На старом колесном пароходе по Бангладеш

Бангладеш – одна из немногих стран мира, где речные суда остаются одним из главных видов транспорта. Среди многочисленного пассажирского флота в Бангладеш есть четыре очень примечательных судна. Это старые колесники, называемые здесь Rocket Steamers (пароходы-ракеты). Шесть раз в неделю они отправляются из Дакки по дельте Ганга и Брамапутры в Моррелгейндж. Рейс в одну сторону с остановками занимает двадцать часов.



Мог ли я не воспользоваться возможностью прокатиться на старинном пароходе, да еще по настоящей транспортной, а не круизной линии? Правда, купить билеты на эти пароходы можно только в офисе государственной пароходной компании BIWTC в Дакке. Делать это надо заранее, так как места в каютах дефицитны, а билет в общее помещение иностранцу не продадут. Поэтому я обратился в одну найденных в интернете бангладешских туристических компаний. Они приобрели для меня билет в каюту первого класса на нужную дату, забронировали гостиницы и предоставили гидов в Дакке и Кхулне. Можно ехать.


День 1. Дакка – пароход Lepcha

Я прилетел в Дакку утром в день посадки на пароход. Вообще-то я должен был прилететь накануне, но из-за плохой погоды в Петербурге наш рейс на Москву не вылетел вовремя, я не успел на стыковочный рейс, ну и… ночевал в Москве. Немного странно улететь в Бангладеш, и ночевать после этого в Москве. Улететь получилось лишь на следующий день, поэтому на экскурсию по Дакке времени уже не оставалось… успеть бы на пароход.

Впрочем, встретивший меня в этот день гид Акаш успел показать мне один объект, о котором чуть позже. Сначала я заехал на пару часов в отель (все равно номер был забронирован), и там мы встретились с Селимом Ахмедом, с которым я и вел переписку по поводу моей поездки. Селим оказался руководителем компании, а в разговоре выяснилось, что мы оба интересуемся пароходами и оба профессионально занимаемся речными круизами. Оказалось, что у компании Селима есть два речных теплохода, совершающих заказные многодневные круизы по дельте Брахмапутры. Мы договорились найти время, чтобы я побывал на этих теплоходах.

В этот день мы с Акашем посетили бывший жилой дворец королевской семьи – Асхан Манзил. Его строительство было закончено в 1872 году, а сейчас во дворце расположился Национальный музей Бангладеша.



С террасы дворца хорошо видна река, а до стоящих на ней судов, казалось бы, рукой подать…



Но попробуй доберись до этих судов. Поскольку все движение в районе было привычно парализовано пробкой, мы оставили машину у дворца и пошли к реке пешком. Тоже, скажу вам, непростая задача: пробираться к реке с вещами в мешанине из тук-туков, пешеходов и автомобилей. Но мы справились.



Речной пассажирский порт в Дакке представляет собой причал с плотно ошвартованными друг к другу судами в количестве, пожалуй, не меньше трех десятков. Мы оказались здесь около пяти часов вечера, и практически на все теплоходы шла посадка. Нас то и дело пытались перехватить зазывалы и затащить на свои плавсредства. Я, кстати, на пару из них действительно заглянул. Принцип везде один: одна-две палубы – общие, и одна-две – с каютами. Такие суда берут на борт больше тысячи человек одновременно. Маршруты их пролегают по дельте Ганга и Брахмапутры.



Перед отправлением на пристани можно купить разные фрукты и всякую другую съестную всячину.







Самым последним в этом ряду стоит наш пароход. Называется он Lepcha.



«Пароходы-ракеты» начали ходить по рекам Бангладеша в начале XX века. Сейчас их осталось всего четыре. Когда-то эти пароходы назвали «ракетами» за высокую, относительно других плавсредств того времени, скорость. Теперь «ракеты» уступают по скорости тем судам, которые мы видели на причале, но название осталось. Более того, теперь это и не пароходы: в 80-е годы паровые машины на них заменили на дизельные двигатели. И все равно эти суда называют пароходами; буду так называть их и я.



