Водный транспорт Венеции

Венеция – настоящий рай для любителей водного транспорта: впрочем, здесь и нет никакого другого. Точнее, в Венецию можно прибыть на поезде или автомобиле, можно прилететь на самолете, но передвигаться по городу придется или пешком, или с помощью водных автобусов.



Венеция построена в очень странном месте: на низинных, подверженных наводнениям островах Венецианской лагуны. Но у людей, основавших здесь первое поселение в VI веке, не было выбора: им приходилось спасаться от нашествий варваров.



Остров Венеция, давший имя городу, не самый большой в лагуне, но именно он стал центром Венецианской республики, и именно на нем сосредоточено большинство достопримечательностей города. Остров пересекает зигзагообразный Гранд-канал – углубленная естественная протока.



На острове нет автомобильного движения, и, соответственно, нет наземного транспорта. Вместо этого здесь действует впечатляющая маршрутная сеть водного транспорта. Одни маршруты проходят по острову Венеция, другие соединяют его с соседними островами.

На водных маршрутах используется множество типов судов (водных автобусов), которые делятся на три группы: вапоретто, мотоскафо и мотонави. Суда в основном принадлежат компании ACTV.


Вапоретто

Вапоретто – водный автобус среднего размера с открытыми площадками в носу и корме. В основном такие суда используются на «внутренних водных путях», то есть ходят по Гранд-каналу и каналу Каннареджо, но выходят и в лагуну – правда, недалеко, до островной цепочки Лидо. Вместимость такого теплохода достигает 230 человек.










Мотоскафо

Мотоскафо – это более мореходные суда меньших размеров, вместимостью до 160 человек. Они хорошо себя чувствуют и в Гранд-канале, и на большой воде, поэтому работают не только на «внутренних» путях острова Венеция, но и выполняют круговые рейсы вокруг острова, а также ходят на соседний остров Мурано.









Небольшие аккуратные варианты мотоскафо встречаются и далеко от «главного острова», обслуживая линии между островами с небольшим пассажиропотоком.







Компания Alilaguna, специализирующаяся на перевозках между островами и аэропортом, тоже в основном использует мотоскафо.












Мотонави

Мотонави – вместительные мореходные суда, способные брать на борт до шестисот пассажиров. Внешне некоторые мотонави похожи на вапаретто, но они шире последних, и поэтому не могут заходить в Гранд-канал. Им это и не нужно: они созданы для работы на «дальних» маршрутах Венецианской лагуны, соединяющих разные острова. Например, именно на мотонави можно добраться до острова Бурано – популярного дальнего уголка Венеции.







Один из типов мотонави имеет впечатляюще большую рубку.





Существуют даже двухпалубные мотонави, больше похожие на большие экскурсионные теплоходы.



В Венецианской лагуне работают даже автомобильные паромы, но туристы пользуются ими нечасто.



Еще один теплоход, «прописанный» в Венеции – это речной круизник Michelangelo, совершающий пятидневные круизы по островам лагуны. Раньше этот теплоход выполнял недельные круизы из Венеции по реке По, в которую он попадал открытым морем. Сейчас выход речного судна в открытое море запретили, и маршрут сократился.



Компания ACTV делит маршруты своих судов на три группы. Условно их можно обозначить как городские, пригородные и маршруты по лагуне.


Городские маршруты

Катаясь по центральному острову на вапоретто или мотоскафо, можно увидеть очень много. Несколько маршрутов проходят по Гранд-каналу, застроенному почти исключительно дворцами (их здесь более ста). Неинтересных зданий на Гранд-канале нет: на всем протяжении это настоящий музей под открытым небом. В некоторых местах по берегам канала идут узкие набережные, а в некоторых набережными служат фасады домов.







Водные автобусы следуют по Гранд-каналу с остановками на обоих берегах, выполняя попутно и роль переправы: на канале всего четыре моста.



После выхода из Гранд-канала в лагуну водные автобусы останавливаются у площади Сан-Марко. Остановок здесь даже две: в начале и в конце площади.



Канал Каннареджо тоже живописен, но не так величественен, как Гранд-канал.





Круговые маршруты мотоскафо вокруг острова позволяют посмотреть на Венецию с не столь парадной, но тоже привлекательной стороны.













Ну а для тех, кто хочет добраться по воде до мест, запрятанных в узких венецианских каналах, есть водные такси и неспешные гондолы. Правда, до любого места острова можно дойти и пешком по лабиринтам узких улочек и мостов.



















