Будущее круизов по Вятке

Можно ли говорить о будущем круизов по Вятке в то время, когда еще не наступил май 2012 года, когда крупное круизное судно впервые пойдет по этой реке до Кирова? Можно, да и время подошло - пора планировать, какие круизы теплоходы "Инфофлота" выполнят в 2013 году. Если судить по интересу к предстоящим в 2012 году премьерным круизам на Вятку, высказывающимся мнениям, и спросу на путевки, то уже можно сделать определенные выводы.


Вы, наверное, подумали, что я напишу об успехе и ошеломляющем спросе на путевки? Нет. В предварительных планах на 2013 год круизов по Вятке у нас не значится. Возможно, уникальные рейсы 2012 года станут первыми и последними. И это связано совсем с не с навигационными, организационными и прочими сложностями. Все очень просто: эти круизы не востребованы - в отличие от многих других.

Достаточно посмотреть на загрузку круиза теплохода "Василий Чапаев" 01.05-10.05 по маршруту Нижний Новгород - Киров, чтобы понять, что теплоход скорее всего отправится в рейс полупустым. Получше ситуация со следующим круизом Киров - Марьино - Ядрин - Самара, но там, очевидно, главную роль играет не Вятка, а возможность совместить этот круиз со следующим - по малым городам Волги и Оки до Москвы, плюс заходы в Ветлугу и Суру.

В чем причины малого спроса на эти круизы? В первую очередь это неверие людей в то, что они выполнимы. Я полагал, что за эти годы "Инфофлот" зарекомендовал себя, как компания, которая берется за сложные, нетривиальные проекты, но не берется за заведомо невыполнимые вещи. И не занимается авантюрами, а тщательно прорабатывает свои круизы. Но вот такие мнения высказывают даже постоянные клиенты компании.

Вятка несудоходна. Какие по ней могут быть круизы?

Но как несудоходная река может от устья до самого Кирова обслуживаться государственным бассейновым управлением? Как на несудоходной реке может выставляться обстановка? Как для несудоходной реки могут существовать действующие лоцманские карты? А все это есть на Вятке. Ее почти 700-километровый судоходный участок, по которому пройдет "Чапаев", разбит на шесть участков, каждый из которых обслуживается своей путейской бригадой. Эти путейские бригады как раз и занимаются обеспечением безопасного судоходства на Вятке.

Да, это правда, что уже к началу лета река мелеет, и крупные суда не могут по ней ходить. Но мы специально выбрали для круизов первую половину мая. По многолетним наблюдениям, в этот период все перекаты скрыты глубоко под водой, и для теплохода с осадкой "Чапаева" преодолеть их не представляет сложности. Взгляните сюда - это рассказ о первом заходе "Чапаева" в Вятку, на 100 километров от устья. Этот участок реки, так же, как и другие участки выше, изобилует перекатами, и шли мы уже в то время, когда вода в реке шла на спад. Но вот что ответил капитан "Чапаева" на вопрос туристов, насколько сложно было выполнить этот заход: "Мы не испытывали никаких сложностей: глубины везде достигали нескольких метров. Гораздо труднее нам пришлось на извилистой Ветлуге".

На Вятке в это время еще стоит лед

Ледоход на Вятке проходит в 20-х числах апреля. "Василий Чапаев" зайдет в Вятку 4 мая. Мы специально выбрали для выполнения рейсов период после схода льда и до спада воды. И даже сдвинули круиз вперед на несколько дней, чтобы избежать встречи со льдом в Камском Устье.

Эти опасения преодолимы: достаточно успешно выполнить первые рейсы. Но высказываются и другие мнения.

На Вятке нет интересных мест и стоянок

Вятка - фантастически красивая река. В этом можно убедиться даже посмотрев фотографии из моего отчета, ссылку на который я привел выше. Особенно красива "Вятская Швейцария" - места в районе Советска, где планируется сделать "зеленую стоянку".

