Совещание по согласованию расписаний движения речных пассажирских судов: что нового и что это такое

Сегодня в Москве началось совещание по согласованию расписаний движения речных пассажирских судов на 2017 год. Как обычно, оно состоит из двух частей: на первой обсуждаются общие вопросы, на второй диспетчерские службы каналов, бассейновых управлений, портов и судоходных компаний занимаются практической работой по согласованию расписаний.



Дальше будет много малоинтересного для большинства людей текста, и ни одной картинки. Но, с другой стороны, я упомяну о тех вопросах, которые (сужу по личному общению) часто интересуют речных путешественников.

Сначала тезисно об основных моментах, прозвучавших в первой части совещания.

Прогнозируемые уровни воды на участке Волги Городец – Балахна. В целом прогнозы по уровням воды на городецком участке Волг и неплохие. Специалисты склоняются к тому, что смогут обеспечить достаточные для судоходства уровни воды в течение всей навигации. Как и в прошлые годы, повышенные попуски воды через Нижегородскую ГЭС будут даваться в первой половине дня, причем расход воды на каждый день будет устанавливаться индивидуально – исходя из предварительных (уже собранных и обработанных) заявок судовладельцев. Например, в те дни, когда нет заявок на прохождение четырехпалубных судов, расход воды через плотину будет ниже. Это позволит более оптимально расходовать воду в течение навигации. То есть на сегодня можно оптимистично говорить о прохождении в течение всей навигации участка трехпалубными судами (осадка до 260 см), и, при условии соблюдения согласованных дат прохода – четырехпалубными судами (осадка до 300 см). Кроме того, намечены отдельные даты для пропуска грузового флота с осадкой до 350 см.

Прогнозируемые уровни воды на нижнем Дону. При условии рационального расходования воды Цимлянской ГЭС прогноз осторожно-благоприятный.

Прогнозируемая ледовая обстановка на конец апреля. Вскрытие рек в европейской части России в этом году происходит несколько раньше обычных сроков. Прогноз по очищению водохранилищ Волжского каскада – в обычные сроки.

Ограничения движения судов, связанные с проведение Кубка конфедераций (2017 г.). и Кубка мира по футболу (2018 г.). В первоначальной версии Указа Президента об обеспечении мер безопасности на время проведения мероприятий акватории городов (в том числе Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара, Волгоград), в которых проводятся мероприятия, планировалось закрывать на длительное время. Также планировалось ввести ограничения на проезд людей в эти города и на их там пребывание. Вопрос уже был доведен через Национальную палату судоходства в Министерство транспорта, где сейчас находится на контроле. На сегодня с большой долей вероятности можно говорить о том, что если проведение упомянутых мероприятий и затронет работу круизного флота, то минимально.

Дноуглубительные работы в зоне ответственности ГБУ «Волго-Балт». В предстоящую навигацию будет проведено много дноуглубительных работ на водных путях Северо-Запада. Помимо магистральных трасс (речные туристы, не удивляйтесь шуму земснарядов), работы будут проведены на Онежском и Новоладожском каналах (!), а также на нижнем участке реки Волхов. Это позволит крупным (вплоть до четырехпалубных) судам с 2018 года подниматься по Волхову до Старой Ладоги. В Старой Ладоге к 2018 году планируется построить туристический причал.

Вопросы о причалах обсуждались минимально, но напишу о том, что сейчас актуально. Строительством с последующей эксплуатацией причалов сейчас занимается в основном компания «Конт». Они планируют строительство туристического причала в Старой Ладоге (2018 год) и рассматривается вопрос строительства причала в Рязани (2018-2019 годы). Выведенный из эксплуатации причал в Кинешме планируется передать в аренду местной компании для восстановления и ввода в эксплуатацию (не раньше 2018 года). Причал в Свияжске построен два года назад, но подходы к нему станут возможны в этом году (требовалось углубление ведущего к причалу дополнительного судового хода).

Вторая часть совещания (практическая работа) будет проводиться с сегодняшнего дня в Угличе. От нашей компании туда отправилась главный специалист по организации движения флота Любовь Черенкова.

В отличие от распространенного мнения, согласование не предназначено для приема и рассмотрения заявок на судозаходы судоходными компаниями. Иногда приходится слышать: «Планируется заход туда-то? Ну, надо ждать до согласования, а там могут и не согласовать». На самом деле такие вопросы решаются не на согласованиях, а в обычной повседневной работе: заявка – подтверждение – договор – предоплата, как почти во всех других сферах деятельности.

На согласовании происходит другая, более тонкая работа. Там делается расстановка флота в «узких местах», то есть в тех, где без предварительного планирования возможны сбои в движении и обслуживании флота. К таким объектам в первую очередь относятся:
- ФГБУ «Канал имени Москвы» (шлюзы 1-6, Угличский шлюз, Рыбинский шлюз, шлюзы Москворецкой системы)
- ГБУ «Волго-Балт» (Шлюзы 1-8, Верхнесвирский шлюз, Нижнесвирский шлюз);
- ФБУ «Волгаводпуть» (шлюзы Нижегородской ГЭС);
- причал на острове Валаам;
- причал на острове Кижи;
- причалы в Москве (Северный речной вокзал);
- причалы в Санкт-Петербурге.
Этот список иногда пополняется и другими причалами.

