О разных текущих проблемках и главной проблеме речной круизной отрасли

В последние годы укоренилось мнение, что у речной круизной отрасли в России обязательно должно быть много проблем. Справедливости ради, представители отрасли с удовольствием поддерживают это представление. Недавно, разбирая старые бумаги, наткнулся на газеты десятилетней давности, где руководители круизных компаний рассказывали, почему они считают, что еще год-два, и отрасли придет конец. В принципе, если поменять дату с 2004 на 2015, то никто ничего не заметит: текст будет так же хорошо читаться, и читатель будет грустно кивать: даа, вот и дошли до края...

Пока все вокруг продолжают пугать друг друга проблемами, мы продолжаем получать удовольствие от того, что делаем, а речные туристы продолжают наслаждаться чудесными круизами. При этом от нас настойчиво требуют рассказать о проблемах и обижаются, когда мы отказываемся. Ну, о проблемах, так о проблемах... Дьявол кроется не в глобальных вопросах, а в мелочах.

Суда один за другим заходят в затон!

Въездной иностранный рынок и вправду лихорадит, но это проблема въездного туризма, связанная с политическими делами.

Будем говорить о внутреннем российском туризме. Здесь целых пять теплоходов разных компаний уже закончили навигацию. И я скажу почему: чаще всего цены на путевки устанавливаются такие, что деньги быстро заканчиваются, и судну просто не на что дальше работать. Ведь писать скучные бюджеты судовладельцы не любят: это как-то отвлекает от истинно флотских дел. Так что все проще: деньги есть – ходим, (ой!) деньги кончились – не ходим. Бывает еще, что новое на рынке судно не успевают или не умеют раскрутить, ну а затем, опять же, заканчиваются деньги.

А вот официальные формулировки о причинах прекращения рейсов бывают самыми разнообразными. Одна из выдающихся формулировок последнего времени примерно такая: «судно, отойдя от причала, сломалось; туристы возмутились; и, раз такое дело, мы решили не продолжать рейс, да и вообще отменить все остальные рейсы». И это, конечно, достойно полного понимания: как можно продолжать навигацию, если туристы оказались такими черствыми, нечуткими людьми?

Самой же страшной проблемой отрасли, подрывающей все ее основы, считается…

… обмеление Волги в районе Городца

Это и вправду ад. Во всяком случае жизнь моя и моих коллег грозит превратиться в него при каждом дожде в Москве или на верхней Волге. Потому что мало того что при этом встают продажи путевок. Мы еще и начинаем получать множество поздравлений. «Ну вот, дождь! Ливень! У нас все затопило и не выйти на улицу! Здорово, да?» – «Почему здорово?» – «Ну как же! Городец наполнится! Вы сможете ходить через Городец! По-здра-вля-ем!»

Кстати, в желании дождя есть какое-то возвращение к крестьянским корням; вспоминаешь и про жрецов, вызывающих дождь, и про многое другое. Это настраивает на добрый лад, и забываешь, что вообще-то мы и так ходим через Городец, а когда по расчетам не сможем ходить, так и не будем, потому что давно поменяли расписания, а чтобы продавались путевки, нужен не дождь, а солнце, а если не будут продаваться путевки, то некого будет возить через Городец. Но ведь все равно круизная компания в наши дни должна мечтать о дожде, иначе разве это правильная компания?

Однако, мы скоро уже будем отмечать юбилей – десятилетие ответов на вопросы «Каковы проблемы при судозаходах в Белозерск (вы скажите, а мы их решим)?». Вот на днях наш «Чапаев» снова ходил в Белозерск.

Как «Чапаев» ходил в Белозерск

Отдать должное, местная принимающая сторона вместе с администрацией города хорошо подготовили предстоящий прием теплохода. Администрация даже написала письмо в Белозерский порт, чтобы там не чинили препятствий. Но не на тех они напали!

Незадолго до прибытия в Белозерск диспетчер порта сообщил капитану «Чапаева», что принять теплоход они не смогут из-за сильного ветра: поступил прогноз на сутки, и там значится усиление чуть ли не до пяти метров в секунду! Нас, конечно, суточным прогнозом не напугаешь: мы всегда имеем довольно точный почасовой, согласно которому в утренние часы (время подхода «Чапаева») в Белозерске должно было наблюдаться полное безветрие. До обидного полное: ноль метров в секунду. Усиление же ветра ожидалось во второй половине деня, когда «Чапаев» давно должен был оттуда уйти.