Как я упоминал, сейчас в работе остались только четыре «ракеты». Это два больших парохода 1929 года постройки – Ostrich и Mashud, и два судна поменьше – Lepcha 1937 года и Tern 1948 года. Все они строились в Шотландии и собирались в индийской Калькутте. «Их строили еще британцы» – с гордостью говорят жители Бангладеш, имея в виду их исключительную надежность этих судов. За исключением замены паровой машины на дизельную и разного мелкого ремонта (хотя пару раз и крупного – Mashud и Lepcha пережили столкновения с повреждениями надстройки), на пароходах не делалось никаких изменений, и они дошли до нас практически в первозданном виде.

Что ж, пора на борт.



Мы еще увидим разные помещения парохода, а пока поднимемся на вторую палубу. Весь ее центр занимает общее помещение. Пассажиры занимают свободные места прямо на полу, что-нибудь на него постелив.



В носовой части находятся каюты первого класса. Их здесь всего восемь, и все они двухместные. Коридор в помещении первого класса является и обеденным салоном.



Из предметов роскоши в каждой каюте есть умывальник и кондиционер, усиленный двумя вентиляторами.





В носовой части имеется выход на маленькую террасу.



Теперь осмотрим пароход. Мы уже побывали в помещении первого класса в носу второй палубы, мы видели общее помещение в центральной части той же палубы, а в корме находятся каюты второго класса. Их всего шесть; они отличаются отсутствием умывальников и входом не из коридора, а с палубы (что в данных климатических условиях абсолютно не играет роли).



Здесь есть своя столовая.



И здесь, не пугайтесь, есть свои туалеты.



Не пугайтесь, потому что в общем помещении туалеты гораздо теснее. Справедливости ради, раз уж я начал эту тему, скажу и про туалеты в первом классе. Там они по местным меркам очень неплохие, и в связи с этим постоянно закрыты на ключ. Открывает эти привилегированные туалеты специальный человек с ключом – по запросам пассажиров первого класса.

Спустимся на главную палубу…



В кормовой части расположены многоместные помещения третьего класса. Здесь, в отличие от общего помещения, у каждого пассажира есть своя койка.



По центру главной палубы располагается главная машина, а по бортам – колеса.





В носовой части работает магазин. Пассажирам третьего класса и общего помещения питание в рейсе не предоставляется, поэтому продукты они берут с собой и докупают необходимое здесь. Спиртного, даже пива, ни на пароходе, не вообще в Бангладеш купить нельзя – это страна с мусульманскими правилами.



В районе шести часов теплоходы один за другим начинают отправляться в рейс.



В 18.30 наступает наша очередь. До свидания, Дакка!







Вечера на палубе хороши в любой точке мира! Дакка – не исключение. По мере того как пароход удаляется от центра Дакки, исчезают запахи большого города, остается лишь речная свежесть.





В половине девятого в обеденном салоне первого класса подали ужин. Ужин на пароходе довольно простой, состоящий из местных блюд – курица, рис, овощи, приправы. Все в меру остро и довольно вкусно.



Пассажиров первого класса курирует стюард (на фото в желтой футболке). Он, хотя и очень предупредителен, но совсем не похож на стюарда. Про себя я называл его «смотрящим». Он приносит ужины и завтраки; у него можно заказать чай, и он присматривает за пассажирами первого класса, чтобы они не ходили без сопровождения куда не следует (например, в общее помещение), что я, безусловно, постоянно нарушал.

Ужины в обеденном салоне довольно милы и старомодны, с беседами о том и о сем. Моими попутчиками оказались путешественники из Германии, Англии и Сингапура – единственные иностранцы, которых я встретил за все время, проведенное в Бангладеш.



Вернувшись в каюту, я обнаружил в ней такую вот милую соседку. Она пришла из щели, ведущей то ли в никуда, то ли в соседнюю каюту. Привет, сказал я ей, располагайся. Будешь поедать, если они прилетят, комаров.



После ужина я пошел делать вечерний обход парохода.

Общее помещение понемногу готовится ко сну… Но ночью будет остановка, где обычно садится много народа. Все они придут сюда.

