11 "зацепивших" меня спектаклей и концертов прошедшего года

Бывая в разных городах, иногда заглядываю там в театр или на какой-нибудь концерт. Ведь, помимо всего, театр – это знакомство с еще одной гранью города или страны, где ты находишься. В прошедшем году таких визитов у меня набралось около пятидесяти – половина в Петербурге, половина – в других городах России и не только.

Каждый спектакль или концерт – это что-то новое в жизни. Что-то узнаёшь, о чем-то задумываешься. А бывает, что-то, даже не относящееся к действию, тебя особенно «зацепляет», и ты запоминаешь это на всю жизнь.

Захотелось вспомнить те спектакли и концерты прошедшего года, которые именно так меня зацепили. Их оказалось одиннадцать. Примерно каждый пятый из увиденных. Остальные в большинстве тоже мне понравились, но… сейчас про те одиннадцать зацепивших.





1. «Мими», опера. 9 января. Загреб, Croatian National Theatre

Современная опера Фредерика Веррьера по мотивам «Богемы» Пуччини. Что меня в ней зацепило? То, что, оказывается, существуют до такой степени авангардные оперы, что смотришь и думаешь: «А что это вообще происходит на сцене? Они сейчас точно не шутят?»


2. «150 причин не защищать родину», драматический спектакль. 10 февраля, Санкт-Петербург, Театр.doc в «Галереях Эрарта»

Действие разворачивается в мае 1453 года, накануне падения Константинополя. Пять женщин, там живущих, пять историй, пять точек зрения. Спектакль интересен и с исторической, и с общечеловеческой точки зрения. И, что располагает, он не дает ответов на вопросы.

Зацепила музыка Дмитрия Власика. Сначала я не понял, что это музыка. В полной тишине актрисы начали стучать какими-то камешками. В течение спектакля были партии на орехах, на фасоли, на просеиваемом через сито песке. Все это органично вписалось в канву спектакля, хотя музыкой в обычном понимании эти произведения, наверное, не назовешь: скорее, это был усиливающий впечатление звуковой ряд.


3. Группа «Агата Кристи», концерт. 27 февраля, Москва, КЗ «Олимпийский»

Вадим Самойлов был в таком ударе, что это, безусловно, зацепило.


4. «Онегин», драматический спектакль. 29 марта, Новосибирск, театр «Красный факел»

Что будет, если сказать человеку, не смотревшему этот спектакль, что в первой же сцене главный герой, едва выйдя на сцену, приступает к занятию сексом? И добавить, что режиссер «Онегина» – Тимофей Кулябин (поставивший нашумевший «Тангейзер»)?

Я задал этот вопрос нескольким друзьям и знакомым. Чаще всего их реакцией было неприятие: мол, ох уж эта современная режиссура, не знают чем еще выделиться. Но что приятно, самые близкие мне по духу люди говорили: не можем ответить на этот вопрос, не посмотрев спектакль и не зная контекста.

На самом деле там – дежурный секс, как красноречивый элемент пустой жизни. Маленький эпизод в спектакле, в котором мотивы пушкинского «Онегина» то ли перенесены в наши дни, то ли вообще существуют вне времени. Все очень понятно. Только надо посмотреть спектакль, иначе может подвести шаблонное восприятие. Меня как раз и зацепила такая ясная иллюстрация мысли о том, что не стоит судить о событии вне контекста.

Ну а тем, кто не приемлет современных трактовок классических произведений… тоже стоит посмотреть – может оказаться, что все не так и страшно и Пушкин говорил о том же. Я, наконец, понял, почему Онегин убил Ленского. Просто от скуки.


5. «Билли Эллиот», мюзикл. 23 мая, Лондон, Victoria Palace Theatre

Мюзикл – чудесный жанр, и совсем не обязательно легкий и развлекательный. Иногда мюзикл – это серьезный драматический спектакль; в качестве примера из того, что я видел, могу привести Les Misérables по роману Гюго «Отверженные», который с большим успехом идет на основных мировых площадках.

Иногда это, наоборот, довольно легкий спектакль, как, например, мюзикл «Матильда», в котором 10-летняя актриса, играющая главную героиню, целую сцену говорит на чистейшем русском языке. Удивительно, как она смогла запомнить этот длинный текст и произнести его почти без акцента.

Кстати, это довольно смешная сцена, в которой к отцу Матильды пришла русская мафия. Мафия оказалась неплохими ребятами, диалоги между Матильдой и главарем мафии на русском языке – весьма смешными, и я даже пожалел, что публика не могла понять, о чем они говорят (дело было в Нью-Йорке). Впрочем в некоторых местах зала все-таки периодически раздавался смех – русскоязычных людей в тех краях не так и мало.

Так вот, о мюзикле «Билли Эллиот». Это мое сильнейшее впечатление со времен спектакля «Гарольд и Мод», который я увидел в новосибирском «Красном факеле» много лет назад.

Действие происходит в бастующем шахтерском городке на северо-востоке Англии во времена Маргарет Тэтчер. Главный герой, Билли, мечтает танцевать в балете, но его отец и брат не считают балет серьезным занятием и жестко препятствуют этому: их выбор для Билли – секция бокса.

