Как это было: ледовый рейс "Карла Маркса"


Вечером 27 апреля 2009 года к причалу волжского города Плес подошел трехпалубный теплоход "Карл Маркс". Это была незапланированная остановка, которой предшествовал удивительный ледовый переход теплохода по Горьковскому водохранилищу. Такое бывает очень редко, но в 2009 году - случилось.

 

Но обо всем по порядку.

25 апреля 2009 года компания "Инфофлот" первой в стране открывала речную круизную навигацию на своем новом флагмане - теплоходе "Карл Маркс". Первый рейс представлял собой переход от места зимовки теплохода в поселке речников Память Парижской коммуны в Нижний Новгород. На борту собрались многие любители круизов и энтузиасты речного флота. И мы отправились в рейс.





Весна в том году выдалась поздней, и на берегах Волги местами еще лежал снег.



Через четыре часа пути "Карл Маркс" прибыл в Нижний Новгород. Кто-то поехал на вокзал, чтобы вернуться домой, кто-то остался переночевать на теплоходе, чтобы уехать завтра, а кто-то продолжал свой круиз на "Марксе" до Москвы.





Утром 26 апреля "Маркс" отправился вверх по Волге.





Мы уже знали, что на Горьковском водохранилище, которое нам надо пройти, стоит лед. Это редкое для конца апреля явление случилось именно в том году. Был уже заказан буксир с ледокольной приставкой для проводки судна через льды, но уверенности в том, что проводка состоится по плану, не было - слишком исключительна ситуация попадания теплохода с пассажирами в ледовые поля. Даже в экипаже "Карла Маркса" почти никто не попадал в подобную ситуацию раньше.

До Городца мы дошли без проблем: куски льда хоть и встречались на нашем пути, но помех движению теплохода не создавали.



А перед подходом к Городцу диспетчер сообщила нам, что проводка "Маркса" по водохранилищу будет осуществлена только завтра. Это было связано с необходимостью уложить проход через ледовые поля в светлое время суток. А уже был день. И нам ничего не оставалось, как подойти к причалу Городца и ждать дальнейших распоряжений диспетчерской службы.



В Городце для туристов была оперативно организована автобусная экскурсия на Николин ключ и по городу, ну а мы в Александром Сахаровым бродили по набережной и размышляли о превратностях туроператорской судьбы. Кстати, Город Мастеров, украшающий сейчас набережную Городца, тогда только строился:







Ранним утром 27 апреля мы пошли в 15-й шлюз. В нем нас ждал битый лед, ну а на выходе из шлюза в средний бьеф Городецкого гидроузла нас встретило уже много льда.



"Маркс" двигался медленно и осторожно, но льдины грохотали по корпусу.





После выхода из следующего, 13-го шлюза, мы попали на просторы Горьковского водохранилища, точнее, в ледяное поле. Толкач-ледокол заранее пробил нам узкую дорожку во льдах от шлюза до того места, где он нас ждал. Ждал он нас на некотором расстоянии от шлюза.





И мы пошли за ним.



Я опасался, что льды могут сделать вмятины в корпусе судна, и был уверен, что вся свежая краска в носовой части судна к концу проводки будет ободрана до металла. Но в остальном переход был фантастическим: уже довольно теплая погода, и белый теплоход с туристами следует по замерзшему водохранилищу.













Кое-где на льду можно было наблюдать рыбаков, которые наверняка и не предполагали увидеть среди ледового поля теплоход.







В районе Юрьевца "Карл Маркс" вышел на чистую воду. Толкач развернулся и отправился обратно к Городецким шлюзам, через которые завтра должны были идти перегоном на Москву пассажирские теплоходы "Ленин" и "Николай Чернышевский". А мы продолжили свой путь самостоятельно.





В Кострому, согласно расписания, мы в этот день уже не успевали, и поэтому сделали незапланированную стоянку в Плесе.



Теплоход приняли очень тепло. Я дождался, когда туристы отправятся на экскурсию, и пошел посмотреть на ободранный в моем представлении нос теплохода. И немало удивился, не обнаружив там даже серьезных царапин. Краска оказалась хорошей.

 

Этим рейсом началась работа теплохода "Карл Маркс" в составе флотилии "Инфофлота".
Иэх!

Ведь тоже уже обработал и подготовил практически все снимки с того "ледового рейса", с мыслью - "уж через 2 года надо все-таки опубликовать!"... Но времени опять катастрофически не стало... Думал в грядущие выходные пост подготвоить - но вот, "слегка" опоздал %)
Вот это совпадение. Ну, впрочем, одно другому не мешает, тем более что, как я помню, у тебя были отличные фотографии с того рейса!
Да, снимки на самом деле получились очень неплохие тогда... Но мой перфекционизм задержал их публикацию на пару лет :-D

Но уже из принципа сделаю теперь пост в выходные. ;-)
Это где? Вообще-то на одном снимке тут я в кадр попал! ;-)
Так дошёл ли "Карл Маркс" до Москвы или нет? Где продолжение?
В том рейсе не смогли преодолеть Рыбинское водохранилище и вернулись в Ярославль. Вместо круиза Нижний Новгород - Кострома - Ярославль - Мышкин - Углич - Москва получился круиз Нижний Новгород - Городец - Плес - Ярославль - Тутаев - Кострома - Ярославль. Оттуда туристы были доставлены в Москву автобусами. Второй рейс тоже изменился сильно, хотя продолжительность обоих рейсов не менялась. Но в конце второго рейса пришли в Москву и далее работали по расписанию.
Ты уже весь в предвкушении открытия навигации 2011! Скоро-скоро, месяц пролетит и не заметим! :)
Конечно, уникальный рейс тогда получился. Хорошо всё то, что хорошо кончается! :)
Отличный был рейс! С удовольствием вспоминаю. С нетерпением ждем открытия навигации:-)
так и хочется сказать вам, Александр - "пышы исчо"!
Ой, и я тут на снимках неплохо вышла))) молодая еще была)))
Красиво.

Хотя, надо сказать, что в середине июля в Обской Губе попасть во льды было ещё красивей и необычней :) Для нас, по крайней мере.)
(Anonymous)
А "Ленин" и "Чернышевский" тогда дошли до Москвы?
Понимаю, что это классно, но существует ли риск получения серьезных повреждений в такие ранние переходы? Или это так всегда происходит и ничего страшного нет?
Дошли, но потеряли сутки времени в ожидании проводки через Рыбинское водохранилище. У нас такой возможности, потерять сутки, не было.

Тот лед, что был в 2009 году, при условии, что впереди идет ледокол, для корпуса нестрашен. Такой лед в конце апреля - это очень редкое явление, обычно Волга уже чиста ото льда в это время.
Не знаю, что будет дальше, но сегодня складывается впечатление, что и в этом году лед будет долго. В новостях передают, сейчас к Петербургу не могут подойти суда.
Вряд ли лед на Волге продержится до конца апреля в этом году. Но посмотрим.