Удивительно, что на судне вместимостью до шестисот пассажиров – всего четырнадцать кают на двадцать восемь человек. Люди, покупающие места в каютах – чаще всего государственные служащие высокого ранга или иностранцы. К сожалению, Бангладеш остается очень бедной страной, где большинству каюты не по карману. Билет в один конец от Дакки до Моррелгейнджа в каюте первого класса стоит около пятидесяти долларов, в каюте второго класса – примерно тридцать. Довольно высокие по местным меркам цены.



Продолжаю обход… на террасе второго класса тишина и уют.





На главной палубе все спокойно. Механики несут вахту у машины и с удовольствием позируют для фотографии.





В центральном пролете, то есть в главном вестибюле, нет никаких дверей – сиди и любуйся на проносящуюся рядом воду…



Ну а у нас – беседы на носовой веранде. Британец рассказывает про то, что недавно таки нашел в Бангладеше пиво и заплатил за маленькую баночку чертову уйму денег. Сингапурец жалуется, что в его каюте сломался кондиционер. Немцы спрашивают у меня, ловится ли на моем телефоне вайфай… Помилуйте, да откуда же здесь вайфай.



А тем временем член экипажа обходит каюты и опрыскивает их средством от насекомых. Обещанные ящерице комары не прилетят, да и сама она, видимо обидевшись, куда-то ушла.







Близится полночь, а у нас первая остановка – Чандпур, город в месте слияния рек Мена и Падма.



На причале – множество людей.



Не дожидаясь окончания швартовки, они начинают запрыгивать на пароход, вызывая неудовольствие команды. Но понять этих людей можно: им надо занять в общем помещении место получше, чтобы сносно провести предстоящую ночь.



Несмотря на неудобства такого способа проезда, люди не унывают. Мои побеги от «смотрящего» в общее помещение всегда сопровождались знакомствами (обычные вопросы – откуда приехали, нравится ли Бангладеш), и многочисленными селфи пассажиров на моем фоне – когда еще представится случай сфотографироваться с человеком такой экзотичной белой внешности. Узнав, что я еду один, без гида, многие приходили в изумление: путешествующий без сопровождения иностранец здесь – огромная редкость.




День второй. Пароход Lepcha – Кхулна

Если ты хочешь не пропустить ни одной остановки, то поспать на пароходе тебе удастся совсем немного. В первом часу ночи мы вышли из Чандпура, а в пять утра уже швартовались в большом городе Барисале.



Пароход еще не подошел к пристани, но люди готовятся к выходу…







Начинается дневная часть пути. На дневную часть приходится большинство остановок.

После Барисала в общем помещении стало гораздо просторнее. На каждой остановке люди будут в основном выходить; новых же пассажиров почти не прибавится.









Перед подходом к Джалокати я поднялся на крыло мостика, чтобы понаблюдать за маневрами судоводителей. Капитан лихо подвел судно к причалу, подавая команды рулевому знаками руки.



После отхода капитан пригласил меня в рубку на кофе.



За исключением капитана, члены экипажа, находившиеся в рубке, совсем не владели английским, поэтому капитан выступал переводчиком в обе стороны. Мы поговорили о разных вещах. Интересно, что судоводители «пароходов-ракет» не пользуются картами, зная все хитросплетения дельны Ганга-Брахмапутры наизусть.



Экипаж на Lepcha оказался дружный, молодой и постоянный: за последние два года в его составе почти не происходило изменений. Поднимающиеся в рубку члены экипажа с удовольствием фотографировались.





В Бангладеш в последние годы стало модно красить волосы и бороду хной. Капитан парохода Lepcha – не исключение. Он оказался приятным в общении человеком, отвечал на мои вопросы и сам их задавал. Помимо прочего, его интересовало, являюсь ли я христианином и едим ли мы говядину.



Как я говорил, Бангладеш – мусульманская страна. Несколько раз я наблюдал на палубе молящихся. Сначала меня удивляло, как эти люди определяют направление на Мекку на движущемся пароходе, но, как мне объяснили, в случаях, если это направление определить невозможно, то молиться можно в любую сторону.









