людмилой Петровной Пронюхиной. Людмила Петровна для многих людей – настоящий символ Чувашии. Обычно она сама встречает и провожает каждый теплоход. Вот она в чувашском национальном костюме вместе с директором круиза Алексеем Скорняковым и главным специалистом по организации движения флота Любовью Черенковой:



Конечно же, мы зашли на «Чапаев» попить чая вместе с Людмилой Петровной, ее дочкой Светланой и внучкой Анечкой:



Следующий день (2 мая) был ходовым, и прошел он уже на реке Каме. Поздним вечером мы встали на рейд в Соколках, чуть ниже устья Вятки, чтобы войти в Вятку с рассветом. Кстати, рассветы в этом году происходят на час раньше, чем в прошлом. В этих широтах – примерно в 3 часа утра.

В столь ранний час очень многие участники этого уникального круиза находятся на палубе. Итак, Кама уходит направо, а слева – вход в Вятку.





Здесь нас уже ожидает теплоход путейской службы «Морянка». Он будет сопровождать «Чапаева» в течение всего рейса по Вятке, а его судоводители по необходимости будут оказывать содействие капитану и штурманам «Чапаева».





Вятка – одна из тех рек, которые не зарегулированы плотинами и берега которых не изменены водохранилищами. Напротив, это естественная река с сезонными перепадами уровней воды и изменениями русла. Природный мир на берегах Вятки остался в том виде, в котором существует уже много столетий. Это очень интересно. Правда, за такую естественность приходится платить: в мае закончится паводок, и река станет практически несудоходной – до следующего года. Поэтому и «Чапаев» может выполнить всего один рейс по Вятке за навигацию.







Естественность Вятки выражается и в непредсказуемости скорости ее течения. В этом году эта скорость оказалась чуть выше, чем в прошлом и позапрошлом, и мы немного позже запланированного времени подошли к Вятским Полянам. А там нас вышли встречать сотни людей! Ведь хотя мы и начали ходить по Вятке в 2011 году, а в Вятские Поляны впервые зашли в 2013-м, но круизный теплоход здесь все равно воспринимается как огромная редкость.





Экипаж «Василия Чапаева» возглавляет Юрий Михайлович Машарипов. В нашей компании Юрий Михайлович работает с осени 2011 года, когда он принял в Ростове-на-Дону теплоход «Анатолий Папанов». После того, как через год мы из-за кризиса в отрасли приняли решение отказаться от «Папанова», Юрий Михайлович перешел в качестве капитана-дублера на «Карл Маркс», а осенью прошлого года стал капитаном «Василия Чапаева». Кстати, в судоводительской биографии капитана есть работа не только на судах проектов 305, 26-37 и 588, но и на весьма сложном в управлении волжском колесном пароходе «Усиевич».



Все подходы к берегу на Вятке довольно непростые и требуют особого мастерства судоводителей (а командует такими маневрами обычно капитан). В Вятских полянах подход к берегу сложнее всех остальных, но он был выполнен безукоризненно. Некоторое время заняла сборка и установка нового 6-метрового трапа, приобретенного как раз для рейсов на Вятку.





Организация экскурсионных программ в вятских городах – непростое дело, так как здесь очень редко бывают туристы, не хватает транспорта, экскурсоводов, и практически отсутствует опыт приема больших групп. Это относится не только к Вятским Полянами, но практически ко всем местам на Вятке, где останавливается теплоход. То есть риск организационных накладок во время таких экскурсий – повышенный. Однако же содержание экскурсионных программ получается очень достойное. В Вятских Полянах мы посетили исторический музей, Никольский собор, старинную деревянную церковь Михаила Архангела, дом-музей конструктора автоматического оружия Георгия Шпагина. В историческом музее путешественники стали участниками интерактивной программы «Меланьина свадьба».



















Переночевав в Вятских Полянах, «Чапаев» на рассвете отправился дальше вверх по Вятке. День 4 мая был полностью ходовым. Этот день порадовал нас хорошей теплой погодой.





Пользуясь хорошей видимостью в вечернее время, мы прошли чуть дальше запланированного, чтобы утром иметь запас времени на случай тумана, и встали на рейд напротив села Цепочкино. Отсюда всего десять километров по дороге до Уржума. Когда летом 2011 года мы впервые ездили прорабатывать маршрут будущего круиза по Вятке, мы рассматривали Цепочкино как самое удобное место для подхода «Чапаева». Но дорога, ведущая к Цепочкино, оказалась неподходящей для автобусов, поэтому для стоянки теплохода был выбран поселок Медведок, до которого нам завтра утром предстоит пройти по реке еще 27 километров. С учетом сильного встречного течения это займет около трех часов.

Во время двух предыдущих круизов мы организовывали из Медведка экскурсию в Уржум. В этом году программа расширена, и из Медведка запланированы две экскурсии – в Уржум и Нолинск. Как говорится, оставайтесь на связи! :)
(Anonymous)
Интересно так) может в следующем году попробую попасть на этот круиз.
Удачи и привет с борта "Александра Невского"
Передал...С праздником всех туристов и команду теплохода!!!

Edited at 2015-05-09 06:44 am (UTC)
Здравствуйте, Александр! Можете ли сообщить, хотя бы примерно график движения "Василия Чапаева" от Котельнича до Гирсово. Очень хочется увидеть теплоход не просто стоящим у берега, а идущим по родной Вятке
Добрый вечер! Отправляемся из Котельнича вверх в 3 утра, скорость примерно 8.5 км/час.
Простите, за тупость: в 3 часа 9 мая? Стало быть при такой скорости в Гирсово планируете прибыть часов 18-19 или планируете ещё одну ночёвку?
Прибыли в Гирсово в 19.00. Уходим завтра вечером, либо заночуем здесь же и уйдем с рассветом 11-го.
Не без интереса слежу за рейсом, правда, в этом году лишь как читатель, и желаю большой удачи Чапаеву как в прохождении уже прежних километров реки, так и в освоении еще нехоженых, новых. Витиеватые изгибы реки, а какая она после Котельнича?
Хорошей погоды, прекрасного настроения, энтузиасткой атмосферы на борту, дойти и все же рассказать нам, какая она Вятка. Саша, с наступающим днем Победы!!!