По итогам круиза "Притоки"

Закончился круиз-экспедиция «Притоки-2011». Какие выводы можно сделать из прошедшего рейса?

С точки зрения маршрута мы выполнили практически все задуманное. На борту собрались в основном опытные речные туристы, которых привлекла необычность маршрута, и в том числе многие постоянные клиенты «Инфофлота». Обстановка была спокойной и доброжелательной, проникнутой духом интересного путешествия. Находиться в круизе было очень приятно.

С этой точки зрения круиз-экспедиция безусловно удался. Очень приятно, что многие люди получили настоящий праздник.



Но есть и то, что заставляет нас, как компанию – автора и организатора рейса задуматься.

Первое: информированность туристов о том, куда они едут. Если в компании «Инфофлот» туристов информировали о необычном содержании рейса (хотя допускаю, что и здесь могла быть «недоинформированность»), то в большинстве агентств путевки продавали просто на круиз Москва – Пермь.

Как это изменить, я не представляю. Можно провести десяток обучающих семинаров для агентств и завалить их информационными материалами… а в формат сводной таблицы по круизам на сайте агентства никакие «Притоки» не вписываются. Только маршрут. Да и кому это надо – объяснять людям что-то про непонятные «Притоки», когда они желают отправиться в Пермь. Скажешь им про «Притоки», так чего доброго испугаются и не поедут.

В результате дирекции круиза регулярно задавались такие вопросы: «А зачем мы сейчас будем поворачивать на эту реку, давайте вместо этого подольше постоим в Казани?» И большое счастье, что таких людей было меньшинство, а большая часть путешественников понимала, в какой круиз они отправились. Но могло быть и наоборот. Тогда ничего хорошего от обстановки на борту ожидать бы не приходилось.

На это, конечно, можно возразить, что в таких круизах количество туристов, отправившихся именно на «эксклюзив», всегда будет больше, чем тех, кто ошибся форматом рейса. Но я так не думаю. Я полагаю, что «Притоки» собрали желающих отправиться по притокам в предложенном формате в количестве, близком к максимальному. В следующий раз их будет меньше.

Второе: большинство участников круиза-экспедиции высоко оценили заходы «Чапаева» на боковые реки: Вятку, Ветлугу, Суру. Это было необычно и красиво. А вот концепция «показать притоки, даже если мы на них не можем зайти» начисто провалилась. Ни автобусные, ни теплоходные (на судах малого флота) путешествия, связанные с малыми реками, не получили одобрения даже у опытных туристов.



Теперь разберем маршрут круиза: стоянки и заходы на малые реки.

Коломна. Теплоход стоял целый день. Сначала состоялась прогулка на теплоходе местного флота вверх по Оке, затем – автобусная экскурсия в Серпухов. Получилось довольно утомительно, и к тому же Серпухов, как город, находящийся недалеко от Москвы, не вызвал интереса. Больше стоянки в Коломне с такой экскурсией предусматриваться не будет.

Рязань. Более-менее стандартная экскурсия. Прошла хорошо.

Касимов. То же.

Нижний Новгород. Состоялась экскурсия в Вязники с целью показать приток Оки Клязьму. И действительно: вид на Клязьму в Вязниках произвел на участников экскурсии прекрасное впечатление. Но экскурсоводы в Вязниках не понравились, и это ухудшило впечатление от экскурсии. Несмотря на то, что целью поездки была именно Клязьма, вид на которую с большой теплотой позднее вспоминали участники рейса, можно считать опыт такой экскурсии негативным, и мы больше не будем предусматривать ее в своих круизах.

Заход в Суру и стоянка у турбазы «Сурские зори». Все хорошо, включая экскурсионную программу по Ядрину и в Верхние Ачаки. Довольно непростая швартовка у берега на территории турбазы – при сильном ветре возможны сложности. Мы не стали подниматься выше Ядрина из-за отсутствия там судоходной обстановки и рыбацких сетей, перегораживающих судовой ход. Заходы в Суру мы будем делать и дальше.