Следующая остановка – поселок Каукхали. Откуда я узнавал названия мест, где мы останавливаемся? Спрашивал у «смотрящего». Правда, он воспринимал мои вопросы по-своему, полагая, что я опасаюсь проехать свою остановку. Поэтому каждый раз в ответ он уверял меня, что до Моррелгейнджа мы еще не доехали, и вообще это конечный пункт, который пропустить невозможно.







В Хулархате мы стояли около получаса. Здесь вышли все мои попутчики по первому классу, отправившись кто обратно в Дакку на поезде, кто – знакомиться с самым большим в мире мангровым лесом Сундарбан.



Я направился было на берег, чтобы сфотографировать судно с причала, но «смотрящий» взмолился этого не делать, так как пароход сейчас отправится. Каюсь, что я все же ускользнул от заботливого «смотрящего» на причал. Капитан предупредил: «Три минуты, и мы отчаливаем». Трех минут мне хватило с большим запасом.







В первом классе остался я один. На планширь нашей террасы повесили сушиться белье. Ветер раздул на реке небольшой шторм.











После стоянки в Чоркали общее помещение почти опустело.



Зато в первый класс подсела приятная семья из Моррелгейнджа – муж, жена и двое детей. Любознательный и позитивный сын, студент экономического колледжа, сразу освоил мой фотоаппарат, а родители попросили сфотографироваться с их девочкой. За последние сутки я сфотографировался, наверное, с несколькими десятками людей, а точнее, это они с улыбкой фотографировались на моем фоне. Но девочка оказалась крепким орешком и ни разу не улыбнулась. Ни я, ни родители не смогли ее развеселить даже для съемки.

На самом деле – чудесные люди. Я по ним уже скучаю.



В 15.00 мы прибыли в Моррелгейндж. Вы, наверное, думаете, что я каждый раз набираю на клавиатуре этот Моррелгейндж? Как бы не так: я его каждый раз постирую, иначе ведь можно сойти с ума. Я и запомнил это название, (Shift-Insert) Моррелгейндж, только к концу рейса. Поэтому во время моих прогулок по пароходу я не мог нормально отвечать на частые вопросы, до какого места я еду. «Ну, до этого… Морен… Морлен… В общем, до конечного пункта».









Было немного грустно покидать старый добрый пароход. Тепло попрощавшись в капитаном и «смотрящим», я отправился на берег, где меня ждал сопровождающий Рамиль.



Мы переправились через реку на пароме. Много селфи и вкусный кокос… Трудно передать непосредственность и отзывчивость людей, живущих в этой стране.





С парома, правда, с очень большим приближением, мне наконец удалось сфотграфировать нашу «Лепчу» целиком.



Дорога до Кхулны заняла два часа с остановкой в необычной многокупольной мечети на берегу красивого озера.















В Кхулне базируется один из теплоходов компании Селима, о которых я упоминал вначале. Мы с Рамилем наняли местного лодочника, и отправились на рейд к теплоходу.





Мало кто знает о том, что в Бангладеш есть множество круизных теплоходов небольших размеров. Они ходят в круизы по дельте Ганга – Брахмапутры, в основном вдоль огромного мангрового леса Сундарбан. Правда, эти суда не делают регулярных круизов, а работают по заказу. У компании Селима два теплохода, один из которых называется Zerin.



Zerin – по меркам Бангладеш очень хорошее круизное судно небольшой вместимости. Здесь десять двухместных пассажирских кают, семь из которых с душем и туалетом. На верхней палубе – большое помещение, которое попеременно служит салоном и рестораном.









Я бы с удовольствием когда-нибудь отправился на таком теплоходе по Сундарбану. Эти круизы, вероятно, напоминают мое недавнее речное путешествие по перуанской реке Укаяли. В круизе по Бангладешу тоже можно увидеть множество животных и птиц, с тем различием, что крокодилы здесь огромны, а тигры – частные гости речных берегов. Недаром местные теплоходы сопровождает вооруженная охрана.

Прощаемся с экипажем. Мне пора в гостиницу.



По пути на берег я засматриваюсь на стоящий неподалеку другой круизный теплоход со старомодными обводами корпуса. Нравятся мне такие суда.





