Речной круиз по Брахмапутре

Речные круизы существуют в самых разных уголках мира. В Индии многодневные круизы совершаются по Гангу, Брахмапутре и Хугли. Мой сегодняшний рассказ – о путешествии по реке Брахмапутре.




13.11.2016. День 1

Храм Камакхья Мандир неподалеку от Гувахати, города в индийском штате Ассам, посвящен богине-матери Камакхье. Это место считается одним из самых священных в Индии. Особенно много паломников прибывает сюда в июне, когда здесь проводится фестиваль, посвященный окончанию менструального цикла богини-матери.



До XIX столетия в храме практиковались человеческие жертвоприношения – считалось, что человеческая жертва удовлетворяет богиню на очень долгий срок. С приходом англичан эта традиция была остановлена, но принесение в жертву животных остается ежедневной практикой до наших дней.



Животных, обычно коз, но иногда и более крупных, например, буйволов, убивают в специальном помещении. Посмотреть на этот процесс может любой желающий. Такая смерть считается удобной для животного, так как оно получает возможность переродиться в более высоких формах.







Знакомством с этим храмом началась наша программа путешествия по реке Брахмапутре.

Теплоход Mahabaahu ожидает нас в центре Гувахати. Название теплохода переводится как «Могучие руки», что, в свою очередь, является синонимом названия реки – Брахмапутра.



55-метровый Mahabaahu был построен в Калькутте в 2011 году. Это второе судно в истории круизного судоходства на Брахмапутре. Первое, меньших размеров Charaidew, работает здесь с 2003 года.

Mahabaahu – мировой рекордсмен среди речных судов по площади пассажирских помещений из расчета на одного туриста. Путешественников на борту ждут просторный ресторан, салон с баром, вестибюль с бильярдом, сауна с двумя джакузи, массажный салон и открытый бассейн. И все это – всего для 46 человек, такова предельная вместимость теплохода.















Встречает гостей и рассказывает о предстоящем путешествии руководитель компании, владеющей теплоходом – Нина Морада. Во время навигации, которая продолжается с ноября по апрель, она постоянно находится на борту, выполняя роль директора-распорядителя и радушной хозяйки судна.



Мы отправились от причала Гувахати в два часа дня, и где-то через час сделали первую остановку. Большинство стоянок на Брахмапутре – рейдовые, поэтому к теплоходу постоянно пришвартованы два 28-местных катера для перевозки туристов на берег.



Венки – натуралист и фотограф, много знающий человек и интересный рассказчик. В нашем круизе он проводит для нас все экскурсии и лекции на борту.



Мимо проходят плавсредства с местными жителями, а мы следуем на Павлиний остров, который с недавних времен облюбовали десятки обезьян.





Золотые лангуры водятся только здесь, в штате Ассам, и еще в соседнем Бутане. Эти красивые обезьяны не боятся людей, и не прочь принять из их рук какое-нибудь лакомство.









Возвращаемся на теплоход, который устроился на ночлег недалеко от острова. Движение по Брахмапутре в темное время суток запрещено, поэтому с пяти вечера до пяти утра теплоход стоит на якоре.






14.11.2016. День 2

Утром мы прошли по реке немного вверх, и остановились напротив небольшой деревни. Мы отправляемся на осмотр деревни, а капитан и Нина нас провожают.





Прелесть этих круизов в том, что каждый раз теплоход останавливается в новой деревне. Эти деревни совсем не туристические, да и не могут такими быть: они строятся всего на один сезон, а затем разрушаются наводнением. Люди перебираются подальше от реки, чтобы потом вернуться и снова построить на ее берегу свои нехитрые домики.



Деревня для визита выбирается буквально на ходу. Никаких договоренностей с жителями не делается: в Индии это необязательно. Здесь всегда будут рады гостям, хотя и отнесутся к их визиту с небольшим удивлением: что же у нас тут может быть интересного?









Взрослые улыбаются, а дети смотрят на нас с любопытством.



Несмотря на неожиданность визита, нам показали временные дома местных жителей и школу, в которой накануне проходили занятия по английскому языку.













В конце нашего визита все жители деревни вышли на берег. Мужчины помогли столкнуть наш катер с отмели, а потом все долго махали нам вслед.



Когда-то на Брахмапутре существовало оживленное грузовое судоходство. Сейчас на реке остались только два крупных теплохода, оба круизные: наш Mahabaahu и меньших размеров Charaidew. Ради того, чтобы эти теплоходы могли работать, на Брахмапутре функционирует путейская служба, занимающаяся дноуглублением и проводкой судов.

