На Як-40 из Вологды в Санкт-Петербург и обратно

Самолеты Як-40 уже почти не встретишь на регулярных рейсах. Строившиеся в Саратове с 1967 по 1981 год, эти небольшие самолеты с тремя реактивными двигателями до начала 90-х годов активно использовались по всему Советскому Союзу. Неприхотливые к длине и покрытию взлетно-посадочных полос, Як-40 летали по многочисленным линиям небольшой протяженности. Высокая тяговооруженность самолета позволяла ему без проблем взлетать с высокогорных аэродромов. Впрочем, высокий расход топлива (из-за чего одним из прозвищ самолета стало «истребитель керосина»), допустимый в условиях советской экономики, в постсоветское время сделал эксплуатацию Як-40 нерентабельной.



Вологодское авиапредприятие продержалось дольше большинства компаний, эксплуатировавших Як-40. Но в июле 2012 года из-за больших убытков эксплуатация Як-40 (единственного типа, обслуживавшего в Вологде регулярные рейсы), была прекращена. В течение двух последующих лет авиапредприятие занималось только заказными вертолетными работами, пока летом 2014 года не появилась возможность с помощью государственной программы развития региональных перевозок возобновить полеты на Як-40 из Вологды: сначала в Москву, а потом и в Санкт-Петербург.

Так получилось, что, находясь в Вологде, мне понадобилось ненадолго вернуться в Санкт-Петербург. И здесь очень пригодилось регулярные рейсы Як-40, которыми я с большим удовольствием воспользовался.

Вообще в Вологде, похоже, уже забыли о возможности летать из своего аэропорта. Те жители Вологды, которые предпочитают самолет, уже привыкли пользоваться аэропортом Череповца, до которого из Вологды два часа на машине, и откуда выполняет рейсы компания «Северсталь». Загрузка самолетов, летающих из Вологды, пока не очень большая.

Северное ноябрьское утро. В пустынном вологодском аэропорту идет регистрация на рейс до Санкт-Петербурга. Других рейсов сегодня нет.



Аэровокзал сохранился с советского времени почти без изменений. Кассы, междугородные телефонные будки, закусочная. Но ничего из этого не работает: из Вологды выполняется всего семь рейсов в неделю, четыре в Москву и три в Санкт-Петербург, и людей в аэровокзале бывает мало. Открыто одно окошечко, выполняющее роль кассы, справочной и места регистрации пассажиров на рейсы. Посадочные талоны выписываются вручную.





Рядом с аэровокзалом стоят два Як-40 с бортовыми номерами RA-88251 и RA-87966. Последний имеет 13-местную вип-компоновку, и предлагается Вологодским авиапредприятием для выполнения заказных рейсов.



Пассажиров всего восемь человек. К нашему удивлению, нас ведут к 13-местному вип-самолету. Сегодня в Петербург полетит именно он.



Як-40 RA-87966 – 1978 года выпуска. За свою жизнь он сменил несколько авиакомпаний, а с 2014 года обосновался в Вологодском авиапредприятии. Как я говорил, он используется на заказных рейсах, и, по словам местных жителей, иногда возит губернатора. В самолете два салона: хвостовой на 9 мест и носовой (где обычно летит главный пассажир с ближайшими сопровождающими) с четырьмя креслами.





Точно по расписанию, в 08.10, выруливаем на полосу. Короткий разбег, и наш Як-40 в небе.



Полет до Санкт-Петербурга длится около полутора часов. Приветливый экипаж, приятные попутчики (с которыми мы посокрушались, что летим в таком салоне и без коньячка), большие кресла, ну и само ощущение, что летишь на славном историческом типе самолета – все здесь доставляет удовольствие от полета. Конечно, раньше, когда Як-40 не был такой редкостью, мне приходилось не раз на нем летать. Но тогда это было обыденностью, а сейчас это праздник.









