Кадровый вопрос на речном круизном флоте

Три с лишним года назад я сделал опрос на Infoflotforum.ru: Что нас ждет в ближайшие несколько лет в связи с дефицитом кадров на речном флоте? В то время этот вопрос представлялся мне очень острым, и я писал:

На речном флоте все острее встает кадровый вопрос. К навигации 2008 году даже судовладельцы-оптимисты забили тревогу: работать на теплоходах некому. Налицо полное отсутствие электромехаников, приближается катастрофа с механиками и судоводителями, не хватает других специалистов, и брать их неоткуда. Это серьезнейшая проблема, с которой столкнулся российский речной флот.

Многие специалисты уходят на берег на аналогичную работу, потому что на реке:
- низкая зарплата;
- сезонная работа;
- невозможность несколько месяцев подряд быть дома.
По этой же причине большинство выпускников речных училищ даже не пробуют идти работать на реку.


Кстати, тогда это писалось с позиции арендатора судов с экипажами судовладельца.

За три года многое изменилось: сейчас судоходная компания "Инфофлот" оперирует шестью теплоходами со своими экипажами (два из них пополнили флот компании всего две недели назад). Таким образом, мы получили возможность на собственном опыте убедиться в том, насколько серьезна кадровая проблема на речном пассажирском флоте.

Это может прозвучать странно, но мы не испытываем кадровых проблем. Мы испытываем проблемы другого свойства - не можем принять на работу хороших специалистов из-за отсутствия мест на наших судах.

Я не могу сказать, что мы обеспечиваем своим экипажам какие-то из ряда вон выходящие условия. Работая в условиях жесткого конкурентного рынка с низкой рентабельностью, мы не можем сильно выходить за рамки принятого в этой отрасли. Но мы придерживаемся определенных подходов в работе, и стараемся это не нарушать. Об этих подходах я расскажу ниже.

Оплата труда. По уровню заработной платы два года назад мы были впереди практически всей отрасли (я имею в виду речной пассажирский флот). К настоящему моменту некоторые компании сравнялись с нами по заработной плате, кто-то немного обогнал, но мы остаемся в группе лидеров. При этом у нашей компании есть принцип: оплата труда - это приоритетная статья расхода. За эти годы у нас бывали разные финансовые ситуации, но мы ни разу не задержали зарплату экипажам. А этом году задержки и невыплаты зарплат в нашей отрасли, к сожалению, снова стали нормой.

Работа зимой. Насколько это позволяет объем работ и финансовая ситуация, мы стараемся привлекать членов экипажей к зимним работам на судах, в том числе к работе в дежурных службах по охране судов. Это обеспечивает людям стабильный заработок зимой. В этом году из-за отраслевого кризиса мы сократили объем таких работ, однако же зимнюю работу получило большинство желающих.

География проживания членов экипажей. Наши теплоходы базируются в затоне Память Парижской коммуны. Однако же мы не ограничиваемся подбором плавсостава именно в этом поселке речников. Хотя в там проживают многие прекрасные специалисты, только ими экипажи не укомплектуешь. Поэтому мы берем на работу людей из разных городов, оплачивая им проезд и (на период работ по судам) проживание в Паркоммуне. Это увеличивает расходы, но результат оправдывает себя: некоторыми подобранными таким образом судоводительскими и машинными командами мы можем гордиться. И, конечно, быть спокойными за безопасность плавания и исправность машин и механизмов.

Рост по службе. Мы жестко придерживаемся принципа: приоритет - своим кадрам. При возникновении вакансии в первую очередь стараемся закрыть ее путем повышения по службе специалиста, уже работающего на наших судах. Даже если он менее опытен, чем тот, кто может прийти со стороны. Например, если возникает вакансия старшего помощника капитана, мы сначала смотрим, можно ли повысить до этой должности кого-то из вторых штурманов, и так далее. Кроме того, для того, чтобы у зарекомендовавших себя специалистов была перспектива повышения, мы можем изменить для каких-то судов штатное расписание, вводя промежуточные должности.

