Круиз "Старинные усадьбы Волги и Шексны": замысел воплощен в жизнь

Круиз «Старинные усадьбы Волги и Шексны», о проработке которого «на местах» я писал в прошлом году, состоялся. С 5 по 12 сентября теплоход «Солнечный город» побывал в восьми городах, в четырех из которых желающим была предложена особенная экскурсионная программа – с посещением старинных усадеб. Я был на борту «Солнечного города» в первой части круиза, чтобы посмотреть, как пройдут три больших нетиповых «усадебных» экскурсии – те самые, которые придумались в прошлом году в автомобильной поездке.



Замысел круиза «Старинные усадьбы» состоял в том, чтобы речные путешественники, интересующиеся историей старинных русских усадеб, смогли посетить несколько из них во время круиза. При этом круиз остается привлекательным и для тех, кто выбирает обычные экскурсии.

Для этого круиза были выбраны: усадьба Вульфов в Берново (Тверская область), усадьба Брянчаниновых в Покровском под Вологдой, усадьба Гальских в Череповце, усадьба Батюшковых в Даниловском под Устюжной, усадебный комплекс «Карабиха» (Ярославская область). Задача состояла не только в том, чтобы показать путешественникам эти усадьбы, но и в том, чтобы сделать интересные и при этом сбалансированные экскурсии, в которые, помимо прочего, входит визит в усадьбу.

Усадебную программу в этом круизе выбрали восемьдесят человек – это как раз две группы для двух автобусов. Остальные путешественники посещали стандартные экскурсии.

Из Москвы вышли рано, в 10 утра: сентябрь – сезон туманов, а в Тверь опаздывать нельзя. Там, как и в Вологде и Череповце, сотрудники принимающих компаний с волнением ожидают наш теплоход. Им предстоит проводить сложные нестандартные экскурсии. В отличие от них, капитан «Солнечного города» Андрей Александрович Симачев совершенно спокоен: для судоводителей этот маршрут не представляет особой сложности.







Туман нас миновал: канал имени Москвы мы прошли даже с опережением расписания, а ночью разошлись с дружественным теплоходом «Карл Маркс».




«Усадебная» экскурсия из Твери

В восемь утра началась 13-часовая экскурсия, разработанная совместно со специалистами Тверского государственного объединенного музея во главе с методистом отдела туризма Ириной Смирновой. Ей помогали научные сотрудники объединения – Олег Валерьевич Петров и Надежда Романовна Козлова, ставшие в этот день нашими экскурсоводами.



План экскурсии получился таким: немного Твери, Торжок (музей А.С. Пушкина, Борисоглебский монастырь, обед), Берново (усадьба Вульфов), село Красное (церковь Спаса Преображения).



Музей А.С. Пушкина в Торжке занимает старинный особняк Львовых-Балавинских.



Поэт не бывал в этом здании, но во время своих путешествий из Петербурга в Москву останавливался в Торжке. Кстати, часть экспозиции посвящена путешествиям того времени, в том числе воссоздан интерьер почтовой станции, где путники меняли лошадей.





В пушкинские времена главная государева дорога была гораздо уже нынешних, и выглядела так:



В Торжке Александр Сергеевич останавливался в гостинице у Пожарских, где готовили вкусные котлеты из телятины, называвшиеся «пожарскими». Пушкин, видимо, застал и тот момент, когда хозяйка гостиницы и трактира Дарья Пожарская стала готовить котлеты по рецепту, дошедшему до наших дней: из куриного фарша в сухарях из белого хлеба. Сохранился портрет этой женщины.



Забавный автопортрет Пушкина:



От музея открывается красивый вид на Тверцу, а рядом с музеем находится магазин изделий торжокских золотошвей. Традиции русского золотого шитья здесь бережно сохраняются. Кстати, Пушкин покупал в Торжке пояса для княгини Вяземской, которая кокетливо журила поэта за расточительность.











Борисоглебский монастырь – древнейший в Тверской области: он основан в 1038 году. До наших дней дошли более поздние постройки, самая старинная из которых относится к XVII веку. Монастырь пока не восстановлен полностью, но и в существующем виде он производит приятное впечатление.







А теперь – Берново. Здесь, в родовой усадьбе Вульфов, Пушкин, бывая проездом из Петербурга в Москву, останавливался пять раз. Спокойная обстановка этих мест способствовала тому, что поэт во время своих визитов много творил. Главный усадебный дом с того времени ни разу не перестраивался.



















Село Красное находится в стороне от основной дороги, но туда стоит заехать. Возведенная в 1790 году Преображенская церковь удивляет своим необычным видом. Это одна из трех православных церквей, построенных примерно в одно время в стиле псевдоготики. Наиболее известна Чесменская церковь в Санкт-Петербурге; вторая, в Псковской области, не сохранилась до наших дней, а третья – перед нами.



Гостей радушно принимает служительница Вера Александровна; она рассказывает об истории церкви и демонстрирует ее удивительную акустику.