Заходим на посадку в Пулково. Здесь такая же, как в Вологде, хмурая погода. Но это, в конце концов, ноябрь, и это северные уголки планеты. Чего же хотеть от погоды в этих местах в такое время?





В общем, это было хорошо.

А на следующий день я полетел обратно в Вологду.



В этот раз за нами прилетел «регулярный» Як-40 с бортовым номером RA-88251. Построенный в 1977 году, этот самолет сначала эксплуатировался в Волгограде, а затем в Хабаровском крае, в небольшой авиакомпании «Хабаровские авиалинии», осуществляющей местные краевые перевозки. Буквально месяц или два назад его получило Вологодское авиапредприятие.

Як-40 в Пулково рядом с Боингами и Аэробусами смотрится как инопланетянин. Пассажиров снова немного – десять или одиннадцать. С некоторыми из них мы вчера летели из Вологды.



В этом Як-40 – 32-местный пассажирский салон, близкий по компоновке к классическому варианту.





Взлетаем уже в сумерках. Как и на пути туда, в самолете приветливый экипаж, а уютный классический салон Як-40 мне нравится не меньше, чем вип-вариант.





Через полтора часа приземлились в Вологде. Здесь уже выпал снег.





Прилетать снежным вечером в тихий вологодский аэропорт на Як-40 – это как-то… уютно. Кто знает, доведется ли мне еще полетать на Як-40, но эти два полета были приятными и несли добрый, очень душевный заряд. Спасибо, что эти рейсы еще есть.


Tags:
Будто после войны, пустой аэропорт, где ничего не работает, вот она Россия 21 века, рассказать кому нибудь при СССР не поверили бы.
Если брать пассажирское транспортное сообщение, то РФ от СССР отличается тремя аспектами:
1. Полный разгром местных авиалиний и ликвидация малых аэропортов.
2. Отсутствие речных ТЛ :-) в европейской части страны.
3. Засилье маршруток в городах.

Второе никому сейчас не нужно, а вот первое весьма печально.
Летал на ЯК-40 (давно это было) из Ташкента в Самарканд и из Казани в Бегишево. Еще вспомнилось, что в телефильме "Противостояние" (1985 г.) преступник пытается захватить ЯК-40.
Спаисбо за репортаж.
очень уютный аэропорт, нравится такой стиль в небольших аэропортах, имхо, лучше чем когда из них сразу делают скучно-унылые пластиковые помещения. Можно добавить вайфай,современные услуги,но оставить зал прежним) Классно когда это сохраняется.
Аэропорт
(Anonymous)
Поддерживаю! Мне тоже нравится этот стиль и ничто не мешает вписать в него при необходимости все атрибуты 21века. Это был действительно стиль! Я не против и пластика, если из него слепить что-то концептуальное, а не убогий минималистический дизайн а-ля пластиковая кабина общественного туалета.
Ностальгический репортаж...
А самолет красивый. Помню все полеты как праздник.
Як-40
(Anonymous)
Что касается Як-40, то насколько я знаю его планер и конструкция весьма удачны. Ахиллесова пята прожорливые и не экологичные двигатели. Абсолютно ничего не мешает на его планер установить современные двигатели и обновить авионику.
В любом случае разработка такой машины дешевле, чем разработка с 0.
Самолет для внутренних линий малой протяженности должен быть дешевым в проектировании и простым в изготовлении. В таком случае при малом пассажиропотоке возможно будет удерживать доступные цены на билеты. И нет никакой необходимости закупать Эмбраеры и б/у DHC т.к. ничего принципиально революционного по сравнению с тем же Як-40, кроме двигателей в них нет.
Российские двигатели сейчас ничем не хуже импортных, потому пора взяться за авиапром с умом и не пытаться тырить бюджетные деньги на разработке с нуля копий зарубежных эрбасов и бобиков, а попробовать во первых модернизировать советские конструкции до оптимального уровня и разрабатывать принципиально новые модели там, где в них действительно есть нужда.
А сэкономленные деньги лучше тратить на действительно прорывные проекты, а не на копирку.