Речные круизы: пессимистические шаблоны и оптимистический взгляд

В понедельник в Тверской области состоялся 3-й Тверской международный форум речного туризма. Это одно из немногих специализированных мероприятий по речному туризму, проводящихся сейчас в России. Местом проведения форума традиционно стал недавно построенный отель Radisson Resort в Завидово.

Отмечу высокий уровень организации мероприятия, некоторые интересные доклады коллег по нашей отрасли и работников смежных отраслей. Приятно, что форум курирует и традиционно открывает губернатор Тверской области Андрей Шевелев, заинтересованный, чтобы его область обслуживала наибольшее количество круизных и яхтенных туристов.

Но все же тон на форуме (как в некоторых выступлениях, так и в кулуарах) задавался расхожими, но имеющими мало общего с реальностью представлениями о речном туризме. Почему-то считается, что речной круизный туризм – это депрессивная отрасль, которой мешает буквально всё, и будущее которой смутно. Даже многие коллеги по отрасли привыкли из года в год повторять, что все плохо, а будет еще хуже.

Но я с этим не согласен. Да, отрасль речного туризма – низкорентабельная, рискованная, зависящая от многих факторов… Но и непреодолимых препятствий в ней нет. Если еще и любить это дело, то лучшего занятия для себя просто невозможно придумать. Да и, наконец, круизные теплоходы на реке – это очень красиво. Это стоит усилий.

Представление первое. Речным круизам мешает отсутствие береговой инфраструктуры (вариант – «мешает плохая инфраструктура»)

Это, безусловно, не так. Что такое береговая инфраструктура? Уверен, что часть людей, озвучивающих эту проблему, просто над этим не задумывается. Другие имеют в виду причалы и туристические объекты.

Откуда следует, что всего этого нет или что все это плохое? Да, случается, что закрывается какой-то причал, и это создает определенные неудобства. Но говорить об отсутствии или даже нехватке инфраструктуры… Куда же тогда ежедневно, иногда по два раза в день, швартуются наши теплоходы? Из чего же тогда мы каждый раз выбираем, что включить в экскурсионную программу в том или ином городе, а что нет, потому что выбор музеев и экскурсионных объектов по всем маршрутам огромный? Я не понимаю, какое надо иметь представление о речных круизах, чтобы утверждать, что им мешает отсутствие или нехватка береговой инфраструктуры.

При этом создание новых причалов и мест для экскурсий или прогулок речных туристов – это тоже хорошо. Например, в 2016 году на полную мощность заработает стоянка круизных теплоходов «Ярославское взморье» в Коприно на Верхней Волге.

Представление второе. Государство забросило реки, и теперь они мелеют (вариант – «реки не копают, поэтому и Волга уже мелеет в Городце»)

На самом деле наша страна может служить хорошим примером того, как надо содержать водные пути.

Да, это правда, что некоторые ранее судоходные реки, потеряв свое значение для судоходства, больше не поддерживаются. Но правда и то, что ежегодно выделяется значительное государственное финансирование для поддержания основных судоходных рек в гарантированных габаритах судовых ходов.

Содержатся в порядке и гидросооружения, в том числе потому, что это стратегические объекты. Строится и что-то новое. В этом году завершено сооружение нового Кузьминского гидроузла на Оке; готовится строительство второй нитки Нижнесвирского гидроузла. Дноуглубительные работы на основных реках ведутся постоянно, причем не только для поддержания существующих гарантированных глубин. Например, на ближайшее время запланированы работы по дноуглублению восьмикилометрового устьевого участка реки Свияги для возможности подхода к пристани Свияжск крупных туристических теплоходов.

Что же касается снижения уровня воды на Волге в районе Городца, то на этом участке реки дноуглубление уже не может дать должного эффекта, поэтому принято решение о строительстве низконапорной плотины в районе Большого Козино. Это поднимет уровень воды до необходимого для прохождения судов крупных габаритов.

Помимо работы по содержанию рек и гидросооружений, очень неплохо поставлена работа по организации движения флота. Дислокация всех судов отслеживается диспетчерскими службами; ведется контроль за соблюдением судоводителями правил плавания; шлюзования пассажирских судов расписываются заранее во избежание задержек судов у шлюзов. Судоводители всегда имеют свежий метеорологический прогноз по маршруту, а также информацию об изменениях в судоходной обстановке.

Это НЕ называется «реки заброшены». Да, случается, что по тем или иным причинам уровень воды в той или иной реке падает ниже гарантированного. Но отношение государственных служб к содержанию рек и гидросооружений никак нельзя назвать проблемой для речного туризма.

