День красивых самолетов

Бывают необычные дни, которые запоминаются навсегда. Для меня одним из таких дней стало прошедшее воскресенье, совершенно фантастическое и полное позитивных эмоций.



Часть 1. Музей гражданской авиации в Минске

Утро началось в Минске, точнее, в международном аэропорту Минск-2. Здесь, рядом со зданием аэровокзала, под открытым небом расположился музей гражданской авиации. В его экспозиции – самолеты советского времени, до недавнего времени трудившиеся в белорусских авиакомпаниях. Посетить этот музей можно в любое время и совершенно бесплатно.



Я буду говорить про красивые советские самолеты. Но не ищите во мне ностальгию по «былым временам»: я напрочь лишен этого чувства. И мне совсем не жалко Советского Союза. А вот красивые самолеты из советского прошлого я очень люблю: они доставляют мне эстетическое удовольствие, как произведения искусства. Сегодня мы даже на них полетаем.

Итак, музей гражданской авиации в минском аэропорту. Самый маленький самолет здесь – Ан-2. Этот самолет, прототип которого поднялся в небо в 1947 году, строился огромной серией. 12-местный пассажирский вариант Ан-2 использовался на множестве местных воздушных линий, играя роль эдакой «областной маршрутки». Кое-где Ан-2 летает и сейчас.



С Ан-2 у меня связано яркое воспоминание детства. Было это в 1980 году, и было мне семь лет. Мы с мамой, бабушкой и маленькой сестрой должны были лететь на Ан-2 из Бердянска в Симферополь. Кстати, пару лет назад я писал об этой истории, так что просто процитирую самого себя:

Мы вместе с другими пассажирами подошли к самолету, и пилоты тоже подошли к самолету, а дверь не открывается. Пассажирское кресло завалилось назад и заблокировало дверь. Что делать?

Сделали вот что. Дали мне ключи от кабины пилотов, и подсадили меня в нее через форточку. Я тогда помещался в форточку пилотской кабины Ан-2. Я залез через форточку в кабину, открыл дверь кабины изнутри, прошел в салон и отодвинул опрокинувшуюся спинку кресла. Дверь открылась; благодарные пассажиры вошли в салон.

Мы отлично долетели до Симферополя, а в полете командир пригласил меня в кабину, и я, сидя у него на руках, рулил самолетом вместе с ним. Внизу виднелась береговая линия Азовского моря. Говорят, при этом наш Ан-2 особенно сильно качало, а пассажиры говорили: «Ооо, это молодой летчик за штурвалом!».








Ан-24, выпускавшийся с 1959 по 1979 год, в основном обслуживал линии малой протяженности. И сегодня эти самолеты остаются в строю, правда, встретить их можно уже нечасто.









А вот и реактивный самолет для местных линий – Як-40. Он выпускался с 1967 по 1981 год, и при множестве преимуществ (скорость, неприхотливость к покрытию полос, тяговооруженность, позволяющая работать с высокогорных аэропортов) у этого самолета получился очень высокий расход топлива. Несмотря на это, кое-где Як-40 летают и сейчас, например, в Вологодском авиапредприятии.



Кто же спрятался за деревьями?



Это Ту-134 – самолет для линий средней протяженности, выпускавшийся с 1966 по 1984 год. До недавнего времени Ту-134 весьма активно использовался российскими авиакомпаниями, но в последние годы из-за экономической неэффективности и высокой шумности почти везде был выведен из эксплуатации. Совершить полет на Ту-134 сегодня можно с компанией «Алроса». В основном это рейсы из Мирного в Новосибирск и Красноярск, выполняемые хоть и нечасто, но по заранее известному расписанию.





Ил-76 – это военно-транспортный самолет, но распространение получила и его гражданская, грузовая модификация. И хотя пассажиров такие самолеты не перевозят, мне посчастливилось полетать на Ил-76 во время прошлогодней поездки в Северную Корею.