Зацепили три момента. Главный – внятно прозвучавшая тема личности и социальных стереотипов. Сколько людей строят свою жизнь не так, как хотят они, а так, как этого хотят от них окружающие. Не желая обидеть родителей, разочаровать учителей, родственников, коллег, люди проживают свою жизнь по чужим шаблонам, и никогда не становятся по-настоящему счастливыми. Сколько раз я слышал: «Ну да, мне не хочется так делать, но иначе расстроятся мои родители». Даже от совсем взрослых людей, которые не хотят понять, что это их и только их жизнь, и они не обязаны соответствовать ничьим ожиданиям.

Когда тебе, как главному герою, одиннадцать, противостоять мнению окружающих очень непросто. Но к концу спектакля отец Билли становится его союзником и даже едет с ним на экзамен в балетную школу. Кстати, в жизни тоже так часто бывает, если гнуть свою линию… Не всех на это хватает.

Второе. Я иногда думал: почему ни в одном спектакле первое действие не заканчивается так, чтобы эмоционально оглушить зрителей? Чтобы опустился занавес, а люди сидели и не могли прийти в себя. И вот я увидел такой спектакль.

Первое действие «Билли Эллиота» заканчивается очередным конфликтом главного героя с родственниками. После чего следует Angry dance – яростный, очень эмоциональный танец Билли на фоне стычек шахтеров с полицией. И вот уже начался антракт, а ты сидишь и думаешь: «Обалдеть. Как это они сделали? Что это было?»

Уровень мастерства актеров лондонской сцены традиционно высокий, но требования, предъявляемые к ребенку, играющему главного героя, просто невероятные. Он должен владеть актерским искусством, уметь танцевать в разных стилях – от балета до акробатических танцев, одновременно с танцем хорошо петь (никакой фонограммы), а разговаривать… нет, не на классическом английском. Спектакль играется на одном из местных британских диалектов. И, что интересно, в тот вечер, когда я смотрел спектакль, роль Билли играл француз Бредли Перре. Англичане не могли в это поверить: достоверность нужного акцента была стопроцентной.

Видя такой уровень работы, задумываешься о человеческих возможностях, настойчивости, трудолюбии… Да, и, конечно, в жизни никогда не помешает хороший английский.


6. Пол Маккартни, концерт. 24 мая, Лондон, O2 Arena

Третий концерт Пола Маккартни, на котором я побывал. Три часа классно исполняемой живой музыки. Три часа без перерыва Пол Маккартни на сцене – поет, двигается, прыгает, меняет инструменты.

Ему 72 года. Он в блестящей концертной и физической форме. Жалуясь на возраст, вспоминайте про Пола Маккартни.

Кстати, еще один момент: мне никогда не нравилась песня Yesterday. Но когда ты видишь, что вот прямо здесь и сейчас это популярнейшее произведение всех времен вживую исполняет автор, испытываешь интересные эмоции и понимаешь, что такая возможность у человечества существует только в ограниченном (но пока продолжающемся) отрезке времени.


7. «Лебединое озеро», балет. 27 июня, Нью-Йорк, The Metropolitan Opera / American Ballet Theatre

«Лебединое озеро» в Нью-Йорке. Некоторые знакомые потом меня совершенно искренне спрашивали: наверное, сильно отличается от того, что мы видели здесь? А народ там на такое ходит? Я не удивлялся: в нашей стране представления о культурной жизни Америки, мягко говоря, своеобразные.

В течение целого месяца в «Метрополитен опере» шли вечера русского балета, и шли с неизменным аншлагом. Мне тоже было интересно, увижу ли я какую-то особую трактовку «Лебединого озера». Даже Майя Плисецкая говорила, что танцевала партию Одетты – Одиллии в десятках совершенно разных версий этого балета, несмотря на то, что всегда это было либретто Петипа.

Постановка оказалась очень классической, с прекрасным уровнем балета и потрясающим звучанием оркестра. Зал и сцена «Метрополитен опера» гораздо больше по размеру, чем, например, в Мариинском театре, и это дает, пожалуй, основные различия в восприятии спектакля. Да, еще оформление декораций в американской постановке сделано как в классическом драматическом спектакле, более ярким и разнообразным, чем это принято в российском балете, что, впрочем, не показалось мне существенным.

В тот вечер меня не отпускала мысль, что Петр Ильич Чайковский сделал для человечества гораздо больше, чем все политики мира вместе взятые. Музыка – это универсальный язык, передающий и смысл и эмоции. Музыка объединяет. Музыка останется навсегда, и ей не помешают никакие границы и ничьи сиюминутные амбиции.


8. «Самое любимое», творческий вечер Константина Райкина. 4 сентября, Санкт-Петербург, ДК им. Ленсовета

Хорошие поэтические произведения, когда они к тому же хорошо исполнены, – это маленькие спектакли. Это погружение в мир эмоций. Я с неизменным удовольствием смотрю спектакли Константина Райкина в «Сатириконе», но его поэтические вечера – особый жанр. Райкин читает произведения Пушкина, Рубцова, Заболоцкого, Мандельштама. Если хотите понять и полюбить поэзию, побывайте на таком вечере.