Но диспетчер был непреклонен: в течение суток когда-то будет усиление ветра, значит, в течение суток заходить в порт нельзя! На последовавшие возражения был приведен запасной аргумент: в порту после дня города стоит земснаряд, и вы все равно туда не зайдете. Идите лучше в Горицы, там нет никакого земснаряда!

Кстати, вполне возможно, что пока «Чапаев» стоял в Горицах, в Белозерске проводилось какое-нибудь важное совещание на тему «Привлекательность Белозерска как туристического кластера в свете потенциала приема круизных судов в рамках современных тенденций развития внутреннего туризма» с участием многих чиновников и представителей порта. Может, и хорошо, что мы стояли в Горицах, потому что иначе могли помешать своим присутствием решению важных туристических задач.

А диспетчерским службам, думаю, стоит пойти дальше, и (предварительно расставив у причалов земснаряды) пользоваться не суточным, а годовым прогнозом погоды. Это даст колоссальные возможности. Ведь в течение года ветер хоть раз явно поднимется до ураганного, а значит, можно запретить движение любого флота на весь год! И тогда везде станет очень безопасно, а, кроме того, ничто не будет отвлекать работников водных путей на разную ерунду в виде не желающих стоять на месте теплоходов, и можно будет сосредоточиться на написании отчетов и проведении совещаний по безопасности.

Каждый год в отрасли есть дежурный неработающий причал. В этом году он находится в Волгограде.

Волгоград

Мне вообще нравятся простые решения, делающие людей счастливыми. С одной стороны, можно бесконечно ждать, когда государство даст денег на ремонт причальной стенки. С другой стороны, можно небезвозмездно вывозить теплоходных туристов с рейда своим малым флотом. В третьих, разные контролирующие органы тоже не сидят сложа руки, а заняты тем, что контролируют, чтобы докучливые желающие не подходили к причалам. Всем хорошо. Опыт явно напрашивается на применение и в других регионах.

Хотя напрашивается и наивный вопрос: а нельзя ли где-нибудь протралить дно и установить простенький понтончик, чтобы теплоходы все-таки могли нормально заходить в Волгоград? Да-да, понимаю, что мне не хватает глобального мышления. Конечно, актуальны именно аварийная стенка, куча контролирующих органов, малый флот, много тем для разных совещаний. Молчу-молчу.

Досмотр туристов

Впрочем, в нашей отрасли есть и действительно серьезная проблема. На эту тему мне уже не хочется шутить. Вот она:



Я искренне не понимаю смысл превращения попадания туристов на теплоход именно в Москве в крайне неприятную процедуру с досмотром багажа и прохождением через рамку металлоискателя. Безобразная организация процесса регулярно приводит к очередям, часто на жаре. В очередях пожилые люди, дети. Людям просто бессмысленно портят настроение перед началом долгожданного круиза. Эти пункты досмотра – самая, самая, самая большая проблема речной круизной отрасли.

Если вам скажут, что главная проблема отрасли другая – не верьте. Люди не видят главного за псевдоважными вопросами. Вам будут говорить про стареющий флот, отсутствие кадров, кризис в стране, несовершенство очередного федерального закона… А вы просто возьмите человека за руку, отведите его на Северный речной вокзал и покажите настоящую главную проблему отрасли. Потому что все остальное так или иначе решаемо, а вот доведение до абсурда любых инициатив пока неистребимо.

До встречи на водных путях!


Добрый день, Александр Сергеевич! Все правильно написали, особенно по развитию туризма и ветра))). Маразм - нет слов. А по поводу Волгограда, так прям они опыт у Саратова переняли... И стормость перевозки ОМиками не мала. Отличный заработок...

Александр Сергеевич, скажите как можно достать книги в эл виде из Вашей библиотеке? Доступ на ресурс закрыт! Книги уникальны! Я скачивал все книги, но увы слетел винт и вся инфа пропала... Особенно хочу перечитать Москалева и Торскукова! Если есть возможность, можно ли выслать мне на эл почту. Спасибо!

