О планах на навигацию-2016

Поговорим о планах по работе наших теплоходов в следующем, 2016 году. Мы разработали и опубликовали списки будущих круизов наших судов; я прокомментирую основные моменты, и буду рад ответить на вопросы, если они возникнут.



Для оформления этого поста я использовал фотографии Юлии Шуниковой. Юлия живет в Ярославле и часто путешествует по Волге. Мне очень нравится, как Юлия видит и снимает окружающую природу и теплоходы.

Сроки навигации

Чаще всего мы используем для навигации весь период с момента очищения рек ото льда до момента образования льда, то есть с конца апреля до начала ноября.

Начало навигации-2016 мы планируем традиционно ранним: 29 апреля в Москве начнем навигацию «Александр Бенуа», а 30 апреля в Нижнем Ногороде – «Карл Маркс» и «Василий Чапаев». Теплоход «Солнечный город» отправится из Нижнего Новгорода 7 мая. А вот «Некрасову» начало навигации запланировано довольно подзнее: первый рейс из Москвы назначен на 3 июня. Это связано с тем, что у нас сразу двум теплоходам, «Некрасову» и «Бенуа», предстоит плановый доковый ремонт, и для «Некрасова» предусмотрено выполнение крупных доковых работ на май. При этом навигация «Некрасова» планируется довольно продолжительная: до 6 ноября.



Что нового?

Я всегда отвечаю на вопросы: «Какие планируете новые маршруты?» со смешанным чувством. С одной стороны очень приятно, когда от компании ждут интересных новинок. Это ожидание хочется оправдать. А с другой стороны, мы уже ходим по всем водным путям европейской части России, по которым могут ходить суда наших габаритов. Несколько лет назад мы начали организовывать круизы по ранее «некруизной» Вятке, в прошлом году поднялись по ней почти до Кирова, а ранее освоили Суру и Ветлугу. Расширять речные маршруты становится некуда. Но кое-какие новинки мы приготовили.

Из новых стоянок мы планируем заходить в Коприно, на благоустроенную базу «Ярославское взморье». Не секрет, что на верхней Волге сейчас нет зеленых стоянок, где путешественники могли бы погулять на природе, искупаться, воспользоваться береговой инфраструктурой. Новая стоянка в Коприно должна восполнить этот пробел. Наши теплоходы совершат туда суммарно пять заходов, а 2 сентября планируется совместный заход в Коприно теплоходов-близнецов «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» (и я хотел бы там в это время быть – обычно такие моменты красивы и эмоциональны).



Мы возобновляем заходы в Сарапул на Каме; правда, в 2016 заход будет всего один – у «Александра Бенуа». Речной порт в Сарапуле в последние годы то принимал, то не принимал круизные суда, и многие круизные компании, мы в том числе, перестали ставить Сарапул в расписания. Сейчас вопросы с приемом судов в Сарапуле решены; надеюсь, надолго.

В начале мая теплоход «Василий Чапаев» традиционно отправится в наш фирменный круиз на Вятку. Теперь таких круизов будет два, оба односторонние: первый из Нижнего Новгорода в Киров, второй – из Кирова в Москву. В первом круизе мы впервые остановимся в городке Орлове (бывшем Халтурине) недалеко от Кирова. В программу первого круиза также включено посещение Береснятского водопада (о первом таком опыте можно прочитать у меня здесь). Это очень хорошая, необычная экскурсия, и даже не экскурсия, а настоящий поход. Правда, в этот раз хотелось бы сделать этот поход менее экстремальным: когда большая группа залезает на скалу, это очень здорово (я и сам люблю полазить по скалам), но может быть небезопасным.

Я немного скучаю по «Ночным городам Волги» – опыт такого круиза у нас был в 2007 году, опыт успешный, но повторить его мы пока не решаемся. Уж очень это непривычно: теплоход днем идет, а ночью стоит, и именно ночью проводятся экскурсии по волжским городам. В последнее время многие агентства, продающие путевки, не рассказывают об особенностях маршрутов, и для не предупрежденного человека попасть в круиз, в котором экскурсии начинаются в час ночи, будет несколько необычно…

Но мы запланировали круиз со стоянками, продленными до позднего вечера. Это даст возможность путешественникам не только погулять по красивым волжским городам после ужина, но и побывать в местных театрах. Такой круиз под названием «Жемчужины Верхней Волги с театральными вечерами» с 6 по 12 сентября выполнит теплоход «Карл Маркс». Помимо всего остального, желающие смогут посетить театры в Ярославле, Костроме и Рыбинске.

Еще одна наша новинка – круиз «Старинные усадьбы, путешествие по Волге и Шексне», который выполнит теплоход «Солнечный город» с 5 по 12 сентября. У этого круиза будет две экскурсионные программы – расширенная классическая и программа с посещением сохранившихся старинных усадеб. В каждом месте стоянки путешественники смогут выбрать, куда поехать. Мы планируем опубликовать экскурсионную программу этого круиза в сентябре, но могу сказать, что в предварительном варианте «усадебная» программа включает в себя визиты в усадьбы Вульфов в Берново, Брянчаниновых в Покровском, Батюшковых в Даниловском, музеи в Карабихе и Василево.

Когда я думаю или пишу об этих двух круизах, то испытываю очень положительные эмоции, как от хорошей классической музыки. Правда, этой круизной музыке еще предстоит быть исполненной, и, надеюсь, хорошо исполненной – к удовольствию тех, кто будет в этих круизах участвовать.