Заход в Ветлугу. Эта река оказалась самой сложной из всех, в которые мы заходили в этом рейсе, из-за узкого судового хода, крутых поворотов и сильного свального течения. Оборот в районе Марьино потребовал от судоводителей высокого мастерства и понимания инерционных характеристик теплохода 305 проекта, правильного учета течения и ветра. Я думаю, что этот маневр удался бы далеко не каждому капитану или штурману. Круиз по Ветлуге удался. Мы будем заходить на эту реку весной, дополнив этот заход стоянкой у берега в Марьино, откуда возможна экскурсия на озеро Светлояр.

Козьмодемьянск. Экскурсия с посещением этнографического музея под открытым небом. Экскурсия удалась.

Казань. К сожалению, не получилась экскурсия по реке Казанке: она сильно обмелела и частично засыпается. Однако автобусная экскурсия прошла вдоль берега Казанки, и понравилась участникам. Один автобус отправился на альтернативную экскурсию, посвященную разным религиям в Казани.

Заход в Вятку. Мы дошли до города Вятские Поляны (101-й километр от устья). Река очень понравилась участникам круиза. Мы планируем включать заходы на Вятку в программу наших будущих круизов (но они возможны только весной). Сейчас идет разработка круиза до Кирова (680-й километр от устья). Выполнение такого круиза связано с огромными организационными и техническими сложностями, и возможно только в начале мая.

Хохловка – этнографический музей под открытым небом. Обычно мы предлагаем эту экскурсию как дополнительную при стоянках в Перми. В данном же случае мы подошли к самой Хохловке, с доставкой на берег прогулочным теплоходом. Экскурсия вызвала самые лучшие отклики участников круиза, которые говорили даже, что на них Хохловка произвела более сильное впечатление, чем Кижи.

Пермь. Во вечерняя обзорная экскурсия. Все стандартно.

Прогулка по Чусовой. Состоялась прогулка вверх по реке с зеленой стоянкой на небольшом теплоходе «Урал» (сам «Чапаев» не может зайти на Чусовую из-за низкого железнодорожного моста в самом устье). Я не считаю этот опыт удачным. Во-первых, многие участники рейса ожидали увидеть узкую извилистую скалистую реку, как привыкли видеть Чусовую на фотографиях. В низовьях же Чусовая довольно широкая из-за подпора Камского водохранилища. Во-вторых, формат прогулки не был воспринят некоторыми участниками рейса, которые ожидали экскурсию (это можно было бы исправить в будущем), и, к сожалению, накричали за это на директора круиза (а вот этого исправить уже нельзя). Больше прогулок по Чусовой мы делать не будем.

Итак, основные выводы из рейса.

Первое: оптимальный формат для будущего круиза «Притоки» – это комбинация заходов в боковые реки со стоянками на них, и остановок в городах по пути следования с обычной экскурсионной программой. Посещение притоков на прогулочных теплоходах и автобусах нецелесообразно.

Второе: никакие круизы на крупных речных судах, к которым относится и «Василий Чапаев», нельзя ориентировать только на желающих отправиться в круиз-экспедицию. Несмотря на любые предварительные разъяснения на борту обязательно окажутся люди, которые хотят обычного круиза. Это надо учитывать.

Так получилось, что меня в эти дни многие поздравляют с тем, что с этим рейсом удалось осуществить мою мечту. На самом деле мечта заключалась в том, чтобы стали возможны круизы-экспедиции по боковым рекам на крупных судах, и эти круизы были востребованы именно как круизы-экспедиции. Первая часть мечты осуществилась, вторая – пожалуй, нет.

Так удался ли рейс?

Безусловно, да! Маршрут получился красивый и необычный. На борту преобладала прекрасная добрая атмосфера. Хорошо себя показали экипаж теплохода, дирекция круиза. Без нареканий работал ресторан, предлагавший блюда по единому меню, принятому на теплоходах «Инфофлота». Впервые круизный теплоход прошел по Вятке и Ветлуге. Заложена основа для будущих интересных рейсов «Чапаева».

Я думаю, что для многих участников круиза-экспедиции это был один из самых интересных их круизов. Я тоже буду вспоминать этот рейс с большой теплотой.


