Кругобайкальская железная дорога… на теплоходе

Для того, чтобы побывать на Кругобайкальской железной дороге, не обязательно садиться в поезд. Вместо этого вполне можно воспользоваться судном на воздушной подушке. По выходным дням из Иркутска на озеро Байкал отправляется теплоход «Баргузин-3». На побережье Байкала теплоход делает три остановки в интересных местах на Кругобайкальской железной дороги. Поехали?



Пристань «Ракета» – благоустроенный кусочек набережной с речным вокзалом и кассами. Отсюда ваерх по Ангаре, на озеро Байкал, отправляются рейсовые и экскурсионные суда. Идет посадка на теплоход «Баргузин-3».





10.30. Отправляемся в рейс. Машем рукой пристани «Ракета» и, набирая ход, направляемся вверх по Ангаре.



Ангара в этом месте очень широкая: плотина Иркутской ГЭС создала Иркутское водохранилище, подняв не только уровень Ангары, но и уровень Байкала. Каких-либо судопропускных сооружений здесь не предусмотрено, поэтому теплоходы в Иркутске отправляются из разных мест: вниз по Ангаре – от пристани «Ракета», а вверх – от пристани у бульвара Гагарина.





Пассажирский салон «Баргузина» рассчитан на сто человек. Выше палубой есть бар, который не был предусмотрен изначальным проектом, а был достроен позднее. Здесь нельзя не вспомнить о том, что у «Баргузина-3», несмотря на относительную молодость (он был построен в 1995 году), довольно бурное прошлое. Судно, построенное на реке Вятке, в Сосновке, успело поработать в Панаме, вернуться в Россию, постоять без дела в затоне на Оке, а затем отправиться на Байкал, путь куда занял целых два года. Все это описано в материале Михаила Архипова.

Добавлю только, что переход «Баргузина» с Лены на Байкал стал чуть ли не самой нетривиальной частью операции. С Лены на Ангару (Братское водохранилище) теплоход перевезли по суше на тягаче. В Иркутске, чтобы миновать плотину, судно снова вытащили на берег, но буксировать его пришлось через центр Иркутска, где из-за городской контактной сети он не проходил по высоте. Чтобы все-таки доставить судно на нижнюю Ангару, пришлось временно демонтировать провода в двух районах города.

После возвращения теплохода из Панамы его перестроили: рубка была сдвинута вперед, а за ней появилась новая надстройка, где разместились бар и служебные помещения. После этой перестройки судно получило новые документы с новым годом постройки, «помолодев» на десять лет.



Вдоль бара идут узкие прогулочные террасы, откуда, если не обращать внимание на ветер, можно вполне комфортно любоваться берегами.





Скорость «Баргузина» – 40 километров в час. Воздушная подушка не дает каких-то особенных ощущений: теплоход идет в меру плавно, в меру быстро, без толчков и вибрации. Уровень шума меняется от комфортного в носовой части судна до сильного, но терпимого в кормовой.



Сентябрь – очень хорошее время для посещения этих мест. Берега Ангары уже очаровательно пожелтели, а погода еще вполне теплая.







Перед выходом в Байкал проходим легендарный Шаман-камень, издревле служивший местом шаманских обрядов.



Выходим в Байкал, делаем правый поворот и дальше следуем вдоль побережья. У самого истока Ангары расположена железнодорожная станция Байкал. Это конечная станция Кругобайкальской железной дороги.



Кругобайкальская железная дорога когда-то была частью Транссибирской железнодорожной магистрали. Она была построена чуть позже прилегающих участков Транссиба, в 1905 году, и до завершения строительства поезда, следующие по Транссибирской магистрали, переправлялись через Байкал железнодорожными паромами.

Дорога была проложена от Иркутска до станции Байкал вдоль левого берега Ангары, а далее – вдоль побережья Байкала, в основном представлявшего тогда крутые скалы, уходящие в воду. Построенный участок дороги стал настоящим украшением Транссибирской магистрали.

В 1947 году Кругобайкальская дорога потеряла свое значение в связи со строительством спрямления от Иркутска до станции Слюдянка. В 1956 году в связи с наполнением Иркутского водохранидища был разобран участок от Иркутска до станции Байкал. Оставшийся 89-километровый участок дороги стал тупиковым, и, возможно, о нем бы вообще забыли, если бы не природа этих мест, привлекающая сюда множество туристов. Сегодня по Кругобайкальской дороге, помимо пригородных, ходят и туристические поезда.



В порту Байкал стоят каютные суда, выполняющие многодневные круизы по Байкалу.



Благодаря хорошей погоде просматривается и противоположный, бурятский берег озера.



А мы идем вдоль северного побережья Байкала. С борта теплохода хорошо видны тоннели и другие сооружения Кругобайкальской железной дороги.