Представление третье. Речные теплоходы старые и ветхие

Действительно, возраст речных круизных судов в России немаленький, и из года в год они становятся старше. Но возраст не равнозначен ветхости. Большинство работающих в России судов можно поддерживать в по-настоящему (не на бумаге) годном состоянии еще много лет. Некоторым теплоходам уже сделан такой ремонт, что от старого судна остались лишь корпус и надстройка, и то с заменой частей обшивки.

То же относится и к пассажирским помещениям. На большинстве круизных судов они перестроены до неузнаваемости, что с удивлением отмечали участники Тверского форума, недавно впервые поднявшиеся на борт речного судна.

Я всегда видел в возрасте судов две других проблемы. Первая – это из года в год возрастающие расходы на поддержание судна в исправном техническом состоянии. Вторая – желание части потенциальных туристов совершить путешествие именно на новом судне, которого у нас в стране пока нет. По крайней мере, я и сейчас вижу потенциал должным образом преподнести клиентам новое судно и сделать его популярным, увеличив таким образом количество речных туристов (которые скажут: «Новый теплоход? Ну, тогда мы наконец готовы отправиться в круиз!»).

Впрочем, реальность чуть умеряет этот оптимизм. Одна из круизных компаний, говоря простым языком, перестроила судно 1987 года постройки до такой степени, что оно на законных основаниях получило документы как новое. Внутри это тоже совершенно новый лайнер, и круизы на нем в этом году предлагаются на российском рынке как на новом теплоходе. Однако должного эффекта от продвижения этого судна как новостроя я пока не вижу, и это наводит на мысль, что в России значительный приоритет имеет цена круиза, а возраст судна вторичен. Но, будем реалистами, круизы на новых судах вряд ли смогут стоить дешево.

Кстати, цены на речные круизы называют еще одной проблемой отрасли. Согласен, что для многих россиян цена круиза слишком высока. Но правильнее говорить о том, что высока не цена путевки, а ее себестоимость. И вряд ли можно сделать какие-то разумные шаги для того, чтобы это изменить. Если из-за цены путевки будет падать спрос, то единственным выходом из этой ситуации я вижу сокращение предложения, но никак не снижение цены. Снижение цен на круизы равносильно построению пирамиды, когда последние купившие оплачивают дешевые путевки для первых, но сами никуда уже не едут. Несколько таких примеров мы наблюдали в последние годы.

Представление четвертое. Государство должно построить новые круизные суда

Меня всегда удивляет, что люди, ратующие за то, что государство должно из каких-то бюджетных фондов построить новые круизные теплоходы и кому-то их раздать (или эксплуатировать самостоятельно, что вообще утопия), полагают, что такой подход – пример государственного мышления. Потому что, на мой взгляд, это лишь пример мышления ребенка, у которого нет денег на игрушку, но который знает, что можно попросить у мамы с папой, и, может быть, они поддадутся и купят.

По-моему, государственный подход состоит несколько в другом: в расстановке приоритетов. В оценке того, где действительно важно государственное участие (например, в проектах, имеющих серьезное социальное значение), а где нет. И речи о бесплатном или льготном получении круизных судов вестись, думаю, не должно.

Однако если вспомнить, что срок окупаемости нового круизного судна без учета банковских процентов может составить 25-30 лет, то положение кажется непростым: таких инвесторов в России сейчас найти практически невозможно. Поэтому я думаю, что может быть целесообразным создание государственно-частных партнерств. Такой вид взаимодействия государства и бизнеса обычно работает при строительстве и эксплуатации важных и крупных инфраструктурных объектов социального значения (например, дорог, аэропортов).

Честно говоря, не знаю, можно ли отнести круизные суда к важным объектам социального значения. Но, как бы то ни было, в рамках такого партнерства государство могло бы строить круизные суда, и отдавать их в долгосрочную аренду круизным компаниям. В этом деле важно, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, а передача судов в аренду круизным компаниям проходила в рамках прозрачной процедуры.

Повторю, однако, что вопрос строительства новых судов хотя и стоит, но пока он не является критическим для круизной отрасли.

Знаю немало людей, которые любят поговорить именно о проблемах. А я все больше говорю о том, что все не так и плохо.

Но все же – должны же быть проблемы у речной круизной отрасли?

Полагаю, что для того, чтобы отрасль динамично развивалась и строились новые суда, достаточно выполнения лишь одного условия. И никакая инфраструктура, господдержка, дноуглубление и даже импортозамещение здесь ни причем.

У среднестатистического по доходам россиянина должна быть возможность заплатить за путевку на круизный теплоход столько, сколько требуется для всего перечисленного. Остальное сделают круизные компании, где-то совместно с береговыми государственными службами, где-то самостоятельно. И масштабную рекламу круизов, и строительство новых судов, и много чего еще.