И, наконец, в музее представлен мой любимец – Ту-154. Этот самолет запал мне в душу еще в раннем детстве, может быть, года в три или четыре, и с тех пор каждая встреча с ним для меня – это праздник. Даже в 90-е и 2000-е годы, когда я не вылезал из командировок, и Ту-154 был для меня чем-то вроде автобуса «на работу – с работы», он оставался праздником. Каждый из этих сотен полетов был для меня радостной встречей с очень красивой машиной.



Сейчас во всем мире остались лишь четыре работающих на регулярных рейсах самолета этого типа. Два самолета – в белорусской «Белавиа», где они используются на вахтовых и чартерных рейсах, лишь иногда подменяя на «регулярке» иномарки. Другие два самолета эксплуатирует российская авиакомпания «Алроса». Ту-154 «Алросы» летают в Полярный, Байконур, и иногда подменяют иномарки на других рейсах.

Иными словами, вариантов совершить полет на Ту-154 сегодня осталось очень мало.

Часть 2. Полет из Минска в Санкт-Петербург на Ту-154

И все-таки сегодня удивительный день. Оба белорусских Ту-154 в работе, причем каждый из них выполняет по регулярному рейсу: EW-85748 – в Москву, а EW-85741 – в Санкт-Петербург.



Я – пассажир Ту-154, отправляющегося в Санкт-Петербург.











Некоторые пассажиры слегка нервничают. Мой сосед, садясь в кресло рядом, посмеялся: «Не думал, что мне еще раз придется это пережить». «Это» – полет на Ту-154. «А ведь я могу сказать про себя то же самое» – подумал я, имея в виду, конечно, совсем другие, абсолютно позитивные эмоции.



Точно по расписанию начали руление. В иллюминатор виден «московский» борт, стоящий у телетрапа.



Еще с моего места виден двигатель.



Рулим мимо Ан-24, музейного собрата которого мы сегодня видели. Кстати, осматривая в музее самолеты, я разговорился с милой девушкой из Киева, интересующейся авиацией. Она сказала, что ей нравится Ту-154, но вот лететь на нем она вряд ли бы рискнула. В дальнейшем разговоре выяснилось, что летит она в Петербург моим же рейсом. «Сказать ей сейчас, на каком типе будет выполняться именно этот рейс, или пусть это будет сюрпризом?» – подумал я.



Разбег, взлет! Внизу виден наш собрат, которого уже отбуксировали от телетрапа. Он полетит в Москву.



Какой бы ни была погода на земле, наверху она всегда хорошая.











Лететь из Минска до Петербурга недолго – всего час. И вот справа от нас уже северная столица, а впереди – полоса пулковского аэропорта.



Приземляемся на полосу 28Л. Мягкое касание, реверс, выруливаем с полосы.



Полет окончен, мы на стоянке. А посмотрите, что видно в иллюминатор. Да-да, «зенитолет», то есть A-319 в цветах команды «Зенит». Но я не о нем. Посмотрите на самолет рядом с ним. Это же один из двух российских Ту-154, о которых я говорил. Фантастическое совпадение: и «Белавиа», и «Алроса» в один день поставили свои Ту-154 на замену Боингов, и оба самолета встретились в Пулково.









Позднее я узнал, что об этом неординарном событии стало известно за два дня, и оно активно обсуждалось в интернете среди любителей Ту-154. Энтузиастами в этот день были сделаны прекрасные фотографии обоих самолетов, а вот совершить полеты на обоих самолетах довелось только мне.

Не полететь на самолете «Алросы» в Новосибирск я не мог.

Часть 3. Полет из Санкт-Петербурга в Новосибирск на Ту-154

Как я говорил, в России осталось только два Ту-154, эксплуатирующихся на обычных рейсах, причем это либо экзотические рейсы в Полярный и Байконур, либо редкая и малопредсказуемая подмена Боингов на других направлениях. В мае я летал на Ту-154 «Алросы» в Полярный. Это был знаменитый борт, в свое время совершивший аварийную посадку в Ижме. А сейчас в Петербург прилетел другой Ту-154, с бортовым номером RA-85757.