а ведь в Казани есть три катера на воздушной подушке, человек 30 могло бы поехать на экскурсию, по Казанке эти катера бы прошли. Так что тут скорее недодумка или нежелание думать принимающей стороны, отвественной за экскурсии. Обидно...
Очень интересно было почитать. Думаю до Кирова я бы с удовольствием сходил. А что касается информирования туристов, я бы сделал ставку на тематику, и презентовал не уникальность маршрута например, а именно экспедиционный характер, со всеми вытекающими последствиями, открытие чего либо. По большому счету так было сделано наверное, в конце-концов "Притоки" это подразумевают. А значит все правильно! Надо только усиливать характер.
А не пошли бы они все в Нижний Новгород??? Расписание стоянок и экскурсии известны заранее! Чапаев отклонялся от маршрута или времени??? то, что люди не ознакомились до начала круиза с этим - это их проблема.
Жаль ДК во всем этом.
Ну, можно следующую конференцию Инфофлота сделать весной))) все равно наши многие собираются)
Ира, проблема в агентствах и только в них. В агентствах есть огромная куча их постоянных клиентов, которых они под страхом расстрела не отдадут в другие агентства или оператору.
Примерный диалог:
- Леночка, здравствуй дорогая, есть у тебя что-то вкусненькое для нас?
- Драсьте, МарьВасильна! Есть Пермь интересная в мае с Окой. Там еще в Хохловку включено в стоимость. Ну и еще разное, как ПетрСеменч любит.
- Давай, бронируй. Я ему щас позвоню, завтра выкупим. Звони на домашний.
Больше всего расстроило то, что все отказы от чего то в будущем(прогулка по Чусовой,на Клязьму) произошли или по вине плохих экскурсоводов или тех туристов которые не поняли по каким то причинам куда они пошли…. правда не понять зачем в таких экспедиционных круизах как Притоки вообще нужны экскурсоводы и экскурсии, зачем нужны города?…больше зеленых стоянок и деревень как они есть, максимально задействовать любой местный транспорт, чтоб попытаться забраться еще дальше- вот , мне кажется на чем можно поработать в будущем….Мне кажется за такими круизами будущее, хотя у нас они пока не очень популярны….но это пока..…все IMHO
Есть у меня ощущение, что будущее - за круизами по маршруту Москва - Углич - Ярославль - Мышкин - Москва и аналогичными. Это интересные маршруты с интересными экскурсиями, и это - стандарт, по которому ходит множество теплоходов. И это востребовано. Круизы-экспедиции же... вот посмотрите на "Н. Яковлева" (331 проект) - вроде ходит по уникальным маршрутам. А рейсы периодически отменяются от незакгрузки. Да и "Чапаев" пошел в "Притоки" загруженный только на 70%. Видимо, удел круизов-экспедиций - быть редким, штучным товаром, и с элементами обычного круиза.
а если привлекать иностранцев на этот круиз-два в год?
Возможно и так. Иностранцы, кстати, были на борту в "Притоках" - граждане Китая. Мы планируем обеспечить на наших теплоходах англоязычное обслуживание в будущем, чтобы большинству иностранцев было у нас комфортно. Но вообще круиз "Притоки", как я думаю, больше интересен россиянам.
Не совсем согласен. Низкая загруженность теплохода --- нормальное явление для майского круиза. Все-таки отпуск у многих бывает летом.
Для сравнения: прошлогодний круиз "Чапаева" на Суру в начале августа был примерно с 90%-й загрузкой. А если взять рейсы на Пермь или Уфу, то они раскупаются полностью уже к весне. Кстати, из-за незагрузки чаще всего отменяют как раз стандартные круизы на 4-5 дней на
4-хпалубниках.
Для таких экспедиций, конечно, больше подходит т/х 331-го проекта: подойти можно почти везде, подняться выше по течению, не зависеть от низких мостов и т. д. Добавилась бы возможность пройти вверх по Оке, быть может по Клязьме, по Вятке выше, по той же Чусовой...
С другой стороны, на огромном (для таких рек) 305-м оно как-то масштабнее, что ли :)

И согласен с предыдущим оратором ;) - жаль, что по причине каких-то накладок и недопониманий признано нецелесообразным в будущем использовать малый флот и автобусы. В принципе, во многих стандартных рейсах ведь и малый флот используется (Валлам тот же, Коневец), и автобусы – тем более.
…Вспоминается неудачный опыт компании «Русские Круизы», в далёком 2002 году попытавшейся организовать нестандартный маршрут в Старую Ладогу на «А.С.Попове» :)
И ещё.