В таких городах по маршруту, как Вятские Поляны и Уржум - масса достопримечательностей и интересные музеи. Прекрасные памятники архитектуры - в Советске и Котельниче, где помимо всего туристы смогут познакомиться с тем, как проводятся раскопки доисторических ящеров. Историческая часть города Кирова изобилует интересными зданиями, церквями, монастырями. Везде будет обеспечена хорошая экскурсионная программа.

Круизы не отправляются из Москвы

Да, это так, и с этим вряд ли что-то можно поделать. Чтобы поймать тот короткий период между ледоходом и спадом воды, надо заходить на Вятку в определенные числа, накануне которых на пути из Москвы, на Рыбинском и Горьковском водохранилищах, вероятен лед. С другой стороны, для многих опытных речных туристов нет необходимости проходить много раз пройденный маршрут от Москвы до Нижнего Новгорода, и, соответственно, платить за него.

И, кстати, насчет платить...

Высокая цена путевки

Кому-то цены на путевки на эти круизы кажутся высокими. Хотя они не превышают цены на обычные круизы той же продолжительности. При том, что круизы эти - новые и необычные. А затраты на организацию рейсов по Вятке, включая сопровождение путейскими катерами, траление мест подхода к берегу и так далее, очень велики. И даже при полной загрузке теплохода при этих ценах рейсы по Вятке не принесут прибыли. Можно делать что угодно, но мы не снизим затрат на организацию этих круизов. Цены на них не могут быть ниже обычных. Да, исходя из сказанного выше, они вообще-то должны быть выше обычных.



Итак, энтузиасты речных путешествий не считают возможным платить за круизы по Вятке даже названную цену, а обычные туристы либо не находят эти круизы выполнимыми, либо достойными своего внимания. А отрасль уже на крайнем пределе рентабельности: цены на путевки растут медленнее, чем составляющие затрат на круиз. И здесь совсем не хотелось бы скатиться на штамповку стандартных, но ходовых и раскрученных маршрутов.

Ведь так хочется вносить в эту жизнь и в эту сферу что-то новое. Это по-настоящему интересная, благодарная и полезная для многих людей деятельность. Но что же делать круизной компании, решившейся предложить необычный маршрут, чтобы в один из дней не остаться вообще ни с чем?

Возможно, мы найдем ответ. Но пока круизы 2012 года по Вятке могут остаться не только первыми, но и последними. Вот такие не самые хорошие на сегодня перспективы.

(Anonymous)
Жаль,очень жаль! Но начинать организовывать такие круизы надо!
И логично,что именно Инфофлот это и делает.
Удачи вам в этом пионерском направлении!!! Ваша работа даст эффект,но не сразу и даже за пределами тех целей,которые вы себе ставите.
Всё будет как надо!
Печально,что основная масса туристов подобные предложения считает недостойным своего внимания. Необходимо развивать и осваивать новые маршруты и вдыхать жизнь на "забытые" российские реки. В отличие от заезженной Волги-матушки... Ветлуга, Сура, Вятка, Сухона - это настоящая страсть для путешественника! Нетронутая природа и минимум урбанизации, малоизвестные не раскрученные, милые сердцу провинциальные города. Искренне спасибо Вам за этот титанический труд, и за развитие круизной отрасли в целом!
Ну я вот намерен решать в последний момент с этим круизом. Я просто хочу дойти с "Яковлевым" до Сыктывкара; вот прям очень хочется; поэтому Вятку бронировать заранее рискованно. Если всё получится с работой, буду бронировать уже в 2012 году.
(Anonymous)
Круиз 2012 состоится в любом случае, о каких рисках идет речь?
Да, в 2012 году круизы состоятся. Речь о 2013 и далее.
(Anonymous)
А может все от недостатка рекламы?Где есть реклама "изюминки" этого круиза,не компании а именно круиза.Что у вашей компании что у остальных реклама как расписание автобуса: пароход-ближайшие рейсы.Может заинтересовывать конкретным круизом,рекламировать его"фишку".Ведь многие уже привыкли (и с советских времен) есть рейсы в Питер,Нижний итд.Новых городов не построено .новых рек не выкопано.А еще сейчас модно для раскрутки продукта привлекать ведущих блогеров.Собрать их вместе и покатать . Можно собрать самые лучшие фотки и под видом простого человека забросить на этот популярный ресурс http://odin-moy-den.livejournal.com/.Интересно Вы отслеживаете свою рекламу ,а интернет.Наберите в http://www.yandex.ru/ название "инфофлот" и что уведите на четвертом месте-"Не отправляйтесь в круиз с компаниями "Инфофлот".Уже год помоем висит.
Рекламу делает целый отдел продвижения. Насчет работы с поисковиками - да, в Яндексе действительно такое есть, причем речь не о круизе "Инфофлота".