С уважением, Алексей.
Добрый день, Алексей! К сожалению, всё погибло. :( Некоторые книги (например, Москалева) есть в моей домашней библиотеке, некоторые (Торсуков) - только в публичной. Когда-нибудь все это восстановлю, вот только не знаю когда.
Александр, здравствуйте!
А в Камышин в этом году Ваш флот не заходил? Там тоже очень забавные причины администрация находит чтобы не развивать туризм у себя.
Антон, добрый день! У нас в плане есть заход в Камышин в сентябре, вот сейчас мои коллеги пытаются понять, как это осуществить. :) Странно, потому что еще недавно там не было никаких проблем ни с приемом теплоходов, ни с приемом туристов, и мы неоднократно туда заходили.
А что досмотр? Можно подумать, это их собственная инициатива. Они отрабатывают ФЗ "О транспортной безопасности". Такие-же кадры с очередью можно легко отснять в любом аэропорту, особенно в пятницу, особенно в конце декабря. И они будут куда более впечатляющими :)
Меня тоже раздражает эта система, и многих моих коллег тоже. Вот что я действительно не понимаю, как эти явно временные неудобные вагончики, с травмоопасными лесенками и отсутствием укрытия от непогоды, стали ПОСТОЯННЫМИ. Лучше бы уж ставили шатры, как на входе на различные выставки и концерты.
Если доступ контролируется не везде (а в авиации контроль доступа практически тотален), то система лишена смысла. Пропускная способность вагончиков такова, что регулярно возникают очереди, тем более что редко когда работают сразу все вагончики. Проблемы у туристов иногда возникают даже после прибытия: если забор "забывают" открыть, они попросту не могут найти выход с причала. Про чересчур усложненную систему со списками экипажей и туристов и не говорю.
Вагончики это дааа… «Благодаря» ним давно уже нет желания ни посещать СРВ, ни отправляться в круиз оттуда :(
Можно провести эксперимент. Сделать для нескольких круизов промежуточную остановку в Дубне и обеспечить организованную доставку туда туристов из М. При этом стоимость круиза для них остается неизменной.
Дать рекламу и разъяснения при продаже путевок.
Кому не хочется шлюзоваться в КиМе и стоять у вагончиков - пожалуйста.
А на следующий год заход в Белозерск уже не планируется? Дело в том, что я присматриваюсь к рейсу "Чапаева" с 21 по 29 июля. Белозерска в этом рейсе не будет, зато будут одновременно Кузино и Горицы. Я так понял, там планируется какая-то интересная экскурсионная программа?

Edited at 2015-07-19 10:59 pm (UTC)
Заход в Белозерск скорее всего не планируется. Экскурсионная программа этого круиза сейчас в разработке, она планируется довольно интересной.
Я тут прикинул, какие лично у меня проблемы с круизами.
Знаете, какая самая главная? Подушки. Почти на всех теплоходах исключительно маленькие подушки (почему-понятно). И далеко не на всех есть возможность попросить и взять (пусть даже за доп. плату) еще хотя бы одну подушку.
Второй проблемой я бы назвал шум от громкой музыки в тех случаях. когда это не требуется. Иной раз вечером грохочет поп-музыка, притом, что никто не танцует и она нахрен никому не нужна. Так, например, было в прошлом году на Марксе. Идеальный вариант - включать музыку в "фоновом" режиме, если есть желающие потанцевать - прибавлять громкость.
Третья - когда не теплоходе негде перекусить, если вдруг захочется. Т.е. аппетит есть - а в баре ничего, кроме чипсов и орешков нет.

Еще одно замечание. Я бы по всем экскурсиям, включающим пешие переходы (типа "Скиты Валаама") заранее в судовой газете размещал бы информацию о расстоянии прогулки и перепадах высот (Плес). Полезно для родителей маленьких детей, инвалидов и беременных.




Edited at 2015-07-20 02:57 pm (UTC)
Это вещи корректируются по результатам анкет по окончании круиза. Я перешлю в службу турпродукта. Закуски в баре, насколько понимаю, должны быть, по крайней мере на наших судах.
(Anonymous)
Александр, а со стороны Вашей компании или других, заинтересованных в изменении ситуации к лучшему в сфере идиотического досмотра, не ведется никакой работы?
(Anonymous)
Здравствуйте Алекскндр!А какие корабли уже закончили навигацию?Спасибо.Игорь.
Добрый день, Игорь! Это "Дмитрий Фурманов", "Владимир Маяковский", "Святая Русь", "Князь Донской" и "Адмирал Кузнецов".
Интересно, сможете ли Вы как-то ответить на этот вопрос.
Как Вы считаете, с чем связано то, что Мостурфлот традиционно последним из всех членов Альянса публикует свои планы на следующий сезон? Мое предположение: обладая максимально разноплановым речным флотом, они оставляют себе возможность для коррекции планов с учетом намерений и ценовой политики "друзей-конкурентов". Или у них просто машина такая неповоротливая.
И еще: как Вы думаете, получит ли продолжение идея с "Главкруизом"? И не стоит ли предложить им наладить отношения в рамках "РА", учитывая потенциально высокий уровень сервиса?