Поясню, как это работает, на двух примерах.

1. В пятницу в 20.00 из Москвы в круизы выходного дня желают отправиться шесть четырехпалубных теплоходов. Но в силу ограниченной пропускной способности шлюзов канала и наличия встречного движения третья пара судов выйдет из канала с задержкой минимум два часа. Чтобы избежать этого, судоходные компании подают заявки о своем намерении уйти вечером из Москвы, а заявки распределяются. В данном случае канал распределил бы эти шесть теплоходов так: два уходят в 17.30, два – в 19.30 и два – в 21.30. Три указанных времени отправления – это время начала выделенных для пассажирских судов шлюзовых ниток. При этом учитывается не только то, что при движении по этим ниткам эти суда не будут мешать друг другу, но и то, что им не будут мешать встречные суда.

2. На остров Валаам в выходной день пожелали прийти пять теплоходов. Но в силу того, что причал на Валааме может принять только четыре теплохода, тот, кто пришел последним, к причалу не попадает. Чтобы избежать этого, судоходные компании заранее подают заявки на стоянку на Валааме, и время стоянок распределяется так, чтобы у причала единовременно находились не более четырех судов. В описанном случае два судна, например, могут «поделить» стоянку между собой по полдня, а оставшиеся полдня провести в других местах Ладожского озера: на островах Коневец и Пеллотсари, либо в Сортавале. Бывает, что судну целиком меняется порядок стоянок в круизе, чтобы заход на Валаам пришелся на другой, менее загруженный день.

Решения по спорным датам принимаются не в административном порядке, а совместно представителями водного пути (порта) и заинтересованных судовладельцев. Поскольку сотрудники диспетчерских служб на реке хорошо знакомы между собой, им обычно удается договориться о каком-то компромиссе, часто по принципу «я тебе уступаю эту дату, а ты мне – другую». Бывает, что возникают споры, но я не помню случая, чтобы вопрос в конце концов так или иначе не разрешился.

Итогом совместной работы диспетчерских аппаратов судоходных компаний, водных путей и портов являются оптимальные, с точки зрения возможности их выполнения, расписания движения пассажирского флота. Для этого и проводится эта кропотливая работа, в которой задействованы очень профессиональные специалисты. Удачи им в заключительном этапе подготовки к навигации-2017!
Александр, а я вот до сих пор вспоминаю внеплановый круиз на Карле Марксе в августе 2015 года. Скажем спасибо Городцу :)
Тогда и мне пришлось резко менять планы по совокупности рабочих обстоятельств и Вашей компании, по причине непроходимости Городца, но до сих пор считаю этот экспромт-круиз жемчужиной в своей биографии. Про Валаам полная правда - 4 судна там не только физически перебор, но и туристически - если два-три модернизированных трёхдека ещё как-то перевариваются, то два "чемодана" формируют толпу, с которой справиться остров не в состоянии. Я всегда с удивлением читал претензии путешественников на "чемоданах", которым чего-то всегда не хватало, а потом воочию в этом убедился со стороны.
Да, иногда благодаря глубинам в Городце появляются новые хорошие круизы :) Я помню те два рейса "Маркса" в Питер вместо Елабуги в 2015 году - получилось, по-моему, неплохо. Но, конечно, любые изменения - это крайняя, чрезвычайная ситуация.
А в каких случаях может возникнуть "пробка" на шлюзах Москворецкой системы? Май, КВД?

... Учитывая, что "пузырей" на Оке остается все меньше и меньше, а заход "Грина" - разовая акция.
На Москве-реке скопление судов - редкость, но все же бывает, когда на одно шлюзование претендуют сразу три теплохода, а в шлюз помещаются два. Такое случается обычно при отправлениях в пятницу и понедельник и при возвращениях в пятницу и воскресенье.
А какой прогноз по уровням воды на Оке?
Про Оку на согласовании даже не зашёл разговор. Дело в том, что глубины на Оке малопредсказуемы за такой срок.
Немного не по теме: ожидается ли в дальнейшем снижение цен на круизы по рекам России? Будут ли госдотации судоходным компаниям? Стоимость круизов очень высока по сравнению с пляжными заграничными направлениями. Тур в Тунис на неделю продаётся за 30 тысяч на начало июня. Ультра все включено. Шесть дней на Короткове 42 тысячи на одного.
Госдотации - вряд ли. Цены тоже снизятся вряд ли в силу себестоимости.
Забыл про один проект, который по крайней мере на первом этапе - дотационный. Это круизы по Черному морю Сочи - Ялта, которые планируется начать в этом году.
Я за даром в Крым не пойду тем более на том теплоходе, который предлагают. Насчёт Турции ещё бы подумал, но в Крым... Спасибо за ответы, Александр!