Поскольку на островах нет автомобилей, то даже скорая помощь здесь – это катер. Быстрый и с сиреной. На фотографии он изображен на фоне острова-кладбища.




Пригородные маршруты

Пригородные маршруты соединяют остров Венеция с островами Мурано и Лидо.

Мурано – место, известное производством изделий из художественного стекла. Это стекло так и называют – муранским. Остров Мурано – большой; на нем есть свой широкий Гранд-канал и другие, более узкие каналы. В центре острова расположены многочисленные магазины муранского стекла.











Лидо – это цепочка островов, куда, в отличие от острова Венеция, можно приехать на пароме со своим автомобилем. Именно здесь проводится Венецианский кинофестиваль. От площади Сен-Марко к Лидо через протоку ведет обозначенный мощными «вешками» фарватер. Движение пассажирских судов по нему очень активное.




Маршруты по лагуне

Широкие вместительные мотонави соединяют между собой острова лагуны и «большую землю».



Самые популярные из удаленных островов – это Бурано и Торчелло.

Бурано – бывшая рыбацкая деревушка. Ее можно назвать «Маленькой Венецией». Здесь тоже есть каналы и интересные здания, но все в миниатюре. На Бурано есть даже своя падающая башня.







Венеция и острова Венецианской лагуны – это удивительные, ни на что не похожие места. Равнодушных к ним людей я еще не встречал. Так что тем, кто не был, советую когда-нибудь там побывать, и, конечно, воспользоваться местным водным транспортом.

А зима – хотя и не сезон, зато зимой в Венеции пахнет морем, да и людей не очень много.

Спасибо за такую исчерпывающую информацию о судах! Мы на вапоретто и мотонави себе устроили просто день катаний. Это отличная экскурсия! Если купить сразу подходящий билет, то можно просто гулять таким образом по лагуне – на каждой остановке есть и табло информационное, и списки маршрутов с графиком.

Всё-таки, центр Венеции довольно многолюден, а во всякие уголки стоит заехать, чтобы оказаться один на один с Венецией. Мы её полюбили именно после такого вот неспешного и интимного общения. Первый раз нам там не очень понравилось – многолюдно, мокро, в памяти отпечатались толпы людей и грязь, плесень, какое-то жуткое состояние упадка и увядания. И только во второй приезд, когда мы ушли с туристических троп, стало вдруг так хорошо и уютно, а все эти мелкие трещинки и выбоинки стали тем, чем они являются – свидетельством времени, истории, жизни и человеческого гения.
Да, я думаю, такой несезон, как февраль, хорош для посещения Венеции, потому что не так многолюдно. А трещины и плесень, как мне показалось, - часть обаяния этого места. :) Хотя видел там на боковых каналах просто огромные слои плесени на ступенях, ведущих в здания из воды.
Тут всё, как в отношениях с человеком, – если он тебе чужой, так у него прям недостатки, а если свой, любимый, то разве ж это недостатки, это же просто милые особенности! :) Мы оба раза летом были. Людей тьма! В первый приезд слегка штормило, постоянные грозы и ливни. Мы ходили по колено в воде и мёрзли непрерывно. Отогревались горячим чаем и огненно-острой пиццей, – специально просили поострее сделать. Сердобольные хозяева пиццерии посмеивались над нами, недотёпами, по собственной инициативе принесли мне полотенце вытереть волосы, с которых текла потоками за шиворот вода, и плед, чтоб закутаться. А то я б точно на сопли там изошла за день буквально ;) А как только стихал дождь, на улицы высыпали многочисленные туристы, какие-то приставучие торговцы. Я не смогла отогнать от себя первое неприятное впечатление, так что впечатление, конечно, Венеция на меня произвела. Но восторга не было никакого. А вот во второй приезд и одежда у нас была подходящая, и зонты с пончо были наготове, и с погодой повезло больше, и на всевозможных водных транспортных средствах мы усвистали кататься по лагуне. Так что вдруг оказалось, что вода в каналах не воняет, а приятно пахнет морем, плесень по стенам не карабкается отвратительными проплешинами, а покрывает их лёгкой патиной, ну а трещинки на штукатурке напоминают благородный тонкий кракелюр ;)
Очень знакомое ощущение, когда под влиянием тех или иных эмоций и обстоятельств по-разному оцениваешь одно и то же.
Февраль - месяц венецианского карнавала. Вы его застали?
К сожалению, нет: я приехал уже когда он закончился.
Очень интересно и познавательно! Спасибо.