А насчет известных блоггеров - была такая попытка в этом году, с очень известными блоггерами. Это не так хорошо, как может показаться со стороны. Цена была увеличена вдвое, и отнюдь не нами. В результате эффект получился обратным.
(Anonymous)
Возможно, туристов стоит "завлечь" на такие круизы, например разместить на сайте некоторые фото пейзажей реки "Вятки", городов, по которым предлагаются экскурсии, чтобы люди видели что конкретно они покупают, что при этом они увидят, какие получат впечатления. По поводу отправления не из Москвы - может стоит предлагать помощь при покупки билетов, трансфер за дополнительную плату от жд вокзала до места, где будет стоять теплоход. На счет стоимости - она всего на 1-2 тысячи ниже стоимости июньской "Московской кругосветки"(13.06)хотя это и июнь (то есть теплее) и из Москвы в Москву и маршрут очень интересный, или даже скорее назову его "более массовым". Без хорошей рекламы рейс "на Вятку" продаваться вряд ли будет. Люди видят что количество дней тоже что и кругосветка, и цена такая же, и отдают предпочтения другим рейсам. Так как такие города как Рязань, Константиново и др. города на Волге и Оке известны туристам, они отдают себе отчет в том, что в этих городах нужно побывать, они относятся к разряду must see, а что смотреть в таких городах, как Уржум, Вятские поляны - люди просто не знают. Может быть, стоит позиционировать эти круизы не как "экспедиционные" а как некий "эксклюзив"?
Александр, еще хотела бы спросить на счет судоходства на "Вятке" - я знаю, что при прохождении Оки берется лоцман на борт теплохода (возможно не всегда), здесь в Вашем посте упоминаются лоцманские катера, сопровождающие теплоход, насколько я понимаю, река неизвестна судоводителям "Чапаева", насколько она сложна в проходимости? Одно дело на 100 км пройти, а другое дело на 700.
На счет лоцманских карт - судоходчики обновляют их каждый год (насколько мне известно) - они успеют до захода "Чапаева" в Вятку это сделать?
По поводу трансфера из Москвы в Нижний Новгород - скорее всего мы это сделаем. Как и предпримем другие меры по популяризации этих круизов.

Помимо сопровождения путейским катером, в рубке постоянно будет находиться лоцман (на каждом участке свой). Карты будут конечно же действующие.

Река не самая простая для судоводителей, но полагаю, что та же популярнейшая Ока много сложнее.
(Anonymous)
Дело не втом что по ссылке там не про инфофлот а то что сразу в глаза бросается.Реклама- поиск в инете- первичная информация.Второе назовите какое-нибудь достижение в рекламе этого отдела которое привлекло сторонних людей в круизы.Завсегдатаи форума и интур не в счет.И вот интересно не возникали мысли собраться крупным круизным компаниям и вмести организовать общую рекламу "реке".Что я имею ввиду-сформировать общий рекламный бюджет.Делать рекламу тематическую по природе,городам в круизах на север,на юг,по Оке.Обьяснять потребителям что за 3000 рублей в день их напоят,накормят,развлекут,за ручку отведут в интересные музеи и уложат спать в теплые постельки в уютных комфортабельных каютах на модернизированных судах с современной начинкой.Покупать полосы в газетах,журналах,время на тв.Помоему по одиночке все это делать сложнее,тем более от государства этого не дождешся.Надо же чем то зацепить людей а не печатать все лето рассписание автобу... извините пароходов.Кстати может видели буклеты речфлота в СССР(а потом по ночам в кассе за билетами стояли).
Это довольно очевидные вещи. Мы много делаем как раз для того, чтобы о речных круизах узнали те, кто о них не знал. В том числе проводятся семинары для туристических агентств, которые не были знакомы с речными круизами ранее. У нас в этом смысле хорошие достижения - очень большой процент туристов-новичков на бортах, и очень многие из них становятся постоянными поклонниками этого вида отдыха.