Первая остановка: мыс Толстый

Огибаем мыс Толстый и подходим к берегу.







Поднявшись по живописному склону, выходим на железную дорогу. Когда-то она была двухпутной; сейчас за ненадобностью один путь демонтировали.



Здесь находится один из тридцати восьми тоннелей Кругобайкальской дороги. Тоннели на дороге широкие, рассчитанные на два пути, и, хотя и действующие, но открытые для свободного доступа (с собой лучше взять фонарик). Приближающийся поезд предупредит о своем появлении гудками.





Переход до следующей стоянки длится всего пятнадцать минут.






Вторая остановка: поселок Шумиха

Население поселка составляет всего два человека, а известно это место оригинальной подпорной стенкой, сооруженной итальянскими специалистами.





Рядом со стенкой расположена галерея, под которой когда-то проходил второй путь. Чем галерея отличается от тоннеля? Дело в том, что тоннели пробивались сквозь горы, а галереи строились рядом с горами. Они служили для защиты поездов от обвалов.






Третья остановка: бухта Половинная

Еще двадцать минут хода, и мы в бухте Половинная, рядом с одноименным поселком. Название не случайно – это как раз середина Кругобайкальской дороги.









Дорога здесь пересекает реку с названием… правильно, Половинная, по двум мостам – железному и железобетонному.





Железобетоный мост – рабочий, через него ходят поезда. Железный мост уже давно стал пешеходным. О его железнодорожном прошлом напоминает паровоз-памятник, как будто только что проехавший через железный мост.





Слышен громкий гудок: приближается поезд. Вот и он. Что скажешь – красавец! Два настоящих паровоза и два современных пассажирских вагона. Это туристический состав.





Поезд пересекает мост и останавливается у платформы, перед самым длинным 777-метровым тоннелем Кругобайкальской дороги. Угадайте, как называется тоннель. Правильно, Половинный.





Пока туристы осматривают окрестности, местная железнодорожная бригада возится с паровозом. До чего же это стильный агрегат! Эдакая частица начала XX века с впечатляющими механизмами и шипением пара.





Разумеется, я дождался, когда поезд продолжит движение и пойдет в тоннель. Вот он тронулся, обдавая все вокруг дымом и паром, и неторопливо увлек вагоны с пассажирами внутрь тоннеля.





Просматриваемый насквозь тоннель после прохода поезда сделался непросматриваемым.



Когда я отошел от него метров на сто, дым уже почти рассеялся. Но тут…



Ну тут поменялось направление ветра. Из тоннеля повалил дым и заволок собой все вокруг, включая платформу, на которой я находился. Даже не представляю, что могли почувствовать люди, если бы они в тот момент находились в тоннеле, как это здесь часто бывает.

Паровоз – это стильно и романтично, но безусловно дымно.



Рядом с Половинным тоннелем находится самый короткий на дороге, 30-метровый Чайкинский тоннель. Говорят, если загадать желание и пробежать сквозь этот тоннель, то оно сбудется.





А нам пора отправляться.



Теперь «Баргузин» идет в обратном направлении, в сторону истока Ангары, и мы снова любуемся осенними пейзажами байкальского побережья.









Заходим в Ангару, и резво бежим по ее течению в сторону Иркутска.







Вот и Иркутск. Здесь заканчивается наша девятичасовая экскурсия. Мне она показалась очень интересной. Думаю, что это хорошая идея – использовать суда типа «Баргузин» не только для рейсовых перевозок, но и для таких однодневных поездок.



Увлекательных всем путешествий!
«Отсюда вниз по Ангаре, на озеро Байкал, отправляются рейсовые и экскурсионные суда.»
Вверх же? :)

А вообще – красота, и интересная идея, с теплоходом. Не отменяющая, впрочем, поездки по самой ж/д :)
Дима, спасибо, поставил на автомате, уже исправил.
Паровоз только раза в два помоложе, если не путаю, и это Лебедянка, которые производились в 45-55 годах ...
Да, насчет паровоза все верно, а я писал скорее об ощущениях (начало XX века), чем о возрасте техники.

Очень интересно. Возьму на вооружение для поездки на Байкал.

А я в 2007 году была в турпоездке на Байкал. Так мы три дня шли вдоль берегов на суденышке "Татьяна" (наша группа была 10 человек). Остановки были на Кругобайкальской дороге, на кордоне лесника, в Голубой бухте, у мраморной скалы. Конечной точкой был Ольхон. Оттуда уже, после трех дней экскурсий, приехали в Иркутск автобусом.
Спасибо Вам за чудесные фотографии!
Спасибо, Наталья! Да, интересное у Вас было путешествие. Давно хочу попасть на Ольхон.