Полярный треугольник, или Ту-154, Ту-134 и Ан-24

Сегодня уже редко увидишь на линиях пассажирские самолеты советского производства. А такие машины, как Ту-154 и Ту-134, еще недавно составлявшие основу флота российских авиакомпаний, уже можно заносить в «красную книгу». И тем не менее, полетать на них пока возможно.



Позавчера я в течение одного дня успел совершить полеты на Ту-154, Ту-134 и Ан-24, причем самыми обычными регулярными рейсами авиакомпании «Алроса». Помимо этого, в этот день мне удалось побывать в Мирном и Удачном – алмазодобывающих уголках Якутии. Три полета на ностальгических самолетах сложились в треугольник, который я назвал «полярным». А начался «полярный треугольник» глубокой ночью в аэропорту Новосибирска.



Ту-154

В «Алросе» два самолета этого типа. Они периодически летают по направлениям Полярный – Москва, Полярный – Новосибирск и Москва – Байконур, а также иногда подменяют на других маршрутах «алросовские» Боинги-737.



А вот и самолет с бортовым номером RA-85684,на котором мы полетим ночным рейсом из Новосибирска в Полярный. Самолет легендарный: именно этот борт 7 сентября 2010 года совершил аварийную посадку в Ижме.



Для тех, кто не слышал об этом происшествии. Самолет выполнял обычный рейс из Полярного в Москву, когда из-за потери электропитания у него отключились навигационные системы и топливные насосы. Топлива в расходном баке оставалось совсем ненадолго, и дело могло закончиться катастрофой. К счастью, пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов в поисках подходящей для аварийного приземления площадки обнаружили взлетно-посадочную полосу давно закрытого аэропорта Ижма, и посадили на нее самолет. Из-за того, что полоса эта оказалась очень короткой, а самолет из-за потери электропитания не мог выпустить механизацию, после пробега он выкатился за пределы полосы в лес. При посадке никто, кроме самолета, не пострадал. Пилоты получили звания Героев России.



В тот период самолеты Ту-154 уже массово выводились из эксплуатации, поэтому судьба поврежденного и застрявшего в лесу RA-85684, казалось бы, была предрешена: списание и разделка. Но, как это ни удивительно, самолет было решено восстановить. 24 марта 2011 года по центральным российским каналам чуть ли не в прямом эфире показывали удивительное событие: взлет Ту-154 с ижменской полосы длиной всего 800 метров. Это чудо сотворил экипаж во главе с летчиком-испытателем Рубеном Есаяном. После восстановительного ремонта в Самаре самолет вернулся в строй.

Жизнь самолетов, как и пароходов, похожа на жизнь людей, и иногда удивляет своими поворотами. Ra-85684 сначала должен был разбиться, потом он был обречен на списание из-за повреждений и невозможности взлета из Ижмы… А он все еще в строю – один из последних Ту-154, оставшихся на пассажирских рейсах…





Внутри это все тот же классический Ту-154М. Пассажиров – человек семьдесят; все занимают места во втором салоне.





Глубокая ночь. На часах без пятнадцати три. Разбег, отрыв, и наш красавец уходит в темное сибирское небо.



А впрочем, это ведь май, и самолет летит на северо-восток, навстречу солнцу. Вскоре после взлета начало светать.









Очень кстати принесли завтрак.





Помню, в прошлогоднем авиатуре по Северной Корее места в последних рядах Ту-154, с видом на двигатель, пользовались такой популярностью, что во время полета в хвосте самолета стояла очередь, чтобы сделать снимки с этих мест. А здесь, наоборот, в последних рядах почти никого нет: снимай – не хочу.



Позади почти три часа полета. Подлетаем к Северному полярному кругу. Снижаемся.





Мягкое касание, и… ох, как затрясло на полосе. Не самое ровное покрытие в мире. Но, как бы то ни было, мы в Полярном – так называется аэропорт, обслуживающий город Удачный.







Красивый самолет! Через два часа он отправится прямым рейсом из Полярного в Москву.



А у меня есть некоторое время посмотреть, что это за город Удачный.

Удачный



Удачный – молодой город; он возник в 1967 году, когда началась разработка кимберлитовой трубки «Удачная».



