Сегодняшний путь к успеху - это антикризисные меры

К 2012 году отрасль речных круизов вошла в определенный кризис. Причин тому две.

Во-первых, цены на круизы. Говорить о том, что они завышены - глупо: рентабельность в отрасли минимальна, если вообще положительна. Ставить вопрос надо так: а подходят ли для России речные круизы с их экономикой? Но эта проблема не самая главная.

Главное - череда происшествий с речным и морским флотом, начиная от трагической гибели дизель-электрохода "Булгария" и заканчивая затоплением теплохода Costa Concordia. Плюс несколько пожаров, обошедшихся без жертв. Везде - человеческий фактор. Но доверие к понятию "круиз" несколько подорвано.



До начала февраля мы не ощущали разницу между активностью клиентов в том же периоде предыдущего года и в текущем периоде. Однако задавали себе вопрос: не наступит ли спад активности после того, как постоянные клиенты, плюс люди, которые любят речные круизы, плюс желающие выбрать конкретные каюты в конкретных круизах, купят путевки заранее?

И он наступил. Не только у нас: по сравнению с большинством компаний наши дела идут совсем неплохо. У нас лучше большинства компаний идут продажи. У нас в отличие от многих нет предбанкротного состояния. У нас закрыты все обязательства прошлой навигации перед поставщиками топлива, продуктов, перед портами и водными путями. Мы в отличие от некоторых компаний вовремя и в полном объеме выплачиваем зарплату. Мы делаем судоремонт. Но мы - едва ли не единственные в отрасли, кто не делает вид, что ничего не происходит. Происходит! И надо действовать.

Мы пересчитали будущие финансовые показатели компании исходя из новых реалий, снизив загрузку теплоходов на 20-30%. Результаты, само собой, получились не обнадеживающими: график движения денежных средств на предстоящий год показал, что при такой загрузке теплоходов может возникнуть дефицит денежных средств, который мы не сможем закрыть никакими известными нам способами. Допустить этого было категорически нельзя, и, более того, недопустимо создание и такого дефицита средств, который можно закрыть только неплатежами по договорам и невыплатой заработной платы. 

Мы стали думать, что можно сделать, чтобы этого избежать. Первый вариант, вывести из эксплуатации одно или два судна, по расчетам приводил только к ухудшению ситуации.

Второе - снижение цен. Учитывая низкую рентабельность речных круизов, цены снижать вроде бы некуда. Но зато это может повысить загрузку судна. А учитывая, что наши специалисты по продажам умеют довольно точно прогнозировать зависимость между ценой и загрузкой теплохода, можно подобрать такое сочетание "цена-загрузка", которое если не сделает теплоход рентабельным, то предельно сократит убыток. После обсуждений и расчетов были снижены цены на круизы теплоходов "Карл Маркс" и "Космонавт Гагарин".

Третье - сокращение навигации, отмена осенних рейсов. Казалось бы, сейчас еще рано говорить о загрузке осенних круизов. Но понять, что она будет невысокой, уже можно: по активности клиентов. Расчеты показали, что отмена ряда осенних круизов по одним судам уменьшит убыток, а другие выведет в небольшой "плюс". Было принято решение о сокращении навигации теплоходам "Н.А. Некрасов", "Карл Маркс" и "Василий Чапаев". А по теплоходу "Александр Бенуа" были сняты с продажи рейсы, начиная с 17 сентября, но с возможностью, если спрос на круизы все-таки окажется выше ожидаемого нами, вернуть эти рейсы. Поэтому теплоходу "Александр Бенуа" пока не назначен односторонний круиз из Москвы в Нижний Новгород в конце навигации.

Итак, эти теплоходы закончат навигацию раньше срока:
"Н.А. Некрасов" - 30 сентября
"Василий Чапаев" - 14 сентября
"Карл Маркс" - 2 сентября
Вопрос о круизах теплохода "Александр Бенуа" начиная с 17 сентября пока открыт.