У этой службы нелегкая задача. Брахмапутра на самом деле мало приспособлена для судоходства. У реки не существует постоянного судового хода: сегодня она течет так, а завтра по-другому. В считанные дни здесь появляются и исчезают отмели, перекаты и целые острова. Бывает, что расположенные выше гидроэлектростанции в Тибете и Бутане без предупреждения начинают сброс воды, и тогда быстрая река ведет себя особенно непредсказуемо.



На Брахмапутре постоянно работают земснаряды, которые иногда не успевают сделать дноуглубление до подхода нашего судна. И не потому, что поздно начинают работу, а потому, что река мгновенно заносит разработанные участки, и все приходится начинать заново. А нам остается ждать на рейде.



Для того, чтобы течение реки направлялось в нужную сторону и не заносило песком нужные участки, в некоторых местах сооружаются бамбуковые «направляющие».



Члены команды Mahabaahu, со своей стороны, на сложных участках меряют глубину шестами-наметками.



На ночь мы вместе с сопровождающими нас путейскими катерами встали у одного из многочисленных необитаемых островов.




15.11.2016. День 3

Утром мы с хода сели на мель, да так плотно, что все попытки сняться самостоятельно ни к чему не привели. Да и как тут снимешься, если вокруг все занесено песком, и двигаться некуда?



Мы стоим, а местные жители участливо любуются нами с проходящего мимо парома.





Тем временем путейцы сделали промеры глубин вокруг нас. Везде мелко, и лишь ближе к небольшому острову есть глубина. Но как нам туда попасть?



Вопрос решили так. Члены команды высадились на этот остров, закрепили там швартов, поданный с нашего борта, и теплоход начал понемногу подтягиваться.



После нескольких попыток мы оказались на глубокой воде и продолжили путь, потеряв на все около пяти часов.



Попасть засветло в Силгхат мы уже не успевали, поэтому нашли удобный для стоянки остров, около которого и заночевали.





Когда стемнело, мы высадились на остров, чтобы посидеть у костра и пообщаться за бокалом спиртного. Пейзаж очень напомнил мне Луну, где я, конечно, не был, но надеюсь когда-то успеть побывать.





Кстати, Луна в эту ночь была огромной, и не казалась такой уж далекой от нас.






16.11.2016. День 4

Прекрасное утро на реке. Мы прошли утопающий в зелени город Тезпур; скоро – место нашей стоянки в Силгхате.











Мост выше Тезпура – самый большой на Брахмапутре. Когда наш теплоход подошел к нему совсем близко, два шедших по мосту автобуса остановились, и из них высыпали люди. Всем интересно посмотреть на большой теплоход! А к ним уже бежал полицейский и кричал, что здесь стоять нельзя.







Вот мы и в Силгхате. Это длительная стоянка, знаменующая середину нашего путешествия. Здесь есть настоящий причал.



В Силгхате мы садимся в автомобили и едем в Казирангу – заповедник, где водится множество диких животных, в том числе тигры, слоны и носороги. Дорога с традиционным для Индии сумасшедшим движением занимает около часа; иногда на ней вместе с грузовиками можно увидеть слонов, а уж козы ходят по проезжей части вообще как им вздумается.



На территории заповедника пересаживаемся в полноприводные машины высокой проходимости, и продолжаем путь.



Здесь все интересно. Вот погонщики моют слонов в реке.



А это тигриные следы. Самих тигров не видно; они прячутся в зарослях, но выйти на охоту могут в любое время суток.





А вот дорогу нам перегородил носорог. Терпеливо ждем, пока он уйдет.





Носороги здесь повсюду. Альбрехт Дюрер, никогда не видевший носорога, пять столетий назад изобразил его закованным в латы – и в общем-то не ошибся. Носороги производят впечатление древних неторопливых животных, но приближаться к носорогу опасно: если он захочет напасть, убежать от него почти невозможно.



Носорогов сопровождают цапли. Они или клюют клещей на его спине, или ловят насекомых, которых вспугнул гигант.





Вечером перед нами прямо на причале выступили местные музыкальные коллективы, состоящие в основном из школьников и студентов. Несмотря на самодеятельный характер, их творчество показалось мне очень интересным.




17.11.2016. День 5

Чтобы отправиться на рассвете на прогулку на слонах, мы собрались в салоне теплохода в половине четвертого утра.

В чем преимущество слонов перед джипами? Во-первых, слоны могут спокойно передвигаться по полному бездорожью, в том числе идти через заросли. Во-вторых, многие животные, услышав приближение джипа, стараются уйти, а вот приближение слона их беспокоит гораздо меньше.