А на берегу – жизнь местного речного вокзала. Отсюда отправляются пассажирские паромы, и просто небольшие лодки, такие, как наша.








День 3. Дакка

Чтобы посмотреть второй теплоход Селима, я полетел из Кхулны в Дакку не дневным, как панировалось, а утренним рейсом. Выезд из гостиницы состоялся в половине шестого утра. Затем были нанятый Рамилем рикша до автобусной станции, автобус в аэропорт соседнего Джессора, получасовой перелет местной авиакомпанией, и – здравствуй, Дакка, это снова я.

В аэропорту меня встретил Акаш, и мы поехали смотреть второй теплоход, Mahirah, несколько больших размеров чем первый.



Mahirah мне понравился даже больше, чем вчерашний Zerin: помимо салона-ресторана, здесь есть еще небольшой кинозал и даже бассейн. Однако у этого теплохода из двадцати кают только в двух оборудованы «удобства» в номере. Несмотря на наличие нескольких туалетов в кормовой части, для кого-то это может показаться неудобным. А в целом теплоход по планировке и атмосфере напомнил мне российского экспедиционного «Яковлева», любимого многими речными путешественниками.













За оставшиеся полдня Акаш показал мне несколько интересных мест Дакки. Нам повезло: пробок на дорогах в этот день было меньше, чем обычно. Конечно, за несколько часов можно увидеть немногое, но к чему гнаться за количеством?

Одна из старейших построек Дакки – индуистский храм Дакешвари. Когда он был построен, неизвестно, но принято считать, что произошло это в XII веке.



В XVII веке, после завоевания Бенгалии Великими Моголами, была построена укрепленная крепость Лалбах. На территории крепости сохранились жилое и административные здания и мечеть. В стенах крепости помещались казармы для солдат.











Британский колониальный период ознаменовался строительством в Дакке множества зданий, в том числе комплекса университетских корпусов. В наши дни университетское обучение в Бангладеш популярно как никогда: у молодежи в этой стране появилась настоящая мода на получение высшего образования. Это уже сегодня сказывается на количестве ученых – выходцев из Бангладеш.







Памятник Шахид-минар напоминает о пакистанском периоде Бангладеша. Он установлен на том месте, где в 1952 году была расстреляна мирная демонстранция в поддержку официального статуса бенгальского языка.



Неподалеку обнаружился интересный парк скульптур.







Одно из интересных современных сооружений – здание Парламента Бангладеша. На лужайке вокруг этого здания сложной геометрической конструкции и головоломной планировки до недавнего времени любили собираться горожане с детьми.



В этом году из соображений безопасности доступ к зданию Парламента закрыли, но для горожан остался красивый и уютный парк по соседству.







Путешествия бывают разными. Иногда, путешествуя, приходится немного выходить из своей зоны комфорта, но именно тогда ты открываешь для себя что-то по-настоящему новое. Мое знакомство с Бангладеш было кратким, да и приехал я в основном ради парохода, но все же проникся симпатией к этой стране и к ее людям.



Ну а что сказать про бангладешские «пароходы-ракеты»? Кто неравнодушен к таким раритетам – прямо сейчас бросайте все и приезжайте на них кататься… пока они еще не стали историей.
В таких странах самое ценное - это люди, простые, открытые, уникальные ( рыжебородый капитан чего только стоит)... Спасибо, очень понравилось!
Сергей, спасибо, согласен насчёт людей. Ну и пароход, хоть и похож на бытовку, чудесен. :)
Пароход, прямо скажу - экстремален. ) Я конечно люблю старые теплоходы, и с большим удовольствием пошел бы на них чем на современных. Но все в разумных пределах. Здесь, как мне показалось с твоего отчета, все предельно. Благо не долго. Зато реальная жизнь.
Да, в сущности, не вижу большой разницы с российским плацкартным вагоном, который большинство людей экстримом не считают. :)
спасибо за интересный рассказ

