Первый рейс "Чапаева" в Весьегонск и Брейтово (2010 год)


Все не доходили руки опубликовать фотографии из первого захода теплохода «Василий Чапаев» в Весьегонск и Брейтово. Вот, наконец, дошли.

Первый заход «Чапаева» в оба города состоялся 29 мая 2010 года в рамках довольно интересного круиза с посещением Мышкина, Череповца, Белозерска, Гориц, Рыбинска, Углича и Калязина. Что же касается Весьегонска и Брейтово, то эти места были открыты для речного туризма только в 2009 году, когда был введен в действие дополнительный судовой ход, ведущий от основной трассы Рыбинского водохранилища в Весьегонск.

 

Перед навигацией 2010 года мы сделали теплоходу «Василий Чапаев» капитальный ремонт, и к началу этого круиза теплоход уже месяц находился в эксплуатации. Этот месяц был довольно сложным – происходила доводка каких-то мелочей, прирабатывался наполовину новый экипаж. И как раз к этому круизу работа теплохода вошла в обычное русло.

Теплоход в этом рейсе не был заполнен на сто процентов – оставались свободные каюты. Есть такой эффект, что новый маршрут привлекает внимание, а старый – туристов. И потом, был конец мая – еще не сезон. Но как бы то ни было, 27 мая «Василий Чапаев» отправился из Москвы, на следующий день у него была стоянка в Мышкине, а ранним утром третьего дня круиза мы подошли к Весьегонску.



Надо сказать, что сам дополнительный судовой ход, ведущий к Весьегонску, серьезных проблем для судоводителей не представляет, хотя для первых рейсов желательно брать опытного лоцмана (что сделали и мы). А вот подход к причалу Весьегонска и затем отход от него требуют довольно сложных маневров, так как стоянка теплохода находится в очень узком месте. Впрочем, владельцы причала говорят, что теоретически в этой узкости можно стоять и двумя бортами, но на практике это пока никто не делал.



Старый деревянный речной вокзал еще стоял, но его планировали в ближайшее время снести и построить на этом месте новое здание.
Экскурсия в Весьегонске обязательно включает в себя посещение местного завода по производству вин. Специалисты завода показывают производство, затем все приглашаются на дегустацию.



Дегустация здесь – довольно серьезное дело: надо попробовать восемь видов вина, и оценить качество каждого по множеству параметров в специальной анкете. Второе осиливают не все.

Казалось бы, что тут пить? Везде налито понемногу, что и нужно для дегустации. А попробуйте все это по очереди выпить! Так что дегустация вин в Весьегонске имеет приятные элементы и последствия застолья.



При заводе есть и магазин.



Программа экскурсии также включает в себя посещение Весьегонского краеведческого музея.





В северо-восточной части города – величественно-грустная картина. Здесь стоят две полуразрушенные церкви – Троицкая и Казанская. Вторая – начала XIX века, и она сохранилась хуже Троицкой, в которой остались даже фрески.







Уже больше шестидесяти лет церкви стоят на берегу Рыбинского водохранилища, затопившего часть территории города, в том числе некоторые храмы. Но Весьегонску, можно сказать, повезло: по первоначальному плану город вообще хотели ликвидировать, как это сделали с Мологой.

В том месте, которое изображено на фотографии, в воду уходит старая дорога, которая когда-то вела в Петербург.



Прощаемся с Весьегонском, выполняем маневры, разворачиваемся и идем обратно.



Если на пути в Весьегонск этот редкопосещаемый круизными судами участок Рыбинского водохранилища мы прошли ночью, то сейчас мы проходим его при свете дня. Здесь тихо и красиво.





По ходу обсуждаем с капитаном и лоцманом возможность в будущем делать в этих местах зеленые стоянки. Для этого нужно место, куда теплоход может безопасно подойти, пригодное для прогулок и купания.





Через четыре часа пути подходим к Брейтово. Здесь наш теплоход тоже впервые, и здесь еще более сложный, чем в Весьегонске, подход к пристани, которая раньше принимала только «Метеоры». Но в рубке находятся два человека, которые уже выполняли подход к этой пристани – лоцман и помощник капитана Урал Ямалетдинов, работавший в 2009 году на теплоходе «Башкортостан», который выполнял рейсы в эти места. Для надежности во время маневров в Брейтово именно он, а не рулевой, стоит у штурвала. Здесь же в рубке – капитан-наставник СК «Инфофлот» Михаил Юрьевич Деменцев, имеющий за плечами большой опыт работы на подобных судах. Решение, однако, принимать капитану.



