Экологические семинары на теплоходах "Инфофлота"

Ежегодно на борту теплоходов компании «Инфофлот» проводятся семинары по охране окружающей среды. Организаторами выступает фирма «Интеграл» – разработчик программного обеспечения для экологов, и институт повышения квалификации «Интеграл», в котором экологи повышают свою квалификацию.
 
Когда эта традиция начиналась, я работал и в «Инфофлоте», и в «Интеграле», поэтому для того, чтобы свести воедино экологию и речные круизы, не требовалось ломать голову – решение было очевидным.

Первый экологический семинар мы провели на теплоходе «Господин Великий Новгород» в октябре 2003 года, маршрут – Санкт-Петербург – Мандроги – Санкт-Петербург. Теплоход был арендован на один рейс. Всем участникам понравилось, особенно Мандроги. Мне этот рейс также запомнился ночной поломкой и дрейфом посреди Ладожского озера, а также не вполне адекватным поведением представителя судовладельца, привыкшего к паломническим рейсам, и очень болезненно воспринявшего танцы во время вполне мирного фуршета в судовом ресторане.

Экологическим семинаром стал и первый рейс первого теплохода под флагом «Инфофлота». 5 июня 2004 года теплоход «Василий Чапаев» не без опоздания прибыл перегоном из Уфы в Казань, где и принял участников экологического семинара, ставших первыми в истории туристами «Инфофлота». Мне те первые рейсы запомнились как сплошная черная полоса неудач, но экологам семинар понравился. «Чапаев» сделал остановки в Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Костроме и Ярославле.

В Москву мы прибывали под унылым проливным дождем. Встречающие с вежливой сдержанностью наблюдали правый якорь подходящего к причалу «Чапаева». Правый якорь был частично зеленым, так как перед выходом в рейс в Уфе на него случайно вылили ведро краски, а перекрашивать якорь времени не было. Мы узнали об этом уже позднее.

После круиза в Ярославль с загрузкой менее пятидесяти человек «Чапаев» ушел на рейд на несколько дней, поскольку на следующий круиз не было продано ни одной путевки. Попутно была выполнена прогулка для туристических агентств, во время которой теплоход снес себе мачту о ближайший мост.

Это было незабываемое начало, не сулящее новому туроператору ничего хорошего. Впрочем, в 2004 году мы были не меньшими оптимистами, чем сейчас, это нас и спасло.

Но вернемся к экологическим семинарам. Экологам всегда доставались первые в том или ином смысле рейсы. В 2005 году «Инфофлот» замахнулся на Оку, и первый круиз по этой реке выполнил тот же теплоход «Василий Чапаев» (впрочем, у нас и не было другого теплохода). На борту снова проходил экологический семинар. Маршрут – Нижний Новгород – Москва (Южный речной вокзал). За год мы многому научились, да и «Чапаев» похорошел, поэтому семинар прошел на «ура». Помимо прочего, у нас была предусмотрена стоянка в Константиново с утра до вечера, и это было удачным решением. Хотя и решением вынужденным – мы просто опасались задержек в тумане и посадок на мель, чем перед рейсами на Оку нас пугали "опытные" коллеги, и сделали большой запас в расписании. Но все прошло без единого происшествия.

В 2006 году под флагом «Инфофлота» стал работать двухпалубный теплоход «Салават Юлаев». Первый рейс достался экологам, а маршрут прошел из Казани в Москву по малым городам Поволжья. «Чапаев» тем временем был занят корпоративным рейсом по маршруту Уфа – Москва с представителями одного из уфимских вузов, которые уверяли нас, что аналогичный теплоход «Муса Гареев» преодолевал расстояние от Уфы до Казани с остановками всего за двое суток, и недоумевали, почему мы не хотим сделать то же самое. Впрочем, не думаю, что «Гареев» развивал скорость 30 километров в час, а других способов пройти это расстояние за заданное время пока не придумано.

В 2007 году мы снова провели экологический семинар на борту «Василия Чапаева», по тому же маршруту Казань – Москва, но с нестандартной экскурсионной программой. Все прошло отлично, особенно зеленая стоянка в Козловке в трех часах хода от Казани. Но для семинара мне хотелось уже чего-то другого – и маршрута, и теплохода больших размеров. Почему пишу «мне» – потому что «Чапаев» экологам к этому времени очень полюбился вместе со стандартным маршрутом, и особой необходимости что-то менять не было.