На теплоход мы вернулись «усталые, но довольные», и даже не столько усталые, сколько довольные. Экскурсия была блестяще подготовлена и проведена. В будущем, думаю, мы можем использовать эту экскурсионную программу при длительных стоянках в Твери.



На следующий день у нас были стоянки в Угличе и Мышкине – можно сказать, день отдыха перед второй большой экскурсией.



В вестибюле средней палубы – рисунки детей из предыдущих рейсов. Дети рисуют символ теплохода «Солнечный город» – цыпленка Цыпу. Почему символом этого теплохода является именно цыпленок Цыпа? Понятия не имею.




«Усадебная» экскурсия из Ирмы

Утром четвертого дня мы прошлюзовались через Шекснинский гидроузел, и вскоре ошвартовались у дебаркадера небольшого поселка Ирма на правом берегу Шексны. Ирма – ближайшее к Вологде место, куда могут заходить большие теплоходы. Впрочем, дорога до Вологды на автобусе все равно получается неблизкая – два часа в пути.





План экскурсии: Вологда (музей «Мир забытых вещей», свободное время, обед), село Покровское (усадьба Брянчаниновых). Длительность экскурсии вместе с дорогой – 12 часов. Эту экскурсию для нас блестяще провели Людмила Георгиевна Шемякина и Наталья Львовна Муравьевская.

Вологодский музей «Мир забытых вещей» – легкий, атмосферный и совсем не скучный. Здесь собраны изящные старинные предметы, которые уже вышли из обихода, но сохраняют свою притягательность.













На втором этаже музея – выставка картин студенток художественного училища Александры Бухтеевой и Дарии Кашициной.









Когда-то Иван Грозный хотел сделать Вологду центром опричнины. Царь лично курировал строительство Вологодского кремля, а в 1570 году посетил еще не законченный Софийский собор. Легенда гласит, что в нем на голову царя упал кирпич, а некоторые историки даже предполагают покушение. Как бы то ни было, после этого царь распорядился разобрать собор и покинул Вологду. Правда, потом Ивана удалось убедить отменить свое решение, и сегодня Софийский собор радует нас своей красотой в самом центре города.



Я же, бывая в Вологде, больше люблю прогуливаться среди старых деревянных домов, некоторые из которых можно увидеть в самых неожиданных местах и в самом разном состоянии.





Хорошо неспешно гулять по центральным паркам и бульварам города.











Село Покровское расположено совсем недалеко от Вологды. Здесь находится красивая каменная усадьба Брянчаниновых. В ней вырос Дмитрий Александрович Брянчанинов, поэт, выбравший монашеский путь и известный как епископ Игнатий. Долгое время он был настоятелем Троицко-Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге. Интересно, что хотя Дмитрий Александрович провел детство в роскошной даже по современной меркам усадьбе, в дальнейшем он вел крайне аскетический образ жизни и обходился почти без мебели.





















Мы вернулись на теплоход в десятом часу вечера, под впечатлением от всего увиденного и услышанного.



От Ирмы до Череповца – всего одна ночь, а наутро – еще одна долгая экскурсия, поэтому помещения теплохода быстро опустели: надо отдохнуть перед завтрашним днем.






«Усадебная» экскурсия из Череповца

Еще одна большая экскурсия, а план ее такой: усадьба Гальских в Череповце, Устюжна (обед), усадьба Батюшковых в Даниловском.



На берегу Шексны, почти в центре Череповца, находится усадебный дом дворян Гальских. В 1919 году Гальские бежали из России в Константинополь, а оттуда – в Сербию, не взяв с собой почти ничего. Поэтому многие предметы в усадьбе сохранились до наших дней. Само здание в советское время пришло почти в полную негодность, и лишь в 2009 году, после капитального ремонта и реставрации, было открыто для посетителей.











От Череповца до Устюжны – два часа вполне комфортной дороги. Городок Устюжна – в основном деревянный, но самый большой интерес в нем представляют каменные храмы. В Казанской церкви сохранились уникальные и очень выразительные фрески.





Благовещенская церковь пока не восстановлена, но смотрится в окружающем пейзаже исключительно живописно. Вспоминается Саврасов и его знаменитая картина «Грачи прилетели», написанная, правда, не здесь, а в Костромской области.



Деревянный усадебный дом в Даниловском был построен в конце XVIII века и прекрасно сохранился до наших дней. Имение принадлежало дворянам Батюшковым. Последний владелец усадьбы, Федор Дмитриевич Батюшков, дружил с писателем Куприным, который часто и подолгу гостил в Даниловском.

















Я очень рад, что задуманную программу «Старинные усадьбы Волги и Шексны» удалось осуществить. Как мне показалось, участникам этого круиза программа понравилась. Думаю, мы сделаем такие круизы традиционными. В 2017 году мы предложим «усадебную» программу с посещением новых мест и других усадеб. А программу этого года, возможно, повторим в 2018 году.



