Пассажирский теплоход "Ладога" в Щецине

На реке Одере, в самом центре польского Щецина, стоит теплоход «Ладога». Он пришел сюда из России пятнадцать лет назад, и с тех пор не ходит в рейсы, а используется как гостиница и ресторан.



«Ладога» – один из пятнадцати пассажирских судов 646 проекта, построенных в Германии в пятидесятые годы для СССР. Серия получилась уникальная: теплоходы 646 проекта могли спокойно переходить с пассажирами из рек с ограниченными глубинами в открытые участки морей, например, выполнять рейсы от Красноярска до Диксона (Карское море), от Якутска до Тикси (море Лаптевых), от Астрахани (Волга) до Баутино (Каспийское море), и так далее. Более того, небольшая (чуть более двух метров) осадка этих теплоходов позволяла им проходить по таким небольшим рекам, как Подкаменная Тунгуска, Надым и Алдан.

Теплоход «Ладога» пришел из Германии в Ленинград в 1955 году, и начал работать на пассажирской линии Ленинград – Вытегра. Путь по Неве, Ладоге, Свири и Онеге занимал две ночи и один день. В 1960 году «Ладогу» передали в Беломорско-Онежское пароходство, где теплоход почти всю жизнь прослужил «рабочей лошадкой» на пассажирских линиях Онеги: Петрозаводск – Медвежьегорск и Петрозаводск – Подпорожье. В рейсах до Подпорожья теплоход пересекал Онежское озеро и поднимался около тридцати километров по ныне несудоходной реке Водле.

В 1980-е годы «Ладога» в основном использовался на 5-дневной туристический линии Петрозаводск – Ленинград – Петрозаводск. В начале 1990-х, после реконструкции пассажирских помещений, теплоход переключился на рейсы с финскими туристами по Беломорско-Балтийскому каналу на Соловки. В 2002 году теплоход был продан в Польшу, где и работает по сей день, только в рейсы уже не ходит. Сегодня «Ладога» используется как гостиница и ресторан.



Отношение к теплоходам этого типа у меня особое. Когда мне было десять лет, я впервые побывал в речном круизе, и это был круиз точно на таком же теплоходе «Мамин-Сибиряк» (кому интересно – здесь я поделился воспоминаниями о том путешествии).



Сейчас таких теплоходов осталось в работе только три, и все – на сибирских реках. У них неважная экономика (большие эксплуатационные расходы при относительно небольшой вместимости), они, на вкус многих пассажиров, тесноваты. А мне они нравятся – то ли своим уютом, то ли тем, что эти речные суда отлично приспособлены к морю и хорошо в нем себя чувствуют.



Гостей «Ладоги» встречает небольшой вестибюль. Вестибюли на этих теплоходах – пожалуй, самые маленькие среди всех советских пассажирских каютных судов. Здесь особенно не развернешься: получил ключи, и идешь дальше.



На одной из табличек в вестибюле указана пассажировместимость теплохода – 276 человек. Казалось бы, для такого судна немало, да только каюты были в большинстве шести- и восьмиместными, и плюс в это число входили и палубные пассажиры. Классных же кают на таких судах было всего восемнадцать: уютные, отделанные деревом одно- и двухместные каюты с умывальником на средней палубе.

Уже в советское время эти теплоходы проходили реконструкцию: многоместные каюты переделывались в четырехместные, в них проводилось водоснабжение, и вместимость судов уменьшалась до 140 человек. А в 90-е и 2000-е годы некоторые из этих судов были реконструированы на еще меньшую вместимость, зато на несколько больший комфорт. Среди них был и теплоход «Ладога».







Поднимемся на вторую, или среднюю, палубу. Из тесного нижнего вестибюля мы попадаем в небольшой, но приятный вестибюль средней палубы. Пожалуй, этот вестибюль всегда был на этих судах самым изящным местом. Мысленно замените белую отделку стен на отделку из ценных пород дерева, и вы поймете, о чем я говорю.



Носовой коридор упирается в недействующий ныне салон.



Коридор, идущий в сторону кормы, огибает дымовую шахту, и упирается в кормовую каюту «Люкс», занимающую бывшее место верхнего ресторана.





На этой палубе теперь расположены все пассажирские каюты. Их делали путем объединения двух кают первого класса в одну, и получилось двенадцать кают. В каждой – двухспальная кровать, санузел, телевизор.



Средняя палуба опоясывается прогулочной террасой. Сейчас почти вся она закрыта, а когда-то это было главное место для прогулок и бесед пассажиров на свежем речном или морском воздухе.





С открытой палубы можно подняться выше, в ходовую рубку.





Оборудование в рубке демонтировано, но на крыльях мостика сохранились машинные телеграфы.





За фальштрубой надстроен летний бар, а в самой фальштрубе теперь …



… вот что:



Спустимся по кормовому трапу со средней палубы на главную. Этот трап на таких судах для меня – самый главный, ведь на «Мамине-Сибиряке» я попадал по нему с прогулочной палубы прямо к себе в 34-ю каюту. Вход в каюту находился там, где сейчас висит эвакуационная стрелка:



Кормовую часть главной палубы занимает ресторан. Изначально на этих теплоходах он был небольшой, но на «Ладоге» он расширен за счет прилегавших к нему по левому борту кают, в том числе и «моей» 34-й.





За рестораном, как обычно, находится рабочая площадка со швартовными механизмами.



Коридор, ведущий по главной палубе от ресторана в сторону носа, упирается в машинное отделение. Оно на этих судах большое и «отъедает» на и без того небольшом судне немалую часть полезной площади.







В коридоре, идущем вдоль машинного отделения, на дверях можно увидеть таблички, существующие с самой постройки судна:



Все каюты к носу от вестибюля снесены, и их место занимает второй ресторан. Кстати, в одной из этих кают я путешествовал на другом таком теплоходе, «Герой Ю. Гагарин», по транспортной линии Ленинград – Горький. Мне было пятнадцать лет. Это была четырехместная каюта, переделанная из шестиместной, и поэтому довольно просторная. Вообще носовая часть главной палубы на этих судах была сосредоточением многоместных (в основном восьмиместных) кают. Покупая билет в такую каюту, некоторые пассажиры просили место у окна.



А сейчас на месте этих кают – рыбный ресторан с баром.





Скорее всего, Щецин – последнее место стоянки для теплохода «Ладога». Еще недавно недалеко от Щецина, в городке Мендзыздрое, в качестве гостиницы стоял другой теплоход из России – «Пинега» 305 проекта, который пришел сюда из Архангельска. Сейчас его там уже нет. Трудно сказать, сколько лет еще простоит «Ладога», но хочется пожелать этому теплоходу долголетия.





P.S. Кому интересно, есть у меня рассказ и о другом советском пассажирском судне, которое сейчас работает в Европе как гостиница. Это бывший пароход "Память Азина", который до сих пор можно увидеть в Будапеште.
Tags:
(Anonymous)
Добрый вечер, Александр Сергеевич, интересно , а каюту специально приготовили для Вас в *цвета* Инфофлота? Здорово!!!
Точно! Очень мило с их стороны, и откуда узнали? :)))
Да, к сожалению. Внутри нет ощущения мертвого судна. Кажется, отдать швартовы - и в рейс. :)
Неплохо сохранился и реконструировали не убийственно.

P.S. Кажется, в Щецине Одер - уже Одра :-)))