Выставка городского транспорта в "Ленэкспо"

В петербургском выставочном комплексе «Ленэкспо» на этой неделе прошла выставка городского пассажирского транспорта. Стендов на ней было немного, зато все желающие смогли посмотреть настоящие рабочие образцы современного и ретро-транспорта.



Городской транспорт – это особый предмет. Старинные и современные автобусы, троллейбусы и трамваи вызывают у большинства людей самые живые эмоции, ведь почти все ими пользовались и пользуются сейчас. Транспорт – это кусочек городского портрета того или иного времени.

Троллейбусы ЯТБ-1 в 1936 году открыли троллейбусное движение в Санкт-Петербурге. Маршрут проходил от площади Труда до площади Александра Невского (тогда она называлась Красной). Проезд в новом виде транспорта стоил дороже, чем в трамвае, но троллейбус, в отличие от битком набитого трамвая с жесткими лавками, считался комфортабельным средством передвижения. В ЯТБ-1 были невиданные мягкие сидения, занавески, и брал он в свой салон не более 55 человек: 36 сидячих и 19 стоячих мест. Желающих прокатиться на диковинном безрельсовом трамвае было гораздо больше, чем могли вместить первые троллейбусы, тем более что некоторые пассажиры катались по несколько часов подряд.

20 декабря 1941 года троллейбусное движение в блокадном Ленинграде прекратилось из-за полной остановки подачи электроэнергии. Те троллейбусы, которые еще работали, встали прямо на улицах, и простояли там всю первую блокадную зиму. Не случайно занесенные снегом троллейбусы можно увидеть на многих фотографиях блокадного Ленинграда. Это были машины ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4, очень похожие между собой.



Летом 1942 года троллейбусы начали убирать с улиц города. Поскольку троллейбусная контактная сеть была разрушена, воспользовались трамвайной: троллейбус буксировали до ближайших трамвайных путей, где его соединяли с трамваем, и вели в парк:



Движение троллейбусов в Ленинграде было возобновлено после снятия блокады, 25 мая 1944 года. Троллейбусы ЯТБ работали на улицах Ленинграда и других городов до конца 50-х – начала 60-х годов. До недавнего времени считалось, что все троллейбусы этого типа утрачены: последний ЯТБ был сожжен в 70-е годы во время съемок фильма «Блокада». Но в 1996 году реставратор троллейбусов Алексей Гонтарев, мечтавший найти неизвестный, но сохранившийся ЯТБ, случайно нашел старый троллейбус на садовом участке в Горьковском.



Оказалось, что это ЯТБ-1 с номером 44, тот самый, который изображен на известной довоенной фотографии на площади Стачек.



Затем были годы кропотливого восстановления уникальной машины, и 31 марта 2004 года ЯТБ-1 проехал по улицам Петербурга своим ходом.


Фото: retro.tramway.ru

Теперь этот троллейбус занимает достойное место в петербургском музее городского электротранспорта, а по праздникам выезжает на улицы города.



Находясь в его небольшом уютном салоне, начинаешь представлять, какими роскошными казались эти троллейбусы восемьдесят лет назад по сравнению с тогдашними трамваями.





Другая легендарная машина – МТБ-82. Эти троллейбусы начали производить сразу после войны в подмосковном Тушино, а в 1951 году производство перенесли в город-спутник Саратова Энгельс, на завод имени Урицкого, который надолго стал основным производителем троллейбусов в СССР.



В шестидесятые годы МТБ-82 был основным типом троллейбуса в Москве, Ленинграде, многих других городах страны. Именно он стал главным героем песни Булата Окуджавы «Синий троллейбус».



Ныне музейный экземпляр МТБ-82 работал на линиях с 1947 по 1967 год, а после списания стал бытовкой на одном из дачных участков в Сосново Ленинградской области. Там его в 2004 году нашли энтузиасты, и после кропотливого восстановления троллейбус в 2008 году своим ходом проехал по улицам Петербурга.