То есть развитие круизной отрасли зависит от экономического состояния государства, и, соответственно, доходов его граждан. С экономикой все хорошо – нет проблем у круизной отрасли, с экономикой плохо – есть проблемы. Все остальное малозначимо. Просто дайте реку, и мы сделаем по ней круиз.

Желаю всем оптимизма и удовольствия от своего дела.
"Просто дайте реку, и мы сделаем по ней круиз"
По-моему, гениально! Что было бы, если бы руководители большинства круизных компаний думали бы также?
"С учётом роста себестоимости круизов и снижения покупательской способности, должно сокращаться количество предложений (круизов), но не цена". Вот это и кажется мне главной проблемой. Дело предпринимателя ,- получение прибыли. При всех сопутствующих прекрасных моментах, типа красоты круизов и преданности людей своему делу, остаётся тем не менее главное: забота о хлебе насущном. (И вот тут красот уже гораздо меньше. Гораздо больше, например, обманов работников по зарплате или " честного слова" некоторых "руководителей, являющееся на деле гарантией обмана наёмных рабочих, после завершения навигации.) С учётом неизбежности сокращения среднего класса, являющегося основным потребителем и плательщиком, отрасль обречена на уменьшение количества круизодней. А вот ПРАВИЛЬНЫЙ подход к круизам, как отличному отдыху для своих граждан, способно обеспечить только государство. Которое пока и недумает о подъёме благосостояния своих граждан. И вот это-то и является, имхо, главной проблемой отрасли. Государство "заботится" о том, чтобы у его граждан оставалось как можно меньше свободных денег (недавнее удвоение налога на частных предпринимателей - хороший, но далеко не единственный пример такой "заботы"), поэтому, купить путёвку по рыночной цене возможностей становится всё меньше. (Да и не факт, что повышение количества свободных денег приведёт к увеличению предложений количеству круизов. Вполне всё может ограничиться ростом цен на круизы). А само государство заниматься проблемами организацией отдыха своих граждан совершенно не собирается. Хотя, в этом случае снимется проблема адресности долгосрочных инвестиций, прозрачность государственной помощи конкретным компаниям и прочие вопросы. А для этого требуется совсем немного: чтобы государство стало рачительным хозяином, а не сборищем приватизаторов, нанотехнологов, эффективных менеджеров и недоюристов на экономических постах. И всё у нас тогда наладится. Один придурок у нас уже был, который вещал, что " рынок сам всё наладит". Пора бы уже перестать наступать на одни и те же грабли и понять, что отдых и здоровье граждан должны быть результатом продуманной государственной политики.
Привет! Мне нравятся Ваши посты. Давайте подружимся. Меня зовут Александр.
(Anonymous)
я вообще не по теме.случайно прочитал ваш вопрос про пароход Джамбул на кубани.долго стоял под пашковским мостом на суше.молодые бизьнесмены хотели переоборудовать в кафэ-гостинницу(притон),но он сгорел.утилизировали на металлолом.
На мой взгляд, государство могло бы помочь круизным компаниям следующими способами:
1. Освобождение от налога на прибыль расходов предприятий на отдых своих сотрудников (и их детей) на территории РФ. Включая речные круизы.
2. Строительство новых теплоходов тех классов, которых нет в текущем парке судов и передача их в долгосрочный лизинг туроператорам. Имеются в виду "колесники", тип "река-море" и т.п.
3. Предоставление на государственных телеканалах скидок на рекламу отечественной туристической отрасли. Опрос Мостурфлота - это же чистая правда, половина населения НИЧЕГО не знает о возможностях и особенностях речного туризма.

У нас в московском коллективе много приезжих с Урала, Сибири. Они вообще ничего не знают про речной туризм. Приходится лекции читать, показывать фото.
А "местные" зачастую вспоминают каюты с умывальником и запах доширака, в точности, как в описании у Жорика.
Почему этой пропагандой должны заниматься энтузиасты, а не компании РА? Почему я ни разу не видел круизного спама в электронном почтовом ящике?
Да елки-палки, грамотно сделанный ролик с показом перед киносеансом принес бы тысячи новых клиентов (только аудитория фильма должна быть соответствующей)!
Или изображение теплохода с надписью "ХХХХРечФлот" и телефонами - максимум фантазий туроператоров?
Мы живем в мире видео, сетевых вирусов, социальных сетей и флэшмобов. Но что-то я вне двух-трех специфических сайтов "для энтузиастов" сетевой активности компаний РА не наблюдаю.