Семьи на теплоходе. Когда у членов экипажа возникают пожелания работать на теплоходе семьей (как правило, это муж и жена, реже родители с детьми), мы стараемся это удовлетворить. Часто у членов экипажей бывает необходимость взять с собой детей. Это тоже разрешается, но с ограничениями: не больше определенного количества детей членов экипажа одновременно (график составляет капитан), и во время нахождения туристов на борту дети экипажа не появляются в пассажирских помещениях.

Работа в компании, а не на конкретном судне. Большинство речников любят свою работу и свои теплоходы. Между экипажами судов одной компании нередко возникает конкуренция, ревность. Бывают теплоходы, на которых капитаны и механики стараются не отдавать своих специалистов на другие суда даже на повышение: "я его вырастил, мне с ним удобно и надежно". По-человечески это понятно. Но мы стараемся подходить с той позиции, что все экипажи работают в одной компании, и если у человека есть возможность перейти на другой теплоход на повышение в должности (и зарплате), то не надо этому препятствовать. Конечно, никто не переводит специалиста на другое судно насильно. Но мы поощряем такие переходы. Второй момент - зимний судоремонт. Мы отказались от принципа "каждый экипаж обслуживает свое судно", и создаем бригады из членов экипажей разных судов. Это гораздо эффективнее, и, кроме того, люди знакомятся с другими судами и экипажами - это всегда расширяет профессиональный кругозор.

Психологический климат в экипаже. Для многих членов судовых экипажей климат в коллективе не менее, а то и более важен, чем размер заработной платы. И это понятно: люди постоянно находятся вместе полгода. Я видел экипажи с очень плохим психологическим климатом - до такой степени плохим, что некоторые из проходивших на этом судне практику курсантов речных училищ принимали решения никогда не возвращаться на флот. Часто это зависит всего от одного-двух человек из командного состава, а иногда и не из командного, например - старшей проводницы, по совместительству - жены капитана. Проблему плохого психологического климата в экипаже не всегда можно решить "в лоб", но ее надо стараться решать, и чем быстрее, тем лучше. И чаще всего здесь не обойтись без расставания с некоторыми членами командного состава судна. Мы придерживаемся принципа: хороший профессионал, негативно влияющий на климат в экипаже, не может работать в нашей компании. Не могу утверждать, что мы добились в этой области абсолютных успехов. Но во всяком случае уделяем этому вопросу большое внимание.

Во время навигации я, безо всякой производственной необходимости, просто по сложившейся привычке, постоянно держу в голове, где в данный момент находится каждый из наших теплоходов. Но думаю не о теплоходе, а о конкретных людях, которые на нем работают. Вот судно зашло на незнакомый участок, как там капитан? Знаю, что не уходит сейчас из рубки. Ничего, рядом опытные штурмана, опытный лоцман. А у того теплохода - новое расписание, все привычно расписанные по вахтам участки перепутались. Ну ничего, это даже полезно для судоводителей. А на том теплоходе - новый механик. Как у него ладится работа? Сработался ли с машинной командой?

Члены экипажей - это огромная ценность. На них опирается в своей работе любая судоходная компания. От них зависят безопасность и отдых туристов. Три года назад я писал о том, что специалистов на реке может не остаться. Сейчас я уверен в обратном - еще и потому, что вижу, как растут молодые кадры, и каждый год на реке появляются новые речники.

Все будет хорошо.
ага
очень интересно и поучительно для любой фирмы.
В сущности ничего нового. Но правильный подход всегда правильный, пусть он и не новый.
Единственно, что семейственность на борту несет в себе не только положительные моменты. При переводе специалиста на другое судно, например. Или при других кадровых решениях.
Да, при переходе специалиста на другое судно приходится учитывать и необходимость перехода супруги, и это не всегда просто, особенно когда супруга работает в судовом ресторане. Но чаще всего этот вопрос удается решить.
Дети
(Anonymous)
Очень грамотный и продуманный подход.
Не понял только, где находятся и чем занимаются дети членов экипажа.
Сидят взаперти в каютах родителей? Или в машинном отделении, камбузе, рубке?
Сергей Иванович.
Re: Дети
Каюты экипажа, кают-компания. Детей обычно очень немного.
Рад развитию компании "Инфофлот" в виде пополнения семьи "Никулиным" и "Папановым"! Конечно отрасль в целом за прошедшие годы изменилась, многие речники с водной академии попав на практику на теплоход решают навсегда связать свою жизнь с рекой. Хотелось бы чтобы нынешнее поколение которое сейчас растет также вдохнув воздуха реки, атмосферы речного командного духа тоже поступало в водную академию и приходило работать на реку. Даст Бог так и будет, по крайней мере я рад когда вижу молодое поколение на теплоходах, возможно они станут великими речниками. Как я в детстве имеют мечту стать капитаном :-))) Капитаном я увы не стал но когда вхожу в рубку вспоминаю детство.