Итак, туманный рассвет, и мы знакомимся с заповедником, восседая на слонах. Рядом со взрослыми слонами, за компанию, следуют слонята.





Мирно пасутся в тумане стада диких быков – гауров.



Сколько здесь оленей?





Носороги немного недовольны нашим появлением в этот тихий утренний час, и норовят уйти.



Еще один носорог принимает водную процедуру. Ой, а что он делает?





По пути обратно на теплоход мы заехали на чайную плантацию. Веселые приветливые женщины как раз начинали свой рабочий день. Всего за день работница собирает до пятнадцати килограммов листьев. Оплата за килограмм составляет пять рупий, то есть за день сборщица чая получает чуть больше доллара.



Если местные женщины в основном заняты сбором чая, то мужчины занимаются более тяжелой работой, в том числе в цехе по переработке собранных листьев, где они сушатся и измельчаются. Эти горы измельченного чая будут потом упакованы в тысячи чайных пакетиков, и отправятся в самые разные уголки мира.



А напоследок мы заглянули на текстильную фабрику, тоже важное для местной экономики предприятие.



Я упоминал, что на Брахмапутре есть еще один круизный теплоход, небольшой Charaidew. Он был построен в 1973 году, а на Брахмапутру попал в 2003-м, собственно и открыв эту реку для круизов. Charaidew встретился нам во время стоянки в Силгхате.



Продолжаем путь по Брахмапутре.





Еще одна остановка в этот день – Бисванат, поселок ткачей, рыбаков и судостроителей: здесь делаются большие лодки. Высаживаемся с рейда, гуляем по уютным улочкам, общаемся с людьми.



























Вечер снова провели на необитаемом острове. Для того, чтобы кого-нибудь случайно не съел заплывший сюда тигр, нас сопровождают три местных жителя с винтовками и прибором ночного видения.



Вечером мы запустили по течению реки лодочки со свечами, и загадали желания. Лодочки, сделанные из коры какого-то растения, получились очень экологичными.






18.11.2016. День 6

Как я уже говорил, с пяти до пяти – темное время суток, когда теплоход стоит на рейде или у берега. Но тронуться с рассветом, в пять утра, тоже возможно не всегда: на Брахмапутре часты туманы. Так получилось и в этот день, когда мы простояли до начала восьмого.



Когда туман рассеялся, мы пересели на катер, и отправились на поиски интересных животных и птиц.



Венки с удовольствием дает комментарии и отвечает на вопросы.



В этот раз нам улыбнулась большая удача: мы увидели охотящихся речных дельфинов. К сожалению, никто из нас не успел их сфотографировать, поскольку дельфины появлялись над поверхностью воды всего на какое-то мгновение. Эти животные приспособились к жизни в мутных водных Ганга и Брахмапутры. Ориентироваться и находить добычу им помогает отлично развитая эхолокация, а вот зрение у этих дельфинов почти атрофировано.



А здесь, судя по следам, недавно на водопой приходили слоны.



Чем не птеродактиль?



Красивого голубого зимородка, визитную карточку этого региона, удалось снять только с большого расстояния.







А вот и черепахи, вылезшие из воды на корягу.



Остаток дня прошел в ходу. В этот день я познакомился со служебными помещениями теплохода.

Рубка на Mahabaahu мало отличается от рубки на любом другом речном судне. Управление осуществляется джойстиком, а большой, классического вида аварийный штурвал используется в случаях обесточивания судна.





В машинном отделении – три двигателя и три дизель-генератора. Когда теплоход следует вниз, то используются только два двигателя: скорость течения Брахмапутры достаточно высока.



Вся вода, используемая на теплоходе, берется прямо из реки, и обрабатывается на станции приготовления питьевой воды.



Ну а это – камбуз, напротив которого находится столовая экипажа.






19.11.2016. День 7

Ранним утром мы посетили еще одну нетуристическую деревню.





Деревня эта совсем небольшая. Дома здесь установлены на сваях; они благополучно переживают грозные разливы Брахмапутры. А вот недавняя попытка властей провести сюда электричество закончилась тем, что всю линию смыло первым же наводнением, поэтому жители деревни используют солнечные батареи.



Венки с удовольствием рассказывает о жизни в индийской деревне, ведь он сам вырос в деревне, правда, не на севере, а на юге Индии.



Как обычно, дома можно посетить. Венки объясняет, что женщинам кажется смешным желание гостей побывать в доме, в котором, на их взгляд, нет ничего интересного. Но если гости хотят, то пожалуйста… Лишь маленький мальчик не смеется: белые люди кажутся ему страшными.





Дом состоит из кухни-гостиной с очагом, и спальни.