Рейс выполняется до Мирного с промежуточной посадкой в Новосибирске. Пассажиров, летящих из Санкт-Петербурга, немного, не более пятидесяти человек. А вот дальше, до Мирного, по словам старшей бортпроводницы Татьяны, самолет полетит с полной загрузкой (это примерно 150 пассажиров).



В этот раз мое место – в первом салоне. Точнее, здесь он называется вторым, потому что между ним и кабиной пилотов есть еще небольшой салон бизнес-класса.







Выруливаем на полосу 28П, разбегаемся и взлетаем.



Из приятных сюрпризов – выход по нечасто используемой схеме, с правым разворотом и проходом над городом.









Вскоре стемнело; принесли ужин.





Спустя четыре часа, глубокой ночью, мы мягко коснулись полосы новосибирского аэропорта Толмачево. Для кого-то, как и для меня, на этом рейс окончен, а большинство пассажиров скоро продолжит полет до Мирного.



Ту-154 – уходящая натура. Скоро их не останется совсем. Кстати, есть такие энтузиасты, Сергей Мартиросян и Сергей Абт, которые уже второй раз организовывают полеты на Ту-154 для любителей этого изящного самолета. Полеты выполняются на самолетах авиакомпании «Белавиа», которая, к сожалению, собирается вывести в этом году оба своих борта из эксплуатации. Но еще останутся два самолета «Алросы», в которой работают отзывчивые люди, и, кто знает, может будущие полеты для энтузиастов пройдут на алросовских машинах…



А наш Ту-154 готовится к вылету в Мирный. Все пассажиры, багаж, бортпитание на борту, самолет заправлен и отбуксирован от телетрапа. Наблюдая в новосибирской ночи такую красоту, забываешь, что этот самолет уже почти ушел из нашей жизни.

Tags:
Интересный рассказ.
Спасибо.
Один раз летал на "Тушке", но такого удовольствия не получил: слишком трясет и укачивает.
И еще интересно: Александр, вы всегда такой позитивный, или все таки бывают моменты, когда приходится на кого-то кричать и с кем-то ругаться?
Интересный вопрос. :) Нет, раздражаюсь редко. Дело в том, что я не люблю только дураков, а на них кричать бесполезно, да и нет их в моем круге общения. :)
Позиция логичная. Сам стараюсь придерживаться, вот только не всегда получается.
Кстати, вы, помимо участия в круизах, не устраиваете каких-либо встреч блоггеров или любителей круизов, но на суше?
С маленьким ребенком в круиз, особенно осенью, выбраться непросто, но интересно было бы с вами пообщаться.
Мы когда-то давно делали такие встречи, потом долго не делали, но может быть в будущем что-то такое проведём.
Спасибо большое за рассказ!
Как я понял, вы специально прилетели в Минск ради полета на Ту-154? Специально следили за расписанием? Или все-таки случайность?
Я за пару дней до этого улетал из Пулково и увидел там белорусский Ту-154. Посмотрел сайт "Белавиа" и оказалось, что у них ещё несколько рейсов на Питер выполняют Ту-154. Вот и взял билет. :)
а на ту Алросы билет брался в срочном порядке?
(Anonymous)
поражаюсь,как только народ не боится на такой рухляди летать. После 22.08 2006
к 154-м не подхожу.
Я заметил, что у ТУ 154 очень удобные кресла. Впереди есть кармашек, чтобы всякую всячину можно положить, например бутылочку с водой ил планшетик. В последний мой полёт из Туниса в Москву я измучился без этого кармашка. Приходилось всё на коленках и в сумке размещать. А на советском самолёте, типа ТУ я ни разу не летал и если честно на подсознательном уровне их побаиваюсь. Даже компания "Аэрофлот" у меня вызывает антипатию, потому что сразу представляю что-то историческое, древнее, очень шумное и с соответствующим сервисом)))
Насчёт "Аэрофлота" это расхожее мнение. На самом деле все с точностью до наоборот: один из самых молодых парков в мире и очень достойная позиция по сервису среди европейских компаний.