Совместная реклама нескольких круизных компаний раньше регулярно давалась в некоторых изданиях, и мы в этом участвовали даже организационно. Но практика показала, что такая реклама менее эффективна, чем отдельная.
Ну, в общем, вы как раз и озвучили те проблемы, которые уменьшают востребованность таких круизов. Еще есть время, и, действительно, надо сначала выполнить эти круизы, тогда может быть прийдет какое-то дополнителное понимание, как поступать дальше.

А встреча в Кирове планируется. Искать теплоход не придется!
Сроки
(Anonymous)
У рейса НН-Киров неудачные сроки. Он начинается в последний из 3-х праздничных дней и заканчивается опять-таки в день, следующий за другим праздником. Возможно, это сделано, чтобы не было льда в Камском устье, но для туриста неудобно, т.к. требует доп. отпускных дней или отгулов, при этом не снимает проблему, чем заняться в первый праздничный период.
(Кстати, в последние годы непопадание в майские праздники - обычная практика у составителей расписания Инфофлота.)
А силы энтузиастов речных круизов тоже небезграничны. Помимо ограниченности отпусков и финансов, в последние годы появляется несколько альтернативных предложений (и это хорошо!), причем практически в одно время, конкурируя друг с другом. А энтузиастов мало.
А обычному туристу нужен раскрученный маршрут.
С уважением, Сергей Иванович.
Re: Сроки
Со сроками ничего поделать нельзя: они приходятся на период между уходом льда в Камском устье и спадом воды в Вятке. Насчет же непопадания других круизов в майские праздники - есть расширенные круизы, с учетом того, что у многих людей есть целые каникулы в мае, и есть праздничные круизы, целиком приходящиеся на выходные дни. Но круиз по Вятке совпал с праздничным переодом лишь по случайности: как я и говорил, выбор сроков сделан исходя из условий судоходства.
Продать рейс полностью вполне возможно, еще только декабрь месяц!
Кроме того тоже немного смущает сам рейс НН-Киров в том что он односторонний и обратно нужно людям ехать на электричке а это не каждый любит несравнимо с корабля попасть в поезд. Можно все таки рейс и продавать по другому НН-Киров-Саратов-НН. Вятка-Сура-Волга. Объединив два в один.
Насчет рекламы, придерживаюсь мнения что самая лучшая реклама это отзывы туристов а реклама нового тура может происходить в рамках выставок, различных конференций, неплохо сделать какой нибудь сюжет об этих местах, видах, экскурсионных достопримечательностях и крутить его в офисах продаж. Напоминать о каких либо скидках постоянным туристам смс информированием а также приписывать о новом туре.

Можно напечатать отдельный, красочный буклет "Золотая коллекция 2012" Где были бы фотографии теплоходов, видов за бортом, панорамы городов а также давалась сводка по ценам на рейс.
Да и вообще все новое, это хорошо забытое старое. Может Кировчане тоже будут заинтересованы в том чтобы их город стал принимать теплоходы? Тем более для них появится возможность из родного города идти в популярные маршруты, появится новая возможность сбыта сувенирной продукции, в будущем будет рост привлекательности туристической к городу. Кроме того рост числа туристов приводит к известности города, реки... Это дает Кирову большую значимость. И в восстановлении судоходства будет заинтересовано правительство Кировской области. Главное чтобы об этом первом рейсе узнало как можно больше людей и в дальнейшем этот маршрут станет "Изюминкой" Инфофлота и теплохода "Василий Чапаев" Что я думаю и произойдет в скором будущем. Будьте оптимистичнее и все получится!