Не берусь сказать, что будет с компаниями, руководство которых на что-то надеется и ничего не предпринимает. Возможно самое худшее. Год будет очень тяжелым.

Не сомневаюсь, что уже во время навигации будут отменены осенние программы у других компаний, как это было в прошлом году. Но мы это сделали сейчас, когда на этих круизах еще почти нет туристов. Конечно, было бы логичнее продолжать продажи, и отменить круизы в самый последний момент, чем сделать это сейчас, первыми, да еще и получить порцию критики. Но мы не могли поступить иначе, ведь люди строят свои планы, подгадывают к круизам отпуска. Мы не хотели их подвести.

К сожалению, помимо эмоционального момента, в произошедшем сокращении навигации есть и другие отрицательные стороны.

Во-первых, упадет доверие клиентов к осенним круизам. Мы много делали для того, чтобы его завоевать, мы честно отрабатывали осеннюю программу до десятых чисел ноября месяца, даже когда теплоход работал в убыток. Все эти усилия пошли насмарку, и придется начинать сначала. Думаю, что мы будем постепенно, в течение двух-трех навигаций увеличивать продолжительность работы наших судов, пока наконец не вернемся к ноябрьским рейсам. Мы очень хотим, чтобы ноябрьские круизы вернулись в круизную программу "Инфофлота".

Во-вторых, сокращение навигации усугубит кадровые проблемы. Мы радовались, что наши экипажи имеют возможность работать от пяти до семи месяцев в навигацию, не считая зимнего судоремонта. Теперь продолжительность навигации составит от трех с половиной до пяти месяцев.

Но как бы то ни было, перечисленные меры, с учетом агентских продаж речных и морских круизов, выведут компанию "Инфофлот" на приемлемые финансовые показатели, позволят ей благополучно пережить этот сложный год, и выполнить все обязательства перед партнерами и туристами, ни в чем не снижая качества обслуживания.

Несмотря на временные трудности, с которыми столкнулась отрасль, мы смотрим на будущее оптимистично. А в следующий раз я постараюсь подготовить сравнение цен на речные круизы в разных странах, чтобы разобраться, действительно ли цены в России выше зарубежных.

d
вопрос - кому нужны вообще эти ноябрьские круизы?
вам то понятно - вы хотите больше выручки выжимать из сезона в навигацию

но подумайте с позиции туриста - в сентябре уже просто дубарь на теплоходе, а октябрь тем более!
а вы хотите аж до ноября. но что делать на теплоходе в такой дубарь?
Re: d
Выручка и прибыль - понятия разные. Выручка действительно увеличивалась, но прибыль уменьшалась. Делали мы это с дальним прицелом. Если вкратце, то увеличение навигации в будущем дало бы улучшение финансовых показателей, и упростило бы кадровые вопросы по экипажам.