Ограничители

Возможность речного судоходства по некоторым рекам зависит от внешних факторов.

В последнее десятилетие навигация теплоходов 305 проекта по Оке заканчивалась примерно в середине июня, иногда раньше. Основным лимитирующим фактором были низкие глубины на короле Кузьминского шлюза. С вводом в строй нового гидроузла в Кузьминске эта проблема останется в прошлом, а лимитирующим станет Верхний Аксеновский перекат между Кузьминском и Рязанью. Исходя из наблюдений за уровнем воды на этом перекате за последние годы, мы продлили навигацию по Оке на две недели, почти до конца июня.



Вторая возможная проблема – участок Волги от Городца до Балахны. Мы оцениваем риск обмеления в 2016 году этого участка до такой степени, что по нему не смогут ходить наши трехпалубные суда, как незначительный. Но чтобы не допустить изменения сроков круизов, мы составили расписания круизов однотипных теплоходов «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» так, чтобы при необходимости один из них мог временно сменить место базирования из Москвы на Нижний Новгород, и продолжать выполнять свои круизы в те же сроки… но по еще более интересным маршрутам. Второй же теплоход при этом сможет в полном объеме выполнить программу коротких и средних круизов из Москвы – за себя и своего близнеца. Так происходит сейчас, но, повторюсь, мы оцениваем риск повторения такой ситуации как незначительный.

...

Подробнее обо всех круизах навигации-2016 – здесь. Обычно я стараюсь не давать ссылки из своего блога на наш сайт, чтобы не смешивать общественное с личным. :) Но в данном случае это довольно естественно: ведь я написал только о новинках, а разнообразных круизов – десятки.

А в конце я ставлю многоточие, ведь мы всегда готовы добавлять к уже запланированному что-то еще. Когда-то это получается сделать, когда-то нет, но дверь для всего нового открыта всегда.

Приятных всем путешествий!


(Anonymous)
Александр, было бы, IMHO, здОрово поддержать в ближайшем и перспективном будущем практику организации круизов с отправлением из Нижнего - пусть она и была в этом году вынужденной.
Получается более потенциально завлекательно: круизы короче, дешевле и интереснее, поскольку для завсегдатаев из Москвы верхняя часть много раз хожена, потратить достаточно времени и денег на продолжительный круиз до низовий проблемно, а в НН добраться сейчас очень легко.
Да, возможно это неплохой вариант для некоторых будущих круизов, т.к. до Нижнего Новгорода из Москвы можно быстро доехать на поезде. А в перспективе как пункт отправления возможна и Казань (когда туда запустят высокоскоростные поезда).
Почему-то все круизные компании продолжают ездить по наезженной колее, неужели у них финансы не позволяют построить новый теплоход или переоборудовать какой нибудь старый вместимостью человек пятьдесят - восемьдесят с возможностью подхода к необорудованному берегу. Появилась бы возможность совершать экспедиционные круизы и обычные по малым рекам и местам, куда традиционным туристическим теплоходам путь закрыт, вот и новые маршруты бы появились. Ездить по одним и тем же местам не интересно и грустно, что нет возможности прокатиться туристом по Волхову или Северо-Двинской системе например.

Edited at 2015-08-01 02:59 pm (UTC)
Странно, что вопрос ко мне. :) Мы и накатываем новые маршруты, включая освоение Вятки, Суры, Ветлуги, и у нас есть теплоход, оборудованный для подхода к берегу ("Чапаев"), и он каждый год заходит в новые места. Что касается строительства новых малых судов, то все это витает в воздухе, но в настоящее время нет экономически обоснованных схем постройки и работы такого судна.
Спасибо за ответ, но как я слышал, "Чапаев" убыточный теплоход. В конце концов одного "Чапаева" мало и заходов в новые места у него по одному в год, желающих ходить в такие рейсы гораздо больше.

Edited at 2015-08-02 08:02 am (UTC)
Странно, что не попал в "Золотую коллекцию круизов" перегонный рейс "Карла Маркса" из Петербурга в Москву. Уникальный рейс, ходили в 2013 году на "Марксе" перегонным через Самару, очень понравилось :)
Рейс интересный и штучный, но мы обычно ставим в "Золотую коллекцию" круизы, где есть какой-то элемент маршрута, элемент экскурсионной программы или их сочетание, которое больше нигде не встретишь.
Сегодня окончательно определился с планами на следующий год-рейс "Чапаева" с 21 по 29 июля ("Северные жемчужины"). Этот рейс мне интересен прежде всего из-за Весьегонска и Вологды.
На мой взгляд, это один из самых интересных круизов "Чапаева". Очень хороший выбор!
Ока
Скажите пожалуста какая проблема есть в путешествии вверх по Оке ? была недавно в Калуге и Тарусе. Ока там такая широкая, а уж виды какие... а города ... специально в Серпухов заехала посмотреть на Оку там
Re: Ока
На Оке выше Коломны гарантированные габариты судового хода (то есть в данном случае гарантированные глубины на перекатах) недостаточны для теплоходов 305 проекта. Иначе бы, конечно, поднимались до Серпухова - Калуги.
Re: Ока
Вы в Оку в районе Тарусы лазили? Там за исключением узкого фарватера для местных прогулочных теплоходиков вся река с глубинами менее 2 метров. Неоднократно проверено в районе турбазы Таруса.
(Anonymous)
Почему не предусмотрены посещение Свияжска и Булгар?
Потому что заранее невозможно выяснить, будут они готовы принимать суда или нет.