Днепропетровск

Люблю знакомиться с городами, гуляя по ним пешком. Так получилось и в Днепропетровске: неторопливая шестичасовая прогулка по весеннему городу. Предлагаю прогуляться вместе со мной.




Начнем нашу прогулку не в центре города, а немного в стороне, от Спасо-Преображенского собора, построенного в 1835 году. Это - то самое место, откуда начинался нынешний Днепропетровск.

В 1784 году для управления недавно присоединенными к России запорожскими землями Екатерина Великая подписала указ об основании города Екатеринослава (первое название Днепропетровска). С выполнением указа немного затянули, и первый камень в строительство города был заложен лишь спустя три года самой Екатериной - на этом самом месте, в этот самый собор. В закладке участвовал и император Священной Римской империи Иосиф II, тем более что по замыслам Екатерины, новый собор должен был превышать по размерам Собор Святого Петра в Риме! Был сделан фундамент, после чего из-за войны с Турцией строительство прекратилось, и возобновилось лишь в 1830 году. Проект был пересмотрен, и новый храм получился значительно меньше задуманного изначально.

В советское время в храме был открыт музей религии и атеизма. Кощунство? Отнюдь. На этом настоял академик Дмитрий Яворницкий: другой возможности сохранить собор и его интерьеры не было.

Напротив собора - диорама "Битва за Днепр". Это самая большая диорама в Украине; ее отличает качественная проработка деталей, и создание у зрителей эффекта присутствия.





Напротив диорамы установлен памятник Александру Матросову (скульптор Евгений Вучетич). Днепропетровск - официальная родина героя, хотя по данным историков он никогда в этом городе не был, а назвал его, устраиваясь в детдом, о чем потом рассказывал со смехом.



Памятник днепропетровским комсомольцам открыт совсем недавно, осенью 2010 года. На нем надпись: "Легенды расскажут, какими мы были".



А вот и дом-музей упоминавшегося выше Дмитрия Ивановича Яворницкого, ученого, писателя, украиноведа, крупнейшего историка запорожского казачества. Как это часто бывало с такими людьми в нашей стране... В 1940 году 85-летнего Яворницкого арестовали, потом выпустили, но через неделю Дмитрий Иванович умер от полученного в тюрьме воспаления легких.



Парк культуры и отдыха имени Т.Г. Шевченко - один из двух главных парков Днепропетровска. Разбитый в конце XVIII века, до 1925 года он назывался Потемкинский парк.



В парке сохранилась резиденция Григория Потемкина-Таврического (Потемкинский дворец). Ныне это дворец студентов Днепропетровского национального университета.





По центральной аллее парка можно пройти к Днепру, к месту, где открывается вид на Монастырский остров. Этот остров известен с весьма древних времен; по легенде, в XI веке здесь существовал византийский монастырь, в котором побывала княгиня Ольга. Остров посетил и Андрей Первозванный на пути из Крыма в Рим через Ладогу.

Существование на острове монастыря до последнего времени относилось к разряду легенд, но недавние археологические раскопки подтвердили: во времена княгини Ольги здесь действительно стояла церковь.

Храм Святого Николая был построен на Монастырском острове в 1999 году, и до него мы скоро дойдем.



На остров можно попасть по пешеходному мосту, перекинутому через полноводный рукав Днепра. До строительства Днепрогэса и подъема воды в Днепре рукав периодически пересыхал, и на остров можно было пройти пешком. Согласно еще одной легенде, между Потемкинским дворцом и островом существует подземный тоннель. Засыпанный ход, ведущий от дворца в направлении острова, действительно был найден, но ведет ли он на остров, неизвестно.



Традиция новобрачных скреплять свои отношения повешенным на ограде моста замком приняла здесь почти промышленные масштабы.



Вот он, храм Святого Николая на северной оконечности острова. От храма можно спуститься к Днепру.





А памятник Тарасу Шевченко, один из самых больших в Украине памяников, в полный рост мне увидеть не удалось: верхняя часть скульптуры находилась на реставрации.



Если в древние времена Монастырский остров был местом отдыха для купцов, следующих по Днепру и успешно преодолевших пороги, то сейчас остров - одно из любимых мест прогулок горожан. Здесь расположен парк аттракционов.





С колеса обозрения открывается вид на Мерефо-Херсонский железнодорожный мост через Днепр (памятник архитектуры начала XX века), и городскую набережную - самую длинную в Европе.