> никакие круизы на крупных речных судах, к которым относится и «Василий Чапаев», нельзя ориентировать только на желающих отправиться в круиз-экспедицию. Несмотря на любые предварительные разъяснения на борту обязательно окажутся люди, которые хотят обычного круиза.

Тут есть только один вариант: делать «клубный» круиз, т. е. а-ля Конференцию :) С ограничением свободной продажи рамками форумчан и их знакомых.

Ну и второй вариант, менее реалистичный: проводить такие экспедиции на теплоходе 331 проекта :)
"Чапаев" в "Притоках" был заполнен на 70%. Если же еще и ограничить продажу, то результат будет совсем плачевным.
Ну да... увы. Собственно, и Конференция не особо прибыльный проект, мягко говоря… ;) А у «Притоков» проблема ещё в довольно жёстких сроках круиза, далеко не всем удобных.
Что же касается «Яковлева», то это, скажем так, совсем энтузиастский вариант :)) Даже немодернизированный 305 намного комфортнее. Плюс там рейсы отменяются (весенние, по Сухоне) ещё и по метеоусловиям, что явно не способствует популярности. А летних рейсов (через Северо-Двинский канал к Белозерску ) достаточно много, и на них, очевидно, не хватает «энтузиастов». :) Посмотрим, что у них получится с обводными каналами и Новгородом…

Круизы «Москва - Углич - Ярославль - Мышкин - Москва» в качестве будущего – это как-то совсем жестоко :))). В том плане, что, в отличие даже от не менее стандартного Питера, в них мало кто поедет в 3-4-5 раз… ну разве что совсем от безысходности )).
"В том плане, что, в отличие даже от не менее стандартного Питера, в них мало кто поедет в 3-4-5 раз… ну разве что совсем от безысходности ))."
Увы, ездят... И даже умудряются в одну навигацию пройти пару раз по одинаковому маршруту. Это кажется пародоксом, но это факт. Я уже говорил как-то, что структура спроса на рынке резко, иногда диаметрально отличается от структуры спроса посетителей интернет-форумов на речную тематику. Это и беда и "палочка-выручалочка" рынка, с какой стороны смотреть.
да и 10 можно ;)
если не ограничиваться только маршрутом как таковым
Конечно, вид Гориц знаком до боли - а многие ли ходили на Мауру? ездили в Ферапонтов? А там интересно... как интересно в музеях той же до слёз знакомой Костромы, если не ограничиваться Ипатьевским и Благовещенским монастырями, как это чаще всего делают. Да что там... в СПб многие ли бывали в гениальных Никольском и Измайловском соборах? Обычно посещают Исакиевский, и всё.
И всё же - уникальный рейс удался! Это вообще-то замечательно. И вобщем-то как-то даже жалко, что не удалось на него попасть... Ведь судя по всему, действительно, это "штучный товар", весьма специфическая штука.

К сожалению, полностью с вашими выводами согласен - всё вобщем-то, очевидно. Подобные экспедиции на постоянной основе навряд ли будут востребованы. Но то, что какие-то новые элементы, "открытые" в этом рейсе, можно использовать и "на потоке", в составе "стандартных" круизов - это уже, ИМХО, серьёзная победа.