А у осенних круизов, как показала практика, есть свои любители.
Re: d
(Anonymous)
Круиз по Волге летом и поздней осенью по одному и тому же маршруту, например, это, уверяю вас, два совершенно разных круиза. Совсем другие пейзажи, настроения, совсем другая романтика.
Всё это, конечно, печально, но зато объективно. Доверие к осенним круизам ещё не подорвано, но прошлогодние отмены вызвали определённые опасения. Хотя продажи уже выкупленного сентябрьского круиза на эту навигацию радуют. Не должны с такой отменить.
Саша, вы все правильно сделали! Никакой критики быть не может. Тем более на форуме от офисных крыс, которым надо сходить в последний рейс куда-нибудь из Москвы. Но тут есть и положительный момент - крысы все же греются у Инфофлота и хотят только ваших круизов на осень))) привязались.
Ну, зачем же так резко... Что поделать, люди конечно расстроились. Хотя количество тех, кто хотя бы забронировал путевки на эти рейсы - минимально. Нам очень грустно, что мы огорчили этих людей.
Ирина! Не надо так называть офисных работников! Крысы - это прежде всего воры, а в офисе работают мыши. Они и грызутся как мыши и бумагами шуршат как мыши. Я лично чрезвычайно рад, что Инфофлот принял заранее такое решение! Перепланировать всегда всё возможно.
(Anonymous)
Жаль, конечно. Впервые сходила в прошлом году в ноябрьский рейс на Некрасове. Очень понравилось. Ноябрьский рейс он не хуже и не лучше- он другой. Думала, что закрытие навигации отныне станет для меня традицией. Буду все-таки надеяться на Бенуа. Удачи!
Я бы наоборот осень выбрал бы, для круиза))
1 осенние круизы, определенно, имеют свою прелесть. Дыхание осени во отчую.
2 Вы молодцы, что приняли такое волевое решение. Безусловно, сегодняшнее поступление денежных средств важно для любого туроператора для закрытия прошлых и/или предстоящих плановых (и не плановых) расходов. Но ведь ясно, что при минимальной загрузке осенние рейсы не состоятся, а значит, эти суммы придется возвращать. К сожалению, не многие управленцы сейчас готовы принимать волевые решения. (Видимо, уповая на то, что решится все само собой). Ибо, нерешительность – это тоже решение )
(Anonymous)
Печально, но главное в этой ситуации - сохранить бизнес. И хорошо, что заблаговременно объявили о сокращении навигации. Это позволит туристам спокойно скорректировать свои планы. Если по другим теплоходам тоже есть сомнения, то не тяните. Лучше раньше, чем позже.
По поводу ноябрьских рейсов: дважды посчастливилось бывать в них, было замечательно. Хочется надеяться, что они вскоре вернуться.
Успехов вам в нелегком труде.
С уважением, Сергей Иванович.
Спасибо за открытость.
Скидки на Марксе и Гагарине заставляют задуматься о покупке второго в этом году круизе.
Если дождемся каких-то специальных скидок для участников форума Инфофлот (как в прошлом году) - вообще здорово будет.
вот ведь, а мы собирались осенью на Карле Марксе :(

пусть кризис скорей минует!
Надеюсь, это мужественное и взвешенное решение с отменой осенних круизов поможет выйти из предкризисной ситуации. Удачи, удачи и еще раз удачи!!!
Осенние круизы мне очень нравятся ( нравились). На таких прекрасных теплоходах как Бенуа и др. под флагом Инфофлота никакой "дубак" не страшен. Очень хорошо, что компания позаботилась о туристах и приняла такое решение. У меня к Вам просьба, Александр Сергеевич: какие конкретно компании находятся в предбанкронтном состоянии? Хочу максимально обезопаситься, ибо с Речфлотом у меня получилась скверная ситуация. Если можно, то ответьте в личку. Конфиденциальность обещаю. Заранее Спасибо! Очень своеременно предупредили!
Алексей Дивеев
Удачи Вам и спасибо за осенние круизы.в них есть что-то неповторимое,загадочное и виды природы особенны!
Re: Алексей Дивеев
Спасибо! Я и сам поклонник осенних круизов.
Честно говоря, осенние круизы комфортны где-то до первой половины сентября. Кстати проеверено мной аж два (2008 год "В.Чапаев" до Уфы и 2009 год "Космонавт Гагарин" М-Углич-М). Но стоит погоде чуть-чуть проявить нрав и осенью это уже совершенно иные ощущения. Но это природа, с ней не поспоришь. Прогнозировать осенние рейсы можно лишь тогда, когда есть долгосрочный прогноз погоды, а при сегодняшних сюрпризах погоды, делать это очень сложно. Может быть осень будет теплой, а может и сентября зарядить дубак.
Так что решение, оставить (предварительно) на осень лишь одного "Бенуа" наверное самое верное (при теплой осени, возможно при хорошей загрузки, он принесет дополнительную прибыль, а вот если похолодает рано, то сработает в ноль).
(Anonymous)
Тут как бы первые весенние рейсы отменять не пришлось. В лёд суда без ледового класса больше никто не выпустит, сидеть стрелочником никому не охота.
Да, при нынешнем "старте" весны повторение истории 2007 года вполне себе возможно. Тогда помнится тоже в конце апреля, начале мая на Угличском водохранилище еще стоял лед. Тем более, что прогнозы синоптиков увы неутешительные, нормальная весна, с устойчивыми положительными значениями температуры, наступит в лучшем случае в конце апреля.
Но все же будем надеяться на лучшее и весна вступит в свои права все же раньше.
Александр, вы уже далеко не первый, кто говорит о нерентабельности речных круизов. И явно не последний. И формулировки теже, стабильно года так с 2007-ого - то есть с того момента, как на рынке речных круизов начала создаваться конкуренция и покупатель стал голосовать рублем, а не хватать первое, что попалось. С тех пор добавилась только "Булгария" - хотя не пойди она ко дну в 2011-м году, нашлась бы другая причина. Причем об убыточности туризма говорят теперь и сухопутные туроператоры.
Итак - мы имеем стройный хор голосов турфирм об убыточности их бизнеса. Но с рынка никто не уходит, говорят об антикризисных мерах (ессно за счет клиента) и продолжают работать, занимаясь по сути благотворительностью. Как прикажете это понимать? Причем регулярное повышение цен, несмотря на реально падающий спрос, продолжается. А хор о неретабельности не умолкает.
И вот такой паскудный момент. Навигация-2012 по сути для всех оказалась провальной. На моей памяти 2012 год стал первым, когда суда в середине лета возвращались по затонам. Так вот - в Самаре наблюдался парадокс - цены на круизы не снижались. Пожалуй только самарский Спутник-Гермес устраивал боле-менее ощутимые акции. Все остальные продолжали торговать по ценам установленным до этого. И это при условии, что цены на круизы из соседних городов на эти же суда были ниже. Как это объяснить?