Вернувшись с острова на "большую землю", имеет смысл немного пройти по набережной на юг, хотя город лежит к северу от этого места.





С этой части набережной видна расположенная на Монастырском острове база маломерного флота...



... и солидная водная станция, напоминающая небольшой речной вокзал.





А теперь давайте пойдем по набережной Днепра на север, в сторону нынешнего центра Днепропетровска, мимо новых районов города.











В каменной пирамиде расположился культурно-развлекательный комплекс "Кристалл", а на вершине пирамиды - шар желаний. Чтобы желание сбылось, надо написать его на шаре. Правда, шар я обнаружил закрытым со всех сторон.



Семейная лавка - самая длинная скамейка в Украине. Длина скамейки - 50 метров, причем она имеет цельнолитой каркас. Скамейку украшают композиции, иллюстрирующие путь семьи: знакомство, свадьба и так далее. Сидя на скамейке, можно пользоваться бесплатным беспроводным интернетом.







Лед в районе Днепропетровска уже сошел, и теплоход "Сура" катает по Днепру группы желающих по предварительному заказу.





Днепропетровский цирк ведет свою историю с XIX века, а современное здание цирка построено в 1980 году в форме шапито. Впрочем, шатер у "шапито" сделан из железобетона. Вместимость цирка - почти две тысячи зрителей.



Стоящийся (но уже действующий) храм в честь Собора Святого Иоанна Крестителя - интересное сооружение, в том числе в инженерном плане. Нижний ярус храма предназначен для совершения обряда крещения в водах Днепра. Купол увенчан статуей Иоанна Крестителя, что довольно необычно для православного храма (хотя иногда такие решения встречаются, вспомним Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, шпиль которого увенчан ангелом). Колокола нового храма будут управляться компьютером, но в них сможет звонить и традиционный звонарь.



Около памятника Николаю Сташкову, организатору партийного подполья в Украине, мы сворачиваем с набережной и углубляемся в город.



Даже на "боковых" улицах многие дома весьма интересны.



Здание филармонии, построенное в 1909 году, - произведение архитектора Александра Гинзбурга, основоположника редкого архитектурного стиля - проконструктивизма. Изначально в этом доме размещалось Общественное собрание, после революции - клуб железнодорожников, пока в 1950-е годы здание не было передано филармонии.



Напротив филармонии - красивое здание Днепропетровского академического музыкально-драматического театра имени Т.Г. Шевченко. До революции здесь размещался Английский клуб; с тех пор фасад дома несколько осовременен.









Европейский (Екатеринославский) бульвар - пешеходная зона. Здесь кипит жизнь, работают кафе, магазины; в теплое время года во всей красе раскрывается аллея фонтанов.







Бульвар выходит на площадь Ленина, где как раз проводился небольшой парад ретро-автомобилей.













От площади Ленина мы пойдем в сторону железнодорожного вокзала по проспекту Карла Маркса. Это бывший Екатерининский проспект. Он застроен зданиями XIX и начала XX века, разными по стилю, но неизменно интересными.

Но сначала обогнем площадь Ленина и посмотрим, что находится за ней.





Свято-Троицкий собор был построен в конце XIX века на месте церкви, которая находилась здесь почти с момента основания Екатеринослава. В 1934 году собор закрыли и отдали под склад. Но в ноябре 1941 года, во время немецкой оккупации, богослужения были возобновлены. Это совершенно не оправдывает действия фашистов, от бомбардировок которых погибли многие мирные жители Днепропетровска, похороненные возле храма. Полагаю, что открытие храма стало идеологической акцией немецкой стороны. Причем в 1942 году были даже проведены некоторые реставрационные работы.

После освобождения Днепропетровска советскими войсками, однако, богослужения не прекратились. С тех пор храм уже не закрывался, а в 1950-е годы прошел уже полноценную реставрацию.





Напротив собора расположен епархиальный центр. Это уже современное здание, 2005 года постройки.





Между Днепропетровском и Парижем, как мне показалось, есть что-то общее. Какие-то нотки. Жаль, что теплоходы, совершающие круизы по Днепру, так редко сюда заходят.



Возвращаемся на проспект Карла Маркса. Эта широкая магистраль, помимо проезжей части, содержит две пешеходных аллеи, а между ними - трамвайные пути.