Edited at 2015-09-14 09:50 am (UTC)
Эдуард, согласен со всем сказанным. И в плане продвижения круизов есть над чем работать.
(Anonymous)
Александр!
Согласен и одновременно не согласен с Вами.
Вы, конечно, правы в том, что если спрос будет уменьшатся, билеты не будут дешеветь, а будет сокращаться спрос. Да, так и будет. А что дальше? У ИФ сейчас 5 теплоходов.В обозримом будущем лучше в экономике не будет.Схлестнулись (и серьезно) два цивилизационных взгляда на мироустройство.И обе стороны будут идти до конца, выхода у них другого нет.
Ну выведете Вы из эксплуатации один теплоход, потом второй, третий...И не только ИФ, но и другие компании.Что делать дальше, как сохранить речную пассажирскую отрасль? Думается, государство все-таки должно финансировать строительство речных пассажирских судов как социальный проект, другой вопрос, что надо сделать, чтобы их грамотно передать частным судовладельцам для эксплуатации и чтобы государство не потеряло бюджетные деньги. Для судоходных компаний стоимость речного пассажирского судна - это сумма, для государства - это очень немного. М.б. точкой соприкосновения - это госзаказ на строительство речных "пассажиров" на отечественных верфях? Таким образом частично может быть решена государственная задача - развитие судостроения в России.
С уважением
Андрей Максимов, sudprom
Андрей, я тоже думаю, что возможно строительство государством речных судов. Важна прозрачная схема их дальнейшей работы. Ведь не секрет, что иногда вопросы передачи государственного имущества в аренду решаются не совсем честно.
проблемы круизной отрасли
(Anonymous)
Стоило только Вам написать о малозначительности "общепринятых" проблем, как они появились. Кто-то сделал "прекрасный" подарок туристам клубного круиза на теплоходе "Бенуа" - окончание рейса перенесено по неизвестным для меня причинам в Макарьево, т.е. за 100 км от Нижнего Новгорода, да ещё и время окончания круиза в 06 ч. 00 мин. утра.
Вы в дневнике... описывали свои положительные впечатления от поездки на поезде "Санкт-Петербург - Москва". Вряд ли бы Вас вдохновило, если бы Вас высадили из мягкого купе в Твери и повезли далее на автобусе. А в клубном круизе примерно так всё и получается. Искренне надеюсь, что не "Инфофлот" в этом виноват, но хотелось бы прочитать Ваше видение этой ситуации. А от круиза я, к сожалению, по этой причине вынужден был отказаться.
Re: проблемы круизной отрасли
Добрый день, Алексей Валерьевич! К сожалению, после 27 сентября к причальной стенке в Нижнем Новгороде организационно нельзя будет установить понтоны. Арендатор стенки сделал все возможное, но, к сожалению, без результата.
проблемы круизной отрасли.
(Anonymous)
Извините, не подписался в предыдущем сообщении, получается какая-то анонимка. Алексей Валерьевич, Ваш достаточно постоянный клиент. Остальные сведения есть в базе данных "Инфофлота".
проблемы круизной отрасли
(Anonymous)
Уважаемый Александр Сергеевич! Спасибо Вам за быстрый и исчерпывающий ответ. Теперь всё понятно. Несмотря на мой отказ от круиза на теплоходе "Александр Бенуа", я хочу отметить высочайший уровень судовождения и оказываемых туристам услуг на этом теплоходе. Большое спасибо капитану - П.И. Гражданинову, и директору круиза - Сергею Васильевичу. Вам, Александр Сергеевич, поменьше проблем и побольше удач в работе. Кроме того, хотел бы поделиться кое-какими своими мыслями относительно продвижения и реализации Вашего туристического продукта, - исключительно для повышения эффективности этой работы. Полагаю, что написать об этом в Вашем журнале будет не совсем этично, тем более, это моё сугубо частное мнение. Подскажите, пожалуйста, какими иными способами можно донести до Вас своё видение по данному вопросу. С уважением, Алексей Валерьевич (полные сведения имеются в базе данных "Инфофлота").
Re: проблемы круизной отрасли
Добрый вечер, Алексей Валерьевич! Спасибо за оценку работы нашего коллектива. Я сегодня только вернулся в Петербург после недельного отсутствия и некоторые вещи пропустил. В понедельник мы обсудим с коллегами, что можно сделать еще в данной ситуации с причалом. А связаться со мной можно по электронной почте: sosnin@infoflot.com
проблемы круизной отрасли
(Anonymous)
Ещё раз спасибо Вам, Александр Сергеевич, за быстрый ответ. В начале следующей недели обязательно направлю Вам свои мысли о реализации Вашего туристического продукта. И ещё благодарю Вас за отчёт о поездке на поезде №3 "Санкт-Петербург - Москва". Я теперь только этим поездом и езжу из Москвы в Питер и в обратном направлении. Организаторы перевозок на "Сапсанах" наверное, на нас с Вами обидятся. Всего Вам доброго, - Алексей Валерьевич.