Фото: retro.tramway.ru

Кстати, другой найденный в Ленинградской области МТБ-82 охотники за металлоломом угнали буквально из-под носа энтузиастов, готовившихся буксировать его на завод.







Троллейбусы ЗиУ-5 я уже застал. В Ленинграде они работали до 1986 года, так что я часто ездил на таких троллейбусах в школу. А эпизодически ЗиУ-5 выходили на линии и в последующие годы, скорее всего, из резерва. В последний раз я проехал на таком троллейбусе году в 89-м, из школы домой. А точнее, даже проехал на нем две лишних остановки, так как выходить из этой чудесной машины не было никакого желания. Потом, к своему изумлению, пару раз я видел такой троллейбус на 8-м маршруте в начале девяностых, но поймать его специально и прокатиться на нем тогда уже не удалось.





Салон ЗиУ-5 на моей памяти почти всегда был забит битком. Отсутствие средней двери означало, что если ты окажешься в центре салона, то выйти на нужной остановке будет затруднительно. Поэтому когда таких троллейбусов было еще много, я всегда предпочитал им более новые трехдверные ЗиУ-9.



А начало салона троллейбуса было территорией советских бабушек, и туда без необходимости лучше было не попадать, иначе существовал риск быть обсужденным на предмет «не той молодежи» и «а кстати, надо проверить, есть ли у него билет». Справа на фото видна касса: бросаешь туда пять копеек, крутишь ручку и отрываешь билетик. Но можно было, заранее купив талоны, прокомпостировать такой талон в специальном компостере.



Как я говорил, более современные ЗиУ-9 были предпочтительнее из-за наличия средней двери. Сейчас модификации этого массового советского троллейбуса все еще продолжают работать в городах России, а один из первых троллейбусов серии уже стал музейным экземпляром. Энтузиасты, конечно же, отличат первую модификацию от последующих по деталям внешнего вида. Как и другие музейные троллейбусы, этот ЗиУ-9 находится в рабочем состоянии.



ЗиС-8 – старейший автобус на выставке. Такие автобусы производились в Москве с 1934 по 1936 год, а в дальнейшем во многих уголках страны было налажено производство их модификаций. Они работали на городских маршрутах до начала пятидесятых годов. Именно ЗиС-8 снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя», правда, это был не настоящий ЗиС-8, а автобус, созданный на базе шасси ЗиС-5.

Как и в случае с троллейбусом ЯТБ-1, до недавнего времени считалось, что оригинальных автобусов ЗиС-8 не сохранилось. Однако реставраторы Сергей и Петр Демидовские смогли найти такой автобус на одном из дачных участков Выборгского района Ленинградской области.


Фото: www.retro-bus.ru

Автобус был восстановлен до ходового состояния; кузов воссоздан по чертежам.


Фото: www.retrotruck.ru


Фото: www.retrotruck.ru



Популярная в пятидесятые и шестидесятые годы модель автобуса ЗиС-154 выпускалась с 1946 по 1950 год. Единственный рабочий автобус такого типа имеется в московском музее «Мосгортранса», а в 2012 году сохранившийся кузов ЗИС-154, списанного в 1962 году, энтузиасты обнаружили на одном из дачных участков Ленинградской области.


Фото: www.retro-bus.livejournal.com

Как раз до этого был найден другой такой автобус с обрезанной частью кузова, но целой ходовой частью. Теперь из двух автобусов создается один. Работы еще не закончены, но автобус уже можно было увидеть на выставке:



А вот и один из автобусов моего детства – ЛАЗ-695. Мы называли его просто «Львовский». «Львовские» автобусы из-за небольших размеров работали на наименее загруженных городских маршрутах; их часто можно было встретить на маршрутах пригородных. Их любили; в них всегда было как-то уютно.