Доходный дом купца Владимира Хренникова, построенный в 1914 году, совместил в себе два направления мысли купца - создать современное здание, и при этом сделать это в украинском стиле, популяризуя украинскую культуру. Владимир Николаевич, имея инженерное образование, лично спроектировал здание, но оформление фасада поручил архитектору Петру Фетисову. Изначально шпили башен венчали изображения коня, сагайдака и сокола, а также флюер с борющемися украинцем и татарином.

В одном из крыльев здания до революции располагался театр "Палас", а остальная часть дома сдавалась в аренду под квартиры и офисы. После революции здесь разместился художественный музей, а театр "Палас" стал театром юного зрителя. Во время немецкой оккупации ТЮЗ превратили в офицерское казино (этот факт вызывает у меня еще большее раздражение, чем немецкие бомбардировки Днепропетровска - впрочем, я безоговорочно нетерпим к фашизму в любых проявлениях), а также в кинотеатр "только для немцев". А при отступлении немцы подожгли здание, и оно было восстановлено только в 1950-е годы. К сожалению, при этом были утрачены многие архитектурные "излишества".

Сейчас в доме Хренникова расположен гранд-отель "Украина".





Еще одно известное здание на проспекте Карла Маркса - дом губернатора. Это уже совсем другой стиль - неоготика. С середины XIX века здесь размещались особняк майора Щербакова и Английский клуб, а с 1887 года дом стал местом жительства екатеринославских губернаторов. После революции здание сменило множество назначений, пока 15 лет назад не стало офисом "Приватбанка".















Здание Днепропетровского академического театра оперы и балета, построенное в 1974 году, по стилю несколько выпадает из общего тона проспекта. Зато сам театр - один из известнейших в Украине, с сильной труппой и обширным репертуаром. Помимо оперных и балетных спектаклей, здесь периодически даются концерты классической музыки.





В следующем здании, построенном в 1907 году, изначально располагался гимнастический зал, но уже в 1914 году оно было перестроено под театр. А в 1927 году здесь успешно гастролировала труппа Московского Малого драматического тетра, и "по просьбе партии и правительства" на основе этой труппы был создан сезонный Днепропетровский русский драматический театр. Ныне это театр русской драмы имени А.М. Горького.



Теперь на некоторое время покинем проспект, чтобы пройтись по парку имени Лазаря Глобы. Мы уже побывали в одном из двух старейших парков Днепропетровска - Потемкинском саду (парке имени Шевченко). Парк Глобы - второй старейший парк города и практически его ровесник.

Парк основан на участке, которым владел запорожский есаул Лазарь Глоба. Лазарь Остапович был не только доблестным военным, но и талантливым садовником, который после гибели Запорожской сечи избежал репрессий и занялся разведением садов. Оба днепропетровских сада были разбиты именно Глобой; после покупки первого сада князем Потемкиным Глоба переселился в новое место, где построил усадьбу с садом. Этот сад теперь и стал парком имени Лазаря Глобы. Сам Лазарь Остапович похоронен в дальнем уголке парка. На его могиле установлен памятник.





Оригинальный водный театр - доминанта парка:





В 1936 году в парке была открыта детская железная дорога - вторая в СССР после Тбилиси. Во время войны немцы хотели вывезти дорогу в Германию и смонтировать в одном из своих городов, разобрали рельсы, но вывезти ничего но не успели. А позариться и вправду было на что: два километра путей, опоясывающих весь парк, две станции и даже тоннель, не говоря о подвижном составе. После отсупления немцев дорога осталась в разрушенном состоянии, станции были сожжены, а паровозы - уничтожены. Все это было восстановлено уже в 1944 году.

Дорога функционирует и сегодня. Она работает с апреля по октябрь, плюс в зимние каникулы, а обслуживают ее 750 школьников. Подвижной состав представлен двумя тепловозами Ту2 и тремя пассажирскими вагонами Pafawag. Это хорошо сохранившиеся образцы техники 1950-х годов, предназначенной для узкоколейных железных дорог, которых в то время в ведомстве МПС было довольно много. Сейчас такие тепловозы и вагоны сохранились только на детских железных дорогах.







Возвращаемся на проспект Карла Маркса. В здании Евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины, построенном в 1866 году, после закрытия церкви в 1933 году располагались библиотека и архив. В 1991 году здесь возобновились богослужения, и церковь стала первой возрожденной кирхой в Украине.





Проспект Карла Маркса заканчивается просторной привокзальной площадью с памятником революционеру Григорию Петровскому.