Но вот кстати задумался - такое положение - это просто черта нашего национального рынка круизов? Или же во всём мире люди предпочитают "проверенное, стандартное"? Кончено понятно, что перевес в сторону "стандартного" всегда присутствует. Но интересен именно баланс. Ведь вот, памятуя ваши рассказы о разных довольно экзотических круизах и путешествиях, - создаётся ощущение что всяческие "усложнения жизни туристов" в виде пересадок на маленькие суда, пешие прогулки по берегу и проч. за рубежом используются гораздо чаще. Или это только оощущение, которое создаётся от того, что вы сами преимущественно в такие путешествия отправляетесь?
Во всем мире отношение к круизам-экспедициям - как к круизам-экспедициям. Я не говорю, что в России люди не хотят ездить в круизы-экспедиции. Но проблема в том, что их мало, а на борту встречаются люди, которым эта экспедиция не нужна, и которые готовы это отстаивать (уже оказавшись в таком круизе). Кроме того, у нас немногие готовы терпеть какие-то нестандартные элементы путешествия - неудобные прогулочные суда, старые автобусы, отсутствие в каком-то месте экскурсовода, и так далее.

Взять, например, вот этот день круиза по Раджангу: http://newsletter.infoflot.ru/Articles/Borneo/7/7.html На мой взгляд, очень интересный день, немотря на погоду. И так же считали другие пассажиры. У нас же скорее всего возник бы скандал - зачем мы так далеко едем на неудобном местном теплоходе под дождем и без комментариев экскурсовода. Зачем нас привезли в это место, что там смотреть? Зачем мы опять приехали в лонгхаус? Почему нигде не продают сувениры?

В этом плане разница в отношении иностранного туриста и россиянина колоссальная. Я, конечно, говорю далеко не про всех, но про тех, кто способен создать соответствующую обстановку, и это сильно ограничивает возможности делать экспедиционные круизы в России.
Смысл в совпадении ожиданий, а это пожалуй главный критерий успешности тура у клиентов. Когда человека приглашают в поход на байдарках или лошадях, он совершенно правильно понимает предстоящий уровень комфорта, и ожидания в большинстве случаев оправдываются. Отделить обычный круиз от экспедиционного - задача оказалась сложнее, чем казалось ранее. Именно из-за инерции таких участников рынка как агенты и потребители. Это уже можно было почувствовать на первых рейсах по малым городам, когда пошли жалобы на плохие автобусы с косноязычными гидами и прочую "глухомань". То есть одних усилий оператора недостаточно. Например, у "Славянова", как ты правильно заметил, была цель - Великий Новгород, место более чем известное, и для потребителей и агентов не потребовалось больших усилий, чтобы подстроить под предлагаемый тур свои ожидания (для первых) и приемы работы (для вторых).
Можно рассуждать и шире :) Это касается и большинства других элементов внутреннего туризма, не только экспедиционных туров. Сложно идет и "шведский стол", и оплата "рум-сервиса" с кредитованием по бортовой карте (да и вообще бортовая карта), и даже утренний чай.
Чтобы перенести элементы современного сервиса из за рубежа на внутренний сегмент, совершенно очевидно, понадобятся гораздо бОльшие усилия и время, чем это поначалу можно было себе представить.
Как оказалось, еще в качестве примера, даже бармены высочайшего класса, всю жизнь обслуживавшие иностранцев, оказались полными "неумехами" при обслуживании соотечественников.
Идея про Киров - очень интересная. Постараюсь поехать.

А я сейчас, кстати, на "Яковлеве"; Онежский канал прошли.
Интересно будет почитать рассказ и увидеть фотографии!
А вот интересно, вы видели Казанку из окна автобуса, а в тексте вопроса викторины написано: "какие реки туристы увидели с борта теплохода, с прогулочных судов или со смотровой площадки?" Выходит, Казанку отмечать не надо... Но ведь в программе была заявлена теплоходная прогулка по Казанке...
Будет досадно, если из-за этого ответ сочтут неправильным:))
Добрый день! Честно говоря, сейчас в отпуске, поэтому немного не слежу за викториной и пока не знаком с ее вопросами. :)) Но я переслал Ваш вопрос коллегам!
Добрый вечер! На самом деле это не суть важно, всё это ведь просто игра, от которой мы получаем массу позитива, а Ваш журнал неоценимый кладезь информации по истории компании. Хорошего отпуска!:))