Закончилось согласование расписаний пассажирского флота на 2016 год

В конце августа на борту теплохода «Александр Бенуа» прошло совещание по согласованию расписаний движения пассажирского флота на 2016 год. Сокращенно это мероприятие называют «Согласование». В согласованиях принимают участие диспетчерские службы судоходных компаний, водных путей и портов, представители Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота).



Основная задача мероприятия – обеспечить возможность выполнения речными туристическими теплоходами заявленных на 2016 год расписаний. Ведь судно с пассажирами не может ждать, пока освободится шлюз или причал. Поэтому необходимо заранее расписать подходы судов к «узким» участкам и загруженным причалам так, чтобы ожидания не требовалось. Вот некоторые из таких «узких» мест:

Канал имени Москвы (шлюзы 1-6). Пассажирский флот следует по каналу по так называемым «шлюзовым ниткам» – согласованным между собой графикам шлюзования. В пиковые даты используются до восьми ниток в обе стороны; по каждой из них могут пройти от двух до четырех пассажирских судов. Обычно это позволяет пропустить весь заявленный на каждую дату флот, но для того, чтобы избежать ожидания шлюзования, теплоходы распределяются по ниткам.

Волго-Балтийский водный путь (шлюзы 1-6). Здесь ежедневно используются пять-шесть ниток шлюзования пассажирского флота, прохождение по которым судов заранее расписывается. Расписывается и движение флота по шлюзам 7-8, но там используются не нитки, а часовой цикл шлюзования.

Шлюзы на реке Свирь. В течение суток оба шлюза по графику могут выполнить по двадцать четыре цикла наполнения-опорожнения. Этого достаточно для пропуска всего заявленного пассажирского флота. Проблема состоит в том, что из-за необходимости дневных стоянок на Свири и утренних прибытий в Санкт-Петербург, на Валаам и в Кижи большей части флота требуется шлюзование в течение нескольких дневных часов. Избежать скопления туристических теплоходов у шлюзов позволяет их заблаговременное распределение по времени шлюзования.

Острова Валаам и Кижи. Причалы на этих островах могут принимать не более четырех бортов одновременно. Пиковые даты, когда количество заявленного флота превышает возможности причалов, разгружаются путем изменений расписаний судов.

Москва. Причалы Северного речного вокзала, как правило, могут принять одновременно весь заявленный флот, но бывают и исключения, которых можно избежать путем заблаговременного планирования.

Санкт-Петербург. В 2015году здесь сложилась ситуация, когда почти все компании перевели свой флот с причалов бывшего речного вокзала в Уткину заводь и на Соляной причал. Причина такого решения – в смене арендатора причалов бывшего речного вокзала, приведшей к резкому повышению цены стоянки. В результате причалы в Уткиной заводи и Соляной причал оказались перегружены, и такая же ситуация может сохраниться и на следующий год. Поэтому все судозаходы на эти причалы прописываются заранее. Гораздо легче тем немногим компаниям, которые остались у причальной стенки бывшего речного вокзала (и мы в том числе): впервые за много лет здесь нет никаких проблем с местами.

Шлюз 10-У (Угличский гидроузел). Шлюзования здесь прописываются заранее во избежание опозданий в Углич при подходе к шлюзу сверху сразу нескольких судов, которые невозможно принять в камеру одновременно.

Помимо работы по согласованию расписаний, на таких совещаниях обсуждаются текущие вопросы организации движения флота, функционирования причалов и водных путей, взаимодействия организаций между собой. Налаживаются важные для работы контакты.

Основная судоходная новость – завершение строительства нового Кузьминского гидроузла на Оке. Теперь теплоходы 305 проекта смогут ходить через шлюз в Кузьминском в течение всей навигации, а не только до середины июня, как было до сих пор. При этом транзитное движение по Оке вниз до Нижнего Новгорода, как и раньше, с середины июня могут затруднять перекаты.

В 2016 году на полную мощность заработает новая зеленая стоянка «Ярославское взморье» в Коприно. Туда запланировали судозаходы несколько компаний, и мы в том числе. «Ярославское взморье» предоставляет для туристических судов два причала с постановкой судов в два корпуса, и благоустроенную территорию. Надо сказать, в последнее время на верхней Волге очень не хватает «зеленых стоянок», и хорошо, что этот пробел качественным образом восполняется.

Каждый год всплывает какая-то основная проблема. В последнее время это были неработающие причалы, а в этом году на первое место вышли неплатежи некоторых судоходных компаний за причаливание и обслуживание флота. Вынужденные неплатежи бывают, например, у компаний, близких к банкротству.

И здесь порой поражает непоследовательность действий некоторых арендаторов причалов. Сначала они, хорошо зная, что компания может не заплатить, подолгу обслуживают ее в долг, иногда две навигации подряд. Когда же дело заканчивается прекращением деятельности компании и продажей судна (или передачей его в бербоут-чартер), арендаторы причалов вдруг начинают требовать оплату долга с нового добросовестного судовладельца. Вообще, на мой взгляд, на серьезных совещаниях недопустимо употребление фразы «судно нам задолжало», поскольку оно лишено не только юридического смысла, но и логики.

Работы по согласованию расписаний и насущных тем для обсуждения на таких совещаниях всегда много. Но есть еще один важный момент: планируя маршруты и составляя расписания, многие специалисты бывают лишь теоретически знакомы с тем, куда пойдет теплоход и что увидят туристы. Совещания по согласованию расписаний – это возможность познакомиться с речными маршрутами и с организацией приема туристов в городах на практике. Поэтому очень важно, что раз в год согласование расписаний проводится на одном из туристических теплоходов.