Путешествуйте интересно!
Усадьбы
Однако,какая интрига-много кают на этот рейс на следующий год куплено,в том числе и моим "цветником"!А тут - Ба-бах!: "Усадьбы будут другие"!Теряемся в догадках,чего же ждать?! :)
Re: Усадьбы
Надеюсь, на следующей неделе станет понятно :)
По мне так это не круиз а какой-то экскурсионный автобусный тур с ночевками на теплоходе.
Уж очень длинные экскурсии по 10-12 часов думаю не все остались довольны кто ездил.
Хотя для разнообразия раз в год такое и неплохо проводить.
Это именно круиз, в котором в трёх из семи дней для желающих предусмотрена длительная, но сбалансированная и интересная экскурсия. Но - да, это подходит не для всех, и я не хотел бы, чтобы такие сложные программы делались часто. Те же, кто поехал, сделали это осознанно, и, по-моему, получили удовольствие.
Очень интересно, должно быть.
Александр, а почему во время стоянки в Твери Ваша компания не организует мини-круиз вверх по Волге на прогулочных теплоходах? Там "неизведанные места" :)
На мой взгляд, это было бы интересно тем туристам, которые неоднократно были в этом городе.
Кроме того, можно заинтересовать и других.
Для детей - организовать экскурсию "Как устроен небольшой теплоход" (в сравнении с крупным, куда - на рубку и в машинное отделение - , я уверен, что их водят), для их родителей - устроить шашлык на берегу или на корме, ну, и другое - идей на полтора-два часа прогулки может быть много!
Почему спросил:
- в Твери я видел всё, включая Тверской вагонзавод (кстати, это горааааздо интереснее, чем пивной "Афанасий");
- тверские прогулочные теплоходы даже в субботу и воскресенье ходят полупустыми "по мере загрузки";
- когда я был в круизе в Тверь, никто из персонала теплохода даже не упомянул о возможности прогулки на теплоходиках, а высадили нас далеко от их причала, и я увидел их только на обратном пути с экскурсии.
Я думаю, что для вашей компании, которая довозит речных любителей до самых "до истоков", это было бы неплохим дополнением к круизу.
Я, конечно, не знаю вашу норму прибыли, но по 100-150 рублей (1,5-2 евро) с человека, т.е. около 100 евро за полутора-двухчасовую экскурсию заработать, на мой взгляд, можно.
старинные усадьбы волги и шексны
(Anonymous)
Теплоходы проекта "Москва" (так называемые "речные трамвайчики") в городе Твери поднимаются вверх по Волге на очень небольшое расстояние - в пределах городской черты. По времени это около 20 минут в одну сторону. Капитан одного из этих теплоходов на мой вопрос ответил, что дальше (вверх по течению) движение запрещено ввиду малых глубин и отсутствия навигационной обстановки (попросту, дорожных знаков). Поэтому идея с прогулкой на речном трамвайчике в г. Твери, на мой взгляд, не реализуема.
Вместе с тем, с удовольствием поехал бы на экскурсию на теплоходе "Москва" из г. Ярославля в Толгу (время в пути в одну сторону составляет 30 - 35 минут), из г. Санкт-Петербурга - в г. Кронштадт, Петергоф либо в крепость "Орешек" (время в пути на теплоходах "Метеор" от места стоянки круизных теплоходов займет не более часа). Буду очень благодарен компании "Инфофлот", если такие экскурсии состоятся.
Алексей Валерьевич, речной турист с 6-летним стажем.
Re: старинные усадьбы волги и шексны
Над теплоходными экскурсиями будем думать. Они, кстати, уже есть в экскурсионной программе в Калязине, а доставка теплоходами от причала - на Валааме.
Есть над чем подумать. :) Но подняться на "Москве" далеко вверх по Волге не удастся - судоходная Волга официально заканчивается как раз в Твери.
спасибо за рассказ!
Может тоже на след год взять круиз "Старинные усадьбы"
Ну, если судоходная Волга оканчивается в Твери, и теплоходы типа "Москва" и "Москвич" не могут пройти дальше, то на подмогу можно позвать малый флот, и на длительных стоянках (3-4 часа) катать туристов на скоростных яхтах, принадлежащих частным собственникам в Твери и окрестностях. На таких корабликах можно зайти далеко. Можно и цену соответственную выставить для туристов. Думаю, желающие будут.
Интересные мысли. Сложно пока ответить конкретно, будем обсуждать с коллегами.
(Anonymous)
Не фантазируйте. Экскурсии на таких катерах начинаются от 3 тыс.руб с носа. У ИФ нет такого количества богатых пассажиров. Ну найдется на рейс человек 5 - и из-за них огород городить? К тому же возникают вопросы с оформлением поездки (многие владельцы яхт далеко не ИП) и с безопасностью туристов.
У кого много денег - тот сам арендует яхту и идет в Тверь, у кого мало - договорится на месте с владельцем моторки.
А при чём здесь оформление поездки? Вы - свободный предприниматель! Катайте туристов на своих катерах, соблюдая при этом обычные, те, что вы усвоили в школе, в своём жизненном опыте, правила безопасности - и всё!