В восьмидесятые годы на городских улицах чаще приходилось встречать не старые «кругломордые» «Львовские», а более новые ЛАЗ-695Н с более плоской передней панелью кузова:









Однако же «царили» на ленинградских улицах восьмидесятых другие автобусы: ЛиАЗ-677, одиночный «Икарус-260» и «Икарус-280» с гармошкой. Одни обслуживали почти все городские маршруты; на наиболее загруженные, такие, как «двойка, «тройка», «двадцать второй», ставили исключительно большие 280-е «Икарусы», и все равно в час «пик» попасть в такой автобус стоило некоторых усилий.









Если городские автобусы были для большинства людей более-менее привычным делом, то мягкие междугородние воспринимались детьми восьмидесятых почти как инопланетные корабли.

Автобусов «Икарус 55» и «Икарус 55 lux» я не помню, хотя в детстве не раз слышал об этих автобусах от взрослых: такие машины тогда еще оставались в работе. Они удивляли своими футуристическими формами, и использовались на дальних линиях, в том числе и из Ленинграда. Один такой автобус сохранился в статусе музейного в Москве, а на выставку в «Ленэкспо» приехали два бережно восстановленных «Икаруса 55» разных модификаций из Эстонии.











Еще один «Икарус 55» восстанавливается в Санкт-Петербурге:



В восьмидесятые и девяностые годы на междугородних и туристических маршрутах доминировали «Икарусы» -250, 255, 256, отличия которых между собой для большинства людей малозаметны. Все три модификации были представлены на выставке.



Впервые я проехал на таком автобусе в пятом классе по очень грустному поводу: «Икарус» был заказан для нашего класса, чтобы съездить на могилу погибшей накануне одноклассницы. Несмотря на печальное событие, помню общий восторг по поводу автобуса. Дети есть дети: они мало думают о смерти, а вот возможность прокатиться на таком мягком автобусе в те годы действительно была довольно редкой.





Традиции славных «Икарусов» продолжают огромные современные лайнеры MAN, выставленные в соседнем зале.



На городских маршрутах в Санкт-Петербурге с прошлого года обкатывается 18-метровый немецкий GoppelGo4City 19 с «гармошкой»:





А вот – на первый взгляд тоже сочлененный автобус, но на самом деле это сочлененный троллейбус типа 43303A. Такие троллейбусы с недавнего времени производят в Белоруссии. Его длина – 18 метров, вместимость – 153 человека. Троллейбус низкопольный, то есть приспособленный для людей в инвалидной коляске.





Троллейбус «Адмирал» – продукция Тверского вагоностроительного завода. Он тоже низкопольный, а спроектирован «Адмирал» специально для работы в Севастополе, с учетом местных климатических условий. Кузов этого троллейбуса создан из не подверженного коррозии углепластика, а салон оборудован системой кондиционирования.





Салон «Адмирала» удивляет удобными мягкими сидениями:



Приятно посмотреть и на новые трамваи. Вагоны серии 71-623 выпускаются на Усть-Катавском вагоностроительном заводе с 2009 года. В Москве, Перми, Краснодаре и других городах эта модель трамвая довольно распространена. В Санкт-Петербурге же в работе таких трамваев пока немного, всего пять.





В ближайшее время Петербург планирует закупить еще четырнадцать усть-катавских вагонов, причем в двухсторонней модификации. Такие трамваи, тоже представленные на выставке, имеют двери и кабины с обеих сторон, и не требуют наличия разворотных кругов.





Кабины двух трамвайных вагонов оккупировали дети. И действительно: разве о таком можно было мечтать в нашем детстве? Сидеть в кабине настоящего трамвая, делать объявления в микрофон, открывать и закрывать двери, включать и выключать фары… Фантастика! На фото – мой крестник Артем пробует себя в роли вагоновожатого:



Наверное, и эти новейшие трамваи, автобусы, троллейбусы через много лет займут свое достойное место в музее ретро-техники. А люди, посещающие музей в 2115 году, будут восхищаться этой теперь уже старинной техникой и задаваться вопросом: «Осознавали ли наши предки, каким красивым в их время был городской транспорт?»