Вот, из моего любимого. Николай Заболоцкий. «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?



9. «Маленькие трагедии», драматический спектакль. 23 октября, Санкт-Петербург, театр юных зрителей имени А.А. Брянцева

В последние годы в ТЮЗе Брянцева появилось много совсем не детских спектаклей. Например, Дмитрий Воскострелов поставил здесь своим необычным режиссерским почерком пьесы основоположника театра абсурда Сэмюэла Беккета. Спектакль «Беккет. Пьесы» начинается с двадцатиминутной паузы. Просто гаснет свет, и в течение двадцати минут ничего не происходит. В пьесе «Квадрат» четыре актера ходят по квадрату, и делают только это. Все это производит своеобразное, совсем не театральное впечатление, но оставляет неплохое послевкусие.

Так вот, к «Маленьким трагедиям». Снова Пушкин, четыре коротких пьесы про человеческие пороки. Снова современное прочтение классика. Правда, в этом спектакле текст автора полностью сохранен.

Одна из пьес, «Моцарт и Сальери», посвящена зависти. В черновике у Пушкина она так и называлась – «Зависть», что (возможно, к сожалению) лишило многие поколения читателей удовольствия свободно трактовать пушкинский замысел.

Моцарт у режиссера Руслана Кудашова по полной «отжигает» в каком-то клубе под рейв и веселится с разбитной музой. Сальери занят самокопанием и разговорами об искусстве. Собственно, этим все сказано. Узнаваемый во все времена конфликт: с одной стороны – молодой гений, играючи проживающий жизнь, с другой – рефлексирующий мэтр. Жизненно, и не только среди композиторов. Мне очень понравилось, как это точно, несколькими штрихами, показано в спектакле.


10. Accept, концерт. 27 ноября, Санкт-Петербург, клуб А2

Добротный немецкий «металл» мне нравился со школьных лет, и я за свою жизнь посетил немало таких концертов. Чем меня мог зацепить еще один отличный концерт, чтобы я включил его в этот список? Сугубо субъективными и совсем не музыкальными обстоятельствами.

Приехав в клуб после работы, проголодавшись, я заказал салат и стейк из лосося. Когда, сидя за столиком в первом ряду балкона я приступил к трапезе, начался концерт. Ощущение непередаваемое: я ем этого лосося, чем-то его запиваю, то есть ужинаю… а передо мной играет вживую целый Accept.

Кстати, в школьные годы меня посещали сомнения, обычные ли это люди или какие-то особые небожители. Побывать на их концерте казалось совершенно невозможным делом. И если бы мне тогда показали эту будущую сцену с жареным лососем, у меня случился бы полный разрыв шаблона.

Бывает и так. А играли, как всегда, фантастически хорошо. Accept есть Accept.


11. Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер», концерт. 3 декабря, Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский»

Мне близки и творчество, и мировоззрение Вячеслава Бутусова, и это был отличный концерт. Много хороших новых песен, плюс кое-что из старого. А по-особенному опять зацепило совсем другое. Таких «зацепок» получилось даже две.

Во-первых, весь концерт прямо передо мной на сцене стоял и играл Юрий Каспарян, в прошлом легендарный гитарист группы «Кино», во многом определивший ее звучание в последние звездные годы Виктора Цоя. И думаешь: черт возьми, это же он сыграл гитарную партию в «Мама, мы все сошли с ума», и много о чем думаешь еще.

Я не успел побывать на концертах «Кино». Но сейчас, когда передо мной весь вечер вживую играет ее ключевой участник, и классно играет! – это … как будто ты не только на концерте «Ю-Питера», но и немного на концерте «Кино». Кстати, в конце были сыграны две песни этой группы.

Второе – исполнение Бутусовым очень старого хита «Я хочу быть с тобой». Мне эта песня никогда особенно не нравилась, но дело в другом. Сдержанный Бутусов спел ее настолько проникновенно, что у меня что-то не сложилось: заезженный хит про любовь, который исполняется на каждом концерте уже двадцать пять или больше лет подряд, так не поют. Столько внеземного было в этом исполнении!

Позднее я прочитал в одном из интервью Вячеслава Бутусова, что только недавно он понял смысл этой песни, и на самом деле она не о любви в обычном понимании. Это обращение к Богу.

Теперь все встало на свои места.

------

Что принесет 2016 год? Наверняка, помимо прочего, это будут интересные открытия в мире искусства. Желаю всем фантастических театральных и концертных впечатлений... и не жалеть времени на то, чтобы их получить. :)
Интересная подборка.
Мой крайний понравившийся мне поход в театр - это "Поминальная молитва" в приюте Комедиантов. Очень рекомендую.

Ну а другие, куда ходил - там совсем двоякое впечатление о них.

Удачи.
Когда-то смотрел "Поминальную молитву" в "Ленкоме". Наверное, побывал бы и на другой ее постановке.
(Anonymous)
Большой лайк на публикации. Тоже заметил такую особенность. На концерте полностью открываются те песни, которые до этого обычно слушал на перемотке на дисках. И ты " видишь" их по-новому. Ничто не заменит живой звук.