Жалею и каюсь что не смог поступить в водную академию по ряду жизненных причин. И конечно рад бы работать в дружной команде теплохода сейчас. В своем ребенке я всячески буду качества речника и прививать любовь к Волге. Также как и меня моя прабабушка в свое время воспитала на теплоходах и культуре речного дела. Думаю что такие семьи и такие люди есть и история великого речного флота России будет продолжаться еще не одну сотню лет. Будут строиться новые суда, будут проводиться работы для улучшения судоходства на реках, будут открываться новые маршруты для туристических, местных и грузовых линий.
Главное что есть реки а теплоходы и любовь к ним всегда будут не только у пассажиров но и у тех кто хочет работать на реке.
Хорошо написано, раскрыты некоторые закулисные тонкоости, всё по делу, спасибо!
Учет психологических особенностей работающих на судах людей это очень важный фактор. И хорошо, что ты и твои коллеги всерьез отнеслись к психологии, как к науке практической. Думаю, что именно с "Инфофлота" учет всех факторов, в том числе и фактора психологической совместимости членов экипажа, должен стать нормой и для других судоходных компаний, и не только пассажирских, но грузовых.
Удачи, и чтобы все у вас там было отлично.
Тут еще наверное повезло, что теплоходы ВП в Октябрьский перегнали. А так по сравнеию с другими СК присутствующими в ППК Инфофлот, пожалй да самый лучший и наверное единственный, кто ценит ЛЮДЕЙ, которые у них работают, создавая приемлемые условия. Что творится в других-это тихий ужас(горячо любимый Речтурфлот)... Так держать!
PS Но зарплаты на речном флоте все-равно очень маленькие.
Случайно попала..в ваш жж ..сама училась в затоне ППК..как обстоит дело с Ильичём? раньше там стояли Шашков, Соболев,Зорге.А вообще статья очень интересная.Сама иду на флот работать..но на грузовое судно.Подход правильный,потому что внутреняя атмосфера в коллективе,это важно для работоспособности всех членов команды. Удачи!!!
Добрый день! Спасибо за пожелание! "Ильич" с "Тургеневым" с 2007 года стоят на длительной реконструкции, которая неизвестно когда закончится. "Шашков" и "Соболев" с этой зимы зимуют в 40-й, а "Зорге" - как обычно в ППК.
(Anonymous)
Не будут идти хорошие специалисты на речной флот работать до тех пор пока не будет достойной зарплаты, даже ваша компания предлагает далеко не хорошую зарплату, взять в пример то что рулевые и мотористы у вас получают в районе 23 тыс. возможно я ошибаюсь и не точен, продавец-консультант получает 30 тыс. примерно в зависимости от магазина, на речной флот не идут из за зарплаты, сейчас в большинстве работают люди уже пожилого возраста по той причине что нет смысла менять место работы, как говорят годы уже не те, на вопрос почему вы тогда выбрали эту профессию мне говорили разное, что раньше на флоте можно было заработать и что судоводитель это уже не профессия это призвание, за профессию платят а нам сейчас говорят спасибо. И самое печальное в том что так и будет продолжаться до тех пор пока либо флот не развалится или не поменяются условия, хотя мне больше вериться что все развалят а теплоходы распилят и сдадут в лом. Вы здесь расписываете что все не так уж плохо, а на самом деле все очень плачевно.