Отличнейшая была выставка! На части этой техники довелось поездить еще на линии. Экспонаты порадовали качеством реставрации. Новые трамваи на ходу очень хороши, кстати.
Маленькая поправка, на выставке было два 55-х Икаруса, один просто 55(он участвовал в пробеге), другой 55Lux(к сожалению не выезжал по тех. причине)
Я, честно говоря, немного запутался в модификациях 55-го "Икаруса". Официально lux была только модель без верхних окон?
отличить просто, у люкса - фара во лбу, у обычного 55-го - маршрутный указатель
Какая красота! :)

А по поводу городских Икарусов – в моём детстве в Москве на маршрутах (по крайней мере, в центре) их не было вообще. Только унылые, как мне тогда казалось, ЛиАЗы :)
Зато такие Икарусы (без гармошки, конечно; в основном двухдверные и с «планетарными» дверьми) ходили в моём любимом эстонском городке Хаапсалу, где я проводил лето с 1980 по 1988 :) А вот ЛиАЗов там не было вообще, были Львовские (не кругломордые), тоже нравились, но Икарус – это был прямо-таки улёт :) Не последний аргумент для тогдашнего меня, что в Хаапсалу лучше, чем в Москве :)
В Москве на городских маршрутах не было "Икарусов"? Даже не знал.

А двухдверные "Икарусы-260" с двухстворчатыми дверьми в небольшом количестве появились в Ленинграде в конце 80-х. Там, еще, по-моему, было много сидений: компоновка 2+2. Но на городских маршрутах они не прижились: на большой пассажиропоток такие автобусы не были рассчитаны, там было тесно, и трудно пробраться к выходу из-за отсутствия средней двери.
Ну, за всю Москву тех времён не могу ручаться, но в центре и в районе Садового и нынешнего Третьего – Икарусов не было. Из «спальников» ездил к дедушке в Строгино – там стали появляться («гармошки») в конце 80-х, насколько я помню.
Икарусы в Москве
На счет центра. 111-й маршрут с пл. Революции на Ленинский пр-т обслуживался исключительно Икарусами 280 и появились они в Москве с начала их выпуска в 1975 году, из детского сада меня на нем возили.
В конце 80-х, точнее с 1987 года они пошли уже с двухстворчатыми дверями.

Edited at 2015-06-01 05:43 pm (UTC)
Икарусы в центре Москвы
Помимо упомянутого 111 маршрута по центру одно время ходил маршрут 6, обслуживаемый Икарусами 280 ( 5 автобусный парк). Павелецкий вокзал-Силикатный завод был его маршрут через Садовническую набережную и ул. Герцена в сторону Баррикадной и зоопарка. А по Садовому кольцу и 40-й маршрут бегал, ( 3-й автобусный) а 51 и 169 заходили за Садовое, чтобы у метро Таганская кольцевая сделать остановку.
Андрей
(Anonymous)
У нас в Волгограде мы ЛАЗы, между собой, тоже "Львовские" называли. Как-то постепенно всё это исчезло, ходили автобусы, троллейбусы, особого внимания на них не обращали, и вдруг понимаешь, что всё, уже не встречаются они на дороге. Помню Икарусы, коптящие, скрипящие внутри, с резиновым запахом от гармошки. Сейчас бы с удовольствием проехался на нём, но увы... Очень впечатлили фото троллейбусов на дачных участках и они же после реставрации. Просто чудо какое-то. Вот бы и со старыми теплоходами такое же увидеть. Сколько их брошенных было.
(Anonymous)
Икарусы особо отметились противным чёрным дымом
А у "Икаруса 55" №3005 на крыше багажник?
Да, это багажник. Такой был на ранних 55-х Икарусах.