Кимберлитовая трубка – это подземный столб, образовавшийся в результате взрыва вулкана и заполненный кимберлитом – горными породами. Ценность трубки «Удачная», как и других кимберлитовых трубок в Якутии, состоит в том, что она содержит алмазы. Добыча алмазов производится здесь открытым способом, из-за чего со временем на месте трубки образуется гигантских размеров карьер.





Глубина карьера «Удачный» достигает 640 метров. Добыча алмазной руды на нем продолжается; внутри карьера работают огромные «Белазы».



Население Удачного невелико – всего 11 тысяч жителей (и тем не менее, в местный аэропорт летают Ту-154 и Боинг-737). Город компактен; он состоит буквально из одной центральной улицы. В Удачном тихо, чисто и уютно.







Дома на вечной мерзлоте стоят на сваях.



Три года назад в Удачном был открыт большой храм Преподобного Серафима Саровского (приятно, что в нем разрешается фотографировать, но когда я там был, шла служба, и делать кадры мне показалось невежливым).







Хороший город, чтобы посидеть в тишине на скамейке и подумать о смысле жизни. Может быть, когда-нибудь приеду в него еще раз.



А теперь – снова в аэропорт.



Рейсов из аэропорта Полярный выполняется немного: два-три в день, причем в выходные аэропорт закрыт. Внутри есть небольшое кафе и детская игровая площадка.





Ан-24

В авиакомпании «Алроса» три самолета Ан-24. В основном они выполняют местные рейсы по Якутии, плюс к этому летают в Иркутск.

Рейс Полярный – Мирный сегодня выполняется на самолете Ан-24 с бортовым номером RA-46488. Всю свою жизнь, с 1972 года, этот борт работал в Мирнинском авиаторяде (позднее – авиакомпании «Алроса»).











Уютный Ан-24 словно создан для полетов по суровым северным маршрутам. Размещаемся в салоне; запускаются двигатели; короткий разбег, и мы в воздухе.











Полет из Полярного в Мирный занимает всего час. Попить водички, подремать под мерный гул винтов – вот уже и Мирный.





Мирный





Карьер на месте кимберлитовой трубки «Мир» уже отработан и закрыт в 2001 году. Теперь добыча алмазной руды ведется только на подземном руднике. Впечатляющий карьер глубиной 525 метров и диаметром больше километра можно увидеть со смотровой площадки, сделанной из бульдозера.



Многоэтажные дома Мирного, находящиеся недалеко от карьера, дают представления о его размерах.



Молодожены традиционно вешают на ограду смотровой площадки замочки от своих сердец.





После Удачного город Мирный кажется большим; население составляет здесь 34 тысячи человек. Мирный считается центром алмазной промышленности России. Город уютный; видно, что летом в нем много зелени. В отличие от Удачного, здесь можно встретить не только блочные, но и старые деревянные дома, придающие городу налет исторической романтичности.







Памятник Ленину на главной площади, как ни странно, почти новый: он был установлен в 2005 году .









Мирнинский аэропорт находится совсем рядом с городом; до него можно за полчаса дойти пешком. Здание аэровокзала здесь типовое советское, двухэтажное.







В Мирном базируется авиакомпания «Алроса»; ежедневно из аэропорта отправляются несколько рейсов на разных типах самолетов от Боинга-737 до небольшого Ан-38. В коридоре, прилегающем к центральному залу аэровокзала, слышно, как готовится наш рейс: пассажиров столько-то, топлива столько-то…

Обычно рейс Мирный – Новосибирск выполняет Боинг-737, но не сегодня.

Ту-134

В авиакомпании «Алроса» – всего один Ту-134, его бортовой номер RA-65693. Этот самолет эпизодически летает из Мирного в Иркутск, Красноярск и Новосибирск. Сейчас мы на нем полетим.











Салон этого Ту-134Б-3 – после капитального ремонта. Он несколько отличается от классического: здесь закрытые багажные полки и… овальные иллюминаторы. Нет, с самолетом все в порядке, его иллюминаторы классической круглой формы, но благодаря новым пластиковым накладкам из салона они кажутся овальными.