Мне кажется, паника несколько преждевременна )
По себе скажу: присматривался к этим рейсам с самого начала, но пока ничего не могу знать о мае 2012 года, каким он у нас сложится. :) Всё ж таки полгода почти что ещё впереди!
И, если честно, с ностальгией вспоминаю времена 10-летней давности, когда купить путёвки на теплоход в марте-апреле – это считалось очень рано! ;)))

По срокам. Разумеется, в них тоже причина. Один рейс попадает на майские (плюс-минус), но не охватывает всех «прелестей»: нет захода на Ветлугу (и на Суру). Во втором рейсе больше «вкусностей», но сроки совсем не каникулярные (нужно отпуск брать, чего в мае редко у кого бывает)… Взять оба рейса, и по времени, и по деньгам, и подавно мало кто сможет.
Может быть, на будущее, имеет смысл делать один рейс, большей частью на майские праздники, охватывающий и Вятку, и Ветлугу, и Суру сразу?

А что касается «страшно идти» и тому подобного – очень странно такое слышать, да ещё от «бывалых». Даже мне, с не самым большим опытом «экстрим-туров» – удивительно слышать. Видимо, не такие уж они и «бывалые», не такие уж «энтузиасты» ;)
По итогам первых рейсов надо будет принимать решение - каким им быть в дальнейшем и быть ли им. Все можно корректировать, но, к сожалению, не сезон, когда такой круиз возможен.
Круиз по Вятке
Мне кажется,что этот круиз будет непопулярным из-за консервативного мышления абсолютного большинства потребителей. Лично у меня Вятка ассоциируется лишь с Распутиным и химкомбинатом в Кирово-Чепецке холдинга Уралхим. Консервативное мышление в штыки принимает все новинки. Я, например, боюсь просто идти в этот круиз. Ранняя весна, холодно, неуютно. А вдруг на мель? А вдруг теплик сломается?
И ещё я понял, что многие люди бояться новшеств. Чего боимся мы, проектировщики, на работе? Увольнения? Плевать. Любой Ашан примет с объятиями. Мало денег? Да плохо, но тогда появится халтурка. Мы все боимся одной вещи - перемен. Нового начальника, нового сотрудника, новой формы бланка, штампа, нового задания, нового норматива, новой программы на компе. Всего НОВОГО, непонятного. Так же ведёт себя и потребитель турпродукта. Экскурсия из Ярославля в Углич через Ростов на автобусе - это не новинка. Такой маршрут уже был, это не НОВОЕ. А вот Вятка - это НОВОЕ, а значит страшное. В любом случае, удачи.
Re: Круиз по Вятке
Спасибо! Думаю, что многие ждут первых рейсов посмотреть, как они пройдут. Многие не верят в возможность таких круизов.
(Anonymous)
Добрый день. Может быть вы мне поможете. Моя мама в 1949 году плыла к своему отцу из Омска в Новосибирск на теплоходе "урал". Может быть есть у вас фото или история этого теплохода. Заранее спасибо.
Андрей Мельников
Александр Сергеевич, с большим интересом прочитал Ваш рассказ о предстоящем круизе на Вятку, где как всегда профессионально изложены все моменты, абсолютно уверен в успехе этого проекта, преклоняюсь перед Вашим особым азартом к новым маршрутам, которые совершит наш любимый "Чапаев"(в 2011 году мне приходилось быть в круизе "Притоки-2011")Уверен: Вятка полюбится многим любителям круизов, а стоянки по пути следования оставят много впечатлений! Искренне желаю Вам успехов! Не очень понимаю тех, кто выражает недовольство "неудобными" сроками круиза(почему в мае , а не в июле, когда отпуск) или пунктом отправления и т.д., когда и так понятно, что с природой не поспоришь и предложенный вариант тщательно продуман по всем моментам.