P.S. Мне кажется, что "РА" нужно стремиться к синхронизации сроков объявления планов на следующий год. В противном случае возникают ненужные издержки. Клиент бронирует и оплачивает рейс у компании 1, а затем видит более предпочтительный рейс у компании 2 и требует возврата денег...


Edited at 2015-07-27 11:58 am (UTC)
А у меня еще вертится на губах вопрос о перспективах колонизации Марса, ответ на который, я точно знаю, может дать только Александр Сергеевич :))
Если серьезно, то "Мостурфлот" активно работает на въездном рынке, не только на внутреннем. Расстановка флота, таким образом, сильно зависит от результатов переговоров с иностранными партнерами. Такие переговоры и в лучшие времена были делом непростым, а в нынешних условиях падения спроса на туры в Россию - тем более.
Конечно можно при расстановке флота на внутреннем и въездном рынке применить главным образом интуицию, но потом велика вероятность замен теплоходов. Что мы часто и видим на примере других фирм, обслуживающих на своем флоте российских и иностранных туристов и старающихся опубликовать расписания раньше.
Замен теплоходов в этом году и так достаточно много из-за Городца.
Казалось бы можно было бы открыть продажи на те теплоходы, которые много лет стабильно работают для российских туристов. Но тут тоже не так просто. При освобождении теплохода с иностранного въездного рынка ему тоже придется искать свою нишу в маршрутах. То есть все равно прежде чем предлагать маршруты нового сезона хорошо бы по возможности максимально точно видеть общую картину расстановки флота.
Александр Сергеевич, Вы твёрдо уверены, что идиотизм с досмотром - главная проблема? Не глубже? И мне кажется, причина одна на всё. На принятие тупого закона о транспортной безопасности. На прохлопывание продаж на Маяковского, (хотя Гермес сейчас мимо ходит забитый под завязку. Да и Бенуа был не пустым). На проблемы Городца. На самом деле, всё обуславливается одним: в профессиях исчезли профессионалы и пришли "эффективные менеджеры". Удобные начальству, исполнительные, очень часто связанные родственными связями с вождями. Только бестолковые и бесполезные. Выбили из людей умение думать, умение принимать решение. Умение брать ответственность на себя и вести дело лично. А потом сторублёвые инженеры придумывают сторублёвые автомобили. А сколько не плати родственному болвану, ничего путного он придумать не в состоянии. Потому как диплом ему купили. (Какой вуз выгонит с платного отделения студента, пока тот оплачивает обучение? Сейчас же не говорят что студент болван. Это в моё время принимали 27, выпускали 8 человек из группы. Сейчас говорят: "вы его плохо учите". В итоге, продадут-таки ему диплом). А в конечном итоге, все проблемы приходят к сторублёвым руководителям. Которые не могут организовать ничего умнее, кроме как "управление в ручном режиме". Сторублёвые депутаты не могут принимать нормальные законы. С того, что ты олимпийский чемпион или певец, совсем не следует, что ты умеешь заниматься законотворчеством. А тогда стоит ли удивляться результатам такого законотворчества? Хорошую работу не сравнивают со всбесившимся принтером. А если этот результат - результат деятельности IT-инженера этого принтера, то тем более встаёт вопрос: не пора ли увольняться по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?
Просто любопытно: где такое было, " принимали 27, выпускали 8 человек из группы"? Вы понимаете, что у каждого советского вуза был план по выпуску специалистов? И если бы такое случилось более чем в одной группе, декана исключили бы из партии.
Насколько я пОмню, большая часть студентов доучивалась. Но их ранжировали, цветом диплома, местом распределения, привлечением к аспирантуре. И наиболее бездарных загоняли в самые непрестижные и ненужные места.