Пройдя еще немного вверх по реке, мы уперлись в непроходимую мель. Земснаряд пытается расчистить для нас судовой ход, но его сразу же заносит обратно.





Что тут сделаешь? Пока нам пробивают дорогу, мы пересаживаемся на катер и довольно долго едем на остров Маджули.

Маджули – один из самых больших речных островов в мире. На нем расположился целый город, и на нем есть настоящий речной вокзал, откуда на «большую землю» ходят паромы. К речному вокзалу и пришвартовался наш катер.



В местном монастыре мы увидели потрясающий барабанный концерт в исполнении монахов.









А на площадке рядом со школой школой для нас был разыгран традиционный танцевальный спектакль на тему одной из народных легенд. Кстати, артисты, занятые в спектакле – не профессионалы. Они работают в разных местах, кто-то даже в местном банке, но все с удовольствием участвуют в представлениях.

Сита, Рам и Лакман – положительные герои.



Демон Раван – герой отрицательный. Он обманом похищает Ситу и требует выйти за него замуж, оставив девушке на раздумье всего один год.



Демону помогают устрашающие слуги.



Кстати, исполнитель роли демона был абсолютно шикарен, и мог бы украсить своей игрой многие театры мира. Во всяком случае, в России он мог бы претендовать на роли Петра Первого.



В конце концов добро победило, но главный злодей получился таким обаятельным, что его было даже жалко.



Во время представления мы сидели под роскошным деревом с множеством птичьих гнезд.



За время нашего отсутствия видимого прогресса в проводке судна не произошло, хотя канал перед нами был немного расчищен.



Усталый земснаряд прислонился к песчаному острову, а мы сделали попытку штурмовать перекат.









И у нас получилось! Мы вырвались на глубокую воду. Впрочем, смысла продолжать движение уже не было: солнце стремительно падало за горизонт, и мы остались ночевать на этом же месте.




20.11.2016. День 8

Быстро пролетела неделя круиза. Вот и последнее утро на борту. К одиннадцати утра Mahabaahu ошвартовался в конечном пункте круиза – городке Джорхат.





Речной круиз – отличный способ знакомства с любой страной изнутри. Круиз по Индии – не исключение. Это интересно, познавательно, и позволяет познакомиться со многими людьми.

Круизы окружают меня и на работе, и на отдыхе, и вообще везде. Я об этом ни на минуту не жалею: это выбор моей жизни, а выбрал я то, что мне больше всего нравится. И всем всегда говорю: когда есть возможность – попробуйте речной круиз по новому маршруту.

(Anonymous)
Очень интересно! Хотя в Индию не поехал бы даже ради самого увлекательного круиза :)
Кстати, а как было с загрузкой? Сложилось такое впечатление, что пассажиров было всего несколько человек. И как обстояло дело с питанием и особенно водой, которая бралась прямо из реки? Последствий не было? :)
С уважением, Николай Иванович
Добрый день, Николай Иванович! Пассажиров действительно было немного, всего 14 человек. Питание было хорошим, такая качественная индийская кухня с элементами европейской, а для желающих - полностью европейская (с элементами индийской :) ). С водой и вообще со здоровьем проблем не было.
(Anonymous)
Спасибо за ответ :) А какие у Вас остались впечатления от этой, скажем так, весьма специфичной страны? Встала ли в Вашем сознании эта страна в один ряд с теми, в которые лично Вам хочется снова вернуться? И есть ли такие страны, в которые Вам, после их посещения, не хочется никогда больше возвращаться?
От Индии у меня остались очень положительные впечатления. Если не обращать внимания на внешнюю сторону (мусор на улицах городов), то останутся очень приветливые люди и приятная доброжелательная атмосфера в целом. Я с удовольствием туда вернусь.
Я бы не сказал, что у меня есть страны, в которые я категорически не хочу возвращаться, но есть такие страны, которые особенно меня не затронули. Это, например, Марокко, но знакомство с этой страной было поверхностным. Или Эмираты, которые мне в целом понравились, но острого интереса к тому, чтобы вернуться и посмотреть что-то еще, я не почувствовал.
(Anonymous)
Александр Сергеевич, цены на сайте в индийских рупиях, это понятно. Но что означают цифры 1,12,500; 1,30,000 и т.д.?
Очень любопытное путешествие!
А носорог - прям бронеход какой-то )
Он и вправду будто бронированный :) На самом деле это исключительно толстая кожа, до 8 сантиметров толщиной!
(Anonymous)
Zdravstvuite Alexander!A kogda teper v cruise po Gangu?
Добрый день! Пока не знаю. :) Надо ещё выбрать маршрут, там разные варианты.