В этом году маршрут согласования был такой: Нижний Новгород – Козловка – Казань – Тетюши – Чебоксары – Козьмодемьянск – Нижний Новгород. Маршрут неслучайный, почти полностью состоящий из перспективных туристических наработок, которые многие круизные компании пока не используют. В том это числе уникальная программа в Тетюшах с визитом в усадьбу Молоствовых в Долгой Поляне, интерактивная программа в Чебоксарах, знакомство с четырьмя музеями в Козьмодемьянске, заход в редкопосещаемую Козловку с музеем Лобачевского.

Из Казани участники совещания отправились в Свияжск – уникальное историческое место с интересными памятниками архитектуры и современной туристической инфраструктурой. Свияжск имеет неплохие перспективы захода туристических теплоходов; там недавно построен хороший причал (его с интересом осмотрели участники совещания), но пока что не проведены дноуглубительные работы от судового хода до причала. После проведения этих работ причал сможет принимать туристические суда любых существующих габаритов. Работы уже запланированы, и на них выделено федеральное финансирование.

Мне и моим коллегам очень приятно, что согласование расписаний в этом году прошло на одном из теплоходов нашей компании – «Александре Бенуа». Было радостно видеть на нашем борту уважаемых специалистов речной отрасли, с большинством из которых мы дружим и сотрудничаем много лет. Мы постарались создать участникам совещания все условия для работы, и хочу надеяться, что у нас это получилось.

В заключение – немного фотографий, сделанных во время этого рейса.


Теплоходы «Н.А. Некрасов» и «Александр Бенуа» в Нижнем Новгороде


Речной вокзал в Свияжске


»Александр Бенуа» в Козловке


С коллегами – капитаном «Александра Бенуа» Павлом Гражданиновым и главным специалистом компании «Инфофлот» по организации движения флота Любовью Черенковой


Сторожевая башня на высоком берегу Волги в Тетюшах


Чебоксары, бульвар купца Ефремова


С символом Чебоксар Людмилой Петровной Пронюхиной, и подарками из Чувашии – книгой Мишши Юхма «Древние чувашские боги и герои» и, конечно, пивом «Букет Чувашии»


В старинном Свияжске


Капитан знакомит участников совещания с оборудованием рубки теплохода


Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске


Козьмодемьянск. Художник Ольга Таланцева подписывает одну из трех картин, которые украсят интерьеры «Александра Бенуа»


Вечер на палубе


Участники совещания в Тетюшах

Фотографии автора и Сергея Мамонова
Удачи в новом сезоне!
(Anonymous)
Удачи в новом 2016 сезоне! Сколько интересных, замечательных мест по маршрутам речных круизов! Объехав полмира, до сих пор работая в во многих весьма удаленных местах, куда попадают лишь единицы, я так мало знаю о том, что есть дома, в Самаре, на Волге, в Питере. А ведь как красиво и интересно! Сколько замечательных, старинных русских городов и деревень! Удачи в новом сезоне! От всей души!
Наташа
Re: Удачи в новом сезоне!
Спасибо, Наташа! Приезжай посмотреть российские реки - это интересно!
> Основная судоходная новость – завершение строительства нового Кузьминского гидроузла на Оке. Теперь теплоходы 305 проекта смогут ходить через шлюз в Кузьминском в течение всей навигации, а не только до середины июня, как было до сих пор. При этом транзитное движение по Оке вниз до Нижнего Новгорода, как и раньше, с середины июня могут затруднять перекаты.

Получается, что толку от нового г/у, по сути, никакого?

PS
Тетюши запишу себе в списочек, пожалуй :)
Некоторый толк для круизного судоходства есть: период навигации все-таки продлевается, поскольку чаще всего именно король шлюза первым начинал лимитировать движение судов, а уже потом перекаты.
Острова Валаам и Кижи. Причалы на этих островах могут принимать не более четырех бортов одновременно. Пиковые даты, когда количество заявленного флота превышает возможности причалов, разгружаются путем изменений расписаний судов.

Получается, в 2012 в Кижах мы увидели эксклюзив:) 7 теплоходов. Я писала у себя. http://roula.livejournal.com/796347.html
Похоже на бальные танцы :) Да, раньше на это смотрели сквозь пальцы, но и тогда такое количество бортов у причала одновременно было нарушением. Хотя и выручало всех желающих. :)
В 2016 много чего интересного планируется. Например, возвращение "кушек" в Оку ("Грин" собирается в "кругосветку"). И вообще, интересных предложений предложений на рынке много. Хорошо, что ИФ остался генеральным агентом Гагарина, это позволило мне купить бюджетный круиз. У ИФ не хватает в летние месяцы если не бюджетного, то хотя бы демократичного по ценам теплохода на линию ниже НН. "Маркс" в СПб, "СГ" на Соловки, а на Волге только буржуи. Хорошо, что ВолгаПлес есть, иначе совсем тоскливо было бы.

(Anonymous)
Эдуард, есть еще ВолгаWolga, там и бюджетного размещения много. Каждый год новинки, свежие идеи.
Андрей, прошу прощения, пропустил Ваш вопрос.
Пока не знаем, это решится к концу года. Но только как генеральный агент по продажам.