Возможность провести экологический семинар на трехпалубном теплоходе по новому маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва представилась уже в следующем году: «Инфофлот» начал работать с теплоходом «Илья Муромец», и первый его рейс навигации-2008 достался экологам.

На второй день у теплохода начались механические проблемы. Рейс был продолжен с меньшей скоростью, чем это было запланировано, и мы всюду стали приходить с опозданием. Но главная неприятность случилась в середине рейса: из-за шторма на Ладожском озере мы не смогли попасть ни в Санкт-Петербург, ни на остров Валаам, и вместо этого трое суток простояли в Лодейном Поле. Часть участников семинара должна была поменяться в Санкт-Петербурге, поэтому сотрудники «Инфофлота» в эти дни были на ногах чуть ли не круглосуточно. Была организована доставка участников семинара в Санкт-Петербург и обратно автобусами, на речном вокзале в Петербурге работала специальная стойка «Инфофлота», где, кстати, наливали бесплатный коньяк.

На обратном пути опоздания продолжались, а финалом круиза стала швартовка «Муромца» в Москве, результатом которой стал помятый фальшборт и отлетевшие буквы названия на спокойно стоявшем у причала теплоходе «Карл Маркс». Тогда никто еще не знал, что в следующем, 2009 году, пострадавший теплоход «Карл Маркс» станет работать под флагом компании «Инфофлот» вместо «Ильи Муромца», и именно на нем пройдет следующий экологический семинар.

К весне 2009 года я надумал окончательно уйти из группы компаний «Интеграл», потому что совмещать эту работу с работой в «Инфофлоте» было уже невозможно. Но мне хотелось закончить работу в «Интеграле» проведением хорошего, качественного семинара, и я оставался в должности директора института повышения квалификации «Интеграл» до мая 2009 года, когда мы отправились на теплоходе «Карл Маркс» по маршруту Москва – Череповец – Городец – Москва.

Многие традиционные участники наших экологических семинаров были несколько разочарованы неудачным мероприятием на «Илье Муромце», и решили пропустить очередное мероприятие. Поэтому состав участников значительно обновился. Но те, кто поехал, не пожалели. Это был прекрасный семинар, удачный в каждом своем аспекте. Мы отказались от громких фуршетов на борту, зато сделали сильную программу семинара, ориентированную на экологов-практиков, а также организовали встречи со специалистами по охране окружающей среды предприятий городов по маршруту следования теплохода. Теплоход «Карл Маркс» был исключительно хорош, он и сейчас такой. Состав участников – тоже. Кстати, по какому-то стечению обстоятельств состав участников был женским. Что-то около восьмидесяти представителей слабого пола на десятерых мужчин.

В 2010 году семинар снова прошел на теплоходе «Карл Маркс», маршрут – Москва – Кострома – Москва. Меня пригласили выступить на открытии семинара. Было удивительное ощущение: вроде как ты уже непричастен к этой сфере деятельности, экологии, но вроде как ты свой. Мы выпили за встречу в нескольких тесных компаниях, потом я выступил на открытии, где рассказал о компании «Инфофлот» и о некоторых забавных случаях с прошлых семинаров. Я покинул теплоход в шестом шлюзе канала имени Москвы через четыре часа после начала рейса, и махал рукой удаляющемуся «Марксу» с хорошим чувством: традиция проводить экологические семинары живет; эти семинары ждут и любят.

В 2011 году экологический семинар пройдет на теплоходе «Александр Бенуа» с 24 по 28 апреля, маршрут Городец – Москва. Экологам можно только позавидовать, ведь «Бенуа» – очень комфортабельное судно. Это будет первый рейс теплохода под флагом «Инфофлота». Впрочем, большинство семинаров было проведено на таких первых рейсах, так что традиция остается неизменной и в этом отношении.
 

 
Саш, а девочки меняются из рейса в рейс или все те же???
Забавно как получилось-с зелёным якорем.Прямо как эмблема для круизов с экологами! :)