Выруливаем, разгоняемся, взлетаем… Я заранее взял место справа, и сейчас вы поймете, почему.



Сразу после взлета из иллюминатора открывается вид на огромный карьер «Мир» и на город Мирный за ним.





Трехчасовой полет проходит в закатных лучах солнца. Трехчасовой закат… так бывает, когда самолет летит на запад.



Летишь в уютной 134-ке, тебе приносят милую коробочку с ужином, а за иллюминатором – вечерняя Сибирь. Как после этого можно жаловаться на жизнь?



Снижаемся; под крылом – река Обь, а в левой части кадра, если присмотреться, затон, где зимуют в том числе и круизные теплоходы. В этому году, похоже, возобновляются круизы по Оби, и это не может не радовать.



Вот и знакомая взлетно-посадочная полоса новосибирского аэропорта Толмачево. Сегодня мы взлетали с нее в ночь на чудесном Ту-154.









Что же, 17-часовое путешествие по «полярному треугольнику» подошло к концу. Это было здорово. Такое не забывается. Остается лишь пожелать всем новых, интересных и необычных впечатлений.

Tags:
Отличный trip :)
История Ту-154 напомнила “Циолковского”.
Очень интересно! А как ты специально подгадал, чтобы именно на твоих рейсах были 154 и 134-ка? Там же и Боинги на этих рейсах часто летают?
Удалось подобрать такой день, когда рейсы на советской технике удобно стыкуются. Это очень редкий случай. Из более-менее предсказуемого - только Ту-154 в летнем расписании на линии Новосибирск - Полярный. Дневной рейс Полярный - Мирный на Ан-24 назначается очень редко, по датам. Ту-134 на линию Мирный - Новосибирск ставят по пятницам, но только с начала мая до середины июня. В общем, в следующий раз комбинация может сложиться только через 200 лет. :))
Отличная идея для путешествия! )
Отличный отчет. Знал о том, что будет Ту3? Во сколько обошелся треугольник?
Спасибо! Да, в расписании на этот день стоял Ту-134. Могли заменить, но не заменили.
(Anonymous)
... Сегодня уже редко увидишь на линиях "пузыри" с трюмными восьмиместными каютами. И тем не менее, сходить на них было почти возможно. :-) .... Пока "Кузнецова" на переделку не отправили.

К чему это я? К тому, что требования к комфорту у пассажирских самолетов изначально были настолько высоки, что даже в 2016-ом на самолетах 60-х вполне можно летать. А вот каюту теплохода, даже в варианте транспортной линии, без шкафчика и розетки представить тяжело.
Ну, если есть любители таких кают, почему нет. Я не из них, и у нас таких теплоходов нет. Кстати, "Кузнецов" скорее всего сейчас пойдет не на переделку, а совсем в другое место. :)
(Anonymous)
Лишь бы остался как круизник. Машины у него, по слухам, в порядке, жаль будет терять такой любопытный "пузырь".
Хотя если после ремонта таки выйдут "волгалайны" господина Павельева, сложно будет найти нишу для еще одного 305-го.
(Anonymous)
Кстати, мой начальник, будучи в Китае, летал на Сянь МА60 (современный рестайлинговый потомок Ан-24).
На бараках - новые кровли. Сюрреалистично смотрится. Кому-то ещё долго в этих домах куковать, видимо.
Вот это я понимаю, экскурсия выходного дня! Интересно во сколько обошлось это путешествие?
Какой интересный авиатрип! За день сразу на трех советских самолетах) Я ни на одном не летала, уже не успела, а хотелось бы попробовать!
Дом-родимый дом
Привет! С приятным чувством читал данный материал, вы побывали в моих родных местах (г. Удачный) куда меня до сих пор тянет уже как 15 лет, родной аэропорт, карьер, где я не много в своё время поработал, дома- всё так до боли в сердце приятное и родное.....благодарю...от души.....вот только перелёт с Москвы до Полярного 27 тыс., а ещё до Москвы добраться...... . Спасибо
Дом-родимый дом
А во сколько, и правда, вам обошёлся перелёт, скажем, с Новосибирска до Полярного?