в россии лепча вряд ли получила бы допуск в эксплуатацию))
Я думаю, регистр и санитары при попытке предъявить им этот пароход посмеялись бы как над удачной шуткой. :)) Но - это живая история, это часть жизни Бангладеш сегодня, и соприкоснуться с этим мне было интересно.
Александр, всякий раз читая Ваши путевые дневники, восхищаюсь способностью выбирать незаезженные муршруты для своих путешествий. Последний круиз - просто "жесть", пользуясь современной лексикой. Заинтересовало здание парламента в Дакке. Оказалось, что построил его американский архитектор Луис Кан (Louis Kahn), родившийся в 1901 в Пярну на территории российской империи. Его интересную биографию легко найти в сети. Довелось видеть Kimbell Art Museum его постройки в Fort Worth.
Спасибо! Да, прочитал про этого архитектора, интересные проекты у него. То, что один из них, весьма необычный, удалось осуществить в Бангладеш - удивительно!
Очень понравился рассказрассказ, спасибо! Мне очень нравятся такие страны, обожаю Пакистан, Индию и Бангладеш. Надеюсь посетить хотя бы Индию:)) жалко, что не сфоткали легендарные автобусы Дакки.
Спасибо, Михаил! Я пару автобусов пытался сфотографировать, но получилось не очень.
спасибо большое за такой подробный рассказ:)! уникальные у вас поездки
(Anonymous)
В связи с началом продаж круизов в Крым разместите, пожалуйста, на сайте "Инфофлота" информацию для туристов о правилах посещения полуострова, что бы ваши клиенты понимали последствия такого посещения и с целью предоставления полной и достоверной информации о туристическом продукте. Например так, как это сделали Российские железные дороги (ОАО "РЖД"):
http://pass.rzd.ru/dbmm/download?vp=8&load=y&col_id=121&id=73649

http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5216&layer_id=3290&refererLayerId=162&id=1224
Спасибо, но наши теплоходы не заходят в Крым.
(Anonymous)
Поезда РЖД тоже не ходят в Крым, но РЖД продаёт на своём сайте билеты туда и оповещает потенциальных пассажиров о правилах посещения этой территории. Ваша компания продаёт на своём сайте круизы в Крым на теплоходах "Русь Великая" и "Князь Владимир" и было бы не лишним предупреждать своих клиентов.
Деньги-то, конечно, не пахнут :)
Где сказано, что я руковожу АГЕНТСТВОМ "Инфофлот"?
Теплоходы "Созвездия" и "Солнечный город", не ходят в Крым, остальное не по адресу. Пишите в "Инфофлот", руководству, а не мне в блог, да еще в комментарии к материалу про Бангладеш. :)
(Anonymous)
"Где сказано, что я руковожу АГЕНТСТВОМ "Инфофлот"?"

Ну, вот здесь, например: http://www.infoflot.ru/news/4107.html :)

Это, конечно, ноябрь 2016 года (08-11-2016 08:30), но и тогда ваша компания уже продала туристам круизы в Крым на "Руси Великой". А в известность о последствиях не поставила!
(Anonymous)
"да еще в комментарии к материалу про Бангладеш. :)"

Крым, почему-то, напомнило :)
Ошибаетесь, у агентства другие руководители. Пишите про Крым туда. А наши теплоходы в Крым не ходят.
P.S. Пожалуйста, подписывайтесь.

Edited at 2017-04-27 09:55 pm (UTC)
О Яковлеве
Промелькнуло о нём вроде вскользь, но вот подумалось: Не рассматривали возможность организовать на нём круизы? Время с последнего прошло довольно много. Маршрут эксклюзивен. Может оказать интересным. Мне кажется не хуже Архангельского Гоголя можно сделать.
Re: О Яковлеве
Теоретически да. Мы думаем об организации круизов на небольшом теплоходе такого типа, но пока без конкретики.
Re: О Яковлеве
(Anonymous)
Круизы на "Яковлеве" были исключительно благодаря энтузиазму его капитана Владимира Мезенцева. Сейчас судовладелец не заинтересован в круизах, а он - главный в порту Вологды и конкурентов туда не допустит.
Интересная штука эта "Лепча", непривычного довольно вида пароход. Чем-то фильм "Кин-дза-дза" напомнил.