Основная сложность здесь заключается в том, что пристань запрятана глубоко в узком месте, где теплоход не может сделать оборот. Значит, он должен либо заходить в эту узкость задним ходом, либо потом задним ходом из нее выходить. Теплоход «Башкортостан» предварительно делал оборот и заходил задним ходом, причем поскольку и в месте оборота пространство для маневра ограничено, теплоход упирался носом в берег, и, пустив враздрай машины, разворачивал корму. Этот метод разворота, кстати, часто применяется на теплоходах 305 проекта, смущая многих туристов, полагающих, что теплоход врезался носом в берег и теперь сидит на мели!





Капитан «Чапаева» Рафаэль Радикович Назаров принял другое решение – подойти к причалу без оборота, а выходить задним ходом. Так и сделали.
Само Брейтово туристы почти не видят, зато посещают его живописные окрестности, заходят в построенную недавно часовню, спускаются к святому источнику.











От находившегося неподалеку от Брейтово некогда большого села Семеновское сейчас остался только Храм во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил Бесплотных и погост. Храм был построен в 1806 году. В советское время в этом храме был гараж и слесарная мастерская. Сейчас храм понемногу восстанавливается.





Где-то здесь в 1238 году произошла битва русского войска с татаро-монголами на реке Сить.





Покидаем Брейтово уже вечером, делаем оборот, и вскоре выходим на просторы Рыбинского водохранилища. При хорошей погоде вечер на водохранилище – это воплощенная умиротворенность.



Этот день получился насыщенным. Судите сами: с 8.00 до 12.00 теплоход стоял в Весьегонске, а с 16.30 до 21.00 – в Брейтово. Длинный день и две экскурсии – это не только отдых, это и нагрузка для туристов. Однако разнести посещение этих мест на два дня мы не решились и на навигацию 2011 года – совершенно не факт, что впечатление от стоянок выиграет от того, что их продолжительность увеличится, и не факт, что целесообразно увеличивать на сутки длительность круиза. Да и дневной переход между Весьегонском и Брейтово – это настоящее украшение маршрута!

Но, впрочем, здесь могут быть разные мнения, а в будущем – разные варианты круизов с посещением Весьегонска и Брейтово.

Наутро в Череповце нас ждала серьезная встреча: выступали представители мэрии города и прекрасный танцевальный коллектив. Причина такой встречи в том, что «Василий Чапаев» стал первым теплоходом, зашедшим в навигацию 2010 года в Череповец.





Капитану, директору круиза и мне вручили памятные сувениры. Жаль, что об этой встрече нас не предупредили заранее. У капитана и директора круиза всегда есть форма, а вот я, бывая на теплоходах, костюм с собой как правило не вожу. Если бы я знал, конечно захватил бы его с собой.



После Череповца мы отправились вверх по Шексне, и, поскольку перед Белозерском у нас был запас времени, мы сделали остановку у пристани Кузино. Владеют этой пристанью мои хорошие друзья, а мы все как-то туда почти не заходим. И вот – повод исправить это упущение. Исправили: подошли на полтора часа, уже на закате.

Кузино – это новая стоянка на Шексне, с развивающейся инфраструктурой. Здесь есть место для купания, бар, много места для прогулок. Отсюда организуются автобусные экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь, а при желании и в Белозерск. То есть Кузино – это альтернатива перегруженной стоянке в Горицах.



Ранним утром, пройдя Белое озеро, мы подошли к городу Белозерску. Сюда «Чапаев» заходит во второй раз, а первый раз это было в 2007 году, три года назад. Тогда это было чем-то вроде новаторства, но и сейчас немногие круизные компании включают Белозерск в свои маршруты. Причина – сложный подход к причальной стенке. А у нас в этом круизе что ни пристань, то сложный нестандартный подход. В Череповце он, кстати, тоже не очень приятный – чтобы подойти к причалу, надо совершить Z-образный маневр. Знаю капитанов, которые панически боятся Череповца. Но это не про капитана и штурманов «Чапаева».


Теплоход входит в Белозерский канал, проходит разводной мост.





Пристань остается слева, а нам теперь надо развернуться на узком пятачке у входа в ковш судоремонтного завода. При сильном ветре этот маневр невозможен.



«Чапаев» развернулся и подошел к причалу. Началась экскурсия.