PS Я бы поверил во все эти разговоры, если бы самому не приходилось видеть раскладки по расчету стоимости туров
Я описываю ситуацию такой, какая она есть, или как я ее вижу. Мне полностью безразлично, кто в это верит или нет - главное, что в это верю я. :))

По вопросам.

1. Нерентабельность. Это процесс чаще переменный. У нас она была по итогам навигаций 2004, 2006, 2011 и 2012 гг. По расчетам в 2013 г. мы должны отработать рентабельно, но после "Булгарии" это действительно стало сложнее и требует очень серьезного подхода к работе.

2. Снижение цен. Круизные компании не снижают их именно по той причине, что снижать их некуда. Те, кто снижает цены, обычно просто пытается закрыть хоть какие-то долги за счет кратковременного увеличения объема оборотных средств - но это ненадолго.

3. "С рынка никто не уходит". Вообще уходят - банкротят и закрывают компании, открывают новые. Потребителю это чаще всего не видно. Но почему стараются не уходить - как раз из-за больших долгов, которые закрываются продажами следующей навигации и кредитами, и так по нарастающей. Выйти из этого замкнутого круга при нерентабельной работе очень трудно - до банкротства. Я говорю не про нас, но про многие компании в этой отрасли.

То, что вы называете "раскладки по расчету стоимости туров" - это небольшая часть объемных финансовых расчетов - 1) бюджета компании (который показывает, насколько рентабельно она может работать) и 2) прогнозируемого движения денежных средств (который показывает, в какой момент какой дефицит или избыток средств может возникнуть). В этих документах учтено все - от налогов до кредитов. Я работаю с обоими документами постоянно, и довольно хорошо понимаю, когда можно ожидать рентабельной работы, а когда нет.

Меры, описанные в посте, были приняты, когда график движения средств показал угрозу возниконовения кассового разрыва в сентябре этого года. Прогноз делался за полгода до прогнозируемого события. А сейчас уже ноябрь, и могу сказать, что принятые меры позволили этого неприятного события избежать.