По центральным улицам Днепропетровска можно гулять еще долго, и открывать для себя много нового. Но время мое было ограничено, а хотелось побывать не только в центре, но и в рабочем районе Днепропетровска. Так что настала пора спуститься под землю - в Днепропетровское метро.



Удивительно, но в сложное для всех бывших республик СССР время, в 1995 году, в Днепропетровске открыли метро - семикилометровую линию с шестью станциями. Сейчас строятся еще пять станций. На линии работают трехвагонные поезда, состоящие из вагонов типа 81-717/714.

Четыре из шести станций - односводчатые, и, что интересно, абсолютно одинаковые, за исключением цвета отделочных панелей. Например, на станции "Метростроителей" (на фото) панели красные, станция "Заводская" отделана точно такими же панелями, но синего цвета, и так далее. Станции просторны и смотрятся свежо.



Днепропетровский завод имени Петровского (раньше он назывался Брянский завод), к проходной которого можно выйти из станции метро "Металлургов", - одно из крупнейших металлургических предприятий Украины. Завод ведет свою историю с 1887 года, когда была открыта первая чугунолитейная мастерская. Сейчас завод занимает большую промзону и выпускает сталь, чугун, и разные профили и заготовки.



В заводоуправлении расположен музей истории завода.



В это место я приехал, чтобы посмотреть на Свято-Николаевский собор, в котором в наши дни расположился зал органной музыки. Давайте прогуляемся по нешумному проспекту Калинина до собора. По пути здесь тоже можно встретить пару интересных зданий.



Во-первых, это одна из старейших школ Днепропетровска - общеобразовательная школа с техническим уклоном, бывшая гимназия. Здание было построено в 1896 году.



А по соседству расположился Днепропетровский индустриальный колледж.



Свято-Николаевский собор недавно передан церкви, хотя этому предшествовала длительная судебная тяжба. Дело упиралось в дорогостоящий орган, установленный в церкви, используемой в качестве зала органной музыки, в 1980 году. Переносить этот орган оказалось некуда, да и сам перенос стоил бы немалых денег. Храм на несколько лет стал яблоком раздора между церковными властями и светскими любителями органной музыки. В прошлом году здание все же было передано церкви под гарантии сохранения органа и проведения концертов, которые будут чередоваться с богослужениями.







Не будем возвращаться назад, а пройдем дальше по проспекту Калинина до станции "Метростроителей". Напротив станции возвышается Дворец культуры металлургов, который проектировался как Дворец труда, строился десять лет, и был открыт в 1936 году. До 1950-х годов, когда были восстановлены здания виденных нами ранее театров имени Горького и Шевченко, полуторатысячный театр дворца культуры был главным культурным центром в Днепропетровске. Сегодня дворец культуры называется "Украинский дом", и пока находится в некотором упадке. 



Бронепоезд, построенный здесь же, на Брянском заводе, в 1918 году, участвовал в боях в Украине и Поволжье, а теперь установлен на вечную стоянку напротив Украинского дома.



Перечисленным здесь интересные места и памятники архитектуры Днепропетровска далеко не исчерпываются. Но вот время моего пребывания в городе, к сожалению, закончилось. Я надеюсь, что он вам понравился, как он понравился и мне.
Весна. :)))
Интересно, с чем может быть названо название теплохода "Сура"?
Я так просто не могу. :) Полезла искать.
Речка есть со странным названием Мокрая Сура, правый приток Днепра, как раз по Днепропетровской области протекает. :)
Денис Новиков
(Anonymous)
"Жаль, что теплоходы, совершающие круизы по Днепру, так редко сюда заходят."
Это точно! Довелось побывать в этом городе в 2006-ом. Тогда "Ватутiн" в рейсе "Киев-Одесса-Киев" заходил в Днепропетровск. А "Шевченко" в аналогичном рейсе в 2008-ом уже прошел мимо.
Но красоты Днепропетровска тогда, в 2006-ом, я почему-то не разглядел... Из экскурсии запомнились лишь статуи поморов и то, что в городе есть канатная дорога. :-)
Re: Денис Новиков
А мы в 1996-м на "Ватченко" вообще просто стояли ночью на рейде напротив промышленного района в ожидании подъема ж.д. моста.
Да, я тоже был в Днепропетровске, но Вы успели посетить гораздо больше достопримечательностей! Оказывается, есть что посмотреть, на будущее буду иметь ввиду. Да, жаль, что круизные суда крайне редко здесь останавливаются! Спасибо Вам за фото!