На Белом озере есть шикарные песчаные пляжи. Один из них расположен прямо в черте города Белозерска, недалеко от причала.



Сам Белозерск большей частью деревянный и очень тихий.



В центре города расположен Белозерский кремль. Сохранился высокий крепостной вал, окруженный рвом. С вала открывается вид на город.







В городе есть несколько церквей.







В этом круизе, помимо обычной экскурсионной программы, были опробованы некоторые новинки, предлагаемые принимающей стороной, и именно – познавательно-интерактивная программа «Княжеская гридница» и визит к древним викингам.

Эти программы рассказывают о жизни древнерусских князей и древних викингов. У некоторых участников была возможность самим попробовать себя в роли князей и викингов.







Отправляемся из Белозерска. Идем по каналу в обратном направлении, и выходим в Белое озеро. А через три с половиной часа мы уже стояли в Горицах. Туристы поехали на экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь, а я – домой.



Многие люди любят северные маршруты. А с открытием для круизных судов Весьегонска и Брейтово маршруты получаются еще более интересными и насыщенными. Жаль только, что пока в Весьегонск не могут заходить трехпалубные суда. Точнее, в сам Весьегонск они заходить могут: владельцы причала провели необходимые дноуглубительные работы. А вот судовой ход, ведущий к Весьегонску, пока имеет недостаточные для таких теплоходов глубины. Жаль: у нас уже был проект круиза в Весьегонск на теплоходе «Н.А. Некрасов». Отложим его на будущее. А «Чапаеву», единственному у «Инфофлота» двухпалубному теплоходу, на 2011 год запланировано три круиза с посещением Весьегонска и Брейтово.


 

 

 
Александр, на Весьегонском винном заводе в цехе розлива разрешена фотосъемка?
Эх… всё чудесно, кроме того, что не заходите в Борок :(
Какие бы веские причины не были тому виной, в сухом остатке (для туриста) – факт наличия такой стоянки у конкурентов...
Что делает выбор «Чапаева» на данном маршруте не столь уж однозначным, скажем так) А жаль.
Предпочитаем сразу не объявлять, чем объявить и не зайти, как в большей части рейсов других теплоходов. Но ситуацию с причалом там мониторим.
Хорошо
Утром Весьегонск и днем Брейтово - нормально для конца мая-июня, когда день длинный. Тем более что, действительно, дневной переход по малоизвестному участку Рыбинки - отдельный бонус.
В Борок заходить, действительно, стоит - опять же ради посещения крайне живописного берега Рыбинки. Но Белозерск намного интереснее и приоритетнее Борка. В идеале, конечно, совместить бы ;) (возможно, пожертвовав Мышкиным на пути туда).
На винном заводе именно на участке розлива съемка разрешена (в помещении с этими... бродильными чанами - не разрешена).
Re: Хорошо
Когда будет официальное разрешение на прием пассажирских судов в Борке - включим его в расписание.
А как же
"Башкортостан" туда заходил пару раз? Было разовое разрешение?
Re: А как же
Да, но были и отмены. Причал в Борке не приспособлен для приема таких судов. Впрочем, внимательно подумаем... :)))
Re: Хорошо
А какой из двух Бороков имеется в виду? Дарвиновский (на Мологе) или Папанинский (на Волге, недалече от Мышкина)?
Re: Хорошо
Папанинский (точнее, Морозовский). Но это не так уж близко от Мышкина, и все-таки на Рыбинском уже, а не на Волге ;).
Экскурсия в Дарвиновский возможна, но, говорят, там не слишком интересно и очень на любителя, суеты же организационной - очень много.
Re: Хорошо
Это кто же вам сказал про Борок Дарвинский такое? Я бывал в обоих Борках и не раз. ТО, что есть в Дарвинском - нету в Папанинском и наоборот.
Судозаход сейчас не возможен в Дарвинский большими судами, а вот на малом флоте без проблем.
Весьегонск
Спасибо за отчет Александр.
Фотки классные, много знакомых лиц. Даже Геннадий Михайлович есть на фото.
По поводу зеленых стоянок, то это не вопрос. Места такие есть на Мологе, их не так уж много, но есть. Сложнее будет подобрать место для купания, хотя по правому берегу дно везде уходит спокойно и равномерно, в то время как в ручьях резко до 2-4 метров за 3-4 шага, т.е. можно разбежаться и нырять с берега.